Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 декабря 2021 года
Ленинский районный суд г. Пензы в составе
председательствующего судьи Андриановой Ю.А.
при секретаре Шаховой Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по иску Гришиной Светланы Юрьевны к администрации г. Пензы о понуждении к предоставлению жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Гришина С.Ю. обратилась в суд с названным иском, в котором указала, что ей на основании договора купли-продажи жилого помещения от 18.05.2018 г., на праве собственности принадлежит жилое помещение - комната Адрес . Многоквартирный жилой дом, в котором расположено принадлежащее ей жилое помещение, в 2015 году был признан аварийным и подлежащим сносу. В настоящее время администрацией г. Пензы принято решение об изъятии принадлежащего ей жилого помещения и она получила проект соглашения об изъятии объекта недвижимости для муниципальных нужд. В проекте ей предлагается передать в муниципальную собственность принадлежащее ей жилое помещение, за что ей будет выплачена денежная компенсация в размере – 592 819 рублей.
Истец считает, что данным решением администрации г. Пензы нарушаются ее жилищные права, поскольку исключается возможность реализации ею права на получение жилья. В связи с указанными обстоятельствами, она обратилась в администрацию г. Пензы с заявлением, в котором просила предоставить ей взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение, поскольку иной возможности обеспечения жильем она не имеет. Однако администрация г. Пензы отказала ей в предоставлении жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения, сославшись, что на основании ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации она имеет право только на получение соответствующего возмещения за изымаемое жилое помещение. С указанным доводом администрации г. Пензы Гришина С.Ю. не согласна, на основании чего просила суд возложить на администрацию г. Пензы обязанность, в срок не позднее 1 месяца, с даты вступления в законную силу решения суда, предоставить ей в собственность взамен изымаемого жилого помещения, включая её долю в праве общей долевой собственности на помещения общего пользования, расположенного по адресу: Адрес равнозначное благоустроенное жилое помещение на территории г. Пензы (пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям) общей площадью не менее чем у изымаемого объекта недвижимости.
В письменном заявлении от 03.12.2021 г. истец Гришина С.Ю. исковые требования уточнила, просила суд возложить на администрацию г. Пензы обязанность предоставить ей в собственность, взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: Адрес равнозначное благоустроенное жилое помещение на территории г. Пензы (пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям) общей площадью не менее чем у изымаемого объекта недвижимости, с учетом её доли в праве общей долевой собственности на места общего пользования в многоквартирном доме.
Истец Гришина С.Ю. в судебное заседание не явилась, извещена, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель истца Гришиной С.Ю. – Богородицкий А.А., действующий на основании ордера, в судебном заседании исковые требования с учетом уточнений поддержал, просил иск Гришиной С.Ю. удовлетворить.
Представитель ответчика администрации г. Пензы – Котосова О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска Гришиной С.Ю. отказать, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на иск.
Представители третьих лиц МКУ «Управление капитального строительства г. Пензы», Управления жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы, Управления муниципального имущества г. Пензы, Финансового управления г. Пензы в судебное заседание не явились, извещены, о причинах неявки суд не уведомили.
Выслушав пояснения представителя истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно договору купли-продажи от 18.05.2018 г. б/н Д.В., Д.Н. (Продавцы) продали, а Гришина С.Ю. (Покупатель) купила жилую комнату Номер , общей площадью 17,4 кв.м., находящуюся по адресу: Адрес (договор зарегистрирован Управлением Росреестра по Пензенской области - 22.05.2018 г., л.д. 26-29).
В соответствии с п.4 данного договора стоимость указанной комнаты, была определенна сторонами договора, в общей сумме - 575 000 рублей, из которых 30 000 рублей, Покупатель выплатила Продавцам за счет собственных средств до подписания договора в качестве задатка; оставшуюся сумму, в размере - 545 000 рублей, Покупатель выплатила Продавцам за счет собственных средств в дату подписания договора.
Согласно сведений из Единого государственного реестра недвижимости, с 22.05.2018г. Гришиной С.Ю. на праве собственности принадлежит ком. Номер , площадью 17,4 кв.м., расположенная по адресу: Адрес (л.д. 30-32).
На основании заключения межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 01.12.2015 г. № 81 многоквартирный дом, расположенный по адресу: Адрес был признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания (л.д. 49).
Постановлением администрации города Пензы от 10.12.2015 г. № 2125 «О дальнейшем использовании помещений, сроках отселения физических и юридических лиц в связи с признанием многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» было утверждено заключение межведомственной комиссии от 01.12.2015 г. и установлены сроки отселения собственников и нанимателей жилых помещений в том числе и жилого дома, расположенного по адресу: Адрес , срок отселения установлен до 31.12.2026 г., срок сноса установлен до 30.07.2027 г. (л.д. 54).
Согласно постановлению администрации г. Пензы от 24.04.2017 г. № 708/2 «О внесении изменений в постановление администрации г. Пензы от 10.12.2015 г. № 2125 «О дальнейшем использовании помещений, сроках отселения физических и юридических лиц в связи с признанием многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу», срок отселения граждан из аварийного жилого дома, расположенного по адресу: Адрес был изменен на 31.12.2024 г., а срок сноса данного дома изменен на 30.07.2025 года (л.д. 51).
На основании апелляционного определения Пензенского областного суда от 08.02.2018 г., постановлением администрации г. Пензы от 21.02.2018 г. № 290 «О внесении изменений в постановление администрации г. Пензы от 10.12.2015 г. № 2125 «О дальнейшем использовании помещений, сроках отселения физических и юридических лиц в связи с признанием многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» были установлены сроки отселения собственников и нанимателей жилых помещений из многоквартирного дома № Адрес до 31.12.2022 г., а срок сноса установлен – 30.07.2023 г. (л.д. 50).
Постановлением администрации г. Пензы от 26.07.2018 г. № 1348 «О внесении изменений в постановление администрации г. Пензы от 10.12.2015 г. № 2125 «О дальнейшем использовании помещений, сроках отселения физических и юридических лиц в связи с признанием многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу», принятым во исполнение решения Октябрьского районного суда г. Пензы от 03.05.2018 г., сроки отселения собственников и нанимателей жилых помещений из многоквартирного дома Адрес были установлены: срок отселения до 31.12.2020 г., срок сноса - 30.07.2021 г. (л.д. 53).
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах на территории Пензенской области осуществляется на основании региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах» утвержденной Постановлением Правительства Пензенской области от 29.03.2019 г. № 187–пП.
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории г. Пензы в 2019-2025 г.г. осуществляется на основании муниципальной программы, утвержденной постановлением администрации г. Пензы от 29.03.2019 г. № 561.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: Адрес был включен в Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года, планируемых к расселению в рамках региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области в 2019-2025 годах», муниципальной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории г. Пензы на 2019-2025 годы» (дата окончания переселения жителей спорного дома установлена до – 31.12.2020 г., срок сноса дома установлен до – 30.07.2021 г.).
Согласно постановлению администрации г. Пензы от 13.05.2021 г. № 673 «Об изъятии земельного участка и жилых помещений, расположенных по адресу: Адрес , для муниципальных нужд» администрацией г. Пензы было принято решение изъять для муниципальных нужд объекты недвижимого имущества, в том числе и жилое помещение с кадастровым номером Номер площадью 17,4 кв.м. по адресу: Адрес , принадлежащее Гришиной С.Ю.
В связи с изъятием для муниципальных нужд объекта недвижимого имущества, администрация г. Пензы направила Гришиной С.Ю. проект соглашения об изъятии объекта недвижимости для муниципальных нужд (л.д. 15 – 21).
Данное соглашение Гришиной С.Ю. до настоящее времени не подписано.
Таким образом, в судебном заседании установлено и подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, что Гришиной С.Ю. с 22.05.2018г. на праве собственности стало принадлежать жилое помещение - комната Номер в доме Адрес . Жилой дом, в котором расположен указанный объект недвижимости, был признан аварийным 01.12.2015 г. Процедура изъятия помещений у собственников в многоквартирном доме по адресу: Адрес началась – 13.05.2021 (основание - постановление администрации г. Пензы от 13.05.2021 г. № 673).
Обращаясь в суд, Гришина С.Ю. просит возложить на администрацию г. Пензы обязанность предоставить ей в собственность, взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: Адрес равнозначное благоустроенное жилое помещение на территории г. Пензы (пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям) общей площадью не менее чем у изымаемого объекта недвижимости, с учетом ее доли в праве общей долевой собственности на места общего пользования в многоквартирном доме.
Согласно ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В силу ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Закон).
Закон, в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов; переселение граждан из аварийного жилищного фонда; модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).
В п. 3 ст. 2 Закона установлено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст.ст. 32, 86, ч. 2 и 3 ст. 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 16 Закона региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст.2, ст. 16 Закона имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Таким образом, включение многоквартирного жилого дома в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расширяет объем жилищных прав собственников помещений в таком доме при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. С указанного времени у органа местного самоуправления возникает обязанность по предоставлению гражданину, избравшему в качестве способа. Обеспечения его жилищных прав предоставление другого жилого помещения взамен признанного аварийным, другого жилого помещения в собственность.
Согласно ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие (ч. 1).
Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом (ч. 2).
Как разъяснено в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», ч. 1 ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. При этом необходимо иметь в виду, что ч. 2 ст.6 Жилищного кодекса Российской Федерации допускает применение акта жилищного законодательства к жилищным отношениям, возникшим до введения его в действие, но только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
Федеральный закон от 27 декабря 2019 года № 473-Ф3 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда» вступил в законную силу со дня его официального опубликования – 28 декабря 2019 года. При этом положений о его применении к жилищным отношениям, правам и обязанностям субъектов таких отношений, возникшим до введения его в действие, не содержит.
Право истца на обеспечение жильем в связи с признанием многоквартирного жилого дома Адрес и включением его в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда возникло до вступления в силу Закона, которым ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена ч. 8.2, в связи с чем, данная норма применению к возникшим между сторонами отношениям не подлежит.
Таким образом, исходя из анализа указанных норм законодательства, учитывая имеющиеся в материалах дела доказательства, требования Гришиной С.Ю. к администрации г. Пензы о предоставлении ей взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: Адрес , в собственность равнозначного благоустроенного жилого помещения на территории г. Пензы, пригодного для постоянного проживания, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 17,4 кв.м. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно п.п. «л» п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2007 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации или предоставлении другого конкретного жилого помещения взамен изымаемого в собственность или на иных правовых основаниях Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (ч. 6 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Соответственно, после фактического предоставления администрацией г. Пензы Гришиной С.Ю. взамен изымаемого жилого помещения в собственность равнозначного благоустроенного жилого помещения на территории г. Пензы, пригодного для постоянного проживания, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, право собственности Гришиной С.Ю. на комнату Адрес подлежит прекращению.
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Гришиной Светланы Юрьевны к администрации г. Пензы о понуждении к предоставлению жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию г. Пензы предоставить Гришиной Светлане Юрьевне в собственность, взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: Адрес равнозначное благоустроенное жилое помещение на территории города Пензы, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
После фактического предоставления администрацией г. Пензы в собственность Гришиной Светлане Юрьевне благоустроенного жилого помещения на территории города Пензы, пригодного для постоянного проживания, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, прекратить право собственности Гришиной Светланы Юрьевны на жилое помещение, расположенное по адресу: Адрес .
Решение суда является основанием для снятия Гришиной Светланы Юрьевны с регистрационного учета по адресу: Адрес .
Решение суда является основанием для внесения Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве собственности муниципального образования «Город Пенза» на жилое помещение, расположенное по адресу: Адрес .
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 13 декабря 2021 года.
Судья Ю.А. Андрианова