2-807/2023
УИД 23RS0003-01-2023-004830-22
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 октября 2023 года Анапский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Михина Б.А.
при секретаре Зайцевой О.С.
с участием истца Войтенко О.С., представителя ответчика АО «Теплоэнерго» - Макашкина Д.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Манака М. Л., Войтенко О. С. к Акционерному обществу «Теплоэнерго» о признании расчета коммунальной услуги за октябрь 2022 – апрель 2023 года незаконным и проведении перерасчета,
у с т а н о в и л:
Манака М.Л., Войтенко О.С. обратились в суд с иском к Акционерному обществу «Теплоэнерго» о признании расчета коммунальной услуги за октябрь 2022 – апрель 2023 года незаконным и проведении перерасчета.
Судом к участию в деле привлечена в качестве третьего лица Государственная жилищная инспекция Краснодарского края.
В обоснование заявленных требований указано, что протоколом № 3 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.-<адрес> проводимого в форме очно-заочного голосования от 28.11.2022 г. собственниками выбран способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией, ООО УК «Каскад-Сервис» (ИНН 2301093852) выбрано управляющей организацией многоквартирного дома. Протоколом № 1 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.-к. Анапа, <адрес>, <адрес>, проводимого в форме очно-заочного голосования от 05.05.2022 г. собственниками выбран способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией, ООО УК «Каскад-Сервис» (ИНН 2301093852) выбрано управляющей организацией многоквартирного дома.
С июля 2021 года между собственниками МКД по адресам: <адрес> заключены прямые договоры на предоставление коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению с АО «ТЕПЛОЭНЕРГО», что подтверждается ежемесячным выставлением счет-квитанций на оплату с июля 2021 года. В ноябре 2022 г. Манака М.Л., собственник <адрес>, расположенной по адресу: <адрес> Войтенко О.С., собственник <адрес>, расположенной по адресу: <адрес> получили платежные документы от АО «Теплоэнерго» за коммунальные услуги горячее водоснабжение и отопление. Анализируя платежные документы стало ясно, что при расчете коммунальной услуги отопление за ноябрь 2022 года не были использованы показания индивидуальных приборов учета, установленных в указанных многоквартирных домах для определения объемов тепловой энергии на отопление по каждой квартире. Для расчета ответчиком были применены нормативы потребления тепловой энергии.
Истцы обратились к ответчику за разъяснениями, на что получили ответ, что в отопительном периоде 2022-2023 г. общедомовые приборы учета и индивидуальные приборы учета на отопление не принимаются к расчету в связи с одним прибором учета теплоснабжения на два дома. Уведомления о подобном решении ответчика собственники помещений не получали. На запрос Управляющей компании стало известно, что из Государственной жилищной инспекции Краснодарского края 27.12.2022 был направлен запрос № 32230/4 по вопросу начисления платы за коммунальную услугу по отоплению.
Насколько известно истцам многоквартирные дома, расположенные по адресам: <адрес> корпус 16 и <адрес> корпус 17 имеют общие коммуникации электроснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, а также отопления. Указанные многоквартирные дома находятся на одном земельном участке, объединены одной общей внутренней стеной, фундаментом и крышей. Подвальные помещения имеют сквозной проход и оборудованы единым тепловым узлом. Отдельно друг от друга указанные дома эксплуатироваться не могут. Два указанных корпуса многоквартирного дома являются единым многоквартирным домом, состоящим из двух подъездов. Застройщиком многоквартирного дома обеспечено оснащение каждой квартиры индивидуальными приборами учета тепловой энергии и общедомовым прибором учета тепловой энергии на отопление, тем самым обеспечены требования энергоэффективности. С момента ввода многоквартирного дома в эксплуатацию общедомовой прибор учета и индивидуальные приборы учета введены в эксплуатацию ответчиком. Расчет коммунальной услуги отопление начиная с ввода многоквартирного дома в эксплуатацию производился ответчиком с применением данных общедомового и индивидуальных приборов учета. В связи с тем, что общедомовой прибор учета тепловой энергии, смонтированный согласно проектной документации, разработанной на основании технических условий, выданных ответчиком, был введен последним в эксплуатацию и отсутствием причин, указанных в п. 75 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 для признания прибора учета вышедшим из строя оснований для осуществления расчета ответчиком коммунальной услуги отопление с применением норматива потребления в случае отсутствия общедомового прибора не имеется. Расчет должен производится строго по показаниям общедомового прибора учета и индивидуальных приборов учета.
