Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
дело № 3а-61/2018
17 мая 2018 года г. Улан-Удэ
Верховный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Казанцевой Т.Б., при секретаре Черепановой О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ОАО «Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, Правительству Республики Бурятия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
14.03.2018г. ОАО «Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат» обратилось с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (далее – Управление Росреестра по РБ), Правительству Республики Бурятия в котором просило установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <...>, с кадастровым номером <...>, площадью 44 086 кв.м., равной его рыночной стоимости в размере 4 585 000 руб. по состоянию на 01.01.2014г.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником данного земельного участка, его кадастровая стоимость установлена Постановлением Правительства РБ №588 от 26.11.2014г. и составляет 71 699706,96 руб. Указанная оценка является завышенной, не соответствует рыночной цене, установленной в соответствии с отчетом об оценке №66/17-РБ, составленным <...>
В судебном заседании представитель ОАО «Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат» Лобыкин С.В., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования, уточнив, что просит установить рыночную стоимость земельного участка на основании дополнительно представленного отчета №09/18 –РБ от 20.04.2018г.
Представители административных ответчиков Управления Росреестра по РБ, Правительства РБ, заинтересованных лиц Администрации МО «Кабанский район», Администрации МО СП «Брянское» не явились в судебное заседание, о времени и месте которого были извещены надлежащим образом.
Участвовавший ранее в судебном заседании представитель Управления Росреестра по РБ Раднаев Р.Р., действующий на основании доверенности, указал на неверное применение в отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости коэффициента поправки на наличие дополнительных улучшений в размере 14%.
В письменном возражении на административное исковое заявление и.о. руководителя Администрации МО СП «Брянское» Х. указал, что в отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости неправильно определена рыночная стоимость земельного участка в связи с применением коэффициента поправки на наличие дополнительных улучшений в размере 14%.
Судом на основании п.4 ст.247 КАС РФ принято решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Судом при рассмотрении дела установлено, что ОАО «Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат» является собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 44 086 кв.м., категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для производственных целей, расположенного по адресу: <...>
Постановлением Правительства Республики Бурятия №588 от 26.11.2014г. утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в Республики Бурятия.
Как следует из представленной истцом кадастровой справки, выданной филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Бурятия, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> установлена в соответствии с указанным нормативно-правовым актом в размере 71699706,96 руб. по состоянию на 01.01.2014г.
В обоснование необходимости судебной защиты своих прав ОАО «Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат» ссылается на то, что кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость, потому должна быть установлена в соответствии с п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ в размере рыночной стоимости. Завышенный размер кадастровой стоимости земельных участков обусловливает крупный размер уплачиваемого земельного налога.
При этом досудебная процедура урегулирования спора была соблюдена: суду представлены сведения о том, что 20.11.2017г. истец обращался с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, решением которой от 29.11.2017г. заявление было отклонено.
В соответствии с п. 5 ст.65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно п.2 ст.66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 данной статьи в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с п.п. 11 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон №221-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Статьей 2418 Закона обоценочной деятельности предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (часть 2 статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» дано разъяснение о том, что с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
В рассматриваемом случае кадастровая стоимость земельного участка установлена Постановлением Правительства Республики Бурятия №588 от 26.11.2014г. «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в Республики Бурятия» государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Бурятия» по состоянию на 01.01.2014г., в связи с чем рыночная стоимость земельного участка определяется на указанную дату.
Согласно ст.11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее – отчет).
Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Из представленного административным истцом отчета об оценке №09/18 –РБ, составленного 20.04.2018г. <...>», следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на 01.01.2014г. составляет 4 585 000 руб.
Оценивая указанный отчет по правилам ст.84 КАС РФ, суд считает его допустимым доказательством, поскольку оценщик К. соответствует требованиям, предъявляемым к оценщикам, имеет специальное образование и квалификацию, стаж оценочной деятельности, является членом НП <...>», его ответственность застрахована в <...>
При проведении оценки оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки. Отчет составлен в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости, содержит обоснование примененных методов оценки, является полным и проверяемым, выводы оценщика являются исчерпывающими.
При этом ссылки ответчика и заинтересованных лиц на неправильное применение коэффициента поправки на наличие дополнительных улучшений в размере 14% судом не принимаются, поскольку в представленном истцом дополнительно отчете об оценке №09/18 –РБ оценщиком применен правильный коэффициент - 12,28%, при этом итоговая рыночная стоимость земельного участка (с учетом округления) не изменилась и была определена в размере 4585000 руб.
В связи с изложенным суд приходит к выводу, что отчет об оценке №09/18-РБ, которыми определена рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2014г., является надлежащим доказательством, подтверждающим размер рыночной стоимости земельного участка на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Доказательства иной рыночной стоимости земельного участка лицами, участвующими в деле, представлены не были, ходатайства о назначении судебной экспертизы не заявлялись.
Принимая решение об определении кадастровой стоимости участка в размере его рыночной стоимости, суд исходит из стоимости земельного участка с кадастровым номером <...>, указанной в отчете об оценке №09/18-РБ, которая составляет по состоянию на 01.01.2014г. 4585 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 248, 249 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ОАО «Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, Правительству Республики Бурятия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 44 086 кв.м., расположенного по адресу: <...>, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2014 года, равной 4 585 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Бурятия в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательном виде решение изготовлено 23 мая 2018 года.
Судья: Т.Б. Казанцева