3а-45/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Пешкина А.Г.,
при секретаре Калинкович И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 4 февраля 2020 года в г.Сыктывкаре Республики Коми административное дело по административному исковому заявлению Калинина ФИО6 об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости,
установил:
Калинин В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, Министерству Республики Коми имущественных и земельных отношений, Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м., и нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м., находящихся по адресу: <Адрес обезличен>, в размере их рыночной стоимости 885 000 рублей и 2 112 000 рублей соответственно.
В обоснование требований в административном исковом заявлении указано о том, что в результате несоответствия внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости объектов недвижимости рыночной стоимости затрагиваются права административного истца как плательщика налога на имущество.
В подтверждение доводов о рыночной стоимости объектов недвижимости к административному исковому заявлению приложены отчеты №74/2019 и №75/2019 от 26 декабря 2019 года, составленные оценщиком Завариным Д.
Административными ответчиками Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, Министерством Республики Коми имущественных и земельных отношений, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, извещенными надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечена явка представителей для участия в судебном заседании. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми и Министерством Республики Коми имущественных и земельных отношений представлены письменные отзывы, в которых они указывают, что право административного истца на установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости ими не оспаривается.
Административный истец Калинин В.А. и его представитель Калинин Р.В. в судебном заседании требования поддержали.
Заслушав объяснения административного истца и его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности, что также следует из статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и статей 373, 388 и 400 Налогового кодекса Российской Федерации. К числу оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости статья 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации относит недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что административный истец владеет на праве собственности земельным участком с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м., и нежилым зданием с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м., находящимися по адресу: <Адрес обезличен>, и в силу статей 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц, величина которых зависит от размера кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 28 ноября 2014 года №515 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Коми по состоянию на 1 января 2014 года, в том числе удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков.
Согласно указанным результатам кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> по состоянию на 1 января 2014 года определена в размере 2 464 383 рубля 60 копеек.
Сведения о кадастровой стоимости этого земельного участка внесены в Единый государственный реестр недвижимости 1 января 2015 года.
Приказом Агентства Республики Коми по управлению имуществом от 30 ноября 2015 года №329Д утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, расположенных на территории Республики Коми, в том числе минимальные (средние) значения удельных показателей кадастровой стоимости.
Согласно указанным результатам по состоянию на 1 января 2015 года (дата определения кадастровой стоимости объектов недвижимости - дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке) кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен> определена в размере 4 406 903 рубля 22 копейки.
Сведения о кадастровой стоимости этого нежилого здания внесены в Единый государственный реестр недвижимости 12 декабря 2015 года.
Как следует из Положения о Министерстве Республики Коми имущественных и земельных отношений, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 08 декабря 2015 года №496, Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений (Минимущество Республики Коми) является правопреемником Агентства Республики Коми по управлению имуществом (пункт 8 Положения).
Пунктами 1 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для целей настоящего Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в Единый государственный реестр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Судом при рассмотрении дела распределено бремя доказывания юридически значимых обстоятельств, при этом на административного истца возложена обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой.
На административных ответчиков возложена обязанность доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленной административным истцом, если они возражают против удовлетворения требований, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
В силу статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки.
Административным истцом в качестве доказательства рыночной стоимости объектов недвижимости представлены отчеты <Номер обезличен> и <Номер обезличен> от 26 декабря 2019 года, составленные оценщиком ФИО7, согласно которым рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, площадью ... кв.м., по состоянию на 1 января 2015 года составляет 2 112 000 рублей, а земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, площадью ... кв.м., по состоянию на 1 января 2014 года - 885 000 рублей.
Отчеты подготовлены лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, специальными познаниями и содержат все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объектов недвижимости. Указанные в отчетах цели и задачи проведения оценки не допускают их неоднозначного толкования - определение рыночной стоимости объектов оценки. В отчетах содержаться ссылки на источники информации, что позволяет проверить используемые оценщиком сведения. В отчетах приведены не только расчёты, но и пояснения к ним, обеспечивающие возможность проверки выводов и результатов, полученных оценщиком.
При проведении оценки и составлении отчетов оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Для определения рыночной стоимости нежилого здания оценщик применил сравнительный подход с использованием метода корреляционно-регрессионного анализа и доходный подход с использованием метода прямой капитализации, а для определения стоимости земельного участка сравнительный подход с использованием метода корреляционно-регрессионного анализа, как наиболее полно учитывающие цель оценки и обеспеченные исходной информацией. В отчетах изложено обоснование отказа оценщика от использования иных подходов к оценке.
Таким образом, отчеты об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости отвечают требованиям относимости, допустимости и не вызывают сомнений в достоверности.
Административными ответчиками данных об иной рыночной стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами <Номер обезличен> и <Номер обезличен> не представлено, ходатайств о назначении соответствующей судебной экспертизы от них не поступало.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами <Номер обезличен> и <Номер обезличен> в размере рыночной стоимости 885 000 рублей и 2 112 000 рублей соответственно, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В силу абзацев пять и шесть статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно пункту 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Для иных, предусмотренных законодательством целей, например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Поскольку на момент обращения с административным исковым заявлением действовала кадастровая стоимость, являвшаяся предметом оспаривания, то на основании статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», установленная в размере рыночной кадастровая стоимость объектов недвижимости подлежит применению на период с 1 января 2019 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости очередных результатов определения кадастровой стоимости.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Калинина ФИО8 об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: ..., находящегося по адресу: <Адрес обезличен>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года в размере 885 000 (восемьсот восемьдесят пять тысяч) рублей на период с 1 января 2019 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м., находящегося по адресу: <Адрес обезличен>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 2 112 000 (два миллиона сто двенадцать тысяч) рублей на период с 1 января 2019 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления Калинина ФИО9 о пересмотре кадастровой стоимости считать 31 декабря 2019 года.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами <Номер обезличен> и <Номер обезличен>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 12 февраля 2020 года.
Судья - А.Г. Пешкин