УИД 11RS0001-01-2020-008018-31
Дело № 2а-5087/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Куриленко Р.В.,
при секретаре Колокольниковой П.Е.
с участием административного истца Лиманского И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкар
14 сентября 2020 года административное дело по административному исковому заявлению Лиманского Ивана Михайловича к УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, ФКУ ИК-24 УФСИН России по РК о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,
установил:
Лиманский И.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 630000руб.
В обоснование иска указано, что в нарушении ст. 3 Европейской конвенции по правам человека, Лиманский И.М. отбывал наказание в ненадлежащих условиях в ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, а именно по прибытию в ИК, у него была изъята одежда, и выдана форма, которую он обязал носить круглосуточно, он был помещен в карантинное отделение, площадь помещения которого была ниже установленного минимума, а именно 1 кв.м. на человека, далее административный истец был переведен в блок №3, помещение №13, площадью 17 кв.м., в котором находились 15 чел., в помещении которого в зимнее время было холодно, стены были покрыты снегом и инеем, одежда сушилась на спинках кроватей, в связи с маленьким помещением сушильной комнаты, в данном помещении Лиманский И.М. содержался 5 лет. В мае ** ** ** он был переведен в помещение №9, площадь которого была 23 кв.м., однако с учетом мебели на 1 чел. приходилось около 1,1 кв.м., кроме того в данном помещении протекала крыша, которая была отремонтирована в сентябре ** ** **. В мае ** ** ** года, административный истец был переведен в помещение №2, площадью 19 кв.м., с учетом расположения мебели на 1 чел. приходилось около 2 кв.м., зимой в данном помещении было холодно. В ноябре ** ** ** Лиманский И.М. был переведен в помещение №9, в котором с учетом мебели на 1 чел. приходилось около 1,1 кв.м. В блоке №3 душ можно было принимать 1 раз в неделю, с учетом количества заключенных, времени для принятия душа приходилось порядка 1 минуты. Учреждением выдавался минимальный гигиенический набор, которого хватало не более, чем на 10 дней, при этом бритвенными станками пользовался было невозможно, учитывая, что посылки можно получать не более 1 раз в 6 мес., Лиманский И.М. не мог в полной мере себя обеспечивать продуктами гигиены и едой. Указанное свидетельствует о нарушении условий содержания административного истца, и не соответствует ст.3 Европейской конвенции по правам человека, в связи с чем просит взыскать компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Определением суда от ** ** ** при подготовке дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФКУ ИК-24 УФСИН России по РК.
Административный истец в судебном заседании на требованиях искового заявления настаивает в полном объеме.
Ответчики УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, ФКУ ИК-24 УФСИН России по РК явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Извещены надлежащим образом.
Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предусмотрено, что суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Конституцией Российской Федерации провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции).
На основании с ч. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Ограничения прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, могут быть связаны, в частности, с применением в качестве меры государственного принуждения к лицам, совершившим преступления и осужденным за это по приговору суда, уголовного наказания в виде лишения свободы, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей, целями которого являются исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами.
В соответствием с п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 10.10.2003 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ», суды должны учитывать необходимость соблюдения прав лиц, содержащихся под стражей, предусмотренных статьями 3, 5, 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Согласно статье 3 Европейской конвенции по правам человека, никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Статьей 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрены права лиц, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы, в том числе право на охрану здоровья, запрет на жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение или взыскание. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.
В силу ч.1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, определяющей материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы, норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях, в частности, не может быть менее двух квадратных метров.
Из материалов дела следует, что на основании приговора Воркутинского городского суда от ** ** ** Лиманский И.М. осужден к 9 годам 5 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима, и переведен для отбывания наказания в ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республики Коми.
По прибытию в учреждение Лиманский И.М. после карантинного отделения был распределен в отряд №3.
Судом установлено, что карантинное отделение ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми состоит из 2 камер площадью 16,35 кв.м.
Помещение №13 отряда №3 имеет площадь 27,30 кв.м., в секции установлено 5 двухъярусных кроватей, что позволяет разместить 10 осужденных. В секции находится окно размером 144*89см., которое оборудовано форточкой.
Помещение №9 отряда №3 имеет площадь 30,25 кв.м, в секции установлено 7 двухъярусных кроватей, что позволяет разместить 14 осужденных. В секции находится окно размером 144*89см., которое оборудовано форточкой.
Помещение №2 отряда №3 имеет площадь 23,61 кв.м., в секции установлено 5 двухъярусных кроватей, что позволяет разместить 10 осужденных. В секции находится окно размером 144*96см., которое оборудовано форточкой. Указанное подтверждается техническим паспортом на здание.
Сушильное помещение отряда №3 имеет площадь 9,75 кв.м. Стирка и сушка постельного белья и специализированной одежды осужденных осуществляется в банно-прачечном блоке.
