Дело №2а-663/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 февраля 2019 года г. Дмитров
Дмитровский городской суд Московской области в составе судьи Мурашовой О.М., с участием помощника военного прокурора Солнечногорского гарнизона Московской городской военной прокуратуры Шапран Д.И., при секретаре судебного заседания Кустовой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску военного прокурора Солнечногорского гарнизона в интересах Российской Федерации к призывной комиссии Дмитровского городского округа <адрес>, Конюхову ФИО14 и военному комиссариату городов <адрес> и <адрес> о признании решений незаконными, возложении обязанностей, аннулировании военного билета и обязании изъять военный билет.
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Солнечногорского гарнизона обратился в суд с административным иском в интересах Российской Федерации к административным ответчикам, согласно которых просит признать незаконными решения призывных комиссий <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) и призывной комиссии ФИО6 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) об освобождении ФИО2 от призыва на военную службу; обязать военный комиссариат городов <адрес> и призывную комиссию Дмитровского муниципального р-на ФИО6 <адрес> организовать мероприятия, связанные с призывом Конюхова В.С. на военную службу, аннулировать военный билет серии АС № выданный ФИО2 в августе 2018 г. военным комиссариатом городов <адрес> обязать военный комиссариат городов <адрес> изъять военный билет серии № выданный Конюхову В.С., ссылаясь на то, что по решению призывной комиссии <адрес>а от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 был признан ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья и освобожден от призыва в соответствии с п.п. А п. 1 ст. 23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», данное решение было утверждено призывной комиссией ФИО6 <адрес> ДД.ММ.ГГГГ В ходе проверки было установлено, что решения призывными комиссиями были приняты при отсутствия проведения призывнику необходимых медицинских обследований. Согласно заключения специалиста от ДД.ММ.ГГГГ диагноз был установлен необоснованно. В связи с чем, выданный Конюхову В.С. военный билет подлежит аннулированию и изъятию.
Представитель административного ответчика военного комиссариата городов <адрес> и заинтересованного лица военного комиссариата <адрес> ФИО10 иск признала.
Административный ответчик Конюхов В.С. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Представители административных ответчиков призывной комиссии Дмитровского городского округа <адрес>, призывной комиссии <адрес> и заинтересованного лица военного комиссариата <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, мнения по иску не выразили.
Представитель заинтересованного лица администрации Дмитровского городского округа <адрес> в судебное заседание не явился, представил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, решение оставляет на усмотрение суда.
Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав письменные материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании было установлено следующее:
В соответствии со ст. 28, 29 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» решение призывной комиссии может быть обжаловано в суд.
Согласно ст.ст. 39 и 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены законные интересы Российской Федерации.
Кроме того, право на обращение в суд с заявлением в интересах Российской Федерации предоставлено прокурору п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Указанием Генерального прокурора Российской Федерации от 23.05.2000 №96/14 «Об устранении недостатков в организации надзора за исполнением законов о подготовке и призыве граждан на военную службу» определено, что в целях совершенствования надзора за исполнением законодательства, регламентирующего воинскую обязанность граждан, при проверках исполнения Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» установлен порядок, по которому территориальные и военные прокуроры осуществляют, в частности, надзор за соблюдением должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций требований законодательства по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности, мероприятий по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности или поступления граждан на военную службу по контракту, о призыве граждан на военную службу. При этом в соответствии с п. 4 данного указания прокуроры обязаны особое внимание уделять законности в деятельности организаций и должностных лиц, ответственных за военно-учетную работу, органов государственной власти и местного самоуправления, призывных комиссий и военных комиссариатов.
Военной прокуратурой Солнечногорского гарнизона проведена прокурорская проверка исполнения требований законодательства о призыве граждан на военную службу.
Распоряжением Губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-РГ созданы призывная комиссия <адрес> (председатель – Губернатор <адрес>) и призывная комиссия <адрес> (председатель – Глава <адрес>).
Согласно протоколу заседания призывной комиссии <адрес> ДД.ММ.ГГГГ № Конюхов В.С. признан ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья (категория «В») и освобожден от призыва в соответствии с п.п.«а» п. 1 ст. 23 Федерального закона «Овоинской обязанности и военной службе». Указанное решение об освобождении Конюхова В.С. от призыва на военную службу утверждено призывной комиссией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (протокол №). В ДД.ММ.ГГГГ. Конюхову В.С. был выдан военный билет серии №.
В ходе прокурорской проверки установлено, что решения об освобождении Конюхова В.С. от военной службы по состоянию здоровья принято названными призывными комиссиями при отсутствии проведения призывнику необходимых медицинских обследований, в связи с чем, они являются необоснованными по следующим основаниям.