Расчет коммунальной услуги отопление с использованием нормативов потребления значительно увеличили платежи собственников по сравнению с отопительным перио<адрес>., что привело к неосновательному обогащению со стороны ответчика. В рамках досудебного урегулирования спора собственники обратились к ответчику с заявлением о перерасчете, в удовлетворении заявления было отказано.
Ссылаясь на изложенное, истцы просят признать расчет АО «Теплоэнерго» коммунальной услуги отопление с применением норматива потребления в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, <адрес> и <адрес>, <адрес> незаконным;
обязать АО «Теплоэнерго» произвести перерасчет по коммунальной услуге отопление за ноябрь-апрель 2022-2023 года, в многоквартирном доме по адресу: <адрес> и <адрес>, <адрес> с применением показаний индивидуальных и общедомового прибора учета;
обязать АО «Теплоэнерго» производить расчет коммунальной услуги отопление с октября 2022 года в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, корпус 16 и <адрес>, корпус 17 с применением показаний индивидуальных и общедомового прибора учета.
В судебном заседании истец Войтенко О.С., заявленные требования поддержала, дала показания аналогичные иску.
Истец Манака М.Л., будучи надлежащим образом уведомленная о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилась, суд находит возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика АО «Теплоэнерго» Макашкин Д.Д. в судебном заседании просил в иске отказать по основаниям, изложенным в представленном возражении.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований ООО УК «Каскад» в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в отсутствии представителя Управляющей компании и удовлетворить исковые требования.
От Государственной жилищной инспекции Краснодарского края поступило в суд ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя Госжилинспекции края. Возражений относительно заявленных требований не представлено.
Проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Манака М.Л. является собственником <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 12.08.2020г.
Войтенко О.С. является собственником <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 10.09.2020г.
Протоколом № 3 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.-к. Анапа, <адрес>, корпус 16, проводимого в форме очно-заочного голосования от 28.11.2022 г. собственниками выбран способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией, ООО УК «Каскад-Сервис» (ИНН 2301093852) выбрано управляющей организацией многоквартирного дома.
Протоколом № 1 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.-к. Анапа, <адрес>, корпус 17, проводимого в форме очно-заочного голосования от 05.05.2022 г. собственниками выбран способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией, ООО УК «Каскад-Сервис» (ИНН 2301093852) выбрано управляющей организацией многоквартирного дома.
Установлено, что с июля 2021 года между собственниками МКД по адресам: <адрес> заключены прямые договоры на предоставление коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению с АО «Теплоэнерго», расчет стоимости объема (количества) потребляемой коммунальной услуги, осуществлялся в соответствии с показаниями приборов учета.
В ноябре 2022 г. Манака М.Л. и Войтенко О.С. получили платежные документы от АО «Теплоэнерго» за коммунальные услуги горячее водоснабжение и отопление, при расчете которых не были использованы показания индивидуальных приборов учета, установленных в указанных многоквартирных домах для определения объемов тепловой энергии на отопление по каждой квартире. Для расчета были применены нормативы потребления тепловой энергии.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения истцом в суд с настоящими требованиями.
Согласно ст. 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. При этом порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Статья 157 Жилищного кодекса РФ устанавливает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Реализуя предоставленные законом полномочия, Правительство Российской Федерации 6 мая 2011 г. издало постановление № 354, которым утверждены оспоренные Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Пунктом 2 Правил №354 норматив потребления коммунальной услуги определен как количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета; коллективный (общедомовый) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Абзацем вторым пункта 42 Правил №354 предусмотрено, что при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета электрической энергии размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами приложения № 2 к данным Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. Так формула предполагает расчет платы за коммунальную услугу по отоплению в не оборудованных указанными приборами учета тепловой энергии многоквартирном доме и жилом доме при осуществлении оплаты в течение отопительного периода путем произведения площади помещений на норматив потребления коммунальной услуги по отоплению и на тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В абзаце четвертом пункта 42(1) Правил №354 предусмотрено, что в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(1) и 3(4) приложения № 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии.
