Дело № 2-1977/2021 <данные изъяты>
УИД 74RS0037-01-2021-002255-79
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 сентября 2021 года город Сатка
Саткинский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Чумаченко А.Ю.,
при помощнике судьи Савченко Е.В.,
при секретаре Хавановой А.В.,
с участием прокурора Уткиной О.А., Соловьевой Е.Г.,
представителя ответчика Боковой А.Г., представителя третьего лица Спирченковой Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Саткинского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Водоотведение» о понуждении к исполнению закона,
УСТАНОВИЛ:
Саткинский городской прокурор обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Водоотведение» (далее ООО «Водоотведение») с учетом уточнения исковых требований о возложении на ответчика обязанности по проведению реконструкции объектов водоотведения, расположенных на территории <адрес>: коллектора фекального самотечного <адрес>, коллектора от АЗС по <адрес> до врезки в главный коллектор на очистные сооружения <адрес>; канализационной дворовой сети <адрес>, протяженностью 137м, входящей в состав объекта концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ - дворовой канализационной сети по <адрес>
В обоснование требований указано, что Саткинской городской прокуратурой проведена проверка по вопросу ненадлежащего состояния объектов водоотведения и выхода стоков на поверхность, в ходе которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Бакальского городского поселения и ООО «Водоотведение» заключено концессионное соглашение №, по условиям которого концессионер обязался за свой счет производить реконструкцию и осуществлять эксплуатацию объекта концессионного соглашения - имущественного комплекса для удаления сточных, ливневых и талых вод, а также неразрывно связанного с ним имущества, предназначенного для предоставления услуг по водоотведению населению Бакальского городского поселения с использованием объекта соглашения, а концедент обязался предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления вышеуказанной деятельности. Концессионное соглашение заключено на срок до ДД.ММ.ГГГГ. Пунктом 12 приложения № к указанному соглашению предусмотрена реконструкция объекта - канализационных сетей <адрес> протяженностью 8,2 км диаметром 150-250 мм. В соответствии с пунктами 19-20.1 соглашения концессионер обязан реконструировать объект недвижимого имущества, входящий в состав объекта соглашения, а концедент направляет концессионеру средства на финансирование расходов на реконструкцию объекта соглашения в размере 80%. Объекты водоснабжения, переданные ООО «Водоотведение» по концессионному соглашению находятся в ненадлежащем состоянии и требуют проведения реконструкции.
Прокурор в судебном заседании на удовлетворении уточненных исковых требований настаивал.
Представитель ответчика ООО «Водоотведение» Бокова А.Г. в судебном заседании против удовлетворения иска возражала в полном объеме, представила отзыв (л.д.208-210 т.1).
Представитель третьего лица администрации Бакальского городского поселения Спирченкова Т.Г. заявленные исковые требования поддержала, представила отзыв (л.д.243-246 т.1).
Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
В соответствии с ч.1 ст. 8 указанного Федерального закона, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе прекращать эксплуатацию централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или отдельных объектов таких систем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ч.4 ст.8 ФЗ №416).
Согласно ч.1 ст. 10 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Входящие в состав централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения здания и сооружения, включая сети инженерно-технического обеспечения, а также связанные с такими зданиями и сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) должны соответствовать требованиям Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (ч.2 ст. 10).
В соответствии с ч.1 ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации (ч. 2 ст. 41.1 ФЗ №416).
Согласно ч. ст.3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
В соответствии с частью 3 указанной статьи в целях настоящего Федерального закона к реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Бакальского городского поселения и ООО «Водоотведение» заключено концессионное соглашение на срок по ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым ООО «Водоотведение» обязуется за свой счет производить реконструкцию объекта Концессионного соглашения, состав и описание которого приведены в разделе II Соглашения и осуществлять эксплуатацию в целях предоставления услуг по водоотведению населению Бакальского городского поселения с использованием объекта Соглашения, а администрация Бакальского городского поселения обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный Соглашением права владения и пользования объектом Соглашения для осуществления указанной деятельности (л.д. 138-155 т.1).
Согласно п. 2 Концессионного соглашения, объектом Соглашения является имущественный комплекс для удаления сточных, ливневых и талых вод и неразрывно связанное с ним имущество, предназначенное для осуществления деятельности, указанной в пункте 1 Соглашения. Сведения о составе имущества, техническом состоянии, остаточной стоимости передаваемого имущества в составе объекта Соглашения и иного имущества приведены в Приложении № (п.3).
В Сведениях о составе, описании и остаточной стоимости имущества в составе объекта Соглашения в числе прочих поименованы: коллектор фекальный самотечный <адрес> ключ, дворовая канализационная сеть по <адрес>, в составе которой находится коллектор от АЗС по <адрес> до врезки в главный коллектор на очистные сооружения, дворовая канализационная сеть по <адрес>
Пунктом 12 приложения № к указанному Соглашению предусмотрена реконструкция канализационных сетей <адрес>. Установлены сроки реконструкции - ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 19, п.20, п. 20.1 Соглашения концессионер обязан реконструировать объект недвижимого имущества, входящий в состав объекта Соглашения; концедент направляет концессионеру средства на финансирование расходов на реконструкцию объекта Соглашения в размере 80%; концессионер направляет средства на финансирование расходов на реконструкцию объекта в размере 20%.
В ходе проведенной прокуратурой города проверки установлено ненадлежащее состояние объектов водоотведения, переданных по вышеуказанному Концессионному соглашению ООО «Водоотведение», а именно коллектора фекального самотечного <адрес> ключ, коллектора от АЗС по <адрес> до врезки в главный коллектор на очистные сооружения <адрес>, дворовой канализационной сети <адрес>, входящей в состав дворовой канализационной сети по <адрес>, по причине низкой пропускной способности труб, нарушения целостности труб, наличия механических повреждений. Доказательств в опровержение указанного факта в судебном заседании сторонами не предоставлено.
Согласно статье 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы потребления подлежат, в том числе, сбору, накоплению и транспортировке, размещению, способы и условия которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и нормами. Соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.
Согласно п. 1 ст. 7 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Поскольку установлено, что вышеуказанные требования по соблюдению законодательства в сфере защиты прав потребителей и санитарных норм и правил не исполнены, обязанность по реконструкции спорных инженерных сетей Концессионным соглашением возложена на ООО «Водоотведение», исковые требования подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика о неисполнении администрацией Бакальского городского поселения обязанности по финансированию расходов на реконструкцию объекта, основанием для отказа в удовлетворении иска не являются.
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Саткинского городского прокурора к Обществу с ограниченной ответственностью «Водоотведение» удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Водоотведение» провести реконструкцию объектов водоотведения, расположенных на территории <адрес>, а именно: коллектора фекального самотечного <адрес>; коллектора от АЗС по <адрес> до врезки в главный коллектор на очистные сооружения <адрес>; канализационной дворовой сети <адрес>, протяженностью 137м, входящей в состав объекта концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ - дворовой канализационной сети по <адрес>
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Саткинский городской суд.
Председательствующий / подпись / Чумаченко А.Ю.
Мотивированное решение составлено 01 октября 2021 года
Копия верна
Судья Чумаченко А.Ю.
Помощник судьи Савченко Е.В.
Секретарь Хаванова А.В.