Дело № 2а-3364/18
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
23 октября 2018 года
Ленинский районный суд г. Пензы
в составе председательствующего судьи Кузнецовой О.В.,
при секретаре Дубровиной А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шелепина Владимира Александровича к ИФНС России по Железнодорожному району г. Пензы о взыскании излишне уплаченной суммы налогов,
У С Т А Н О В И Л:
Шелепин В.А. обратился в суд с названным административным иском, указав, что на основании налогового уведомления № 493338 от 14.06.2015 г. он произвел 23.09.2015 г. оплату транспортного налога в размере 149 рублей, земельный налог в размере 201 рубль и транспортный налог в размере 1 560 рублей. Общая сумма оплаченных налогов составила 1 910 рублей. Оплату налогов подтверждается подлинными чеками-ордерами Сбербанка России на сумму 149 рублей и 1 560 рублей, чек-ордер на сумму 201 рубль утрачен. Эту оплату истец произвел, будучи не осведомленным о наличии льгот для инвалидов 1 группы по уплате налогов, предусмотренных федеральными законами №146-ФЗ «О налогах и сборах с физических лиц..» и №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Именно этими законами инвалиды 1 группы освобождены от уплаты вышеуказанных налогов. В порядке досудебного урегулирования он направил ответчику претензию, на которую получил ответ исх.№ 10-17/05369 от 10.05.2018г. об отказе в удовлетворении требований. Административный истец просил суд признать его требования законными и взыскать с ИФНС России по Железнодорожному району г. Пензы излишне уплаченную сумму в размере 1 910 рублей.
Административный истец Шелепин В.А. и представитель административного ответчика ИФНС России по Железнодорожному району г. Пензы в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
По смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.
Например, не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ служебные споры, в том числе дела, связанные с доступом и прохождением различных видов государственной службы, муниципальной службы, а также дела, связанные с назначением и выплатой пенсий, реализацией гражданами социальных прав, дела, связанные с предоставлением жилья по договору социального найма, договору найма жилищного фонда социального использования, договору найма специализированного жилищного фонда.
В силу ст. 17 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.
В соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.
Согласно ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают в частности из актов государственных органов и органов местного самоуправления.
По смыслу закона споры об осуществлении гражданских прав, соединенные с требованиями о признании незаконными ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, и являющихся основанием их возникновения, а также споры о признании таких актов незаконными, если их исполнение приводит к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, подлежат рассмотрению в порядке гражданского (искового) судопроизводства.
Из поданного истцом Шелепиным В.А. заявления следует, что им заявлено требование о возврате излишне уплаченной суммы налогов. Заявленное требование сопряжены со спором об осуществлении гражданских прав, поскольку целью обращения административного истца с настоящим административным иском в суд является возврат денежных средств, излишне уплаченных. Следовательно, имеется спор о праве, подлежащий разрешению в порядке гражданского (искового) судопроизводства.
Требование об оспаривании решений, действий (бездействия) ИФНС России по Железнодорожному району г. Пензы административным истцом не заявлено.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 194 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае, если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 128 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.
На основании вышеизложенного суд находит данный спор не подлежащим рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства, так как заявленные требования с учетом наличия спора о праве подлежат рассмотрению и разрешению в порядке гражданского (искового) судопроизводства, в связи с чем, производство по административному исковому заявлению Шелепина В.А. подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 194-195 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 15 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░