Согласно ч.1 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Согласно части 2 данной статьи расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В части 7 вышеуказанной статьи также указано, что многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии, а многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после капитального ремонта, должны быть оснащены индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их установки.
Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 дано понятие ввода в эксплуатацию узла учета – это процедура проверки соответствия узла учета тепловой энергии требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии (п. 3). Узел учета считается пригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя с даты подписания акта ввода в эксплуатацию (п. 58). Акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания (п.68). При этом проектирование узла учета при подключении строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства осуществляется в соответствии с проектной документацией объекта капитального строительства и (или) условиями подключения. В указанном случае составление отдельного проекта узла учета и его согласование не требуются (п.49).
В рассматриваемом случае судом установлено, что многоквартирный дом по адресу: <адрес>, <адрес>) введен в эксплуатацию разрешением от 19.06.2020г. №23-301000-35-2020 выданным Администрацией муниципального образования город-курорт Анапа как «Жилой комплекс «Бельведер» по <адрес> в <адрес>. 4, 5, 6, 7, 8 этап строительства. Корректировка», из которого следует, что показатели вводимого в эксплуатацию объекта <адрес> указаны в общих объемах. Указано о соответствии требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что многоквартирный дом «Жилой комплекс «Бельведер» по <адрес> в <адрес>. 4, 5, 6, 7, 8 этап строительства» построен согласно проектной документации.
Из проектной документацией Жилой комплекс «Бельведер» по <адрес> в <адрес> 4,5,6,7,8 этапы строительства «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха» секции тип 1 (01-16/П-2-ОВ) следует, что проектная документация на отопление и вентиляцию выполнена на основании задания на проектирование в соответствии с техническими условиями № 584 ОАО «Теплоэнерго» от 23.03,2016 г. и нормативными документами (СП 60.13330.2012; СП 7.13130.2013; СП 118.13330.2012; СП 73.13330.2012).
Теплоснабжение жилого комплекса «Бельведер» по <адрес> в <адрес> 4,5,6,7,8 этапы строительства (Секции тип 1, 1А), осуществляется от источника тепла - Котельной № 3 по <адрес> тепловых сетей предусматривается от существующих теплопроводов по <адрес>.
Ввод тепловых сетей предусматривается в ИТП жилых домов литеров 1,3,5,7,9,11,13. Теплоснабжение сдвоенных секций предусматривается от ИТП, расположенного в подвале жилого дома Литеров 1, 3,5,7,9,11,13 один на 2 литера. Присоединение системы отопления предусматривается по независимой схеме с установкой пластинчатого теплообменника в помещении теплового узла, для системы горячего водоснабжения - по закрытой схеме через теплообменник в тепловом узле по одноступенчатой параллельной схеме.
В жилом доме запроектированы поквартирные двухтрубные горизонтальные тупиковые системы отопления с установкой узлов учета тепла для каждой квартиры, расположенных в общем коридоре. Каждый нагревательный прибор оборудуется радиаторным термостатом.
Для подключения систем отопления и горячего водоснабжения жилого дома запроектирован индивидуальный тепловой узел один на два типа секций. Учет расхода тепла на здание осуществляется в ИТП с помощью стандартного ввода А1. Для системы отопления устанавливается пластинчатый теплообменник один на 2 секции.
Проектной документацией жилого комплекса «Бельведер» по <адрес> в <адрес> 4,5,6,7,8 этапы строительства «Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов» 01-16/П-1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14-ЭЭ в разделе проектные решения здания предусмотрено: объект «Жилой комплекс «Бельведер» по <адрес> 4,5,6,7,8 этапы строитель. Корректировка» запроектирован из 7-ми жилых домов по две секции в каждом.
Таким образом, при вводе многоквартирного дома в эксплуатацию, были введены в эксплуатацию общедомовой прибор учета и индивидуальные приборы учета.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что расположение прибора учета один на два типа секций было согласовано на стадии проекта, и при принятии решения о вводе в эксплуатации объекта «Жилой комплекс «Бельведер» по <адрес> в <адрес>. 4, 5, 6, 7, 8 этап строительства». Те обстоятельства, что согласно адресному плану муниципального образования город-курорт Анапа, земельному участку с кадастровым номером № соответствует почтовый адрес: <адрес>, а объектам капитального строительства - литер 13: Жилой комплекс «Бельведер»: 4.4. 7 этап строительства присвоен почтовый адрес: <адрес>, и литер 14 - Жилой комплекс «Бельведер»: 4.4. 7 этап строительства присвоен почтовый адрес: <адрес>, а также указанные корпуса поставлены на кадастровый учет как отдельные строения, судом не принимается во внимание. Более того с момента ввода данного многоквартирного дома в эксплуатацию и заключения с собственниками жилых помещений данного дома договоров теплоснабжения расчет коммунальной услуги по отоплению до ноября 2022 года производился с применением данных общедомового и индивидуальных приборов учета.
Согласно пункту 2 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Показания законно установленных и введенных в эксплуатацию общедомовых приборов учета используются ресурсоснабжающими организациями для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов.
Согласно акта допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя, утвержденного АО «Теплоэнерго», произведен технический осмотр приборов узла учета тепловой энергии потребителя АО адресу: <адрес> <адрес> в результате чего узел учета тепловой энергии допускается в эксплуатацию с 25.11.2020г. по 15.10.2021г. очередной срок Госповерки 08.08.2023г.
В 2022г. согласно акту повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя узла учета многоквартирных домов допущен в эксплуатацию с 03.06.2022г. по 08.08.2023г.
Сведений о том, что указанный узел учета тепловой энергии у потребителя вышел из строя, в материалы дела не представлено.
Согласно п.81(12) Правил №354 прибор учета считается вышедшим из строя в случаях: а) неотражения приборами учета результатов измерений; б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки; в) механического повреждения прибора учета; г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета; д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
Таким образом, поскольку спорный жилой многоквартирный дом оснащен общедомовым и индивидуальными приборами учета, то АО «Теплоэнерго» при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу должно учитывать показания таких приборов учета. Однако, за период за ноябрь-апрель 2022-2023 года АО «Теплоэнерго» производило расчет коммунальной услуги отопление в квартирах истцов с применением норматива потребления, что является незаконным.
При таких обстоятельствах требования истцов о признании незаконным расчета АО «Теплоэнерго» коммунальной услуги отопление с применением норматива потребления в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, <адрес>, <адрес>, суд находит законными и считает необходимым возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет по коммунальной услуге отопление за указанный период с применением показаний индивидуальных и общедомового прибора учета в отношении потребителей Манака М.Л. и Войтенко О.С.
В связи с чем, суд удовлетворяет заявленные требования в части в отношении потребителей Манака М.Л. и Войтенко О.С.
При этом суд исходит из того, что истцы могут заявить требования о незаконности действий ответчика лишь в отношении принадлежащих им квартир, а не в отношении всех корпусов многоквартирного жилого дома, поскольку полномочий на предъявления требований от собственников всех помещений в данном многоквартирном доме, истцами суду не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
иск Манака М. Л. (<данные изъяты>), Войтенко О. С. (<данные изъяты>) к Акционерному обществу «Теплоэнерго» (ИНН 2301080564, ОГРН 1122301002064) о признании расчета коммунальной услуги за ноябрь 2022 – апрель 2023 года незаконным и проведении перерасчета удовлетворить в части.
Признать расчет АО «Теплоэнерго» коммунальной услуги отопление с применением норматива потребления в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, корпус 16, <адрес>, <адрес>, <адрес> незаконным.
Обязать АО «Теплоэнерго» произвести перерасчет по коммунальной услуге отопление за ноябрь-апрель 2022-2023 года в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, корпус 16, <адрес>, <адрес>, <адрес> применением показаний индивидуальных и общедомового прибора учета в отношении потребителей Манака М. Л. и Войтенко О. С., в остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение месяца через Анапский городской суд со дня составления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 16 октября 2023 года.
Председательствующий: