Решение по делу № 2-69/2024 (2-469/2023;) от 15.11.2023

Дело № 2-69/2024

(43RS0035-01-2023-000655-69)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

по гражданскому делу № 2-69/2024

09 августа 2024 года

город Советск

Советский районный суд Кировской области в составе:

председательствующего судьи Николиной Н.С.,

при ведении протоколов судебных заседаний секретарями судебного заседания Голомидовой Е.В., Ведерниковой К.Н., Головиной Я.Н.,

с участием помощника прокурора Советского района Кировской области Измайлова И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования Советское городское поселение Советского района Кировской области к Шахториной Нине Ивановне о возложении обязанности заключить договор мены,

У С Т А Н О В И Л :

Администрация муниципального образования Советское городское поселение Советского района Кировской области обратилась в суд с иском к Шахториной Н.И. о возложении обязанности заключить договор мены.

В обоснование заявленных требований истец указал, что постановлением администрации муниципального образования Советское городское поселение Советского района Кировской области № 271 от 13.04.2015 многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.

Квартира, расположенная по адресу: <адрес>, находится у ответчика в собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно постановлению Правительства Кировской области № 113-П от 27.03.2019 «Об областной адресной программе «Переселение граждан, проживающих на территории Кировской области, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года» на 2019-2025 годы», в том числе п. 342 приложения № 1 к адресной программе, дом по адресу: <адрес>, включен в областную программу переселения.

В рамках реализации Программы ответчику предложено выбрать способ расселения. В своем заявлении от 06.07.2023 Шахторина Н.И. выразила согласие на переселение в другое жилое помещение, в том числе в <адрес>. В рамках реализации права ответчика на переселение из аварийного жилья проводились электронные аукционы на приобретение жилья в <адрес>. Муниципальный контракт на приобретение жилья № 0340200003323010140004 от 01.08.2023 был расторгнут 08.08.2023 по не зависящим от сторон обстоятельствам.

09.10.2023 заключен муниципальный контракт на приобретение жилья в <адрес> по адресу: <адрес>. Администрация г. Советска приобрела право собственности на данную квартиру, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Квартира отвечает требованиям, предъявляемым к квартирам, предоставляемым гражданам в рамках программы «Переселение граждан, проживающих на территории Кировской области, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года» на 2019-2025 годы».

Однако, Шахторина Н.И. уклоняется от заключения договора мены на приобретенную квартиру.

Как предусмотрено ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с названным Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Позиция Шахториной Н.И. о несогласии на переселение в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, сводится к тому, что данная квартира расположена в пределах г. Кирово-Чепецка, а не в г. Кирове, где истец желает получить квартиру, о чем указывала в заявлении от 18.02.2019. Вместе с тем, исходя из сущности заявления от 16.07.2023, написанного значительно позже, городом для переселения избран г. Кирово-Чепецк. Обязанность предоставить жилое помещение в г. Кирове на администрацию законодательством не возложена.

В связи с тем, что ответчиком выбран такой способ переселения (в соответствии с п. 7.2 Программы переселения), как – предоставление другого жилого помещения, то процедура переселения осуществляется путём заключения договора мены, в ходе которого гражданин, участвующий в Программе переселения, передаёт органы местного самоуправления своё аварийное жилое помещение в обмен на приобретённое/построенное жилое помещение, отвечающее требованиям Программы переселения.

С учетом изложенного администрация муниципального образования Советское городское поселение Советского района Кировской области просит возложить на ответчика Шахторину Нину Ивановну обязанность заключить договор мены принадлежащей ей аварийной квартиры по адресу: <адрес>, на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, принадлежащую администрации города Советска.

В судебном заседании представитель истца – администрации муниципального образования Советское городское поселение Советского района Кировской области – Максимов С.С., действующий на основании доверенности, обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, подтвердил; на удовлетворении заявленных исковых требований настаивал.

В ходе судебного разбирательства ответчик Шахторина Н.И. исковые требования администрации муниципального образования Советское городское поселение Советского района Кировской области о возложении на неё обязанности заключить договор мены не признала.

Позиция, выраженная в ходе рассмотрения дела ответчиком Шахториной Н.И., была поддержана её представителем – адвокатом Кокориной В.Н.

Кроме того, в материалах дела имеются возражения стороны ответчика, согласно которым в рамках реализации Программы по переселению граждан ей было предложено выбрать способ переселения. В своем заявлении от 18.02.2019 она выразила свое согласие на переселение в другое муниципальное образование, а именно: в г. Киров. После того, как сотрудник администрации г. Советска сказал ей о том, что если она не согласится на другое жильё, то её снимут с программы и перенесут на 2030 год, она стала искать квартиры самостоятельно. Её отправили к риелтору в г. Кирово-Чепецк, но квартиру для неё не купили, поскольку ей необходимо было заплатить сумму в размере 200 000 руб., которой у неё (ответчика) не было. Соответственно, она (Шахторина Н.И.) соглашалась на конкретную квартиру, о чём так и указано во втором заявлении. После этого архитектор г. Советска вызвал её и продиктовал третье заявление, в котором город не указан, а речь идёт только об уменьшении площади. При этом, квартиру в г. Кирове ей никто не предлагал и от квартиры в г. Кирове она не отказывалась. 30.10.2023 она совместно с представителем Кокориной В.Н. присутствовала в администрации г. Советска по приглашению главы г. Советска. Они посмотрели все три заявления, написанные ею, и подали отказ от предложенной квартиры. Её (Шахториной Н.И.) позиция заключается в том, что, согласно Программе, она выбрала способ переселения ещё в 2019 году, написав об этом заявление в администрацию г. Советска. Это и было, согласно Программе, заблаговременное планирование и согласование с ней, как с собственником, способа и иных условий переселения из аварийного жилого фонда. В постановлении № 113-П указано, что способ реализации Программы должен проходить с учётом обеспечения прав и законных интересов переселяемых граждан, с соблюдением их жилищных прав, установленных законодательством Российской Федерации. Заявление было о предоставлении другого жилого помещения в городе Кирове. С учетом изложенного ответчик Шахторина Н.И. просила отказать истцу в удовлетворении заявленных им требований.

Представитель третьего лица – министерства строительства Кировской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Представил в материалы дела отзыв, согласно которому расселение аварийного дома, расположенного по адресу: <адрес> (далее – аварийный дом), осуществлялось в рамах областной адресной программы «Переселение граждан, проживающих на территории Кировской области, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года» (далее – Программа), утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 27.03.2019 № 113-П. Министерство, являясь государственным заказчиком Программы, выявляет муниципальные образования, на территориях которых соблюдены установленные Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» условия предоставления финансовой поддержки за счет публично-правовой компании «Фонд развития территорий», оказывает методическую помощь органам местного самоуправления в реализации данных условий, а также в реализации мероприятий Программы, связанных со строительством (приобретением) жилых помещений для целей переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, при взаимодействии с другими органами исполнительной власти Кировской области осуществляет путем сбора и анализа установленной отчетности управление реализацией мероприятий Программы. Муниципальные образования – участники Программы определяют перечень многоквартирных жилых домов на территории муниципальных образований, признанных в установленном порядке аварийными и непригодными для проживания, приобретают и (или) осуществляют строительство жилых помещений для переселения граждан путем объявления открытых электронных аукционов в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», осуществляют информирование граждан и согласование с ними способов и иных условий переселения из аварийного жилищного фонда. Предоставление гражданам в рамках Программы в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.07.2007 № 185ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и положениями Программы на органы местного самоуправления не возложена обязанность по предоставлению жилого помещения взамен признанного непригодным в черте иного населенного пункта. Возможность предоставления жилого помещения в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации с письменного согласия гражданина является диспозитивной.

Представитель третьего лица – министерства финансов Кировской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель третьего лица – публично-правовой компании «Фонд развития территорий», в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины его неявки суду не известны.

На основании ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено судом в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дне, времени и месте судебного разбирательства.

Выслушав стороны, заслушав заключение помощника прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении исковых требований администрации Советского городского поселения Советского района Кировской области отказать, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 35 Конституции Российской Федерации, право частной собственности охраняется законом (ч. 1). Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 2). Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 3).

На основании ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч. 1). По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8).

В соответствии с ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с названным Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Из правовой позиции, закрепленной в Разделе II «Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014), следует, что если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. Предоставление собственнику непригодного для проживания жилого помещения другого жилого помещения на праве собственности возможно исключительно при наличии достигнутого об этом соглашения с органом государственной власти или местного самоуправления, принявшим решение о сносе дома.

Из указанного следует, что по общему правилу при переселении гражданина (собственника жилого помещения, расположенного в признанном аварийным и подлежащим сносу доме) из аварийного жилищного фонда жилое помещение предоставляется ему по месту его жительства в границах соответствующего населенного пункта, которым в рассматриваемом деле является г. Советск Кировской области. Вместе с тем, с согласия в письменной форме этого гражданина жилое помещение может быть предоставлено ему в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое им жилое помещение. При этом, данный гражданин вправе отказываться (в том числе неоднократно) от предоставляемого ему жилого помещения в границах другого населенного пункта, что не может явиться основанием для отказа в предоставлении ему других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту его жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое им жилое помещение.

В судебном заседании установлено, что Шахториной Нине Ивановне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, принадлежит на праве собственности жилое помещение в коммунальной квартире, площадью 37,1 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, жилое помещение 10 (запись регистрации от ДД.ММ.ГГГГ ), что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права, выданного 06.04.2015.

Постановлением администрации муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области от 13.04.2015 № 271 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением Правительства Кировской области от 27.03.2019 № 113-П утверждена областная адресная программа «Переселение граждан, проживающих на территории Кировской области, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года» на 2019-2025 годы (далее – Программа).

Согласно Приложению № 1 к названной Программе, многоквартирный дом по вышеуказанному адресу включен в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года, планируемая дата окончания переселения – 30.12.2023.

Разделом 7 указанной Программы предусмотрены следующие способы переселения граждан: предоставление построенных (приобретенных) жилых помещений по договорам социального найма гражданам, переселяемым из занимаемых по договорам социального найма жилых помещений в аварийных многоквартирных домах (пункт 7.1 Программы); предоставление по договорам мены гражданам-собственникам жилых помещений в аварийных многоквартирных домах приобретенных жилых помещений (пункт 7.2 Программы); выплата лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, выкупной цены за изымаемые жилые помещения (пункт 7.3 Программы).

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 в администрацию <адрес> подано заявление, в соответствии с которым она выбрала следующий способ реализации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда: выразила согласие на переселение в муниципальное образование «<адрес>», то есть в другое муниципальное образование, расположенное в <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 в администрацию муниципального образования «Советское городское поселение» было подано заявление, согласно которому она просила в рамках реализации программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» переселить её в <адрес>, указывая, что техническое состояние приобретаемой квартиры, расположенной по адресу: <адрес> её устраивает, каких-либо претензий она не имеет.

Как указано в исковом заявлении истцом, в рамках реализации права ответчика на переселение из аварийного жилья проводились электронные аукционы на приобретение жилья в г. Кирово-Чепецке, однако, муниципальный контракт на приобретение жилого помещения от 01.08.2023 № 03402000033230101410001 был расторгнут 08.08.2023 (в подтверждение расторжения указанного муниципального контракта стороной истца представлено соглашение от 08.08.2023, согласно которому названный муниципальный контракт был расторгнут по соглашению сторон).

Как следует из заявления Шахториной Н.И., поданного 21.08.2023 в администрацию муниципального образования «Советское городское поселение», она просит расселить её «в рамках программы «Переселение граждан, проживающих на территории МО Советское городское поселение из аварийного жилищного фонда» с уменьшением площади до 47,4 м2».

24.10.2023 за муниципальным образованием Советское городское поселение Советского района Кировской области зарегистрировано право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.

Жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес>, было приобретено администрацией муниципального образования Советское городское поселение Советского района Кировской области в рамках реализации областной адресной программы «Переселение граждан, проживающих на территории Кировской области, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01 января 2017 года», что сторонами в ходе судебного разбирательства не оспаривалось.

После регистрации за истцом права собственности на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, данная квартира с целью реализации выше обозначенной Программы была предложена администрацией муниципального образования Советское городское поселение Советского района Кировской области Шахториной Н.И. в обмен на принадлежащее ей (ответчику) жилое помещение № 10, расположенное в квартире № 2 дома № 22 (признанного аварийным и подлежащим сносу), расположенного по <адрес>.

Как следует из заявления Шахториной Н.И. от 30.09.2023 (зарегистрированного в администрации города Советска 30.10.2023), в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, предлагаемой ей по программе «Переселение граждан, проживающих на территории муниципального образования Советское городское поселение, из аварийного жилищного фонда», ответчик Шахторина Н.И. сообщает, что ею был выбран способ реализации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилья: переселение в г. Киров, о чём было написано заявление в администрацию г. Советска. Такой способ был указан в стандартном заявлении, разработанном администрацией города Советска (в числе трёх возможных способов). Ввиду вышеуказанного полагает, что предоставление ей квартиры в г. Кирово-Чепецке, а не в г. Кирове, нарушает её права. Ссылаясь на разъяснения, данные Пленумом Верховного Суда РФ, указывает, что предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого помещения допускается только по соглашению сторон. Указала также, что отказывается от подписания договора мены и требует предоставить ей квартиру в г. Кирове.

В соответствии с п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также – ГК РФ), граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Из материалов дела усматривается, что Шахторина Н.И. не давала своего согласия на предоставление ей администрацией муниципального образования Советское городское поселение Советского района Кировской области по договору мены жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, взамен на принадлежащее ей жилое помещение, расположенное в <адрес> (признанном аварийным) по <адрес>, и при этом, каких-либо предусмотренных п. 1 ст. 421 ГК РФ случаев, при которых ответчика можно было бы понудить к заключению такого договора мены, о котором просит истец, по настоящему делу судом не установлено. Более того, в части 3 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» прямо указано на право гражданина отказаться от предоставляемого ему жилого помещения, расположенного в границах другого населенного пункта. При этом, такой отказ не может являться основанием для отказа в предоставлении этому гражданину других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту его жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое данным гражданином жилое помещение.

Таким образом, установленные судом по делу обстоятельства исключают удовлетворение требований истца.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования администрации муниципального образования Советское городское поселение Советского района Кировской области (ИНН 4330005389) к Шахториной Нине Ивановне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт серии о возложении обязанности заключить договор мены – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд Кировской области.

Судья    Н.С. Николина

Решение в окончательной

форме принято 15.08.2024.

2-69/2024 (2-469/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Советского района Кировской области
Администрация муниципального образования Советское городское поселение
Ответчики
Шахторина Нина Ивановна
Другие
Кокорина Валентина Николаевна
Министерство строительства Кировской области
Максимов Сергей Сергеевич
ПУБЛИЧНО-ПРАВОВАЯ КОМПАНИЯ "ФОНД РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ"
Министерство финансов Кирвоской области
Суд
Советский районный суд Кировской области
Дело на сайте суда
sovetsky.kir.sudrf.ru
15.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.11.2023Передача материалов судье
22.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.12.2023Судебное заседание
12.01.2024Судебное заседание
31.01.2024Судебное заседание
21.02.2024Судебное заседание
11.03.2024Судебное заседание
29.03.2024Судебное заседание
24.04.2024Судебное заседание
08.05.2024Судебное заседание
30.05.2024Судебное заседание
25.06.2024Судебное заседание
23.07.2024Судебное заседание
30.07.2024Судебное заседание
09.08.2024Судебное заседание
15.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее