Дело № 2а-562/2020
(УИД 75RS0023-01-2020-000296-61)
РЕШЕНИЕ (не вступило в законную силу)
Именем Российской Федерации
03 марта 2020 года г.Чита
Черновский районный суд г. Читы
в составе председательствующего судьи А.В. Петрова,
при секретаре Лыткиной Е.П.,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по г.Чите к Торосяну С.В. о взыскании задолженности по обязательным платежам, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 2 по г.Чите (далее по тексту – МИФНС России № 2 по г.Чите) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Торосяну С.В. о взыскании задолженности по обязательным платежам, пени, мотивируя свои требования следующим образом:
На налоговом учете в МИФНС России № 2 по г.Чите состоит в качестве налогоплательщика Торосян С.В. (Плательщик) и в соответствии с п.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации обязан уплачивать законно установленные страховые взносы.
Обязанность по уплате налога является одной из основных конституционных обязанностей и организаций (ст. 57 Конституции РФ). Согласно п.1 ст.3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Данная обязанность в силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно.
С 01.01.2017 г. Федеральным законом от 03.07.2016 г. № 243-ФЗ налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
Согласно статьи 20 Федерального закона № 250-ФЗ контроль за правильностью начисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
На основании ст.11 Федерального закона от 28.12.2017 г. №436-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившей в силу с 29.01.2018 г., установлены основания признания задолженности по страховым взносам, образовавшейся за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017г., в размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплат труда (8 МРОТ), установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п.1 ч.2 ст.12 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.
Решения о признании задолженности по страховым взносам безнадежной к взысканию и её списании принимаются налоговым органом на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, подлежащих списанию, представленных из органов Пенсионного Фонда РФ.
В соответствии с Федеральным законом № 250-ФЗ от 03.07.2016 г. «О внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию рядовых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» Пенсионным фондом РФ, Фондом социального страхования РФ Забайкальского края в ином формате передана сумма задолженности по состоянию на 01.01.2017г.
В связи с тем, что в установленные Налоговым кодексом РФ сроки Торосяном С.В. соответствующие страховые взносы уплачены не были, на сумму недоимки в соответствии со статьёй 75 Налогового кодекса РФ налоговым органом начислены пени.
Налогоплательщику было направлено требование об уплате страховых взносов № от 20.12.2018 г.
Пунктом 1 ст.48 Налогового кодекса РФ установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, и наличных денежных средств данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании.
06.08.2019 г. мировым судьей судебного участка № 25 Черновского судебного района г.Читы было вынесено определение об отмене судебного приказа в связи с тем, что налогоплательщик представил в суд возражения относительно исполнения судебного приказа.
В соответствии с п.2 ст. 123.7 КАС РФ в случае вынесения определения судом об отмене приказа, в определении указывается, что взыскатель вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в порядке, установленном главой 32 КАС РФ.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п.3 ст.48 Налогового кодекса РФ).
На основании изложенного просит суд взыскать с должника Торосяна С.В. задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период до 01.01.2017г. в сумме - 00 руб., сумма пени по указанному страховому взносу - 2654,24 руб.; страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии в сумме 00 руб., сумма пени по указанному страховому взносу - 9601,94 руб.
Административный истец – МИФНС России № 2 по г.Чите о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела извещался надлежащим образом – нарочным заблаговременно, в судебное заседание своего представителя не направил, об отложении дела на более поздний срок не заявлял, от его представителя Пахалуевой В.В., действующей на основании доверенности, поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя МИФНС России № 2 по г.Чите, где на также содержится уточненное требование в связи со списанием задолженности по ст. 11 ФЗ № 436 о взыскании с Торосяна С.В. задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период до 01.01.2017г. в сумме - 00 руб., сумма пени по указанному страховому взносу - 2654,24 руб. (л.д.__).
Привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чите Забайкальского края (Межрайонное) о времени и месте рассмотрения настоящего дела извещено надлежащим образом, в суд своего представителя не направило, причин неявки не сообщило, что, руководствуясь ст.96, 150 КАС РФ, не препятствует рассмотрению дела по существу.