Согласно ст. 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и п. 3 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 №663, далее - Положение), призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном районе решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» на призывную комиссию возлагаются обязанности о принятии, помимо прочих, также и решений об освобождении граждан от призыва на военную службу.
В соответствии с п. 13 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.06.2013 № 565 (далее по тексту–Положение), организация медицинского освидетельствования при призыве на военную службу возлагается на призывную комиссию.
В соответствии с п.п. 14 и 15 упомянутого Положения, при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения различные диагностические исследования, а также освидетельствование соответствующими врачами-специалистами (хирургом, терапевтом и т.д.).
Порядок направления на обследование (лечение) и форма медицинского заключения о состоянии здоровья граждан определены совместным приказом Минобороны и Минздрава России от 23.05.2001 №240/168 и Приложением № 5 к приказу Министра обороны РФ от 16.09.2015 № 533.
Разделом 4 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья (приложение № 3 к приказу Минобороны и Минздрава России от 23.05.2001 № 240/168) установлено, что призывники, признанные нуждающимися в обследовании, при необходимости могут быть направлены военным комиссаром на обследование в медицинские учреждения субъекта Российской Федерации.
Врачом медицинского учреждения, осуществляющим обследование призывника, признанного нуждающимся в обследовании, после проведенного обследования оформляется медицинское заключение о состоянии здоровья граждан. Обследование призывников должно быть полноценным с учетом основного и сопутствующих заболеваний. В заключении должны быть указаны результаты клинико-инструментальных методов исследования и объективные данные, подтверждающие основной и сопутствующие диагнозы. Диагнозы должны соответствовать принятой международной классификации болезней, иметь интранозологическую характеристику с указанием стадии заболевания или физического недостатка, стадии компенсации, функциональных нарушений пораженного органа (системы). Данное заключение подписывается врачом, проводившим обследование, заведующим (начальником) отделением, руководителем медицинского учреждения, после чего его подпись заверяется гербовой печатью медицинского учреждения.
Первый экземпляр заключения направляется в военный комиссариат, в котором призывник состоит на воинском учете. Второй экземпляр хранится в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного.
В соответствии с п. 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663, п. 39 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 2 октября 2007 г. № 400, решение призывной комиссии об освобождении гражданина от призыва на военную службу выносится на основании документов, указанных в Перечне документов, подтверждающих наличие у гражданина основания для освобождения его от призыва на военную службу, подлежащих представлению призывной комиссии (приложение № 32 к данной Инструкции), в том числе медицинского заключения о состоянии здоровья с указанием результатов проведенных исследований и поставленного диагноза, выписки из истории болезни, заверенных подписями главного врача и лечащего врача медицинского учреждения и печатью медицинского учреждения; листа медицинского освидетельствования с заключением врачей-специалистов о категории годности призывника и иных документов.
В случае признания гражданина ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья, решением призывной комиссии муниципального образования он зачисляется в запас.
В силу ст. 29 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», проверка правильности освобождения граждан от военной службы возложена на призывную комиссию субъекта РФ.
Согласно п. 51 вышеназванной Инструкции, личные дела граждан, освобожденных от призыва, представляются на рассмотрение призывной комиссией субъекта РФ. По результатам комиссией принимается решение об освобождении граждан от призыва либо об отмене решения призывной комиссии муниципального образования.
В ДД.ММ.ГГГГ. Конюхов В.С. принят военным комиссариатом на воинский учет.
ДД.ММ.ГГГГ военным комиссариатом Конюхову В.С. выдано направление на медицинское обследование в ГБУЗ <адрес> «Яхромская городская больница».
Однако, вопреки пунктам 20 и 21 Вышеуказанного Положения о военно– врачебной экспертизе, пункту 12 Приложения № совместного приказа Минобороны РФ и Минздрава РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе», Конюхов В.С. медицинское обследование по направлению военного комиссариата не проходил.
Вместо этого им на призывную комиссию <адрес> представлены выписной эпикриз от ДД.ММ.ГГГГ и медицинское заключение о состоянии здоровья (без номера), в которые медицинскими работниками ГБУЗ <адрес> «Яхромская городская больница» были внесены сведения о том, что Конюхов В.С. находился на стационарном лечении в больнице в период с 4 по ДД.ММ.ГГГГ и у него выявлена мочекаменная болезнь.
По результатам изучения указанных медицинских документов призывной комиссией на основании ст. 72-б Расписания болезней (Приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№) Конюхов В.С. признан ограниченно годным к военной службе и в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 ст. 23 Федерального закона освобожден от призыва на военную службу по состоянию здоровья (решение призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, оформлено протоколом №).
