Дело №2
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
ст-ца Шелковская 22 октября 2018 года
Шелковской районный суд Чеченской Республики в составе:
председательствующего судьи Аврабиева М.М.,
с участием помощника прокурора <адрес> ЧР ФИО7,
представителя ответчика – ФИО6
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> ЧР в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц к ответчику ФИО3 об обязании запретить эксплуатацию автозаправочной станции,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> ЧР обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ с вышеуказанным исковым заявлением.
В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой района в августе-сентябре 2018 г. проведена проверка исполнения и соблюдения индивидуальным предпринимателем ФИО2 требований законодательства о промышленной и пожарной безопасности при осуществлении предпринимательской деятельности по розничной реализации потребителям моторного топлива, по результатам которой выявлены многочисленные нарушения требований названного законодательства, требующие принятие действенных мер, направленных на их устранение.
Проверкой установлено, что индивидуальным предпринимателем ФИО2 розничная реализация моторного топлива организована на взрывопожароопасном производственном объекте (автозаправочной станции «Рубин») (далее – АЗС), расположенном по адресу: <адрес>.
На АЗС организована розничная реализация жидкого и газомоторного топлива (сжиженный углеводородный газ) с использованием для временного хранения СУГ двух сосудов объемом 54 м3, которые являются оборудованием, работающим под избыточным давлением 1,6 мегопаскаля, и в силу п. 2 приложения 1 и п. 5 приложения 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее ФЗ №2) по уровню потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества относящихся к III классу опасности, а также одного резервуара для хранения дизельного топлива общим объемом 50 м3, два резервуара для хранения бензинового топлива общим объемом 50 м3 каждый.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 ФЗ №2 к видам деятельности в области промышленной безопасности в том числе относится эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта.
Согласно ст. 9 ФЗ №2 лица, эксплуатирующие опасный производственный объект, обязаны:
соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона;
допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;
заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте и т.д.
Вместе с тем, проведенная проверка показала, что:
- в нарушение требований ст. 9 ФЗ №2 и п. 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утвержденных приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №2 (далее – ФНП №2), у лиц, допущенных к работе на АЗС отсутствуют документы, подтверждающие, что они отвечают соответствующим квалификационным требованиям и не имеют медицинских противопоказаний к указанной работе, подготовка и аттестация в области промышленной безопасности в отношении указанных лиц не проводились, кроме того в нарушение названной статьи на АЗС отсутствуют нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте;
- в нарушение требований п. 8 ФНП №2 рабочие АЗС допущены к самостоятельной работе на объекте без проведения вводного и первичного инструктажей;
- в нарушение требований п. 12 ФНП №2 на рабочем месте обслуживающего персонала (операторской АЗС) отсутствует технологическая схема, отражающая расположение резервуаров, их номера, а также газопроводы, запорную и предохранительную арматуру;
- в нарушение требований п. 193 ФНП №2 работники АЗС не обеспечены спецодеждой, головными уборами и защитными очками необходимыми в том числе для слива СУГ из автоцистерны в резервуары (сосуды);
- в нарушение требований ст. 15 ФЗ №2 не осуществлено обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на АЗС;
- в нарушение п.п. «б» п. 218 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ №2 (далее – ФНП №2) на АЗС не назначены специалисты, ответственные за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования под давлением, за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением;
- в нарушение требований п. 302 ФНП №2 и п. 10 ФНП №2 не разработаны производственные (например, инструкция по режиму работы и безопасному обслуживанию сосуда) и должностные инструкции, графики по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту;
- в нарушение требований п. 21 ФНП №2 на один из указанных выше сосудов не имеется паспорт и руководство по эксплуатации организации-изготовителя;
- в нарушение требований п. 2.1 приложения №2 ФНП №2 и ФНП №2 на АЗС отсутствуют эксплуатационные журналы и иные документы по контролю состояния оборудования и выполнению работ по обеспечению его работоспособного состояния в процессе эксплуатации, а именно, документы фиксирующие результаты работ, проводимых сменным обслуживающим персоналом в процессе эксплуатации оборудования: графики проведения технического обслуживания, проверок и осмотров сосуда для хранения СУГ и иного технологического оборудования, приемки и сдачи смены, обхода (осмотра) оборудования и проверки исправности установленных в его составе устройств, а также сведения об устранении выявленных при этом замечаний и дефектов, например, сменный журнал, сменные (суточные) рапорты (ведомости), журнал дефектов и замечаний, выявленных при работе оборудования, и результатов их устранения, журналы проверки исправности предохранительных клапанов и (или) иных устройств (приборов) безопасности); документы отражающие (содержащие) сведения о факте и результатах проведения работ по техническому обслуживанию, плановым и внеплановым ремонтам оборудования (далее - ремонт), в том числе о датах начала и окончания ремонта, результатах осмотра оборудования до начала ремонта и после его окончания, перечень выполненных в ходе ремонта работ, о результатах контроля качества ремонта (в том числе примененных при этом методах контроля и видов испытаний), например, журналы по техническому обслуживанию и ремонту оборудования (ремонтные журналы сосудов, трубопроводов, а также журналы технического обслуживания и ремонта, настройки и проверки срабатывания приборов и устройств безопасности оборудования, отдельно установленных, либо находящихся в составе автоматизированной системы управления).
Пунктом 6 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №2, определено, что допуск к работе на таком объекте лиц, у которых отсутствуют документы, подтверждающие, что они отвечают соответствующим квалификационным требованиям и не имеют медицинских противопоказаний к указанной работе, без подготовки и проведения аттестации в области промышленной безопасности, а также отсутствие договора обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на объекте, являются грубыми нарушениями лицензионных требований при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №2 «О пожарной безопасности» (далее – ФЗ №2) устанавливает, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Согласно ст. 37 ФЗ №2 руководители организаций в том числе обязаны:
- соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
- разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
- содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению и т.д.
Однако в ходе проведенной проверки установлено, что:
- в нарушение требований п. 8.30 приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №2 «Об утверждении свода правил «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности» (далее – Свод правил №2) резервуары для хранения СУГ не расположены подземно с обеспечением толщины засыпки грунтом не менее 0,5 м.;
- в нарушение требований п. 54 Норм пожарной безопасности НПБ 111-98 «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности», утвержденных приказом ГУГПС МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ №2 (далее – НПБ 111-98) резервуары для хранения топлива АЗС не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-го заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95%-ном заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 с.;
- в нарушение требований п. 6.21 Свода правил №2 планировка территории АЗС с учетом размещения на ее территории зданий, сооружений и технологического оборудования не исключает возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы, то есть на въезде и выезде с территории АЗС, не выполнены пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения;
- в нарушение требований п. 8.30 Свода правил №2 общая вместимость резервуаров для хранения СУГ превышает 20 куб.м., а единичная - 10 куб.м.;
- в нарушение требований п. 6.35 Свода правил №2 для целей пожаротушения на АЗС не предусмотрены: стационарные установки пожаротушения (в том числе автоматические); наружный противопожарный водопровод или водоем (резервуар);
- в нарушение требований п. 6.34 Свода правил №2 АЗС не оснащена системой громкоговорящей связи;
- в нарушение требований п. 46 НПБ 111-98 резервуары для хранения топлива АЗС не оборудованы системами контроля их герметичности;
- в нарушение требований п. 478 «б», «в» Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №2 (далее – Правила пожарной безопасности) территория АЗС не обеспечена необходимым количеством первичных средств пожаротушения, а именно: заправочный островок для заправки в том числе грузовых автомобилей, автобусов, крупногабаритной строительной и сельскохозяйственной техники - 2 передвижными порошковыми огнетушителями (вместимостью не менее 50 литров каждый) и ручными воздушно-пенными огнетушителями в количестве, предусмотренном для заправочных островков для заправки легковых автомобилей; площадка для автоцистерны - 2 передвижными порошковыми огнетушителями (вместимостью не менее 50 литров каждый);
- в нарушение требований п. 3 Правил пожарной безопасности работники АЗС допускаются к работе без обучения мерам пожарной безопасности;
- в нарушение требований п. 42 «б» Правил пожарной безопасности электрическая розетка, установленная в помещении кассы операторской АЗС, эксплуатируется с видимыми повреждениями;
- в нарушение требований п. 7.7 Свода правил №2 на боковых поверхностях резервуаров АЗС не нанесены полосы желтого цвета шириной от 38 до 42 см с надписью: «ОГНЕОПАСНО», выполненной световозвращающей краской красного цвета, а также надписи с указанием вида хранимого топлива (СУГ, бензин или дизельное топливо);
- в нарушение требований п. 6.27 Свода правил №2 движение транспортных средств по территории АЗС не выполнено односторонним;
- в нарушение требований п. 455 Правил пожарной безопасности АЗС не обеспечена жесткой буксировочной штангой длинной не менее 3 м. для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории АЗС;
- в нарушение требований п. 21 Правил пожарной безопасности не произведена огнезащитная обработка деревянных конструкций здания АЗС;
- в нарушение требований п. 478 Правил пожарной безопасности не обеспечен учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения в специальном журнале произвольной формы;
- в нарушение требований п. 14 Правил пожарной безопасности не обеспеченно размещение на территории АЗС знаков пожарной безопасности «Курение табака и пользование открытым огнем запрещено»;
- в нарушение требований п. 4 Правил пожарной безопасности на АЗС не назначено лицо ответственное за пожарную безопасность территории и помещений АЗС;
- в нарушение требований п. 475 Правил пожарной безопасности имеющиеся на АЗС огнетушители не имеют порядковые номера;
- в нарушение требований п. 482 Правил пожарной безопасности пожарный щит, установленный на территории АЗС не доукомплектован немеханизированным пожарным инвентарем;
- в нарушение требований п. 2 Правил пожарной безопасности не утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности на территории и в помещениях АЗС.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – ФЗ №2), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции).
Согласно ч. 2 ст. 1 ФЗ №2 положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения в том числе при эксплуатации объектов защиты.
В соответствии с п. 15 ст. 2 ФЗ №2 объект защиты - продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре
Частью 2 ст. 74 ФЗ №2 предусмотрено, что противопожарные расстояния от резервуарных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для обеспечения углеводородным газом потребителей, использующих газ в качестве топлива, считая от крайнего резервуара до зданий, сооружений и коммуникаций, приведены в таблицах 19 и 20 приложения к настоящему Федеральному закону.
В силу требований, определенных в таблице 20 приложения ФЗ №2, при общей вместимости одного резервуара для хранения СУГ более 50 м3, но не более 500 м3, и максимальной вместимости одного резервуара для хранения СУГ 50 м3, при надземном размещении таких резервуаров, противопожарные расстояния от них до производственных зданий должно быть не ФИО1 150 метров.
Вместе с тем, по результатам проведенной проверки также установлено, что расстояние от одного резервуара для хранение СУГ эксплуатируемого на АЗС до ближайшего производственного здания (здание склада, расположенного по адресу: ЧР, <адрес>) составляет 26 метров, а от второго резервуара для хранение СУГ до указанного здания составляет 13 метров.
Эксплуатация указанного выше взрывопожароопасного производственного объекта при наличии приведенных нарушений требований законодательства характеризуется значительной степенью общественной опасности, которая выражается в возможности возникновения пожара, взрыва и иных чрезвычайных ситуаций, способных привести к причинению вреда жизни и здоровью людей, повреждению и уничтожению имущества, принадлежащего как гражданам, так и иным лицам.
Например, в июне 2018 г. на принадлежащей индивидуальному предпринимателю ФИО5 автогазозаправочной станции, расположенной в <адрес> муниципального района, вследствие нарушения требований ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и ФЗ «О пожарной безопасности» произошло возгорание с последующим взрывом, в результате которого 5 человек получили телесные повреждения в виде ожогов различной степени тяжести. Кроме этого, получили повреждения нежилое строение общей площадью 450 кв. метров, 18 легковых автомобилей и 4 цистерны с горюче-смазочными материалами.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 1065 ГК РФ определено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Гарантированное установленными государством мерами принуждения исполнение требований законодательства может быть достигнуто посредством обращения прокурора в суд с соответствующим иском и последующего исполнения судебного акта.
В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Настоящее заявление подается в интересах неопределенного круга лиц, поскольку эксплуатация АЗС, где в настоящее время ИП ФИО2 осуществляется розничная реализация моторного топлива, при наличии указанных выше нарушений законодательства создает угрозу жизни и здоровью неопределенному числу лиц, круг которых невозможно определить.
На этом основании просит суд обязать индивидуального предпринимателя ФИО2 запретить эксплуатацию автозаправочной станции «Рубин», расположенный по адресу, ЧР, <адрес> б.
Представитель ответчика ФИО6, действующий на основании доверенности серии <адрес>1 от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора признал в полном объеме, и просит принять признание иска. Последствия признания иска заключающегося в вынесении судом решения об удовлетворении иска ему разъяснены и понятны.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ЧР ФИО7 поддержал исковые требования прокурора и просил удовлетворить их по указанным в исковом заявлении обстоятельствам.
Суд, выслушав помощника прокурора, исследовав в совокупности материалы дела, находит, что требования прокурора законны, обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Суд считает возможным принять признание иска представителем ответчика, так как это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В порядке ст. 103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в доход государства государственную пошлину, от уплаты которой истец при обращении с иском в суд был освобожден законом. Государственная пошлина подлежит взысканию в размере, определяемом в соответствии со ст. 333.19 НК РФ, по требованию неимущественного характера с физических лиц - в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194–199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Принять признание иска представителем ответчика индивидуального предпринимателя ФИО3 – ФИО6
Исковое заявление прокурора <адрес> Чеченской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц к ответчику ФИО3 об обязании запретить эксплуатацию автозаправочной станции - удовлетворить.
Запретить индивидуальному предпринимателю ФИО3 эксплуатацию автозаправочной станции «Рубин», расположенный по адресу, ЧР, <адрес> «Б».
Взыскать с ФИО3 в доход государства государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Чеченской Республики через Шелковской районный суд Чеченской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий М.М. Аврабиев