Административный ответчик Торосян С.В., о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела извещался надлежащим образом, что подтверждается имеющимися материалами дела (л.д.__), в суд не явился, причин неявки не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела на более поздний срок не заявлял.
В силу положений статьи 150 и части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание сторон, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела, не препятствует проведению судебного разбирательства, в связи с чем суд находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие административного ответчика, поскольку его неявка не препятствует рассмотрению дела по существу.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
Обязанность каждого гражданина РФ платить законно установленные налоги и сборы также установлена статьей 57 Конституции РФ.
Пунктом 1 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.
В соответствии с пунктом 15 статьи 431 Налогового кодекса РФ в случае прекращения деятельности организации в связи с ее ликвидацией либо прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода плательщики, указанные в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, обязаны соответственно до составления промежуточного ликвидационного баланса либо до дня подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя представить в налоговый орган расчет по страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно.
Разница между суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с указанным расчетом, и суммами страховых взносов, уплаченными плательщиками с начала расчетного периода, подлежит уплате в течение 15 календарных дней со дня подачи такого расчета или возврату плательщику в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.
Исходя из подпунктов 9 и 14 части 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом; предъявлять в суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации или арбитражные суды иски (заявления): о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).
Как следует из материалов дела, административный ответчик являлся индивидуальным предпринимателем, в обязанность которого входила уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 2 по г. Чите.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра № № от 03.03.2020г. индивидуальный предприниматель Торосян С.В. прекратил свою деятельность 04.12.2014 г. (л.д.__).
Исходя из того, что страхователь при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не уплатил своевременно и в полном объеме страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование, МИФНС России № 2 по г. Чите в адрес страхователя выставила требование № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 20.12.2018г.
В соответствии с вышеуказанным требованием, страхователю в срок до 25.01.2019 г. предложено уплатить: 9 601 руб. 94 коп. - пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный Фонд РФ на выплату страховой пенсии; 2 654 руб. 24 коп. – пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017г. (л.д.__).
В связи с неисполнением Торосяном С.В. указанного требования налогового органа МИФНС России № 2 по г. Чите обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением.
Вместе с тем, административным истцом не учтено следующее.
Статьей 11 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено признание безнадежной к взысканию и списанию недоимки (пени, штрафов) по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации при соблюдении следующих условий: во-первых, задолженность относится к расчетным (отчетным) периодам, истекшим до 01.01.2017 и, во-вторых, задолженность числится за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Данная норма не содержит ограничений по сфере ее применения в зависимости от того, по какому из предусмотренных законодательством оснований и в каком конкретном размере исчислены страховые взносы. Имеющаяся в части 1 статьи 11 Закона N 436-ФЗ отсылка к положениям части 11 статьи 14 Закона N 212-ФЗ касается лишь максимального размера списываемой недоимки, исчисленной за соответствующий расчетный период, а не оснований образования задолженности, подлежащей списанию.
Иное толкование норм материального права обуславливает возможность списания недоимки только для плательщиков страховых взносов, не представивших необходимых для расчета страховых взносов сведений, и сохраняет обязанность по их уплате для лиц, добросовестно представлявших такую информацию, однако это является недопустимым, поскольку приводило бы к нарушению принципа равенства всех перед законом.
Следовательно, исходя из смысла положений статьи 11 Закона N 436-ФЗ и статьи 14 Закона N 212-ФЗ списанию подлежат все неуплаченные в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования взносы (недоимки) в пределах размера, определенного за соответствующие расчетные периоды согласно части 11 статьи 14 Закона N 212-ФЗ, а также задолженность по пеням и штрафам.
При таком положении требования административного истца о взыскании с Торосяна С.В. задолженности об уплате пени по обязательным платежам и санкциям, сложившихся в период до 01.01.2017г., не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по г.Чите к Торосяну С.В. о взыскании задолженности по обязательным платежам, пени – отказать.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Черновский районный суд г.Читы. Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 03 марта 2020 года.
Судья А.В. Петров