Согласно представленным сведениям ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, в отряде №3 неоднократно проводились ремонтные работы, так в ** ** ** был произведен ремонт туалета, заменены умывальники, ремонт полов, замена рам в секции №5, проведена ревизия системы отопления, установлены оконные блоки в камерах №5, 12; в 2013 была произведена замена дверного полотна в санузле, косметический ремонт коридора; в ** ** ** был произведен косметический ремонт в комнате приема пищи, произведена побелка потолка в камере №8; в ** ** ** был произведен монтаж системы освещения в коридоре, замена электропроводки, светильников в камерах №6-8, комнате приема пищи, каптерке, туалетах, косметический ремонт в каптерке, ремонт дощатого покрытия и косметический ремонт стен, потолков, окон и дверей в секциях №6,5, оштукатуривание стен в подвале, ремонт камер №3-6, 11, побелка, окраска стен и пола, монтаж оконных блоков в камерах №4-6, 11, побелка, окраска стен, ремонт дощатого покрытия, ремонт крыши из стальных листов; в 2016 произведена окраска цоколя по периметру здания, произведена побелка стен и потолка коридора, оштукатуривание и побелка стен, побелка стен прогулочного дворика; в ** ** ** произведено частичное оштукатуривание фасада, устройство бетонного покрытия и установка унитаза, замена дверного полотна в комнате приема пищи, частично побелены стены и потолок, устройство крыши из профнастила; в ** ** ** были произведены ремонтные работы: покраска труб, окон, стен, пола в секциях №13, 11, 3, кухни, №2, 6, 1, 10, 9, 4, коридоре, кабинете опер.отдела, кабинете начальника отряда, ремонт ступеней на крыльце, ремонт пристройки подвала, монтаж смотровых окон, ремонт дощатого покрытия, замена двери, устройство покрытия из керамической плитки коридора; в 2019 в секциях установлены пластиковые окна.
Отопление камер ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми осуществляется за счет собственной котельной, в количестве 3 котлов, температура в камерах в холодное время года поддерживается не ниже 18-20°С.
Жалоб со стороны осужденных на холод в секции, промерзания стен, протекание крыши, в том числе от Лиманского И.М. в адрес учреждения не поступали.
При этом, в период отбывания наказания Лиманским И.М. в отряде №3 средняя численность осужденных проживающих в этих помещениях не превышала установленную норму, напротив, лимит наполнения учреждения был ниже максимального количества человек, установленных Приказами ГУФСИН России по Республике Коми в период ** ** ** гг.
Таким образом, Лиманский И.М. содержался в камере, отвечающим предъявляемым требованиям, в том числе по норме жилой площади. Довод административного истца о том, что одежда сушилась на спинках кроватей, в связи с маленьким помещением сушильной, судом отклоняется, поскольку на территории жилой зоны имеется банно-прачечный комплекс с необходимыми помещениями постирочной и сушильной, что подтверждено техническим паспортом. Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 № 205 утверждены «Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время» (далее – Постановление Правительства РФ №205). Как установлено судом, меню раскладка в ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми осуществляется с учетом положений Постановления Правительства Российской Федерации №205. В рацион питания осужденных входит крупа разная, макаронные изделия, хлеб пшеничный, мясо, рыба, картофель, овощи, чай. Продукты питания в ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми поставляются централизованно. В столовой ФКУ ИК-24 УФСИН России проводятся контрольно-показательной варки пищи, что подтверждается представленными актами. Согласно которых, блюда приготовлены качественно, нормы продуктов доведены в строгом соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №205.Таким образом, питание осужденных к лишению свободы, содержащихся в ФКУ ИК-24 организовано в соответствии с нормами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации №205. Приказом Минюста России от ** ** ** №295 утверждены «Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений» (далее – Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений). В п.21 гл.5 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений указано, что не менее двух раз в семь дней обеспечивается помывка осужденных с еженедельной сменой нательного и постельного белья. Помывка осужденных, содержащихся в штрафном изоляторе, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, транзитно-пересыльных пунктах, одиночных камерах производится в душевых, оборудованных в указанных помещениях, с обеспечением изоляции осужденных, содержащихся в разных камерах. Согласно распорядку дня работы бани ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, утвержденного приказом ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республики Коми, санобработка осужденных отряда №3 производится во вторник с 09.00 до 12.00, в субботу с 09.00 до 12.00, что соответствует требованиям п.21 гл.5 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений. Кроме того, как следует из сведений ФКУ ИК-24, для помывки осужденных имеется 6 леек, и 10 кранов, то есть 16 помывочных мест при нормативе – 10 помывочных мест. Согласно ч.2, 3 ст.99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин)). Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ** ** ** № 216 утверждены нормы вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах.Нормы вещевого довольствия осужденных мужчин, отбывающих наказания в исправительных колониях общего, строгого, особого режимов и колониях-поселениях, отражены в приложении № 1 указанного приказа. В соответствии с нормами вещевого довольствия осужденных мужчин, отбывающих наказания в исправительных колониях общего, строгого, особого режимов и колониях-поселениях, являющихся приложением к названному приказу, данным лицам выдаются: головной убор зимний, головной убор летний, куртка утепленная, свитер трикотажный, брюки утепленные, пантолеты литьевые в количестве по 1 штуке сроком носки на 3 года; 2 комплекта костюма сроком носки на 3 года; сорочка верхняя - 2 штуки со сроком носки 2 года 6 мес.; белье нательное 2 комплекта сроком носки на 3 года; белье нательное теплое 2 комплекта со сроком носки 3 года; майки в количестве 3 штук сроком носки на 2 года; трусы - 2 штуки со сроком носки 1 год; носки хлопчатобумажные 4 пары и носки полушерстяные 2 пары сроком носки на 1 год; рукавицы утепленные 1 пара сроком носки на 1 год; тапочки 1 пара сроком носки на 3 года; ботинки комбинированные - 1 пара сроком носки на 3 года; сапоги мужские комбинированные зимние 1 пара сроком носки на 2 года 6 мес.; полуботинки летние 1 пара сроком носки на 2 года. За период отбывания наказания Лиманскому И.М. было выдано вещевое довольствие: ** ** ** – костюм х/б 2 комп., куртка утепл. 1 шт., головной убор зимний 1 шт., головной убор летний 1 шт., белье нательное теплое 1 комп., белье нательное летнее 2 комп., майка 2 шт., сорочка мужская 2 шт., полотенце тип А 2 шт., сапоги комб. 1 пара, трусы 2 шт.; ** ** ** – трусы 2 шт., полотенце тип Б 1 шт., майка 3 шт.; ** ** ** – белье нательное теплое 2 комп., свитер 1 шт., брюки утепл. 1 шт., ** ** ** – куртка утепл. 1 шт., костюм х/б 2 комп., сапоги комбин. 1 пара; ** ** ** – белье нательное тепл. 2 комп., трусы 2 шт., носки х/б 4 пары; ** ** ** – сапоги комб. 1 пара; ** ** ** – костюм х/б 1 комп., ** ** ** – носки х/б 1 пара; гигиенические наборы (туалетное мыло 50 гр., зубная паста 30 гр., туалетная бумага 25 м., одноразовая бритва 6 шт.): ** ** ** – 9 шт., ** ** ** – 9 шт., ** ** ** – 8 шт., ** ** ** – 9 шт** ** ** - 1 шт., мыло хозяйственное 200 гр. 1 раз в месяц. Согласно справке ФКУ ИК-24 УФСИН России от ** ** **, Лиманским И.М. за время отбывания наказания были получены: 18 посылок, передач – ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **; 4 бандероли – ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, что соответствует требованиям п. «в» ч.1 ст.125 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, согласно которой осужденным к лишению свободы, отбывающим наказание в обычных условиях в исправительных колониях особого режима, разрешается получать три посылки или передачи и три бандероли в течение года. Таким образом, Лиманский И.М. был обеспечен одеждой, а также гигиеническими наборами, в соответствии с требованиями законодательства по установленным нормам. В части довода административного истца в части ношения специализированной одежды, суд полагает отметить следующее. Согласно ч. 2 ст. 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. В силу ч. 1 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания. В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Администрация исправительного учреждения обязана обеспечить осужденных одеждой установленного образца. Форма одежды определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 3,4 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).Согласно п.16 гл.3 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, осужденный обязан носить одежду установленного образца с нагрудными отличительными знаками. Образец формы одежды, исходя из сезона, климатических условий, проводимых мероприятий с осужденными, распорядка дня и других особенностей исполнения наказания определяется приказом начальника исправительного учреждения.
Ношение специализированной одежды в период отбывания наказания Лиманским И.М. в исправительном учреждении не является нарушением его прав и свобод, поскольку осужденный к лишению свободы обязан соблюдать установленные в исправительном учреждении Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, в том числе и ношение одежды установленного образца.
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Оценив представленные сторонами доказательства, суд не усматривает оснований для признания ненадлежащими условия содержания Лиманского И.М. в ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми.
В ходе судебного заседания установлено, что питание осужденного Лиманского И.М. было организовано в соответствии с установленными нормами, температурный режим в камерах соответствовал предъявляемым требованиям, также требованиям соответствовали материально-бытовые и санитарно-гигиенические условия, санитарное состояние камеры было удовлетворительное.
Доказательств обратного административным истцом не представлено, и судом не добыто.
Также и за время содержания в ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми Лиманский И.М. претензии и жалобы на ненадлежащие условия содержания, питания, материально-бытового обеспечения не предъявлял.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Лиманский И.М. отбывал наказание в период с ** ** ** по ** ** **, тогда как в суд административное исковое заявление направлено ** ** **.
Каких-либо оснований или причин пропуска срока, которые могут быть признаны уважительными, административным истцом суду не представлено, а судом не установлено. Следовательно, суд находит, что срок административным истцом пропущен по неуважительной причине.
Пропуск срока для обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.
В силу ч.1 ст.227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Поскольку в ходе рассмотрения настоящего административного дела, судом не установлено нарушений условий содержания Лиманского И.М., оснований для присуждения компенсации в пользу административного истца Лиманского И.М., у суда не имеется.
На основании вышеизложенного, требования Лиманского И.М. о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Лиманского Ивана Михайловича к УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, ФКУ ИК-24 УФСИН России по РК о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца.
Председательствующий Р.В. Куриленко
Мотивированное решение составлено 25 сентября 2020 года.