Судья Агишева М.В. Дело № 33а-1191/2022 (№ 2а-1620/2021)
64RS0048-01-2021-004212-83
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 марта 2022 года город Саратов
Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Чаплыгиной Т.В.,
судей Закарян И.В., Домниной А.В.,
при секретаре Мухиной А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Яночкина В. В. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Саратовской области», призывной комиссии Кировского, Волжского и Фрунзенского районов города Саратова о признании заключения призывной комиссии незаконным, возложении обязанности выдать военный билет по апелляционной жалобе Яночкина В. В. на решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 11 ноября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Закарян И.В., объяснения представителя Яночкина В.В. – Леднева В.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя военного комиссариата Саратовской области Гущина А.А., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, возражения на неё, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Яночкин В.В. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в котором, с учетом уточнений, просил восстановить ему пропущенный срок на обращение в суд с настоящим административным иском; признать незаконным заключение призывной комиссии Кировского, Волжского и Ленинского районов города Саратова от 10 апреля 2018 года (протокол №2у) о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований; возложить на Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Саратовской области» обязанность выдать ему военный билет.
Решением Фрунзенского районного суда города Саратова от 11 ноября 2021 года в удовлетворении исковых требований Яночкину В.В. отказано.
Административным истцом Яночкиным В.В. подана апелляционная жалоба, в которой просит об отмене решения суда и принятии по делу нового решения. В доводах апелляционной жалобы ссылается на обстоятельства, аналогичные тем, которые указаны в качестве оснований заявленных требований. Указывает, что не уклонялся от призыва на военную службу в 2017 году, участия в заседании призывной комиссии Кировского, Волжского и Ленинского районов города Саратова 18 апреля 2018 года не принимал, копию решения не получал, в связи с чем пропустил срок на подачу административного искового заявления по уважительной причине.
В судебном заседании представитель Яночкина В.В. - Леднев В.А. поддержал доводы жалобы.
В возражениях на апелляционную жалобу Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Саратовской области» полагает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Представитель Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Саратовской области» Гущин А.А. полагал, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На заседание судебной коллегии иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили.
При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно требованиям статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 4 статьи части 2 статьи 310 КАС РФ одним из оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие существенные нарушения допущены судом первой инстанции.
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59 Конституции Российской Федерации).
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан осуществляется на основании Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Федеральный законодатель полномочия по осуществлению мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности, включающей прохождение военной службы по призыву, возложил на военные комиссариаты, которые организуют призыв на военную службу через свои структурные подразделения; призыв на военную службу осуществляют призывные комиссии (статьи 1, 5, 26 названного федерального закона).
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.
Как следует из материалов дела, Яночкин В.В., <дата> года рождения, с 22 февраля 2007 года состоял на воинском учете в военном комиссариате Кировского, Волжского и Ленинского районов города Саратова, в отношении него сформировано личное дело призывника.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призывной комиссией Кировского, Волжского и Ленинского районов города Саратова Яночкину В.В. была предоставлена отсрочка от призыва до 13 октября 2017 года.
С 01 июля 2017 года Яночкин В.В. утратил право отсрочки в связи с отчислением из учебного заведения за невыполнение обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана (основание: приказ по СГУ им. Н.Г. Чернышевского от 01 июля 2017 года № 111-Д).
Согласно письму № 22-19/846 от 10 июля 2017 года, полученному адресатом 26 сентября 2017 года, образовательным учреждением военному комиссару Кировского, Волжского и Ленинского районов города Саратова направлены сведения об отчислении Яночкина В.В. из данного учреждения в связи с отчислением из учебного заведения за невыполнение обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.
С момента утраты административным истцом оснований для отсрочки от призыва на военную службу и до момента достижения им возраста 27 лет (13 октября 2017 года) на территории Саратовской области организовывалось проведение призыва граждан с созданием призывных комиссий в соответствии с постановлениями губернатора данного субъекта Российской Федерации: в апреле - июле 2017 года, в октябре - декабре 2017 года.
Статья 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», закрепляя обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу, предусматривает принятие в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 и 4 статьи 23, статьей 24 указанного федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (пункт 1.1 этой же статьи).
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663 (далее - Положение о призыве на военную службу).
В силу пункта 34 Положения о призыве на военную службу при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 01 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
В учетной карте призывника указан адрес места жительства Яночкина В.В. – <адрес>.
Сведений о направлении административным ответчиком повесток призывнику Яночкину В.В. после июля 2017 года материалы административного дела не содержат.
06 апреля 2018 года Яночкин В.В. обратился в военный комиссариат с заявлением о направлении его на призывную комиссию для решения вопроса о зачислении в запас.
10 апреля 2018 года по итогам заседания призывной комиссией Кировского, Волжского и Ленинского районов города Саратова принято решение о признании Яночкина В.В. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, зачислении в запас.
Не согласившись с указанным решением призывной комиссией Кировского, Волжского и Ленинского районов города Саратова, Яночкин В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением.
На основании постановления Губернатора Саратовской области от 17 сентября 2017 года № 266 призывная комиссия Кировского, Волжского и Ленинского районов города Саратова прекратила свою деятельность; военный комиссариат Кировского, Волжского и Ленинского районов города Саратова прекратил свою деятельность 14 января 2010 года.
Постановлением Губернатора Саратовской области от 23 сентября 2021 года № 339 была создана призывная комиссия Кировского, Волжского и Фрунзенского районов города Саратова.
Установив изложенные обстоятельства и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административных требований, поскольку отсутствует совокупность условий, предусмотренных КАС РФ для признания решения призывной комиссии Кировского, Волжского и Ленинского районов города Саратова незаконным, а именно несоответствие оспариваемого решения, нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. Кроме того, судом было указано на то, что административным истом пропущен срок на обращение с административным исковым заявлением в суд.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может ввиду следующего.
Установлено и подтверждается материалами административного дела, что Яночкин В.В. от призыва на военную службу не уклонялся, за период с июля 2017 года по дату достижения им возраста 27 лет (13 октября 2017 года) в его личном деле призывника нет документов, опровергающих данное обстоятельство. Поручений в органы внутренних дел об установлении его местонахождения как призывника административный ответчик не направлял. Повестки о явке по месту жительства Яночкина В.В., указанному в его учетной карте призывника, военным комиссариатом не направлялись. В документах воинского учета Яночкина В.В. не имеется данных о непрохождении им военной службы без законных оснований в юридически значимый период с момента утраты административным истцом оснований для отсрочки от призыва на военную службу и до достижения им возраста 27 лет.
Таким образом, установленные по административному делу обстоятельства свидетельствуют о том, что Яночкин В.В. не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам. В свою очередь, суд первой инстанции при разрешении настоящего административного дела пришел к ошибочному выводу о надлежащем исполнении военным комиссариатом возложенной на него законом обязанности по оповещению гражданина о необходимости явки в военный комиссариат для прохождения призывных мероприятий, вопреки положениям Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и принятых в соответствии с ним подзаконных актов.
При таком положении, оснований для отказа в удовлетворении административного искового заявления у суда первой инстанции не имелось.
Кроме того, отказывая Яночкину В.В. в восстановлении срока на обжалование решения призывной комиссии Кировского, Волжского и Ленинского районов города Саратова от 10 апреля 2018 года, судом первой инстанции не учтено, что материалы дела не содержат достоверных доказательств о том, что Яночкин В.В. принимал участие 10 апреля 2018 года в заседании призывной комиссии, выписка из данного протокола № 2у таких обстоятельств не подтверждает. Также отсутствуют сведения о своевременном направлении Яночкину В.В. копии решения призывной комиссии.
Таким образом, Яночкиным В.В. срок на обжалование решения призывной комиссии Кировского, Волжского и Ленинского районов города Саратова от 10 апреля 2018 года пропущен по уважительной причине и подлежит восстановлению.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает доводы апелляционной жалобы Яночкина В.В. о неправильном применении судом первой инстанции норм законодательства Российской Федерации, касающихся призыва граждан на военную службу, заслуживающими внимания, а обжалуемое решение районного суда - принятым с существенными нарушениями норм материального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможна защита охраняемых законом нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 310 КАС РФ основанием для отмены или изменения судебных актов в апелляционном порядке является неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела.
В силу пункта 2 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Таким образом, решение суда первой инстанции нельзя признать законным и оно подлежит отмене.
Поскольку по делу установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, судебная коллегия полагает возможным, основываясь на оценке представленных доказательств, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований Яночкина В.В.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Фрунзенского районного суда города Саратов от 11 ноября 2021 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Восстановить Яночкину В. В. срок на обжалование решения призывной комиссии Кировского, Волжского и Ленинского районов города Саратова от 10 апреля 2018 года.
Признать незаконным решение призывной комиссии Кировского, Волжского и Ленинского районов города Саратова от 10 апреля 2018 года (протокол № 2у) о признании Яночкина В. В. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Саратовской области» выдать военный билет Яночкину В. В., <дата> года рождения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба (представление) через Фрунзенский районный суда города Саратова в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи: