Дело № 2-174/2020
55RS0026-01-2019-003420-35
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Беспятовой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Тихонове Д.С.,
при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Мироненко М.А.,
рассмотрел в городе Омске в открытом судебном заседании 3 февраля 2020 года гражданское дело по исковому заявлению Муханова А.Р. к Администрации Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области о признании права собственности на жилой дом,
УСТАНОВИЛ:
Муханов А.Р. обратился в Омский районный суд Омской области с иском к Администрации Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области о признании права собственности на жилой дом, указав, что ДД.ММ.ГГГГ истец получил в дар от сестры КАР земельный участок <адрес> категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки. На вышеуказанном земельном участке расположен дом, строительством которого истец занимался с 2016 года, что подтверждается разрешением на строительство от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Администрацией Троицкого сельского поселения. В процессе строительства истец не занимался оформлением документов на дом, так как земельный участок не принадлежал ему. В 2019 году, при оформлении документов и при составлении технического плана выяснилось, что нарушены предельные параметры разрешенного строительства. В связи с этим было отказано администрацией Троицкого сельского поселения в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства. Просит признать право собственности на жилой дом, общей площадью 136,9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №.
Истец Муханов А.Р. в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель истца Муханова А.Р. – Рогозина Т.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омского Омской области в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица ПАО «МРСК Сибири» Любый С.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежащим образом, направил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что в непосредственной близости от спорного жилого дома и земельного участка расположены электросетевые объекты, принадлежащие ПАО «МРСК Сибири»: воздушная линия электропередачи <данные изъяты>, дата постановки на баланс ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; воздушная линия электропередачи <данные изъяты>, дата постановки на баланс ДД.ММ.ГГГГ, приказ от ДД.ММ.ГГГГ № о назначении приемочной комиссии и вводе объектов в рамках исполнения Постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № хозяйственным способом. Опоры воздушных линий электропередачи <данные изъяты> находятся за пределами границ земельного участка с кадастровым номером №. Воздушная линия электропередачи <данные изъяты> выполнена самонесущим изолированным проводом (СИП). В соответствии с требованиями действующего законодательства, в отношении воздушных линий электропередачи напряжением 35 кВ установлены охранные зоны объектов электросетевого хозяйства. В 2015 году Муханов А.Р. предоставил на согласование Градостроительный план земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1100 кв.м., для индивидуального жилищного строительства в границах <адрес> Градостроительный план был согласован с учетом охранной зоны ВЛ-35 кВ. На момент согласования Градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером № сведения об охранной зоне ВЛИ-0,4 кВ отсутствовали. На основании сведений ПК (программного комплекса) Геомодуль ПАО «МРСК Сибири» и открытого источника – Публичной карты Росреестра, в непосредственной близости от жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, отсутствуют электросетевые объекты, принадлежащие ПАО «МРСК Сибири». Параметры индивидуального жилого дома, его размещение на земельном участке с кадастровым номером № позволяют утверждать о том, что расстояние от крайних проводов ВЛ-35 кВ и ВЛИ-0,4 кВ до крайних выступающих частей объекта соответствует минимально допустимым расстояниям в соответствии с требованиями нормативно-технической документации. В соответствии с п.ДД.ММ.ГГГГ Правил устройства электроустановок (ПУЭ) в населенных пунктах расстояние по горизонтали от крайних проводов до границ земельных участков жилых и общественных зданий, до детских игровых площадок, площадок отдыха и занятий физкультурой, хозяйственных площадок или до ближайших выступающих частей и общественных зданий, при отсутствии земельных участков со стороны прохождения ВЛ, должно быть не менее расстояний для охранных зон ВЛ соответствующих напряжений. В силу п. ДД.ММ.ГГГГ ПУЭ-7 для воздушных линий электропередачи ВЛ (напряжением до 1000В) расстояние по горизонтали от самонесущего изолированного провода при наибольшем их отклонении до элементов зданий и сооружений должно быть не менее 0,2 метра – до глухих стен зданий и сооружений. В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ для воздушных линий электропередачи ВЛ (напряжением до 1000В) расстояние в свету между СИП и стеной здания или сооружением должно быть не менее 0,06 м. На основании требований Постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 №160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» в охранных зонах воздушных линий электропередачи устанавливаются особые условия использования земельных участков. Земельные участки, включенные в границы зон с особыми условиями использования территорий, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Наличие установленных охранных зон не лишает его правообладателя на распоряжение таким участком по своему усмотрению, устанавливаются лишь ограничения в использовании земельного участка, попадающего в охранную зону объекта электросетевого хозяйства. На основании вышеуказанного, в случае удовлетворения иска Муханова А.Р., нарушения прав и имущественных интересов ПАО «МРСК Сибири» не повлечет.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Омской области Голикова Ю.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании участия не принимала, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежаще, направила отзыв на исковое заявление, просила рассматривать дело в отсутствие представителя Управления.
Представитель третьего лица Администрации Омского муниципального района Омской области в судебом заседании участия не принимал, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не известно.
Суд счел возможным рассмотрение дела при указанной явке.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В силу части 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Из положений статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
Согласно пунктам 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
По смыслу статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии с требованиями статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
В судебном заседании установлено, что Муханов А.Р. является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 1100 +/-23 кв.м., местоположение <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области Муханову А.Р. был выдан градостроительный план земельного участка с кадастровым номером №.
Также ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области Муханову А.Р. было выдано разрешение на строительство № жилого дома площадью 150 кв.м. на земельном участке с кадастровым номером №.
Из искового заявления и пояснений представителя истца, материалов дела следует, что на земельном участке с кадастровым номером № был возведен жилой дом.
Постановлением Администрации Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №, жилому дому, расположенному на земельном участке с кадастровым номером № присвоен адрес: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером ООО «Земельный кадастр» ЗЕВ был подготовлен технический план в связи с созданием здания, расположенного по адресу: <адрес>
Согласно указанному техническому плану жилой дом расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером №, имеет площадь 136,9 кв.м., год завершения строительства объекта – 2019.
ДД.ММ.ГГГГ Муханов А.Р. обратился в Администрацию Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, в части: минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения объекта капитального строительства, за пределами которых запрещено строительство зданий, а именно изменения (уменьшения) минимального отступа со стороны смежного земельного участка с кадастровым номером № до объекта капитального строительства с 3-х до 0,38 метров.
ДД.ММ.ГГГГ по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства в отношении земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1100 кв.м., в части изменения (уменьшения) минимального отступа от земельного участка с кадастровым номером № до объекта капитального строительства с 3-х до 0,38 метров были проведены публичные слушания.
Согласно заключению Комиссии по подготовке градостроительной документации Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области, публичных слушаний по вопросам предоставления разрешения от отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства от ДД.ММ.ГГГГ, в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства в отношении земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1100 кв.м., в части изменения (уменьшения) минимального отступа от земельного участка с кадастровым номером № до объекта капитального строительства с 3-х до 0,38 м. было отказано.
Администрацией Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области ДД.ММ.ГГГГ был дан ответ, из которого следует, что отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов. Строительство или реконструкция объектов на земельных участках должны происходить в режиме строгого соблюдения требований градостроительных и технических регламентов, региональных нормативов градостроительного проектирования и иных нормативно-технических документов и требований. В соответствии с Правилами землепользования и застройки Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области, земельный участок с кадастровым номером № расположен в территориальной зоне Ж-3 «Одноквартирных жилых домов без права использования приусадебных земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства», в которой минимальная площадь земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства составляет 400 кв.м. Вместе с тем, согласно сведений ЕГРН, земельный участок имеет площадь 1100 кв.м. Материалы обосновывающие факт того, что конфигурация, инженерно-геологические и иные характеристики земельного участка с кадастровым номером № неблагоприятны для застройки, не представлены. Учитывая изложенное, у Администрации отсутствуют правовые основания предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства.
Пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем земельном участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
По общему правилу, согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных стоящей статьей.
Порядок, основания выдачи разрешения на строительство, внесения в него изменений предусмотрены статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1.1. части 17 части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
Исходя из положений частей 1, 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве).
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:
- проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
- направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Частями 6, 19 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства:
- проводит проверку соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами (в том числе в случае, если указанные предельные параметры или обязательные требования к параметрам объектов капитального строительства изменены после дня поступления в соответствующий орган уведомления о планируемом строительстве и уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве). В случае, если уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства, осуществляется проверка соответствия параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома указанным предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства;
- проверяет путем осмотра объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома соответствие внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома описанию внешнего вида таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве (при условии, что застройщику в срок, предусмотренный пунктом 3 части 8 статьи 51.1 настоящего Кодекса, не направлялось уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по основанию, указанному в пункте 4 части 10 статьи 51.1 настоящего Кодекса), или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения;
- проверяет соответствие вида разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома виду разрешенного использования, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;
- проверяет допустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию;
- направляет застройщику способом, указанным в уведомлении об окончании строительства, уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области, утвержденных Решением Совета Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 23.12.2009 № 47, зона одноквартирных жилых домов без права использования приусадебных земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства(Ж-3) включает в себя земельные участки, предназначенные для строительства или занимаемых одноквартирными жилыми домами с приусадебными земельными участками от 400 до 1500 кв.м. Минимальные отступы от границ земельных участков – 3 м.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что жилой дом площадью 136,9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, был возведен Мухановым А.Р. с отклонением от установленных Правилами землепользования и застройки Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области предельных параметров разрешенного строительства.
Таким образом, вышеназванные требования Градостроительного кодекса Российской Федерации истцом при возведении жилого дома соблюдены не были.
Согласно части 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка (пункт 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 25 постановления Пленума ВС РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
В силу пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка (далее - правообладатель земельного участка).
Если самовольная постройка осуществлена на земельном участке, принадлежащем застройщику, однако на ее создание не были получены необходимые разрешения, ответчиком по иску застройщика о признании права собственности на самовольную постройку является орган местного самоуправления, на территории которого находится самовольная постройка.
Признание права собственности на самовольную постройку не свидетельствует о невозможности оспаривания заинтересованным лицом в последующем права собственности на это имущество по иным основаниям.
В пункте 26 постановления пленума ВС РФ № 10, пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.
Таким образом, лицо, осуществившее самовольную постройку, обязано представить суду доказательства, подтверждающие возможность сохранения этой постройки, в том числе соответствие ее требованиям безопасности, для чего должно за свой счет получить необходимые заключения.
В обоснование того, что самовольная постройка возведена без существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, истцом представлено экспертное заключение № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненное ООО «ОМЭКС».
В заключении отражено, что при рассмотрении определений нормативной документации к недвижимым объектам, сопоставив фактические данные, полученные путем визуального осмотра с требованиями, предъявленными к объектам такого рода, специалист пришел к выводу, что жилой дом № расположенный по адресу: <адрес>, является капитальным строением, так как: - имеется прочная связь с землей, - перемещение без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик невозможно.
При рассмотрении требований нормативной документации к жилым домам, сопоставив фактические данные, полученные путем визуального осмотра и изучения технической документации, специалист пришел к выводу, что жилой дом № общей площадью 136,9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, соответствует строительным нормам и правилам. Для соответствия пожарным, градостроительным и санитарным нормам и правилам требуется согласие от собственников смежных земельных участков.
Заключение содержит подробное описание результатов исследования, выводы эксперта мотивированы. Оснований не доверять выводам указанной экспертизы, сомневаться в них у суда первой инстанции не имеется.
Квалификация эксперта подтверждена, выводы эксперта документально не опровергнуты.
Как уже указывалось ранее, в соответствии с требованиями пункта 2 части 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производительные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно статье 20 Градостроительного кодекса Российской Федерации, граждане обязаны осуществлять градостроительную деятельность в соответствии с градостроительной документацией, правилами застройки; проводить работы по надлежащему содержанию зданий, строений и сооружений в соответствии с градостроительной и проектной документацией, градостроительными нормативами и правилами, экологическими, санитарными, противопожарными и иными специальными нормативами.
Суд отмечает, что в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 марта 2014 года, разъяснено, что сами по себе отдельные нарушения, которые могут быть допущены при предоставлении земельного участка для строительства и при возведении постройки, в том числе градостроительных, строительных, иных норм и правил, не являются безусловным основанием для сноса строения, поскольку постройка может быть снесена лишь при наличии со стороны лица, осуществившего ее, нарушений, указанных в статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Наличие допущенных при возведении самовольной постройки нарушений градостроительных и строительных норм и правил является основанием для отказа в удовлетворении иска о признании права собственности на самовольную постройку либо основанием для удовлетворения требования о ее сносе при установлении существенности и неустранимости указанных нарушений.
К существенным нарушениям строительных норм и правил суды относят, например, такие неустранимые нарушения, которые могут повлечь уничтожение постройки, причинение вреда жизни, здоровью человека, повреждение или уничтожение имущества других лиц.
При оценке значительности допущенных нарушений при возведении самовольных построек принимаются во внимание и положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации о недопустимости действий граждан и юридических лиц, осуществляемых исключительно с намерением причинить вред другому лицу, или злоупотребление правом в других формах, а также соразмерность избранному способу защиты гражданских прав.
Учитывая вышеуказанные нормы права и установленные фактические обстоятельства по делу, суд приходит к выводу, что имеется отклонение от минимальных отступов от границ земельного участка.
Вместе с тем из материалов дела следует, что спорное строение возведено в пределах земельного участка с кадастровым номером 55:20:220302:913, принадлежащим истцу на праве собственности, категории земель: земли населенных пунктов; земельный участок расположен в зоне Ж-3.
При этом в материалах дела отсутствуют доказательства нарушения прав и законных интересов других лиц в результате отклонения от параметров, указанных в градостроительном плане в части минимальных отступов.
Проанализировав вышеизложенные правовые нормы, принимая во внимание что истец, создавший самовольную постройку, предпринимал меры к получению разрешительной документации, при этом земельный участок, на котором располагается спорный объект недвижимости – индивидуальный жилой дом, находится в собственности истца, расположен на землях населенных пунктов, имеет разрешенное использование: для размещения малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки, а созданное жилое строение соответствует действующим градостроительным, строительным нормам и правилам, санитарно-эпидемиологическим нормам, к тому же сохранение объекта незавершенного строительства не приведет к нарушению прав и охраняемых законом интересов других лиц и не приведет к созданию угрозы жизни и здоровью граждан, суд приходит к выводу, что требования истца о признании права собственности на самовольную постройку подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 58 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать за Мухановым А.Р. право собственности на жилой дом, площадью 136,9 кв.м., год завершения строительства - 2019, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, имеющем адрес (местоположение): <адрес>
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Омский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Н.Беспятова
Решение в окончательной форме изготовлено 10 февраля 2020 года.