После принятия данного решения, согласно требованиям пунктов 22 и 23 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья (Приложение № к приказу Минобороны России, Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №) личное дело призывника Конюхова В.С. было направлено в военный комиссариат <адрес> для проведения проверки обоснованности освобождения его от призыва на военную службу по состоянию здоровья, в том числе путем изучения врачами - членами призывной комиссии субъекта РФ личного дела призывника и медицинских документов, подтверждающих установленный диагноз и вынесенное заключение.
Врачом военного комиссариата ФИО6 <адрес> по результатам изучения представленных документов - личного дела призывника Конюхова В.С., а также вышеназванных медицинских документов, сделан вывод о том, что установленный призывнику диагноз и вынесенное заключение являются обоснованными, о чем в листе медицинского освидетельствования сделаны соответствующие отметки.
Затем решение об освобождении Конюхова В.С. от призыва на военную службу в связи с наличием у него мочекаменной болезни, утверждено призывной комиссией <адрес>, о чем оформлен протокол № от ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проверки проведено судебно-медицинское исследование, в соответствии с которым (заключение специалиста ФГКУ «111 Главный государственный центр судебно-медицинских и криминалистических экспертиз» Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ №) решение призывной комиссии вынесено необоснованно.
Судебно-медицинскими экспертами установлено, что заключение врачей о наличии у Конюхова В.С. мочекаменной болезни является необоснованным ввиду отсутствия обследования Конюхова В.С. в организации здравоохранения по направлению военного комиссариата.
По указанным причинам, установленный Конюхову В.С. диагноз «мочекаменная болезнь», не подтвержден, категория годности его к военной службе определена необоснованно.
Таким образом, решения призывных комиссий Дмитровского муниципального района и ФИО6 <адрес> об освобождении призывника Конюхова В.С. от призыва на военную службу являются незаконными, в связи с чем подлежат отмене.
Кроме того, в соответствии с пунктом 48 Положения о воинском учете (утв. постановлением Правительства РФ от 27.11.2006№719 и Приложением к форме № 1 Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации (утв. приказом Министра обороны РФ от 18.07.2014№495) военный билет солдата является основным документом персонального воинского учета, удостоверяющим личность и правовое положение военнослужащего, а для граждан, пребывающих в запасе, - их отношение к исполнению воинской обязанности.
Военный билет оформляется и выдается гражданину РФ, не пребывающему в запасе и не проходившему военную службу, в том числе при зачислении в запас Вооруженных Сил РФ в состав солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов из числа граждан: не прошедших военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу.
После вынесения призывными комиссиями решений, в соответствии с которыми Конюхов В.С. был признан ограниченно годным к военной службе в связи с наличием у него мочекаменной болезни, в августе 2018 г. последний был зачислен в запас ВС РФ и документирован военным билетом серии АС №.
Вместе с тем, принимая во внимание, что решения призывных комиссий являются незаконными и подлежат отмене, данный документ воинского учета оформленный на их основании, и удостоверяющий отношение Конюхова В.С. к исполнению воинской обязанности, подлежит аннулированию и изъятию, поскольку в противном случае у Конюхова В.С. имеется возможность предъявления данного документа, в том числе работодателю, и к нему не могут быть применены ограничения (запреты), установленные в федеральных законах «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Факт вынесения призывными комиссиями вышеуказанных незаконных решений был установлен только в октябре 2018 г. при проведении прокурорской проверки и получении объяснений у должностных лиц военного комиссариата (ФИО11, ФИО12 и др.), в связи с чем, установленный законом срок для обращения в суд не пропущен.
Согласно ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Необоснованные решения призывных комиссий об освобождении призывника Конюхова В.С. от призыва в Вооруженные Силы РФ нарушают неперсонифицированные интересы Российской Федерации, как государства, на территории которого Конституцией Российской Федерации предусмотрена защита основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороноспособности страны и безопасности государства.
Таким образом, требования военного прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», ст. 174-177 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск военного прокурора Солнечногорского гарнизона удовлетворить.
Признать незаконными решения призывной комиссии Дмитровского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) и призывной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) об освобождении Конюхова ФИО15 на военную службу.
Возложить на военный комиссариат <адрес> и призывную комиссию Дмитровского городского округа ФИО6 <адрес> обязанность по организации мероприятий, связанных с призывом ФИО2 на военную службу.
Аннулировать военный билет серии АС №, выданный Конюхову ФИО16 в ДД.ММ.ГГГГ военным комиссариатом городов <адрес> <адрес>.
Возложить на военный комиссариат городов <адрес> обязанность по изъятию военного билета серии АС №, выданного Конюхову ФИО17.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Дмитровский городской суд в течение месяца.
Судья: