Дело №а-985/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Новокаякент 15 декабря 2020 года
Каякентский районный суд РД в составе председательствующего судьи Магомедова А.Ю., при секретаре Амиргаджиевой Э.А. рассмотрев административное дело
по административному исковому заявлению прокурора Каякентского района РД Макашерипова Д.М. к Собранию депутатов муниципального образования «Село Капкайкент» Каякентского района о признании бездействия Собрания депутатов МО «Село Капкайкент», выразившееся в неприведении устава муниципального образования «Село Капкайкент» в соответствие с Федеральным законом от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» незаконным и обязании привести устав в соответствие с вышеуказанным законом путем внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования «Село Капкайкент» в установленном законом порядке,
установил:
Прокурор Каякентского района РД действуя в интересах МО «Село Капкайкент» Каякентского района обратился в суд с административным иском к Собранию депутатов муниципального образования «Село Капкайкент» Каякентского района о признании бездействия Собрания депутатов МО «Село Капкайкент», выразившееся в неприведении устава муниципального образования «Село Капкайкент» в соответствие с Федеральным законом от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» незаконным и обязании привести устав в соответствие с вышеуказанным законом путем внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования «Село Капкайкент» в установленном законом порядке. Иск мотивирован тем, что прокуратурой Каякентского района во исполнение Указания прокурора Республики Дагестан от 12.10.2020№7/3-60-2020 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» проведена проверка соответствия уставов муниципальных образований требованиям федерального и республиканского законодательства.
В ходе проверки законности устава МО «Село Капкайкент», принятого решением Собрания депутатов МО «Село Капкайкент» от 25.09.2019 № 14 и зарегистрированного в Управлении МЮ РФ по РД 07.11.2019, установлено, что устав МО «Село Капкайкент» не приведен в соответствие с частью 5 ст. 40 ФЗ Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в редакции закона от 24.04.2020.
Представитель административного истца помощник прокурора Каякентского района Нуралиев А.М. надлежаще извещенный о месте, дате и времени проведения судебного разбирательства не явился, заявлением от 15.12.2020 просил рассмотреть дело без его участия.
Административный ответчик председатель собрания депутатов муниципального образования «Село Капкайкент» надлежаще извещенный о месте, дате и времени проведения судебного разбирательства не явился.
В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о возможности рассмотреть дело в отсутствии неявившихся сторон.
Суд, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
В соответствии с Федеральным законом от 24 апреля 2020 года № 148-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» часть 5 ст. 40 ФЗ от 06.10.2003 №131-Ф3 дополнена абзацем следующего содержания: «Депутату представительного органа муниципального образования для осуществления своих полномочий на непостоянной основе гарантируется сохранение места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может составлять в совокупности менее двух и более шести рабочих дней в месяц".
Согласно ч.9 ст.44 ФЗ от 06.10.2003 №131-Ф3 приведение устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации осуществляется в установленный этими законодательными актами срок. В случае, если федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации указанный срок не установлен, срок приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации определяется с учетом даты вступления в силу соответствующего федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, необходимости официального опубликования (обнародования) и обсуждения на публичных слушаниях проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, учета предложений граждан по нему, периодичности заседаний представительного органа муниципального образования, сроков государственной регистрации и официального опубликования (обнародования) такого муниципального правового акта и, как правило, не должен превышать шесть месяцев.В соответствии с требованиями п.1 ч. 10 ст.35 ФЗ от 6 октября 2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Согласно ст.1 Федерального закона от 21.07.2005 №97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» государственная регистрация муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для государственной регистрации уставов муниципальных образований. Государственную регистрацию уставов муниципальных образований осуществляют территориальные органы уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований, т.е. Управление МЮ РФ по РД.
Согласно ст. 43 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в систему муниципальных правовых актов входит с том числе и устав муниципального образования, который является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования.
Из справки о результатах проверки соответствия закону уставов муниципальных образований от 10.11.2020 составленной старшим помощником прокурора Каякентского района А.М. Нуралиевым на момент проверки устав не был приведен в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Доводы административного истца о том, что устав МО «Село Капкайкент» на момент проверки не был приведен в соответствие с требованиями действующего законодательства, вследствие чего отдельные положения устава МО «Село Капкайкент» находятся в противоречии с федеральным законодательством нашли свое подтверждение исследованными в судебном заседании письменными доказательствами.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что изменения и дополнения, регламентированные приведенными Федеральными законами, в устав МО «Село Капкайкент» не внесены. Устав МО «Село Капкайкент» требует приведения в соответствие с Федеральными законами, а именно в редакции с Федеральным законом от 24 апреля 2020 года № 148-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
При таких, обстоятельствах, суд приходит к выводу, что бездействие Собрания депутатов МО «Село Капкайкент» Каякентского района, выразившееся в невнесении изменений и дополнений в устав МО «Село Капкайкент», в соответствие законодательными актами, является незаконным.
Административный иск прокурором подан в соответствие п.3 ст.35 ФЗ «О прокуратуре РФ», ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, имеются основания для удовлетворения иска.
Руководствуясь ст.ст.175 - 180 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования прокурора Каякентского района Республики Дагестан удовлетворить.
Признать бездействие Собрания депутатов муниципального образования «Село Капкайкент» Каякентского района, выразившееся в неприведении устава муниципального образования «Село Капкайкент», принятого решением Собрания депутатов МО «Село Капкайкент» от 25.09.2019г. №14 и зарегистрированного в Управлении МЮ РФ по РД 07.11.2019г., в соответствие с частью 5 ст.40 ФЗ Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в редакции Федерального закона от 24.04.2020г №148-ФЗ), незаконным.
Обязать Собрание депутатов муниципального образования «Село Капкайкент» Каякентского района привести устав муниципального образования «Село Капкайкент», принятый решением Собрания депутатов МО «Село Капкайкент» от 25.09.2019г. №14 и зарегистрированный в Управлении МЮ РФ по РД 07.11.2019г., в соответствие с частью 5 ст.40 ФЗ Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в редакции Федерального закона от 24.04.2020г №148-ФЗ) путем внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования «Село Капкайкент», а также регистрации этих изменений в Управлении МЮ РФ в установленном законом порядке.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через районный суд.
Судья А.Ю. Магомедов