Дело №2-798\2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 октября 2020 г. Карталы
Карталинский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Тугаевой О.В.
при секретаре Галимовой А.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании
гражданское дело по иску Короп А.Г. к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Карталинском районе Челябинской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить пенсию,
УСТАНОВИЛ:
Короп А.Б. обратился в суд с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Карталинском районе Челябинской области (межрайонное) (далее - пенсионный орган) о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" незаконным; возложении обязанности включения в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ–обучение в СПТУ № г. Снежинск Донецкой области Украины по специальности слесарь подземный ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- работы в качестве электрослесаря подземного шахты «Северная» Донецкой области; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – служба в Вооруженных Силах СССР; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа электрослесаря подземного шахты «Северная» Донецкой области; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа горнорабочим очистного забоя шахты «Северная» Донецкой области; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа горнорабочим очистного забоя шахты «Заря» Донецкой области; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа в качестве горнорабочего очистного забоя на ГП «Снежноеантрацит»; возложении обязанности назначить досрочную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование иска указал, что в оспариваемые периоды осуществлял трудовую деятельность на подземных работах, а также на работах с тяжелыми условиями труда. Полагая, что у него возникло право на досрочное пенсионное обеспечение, ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с соответствующим заявлением. Оспариваемым решением пенсионного органа отказано в назначении досрочной пенсии по старости, поскольку им не выработан необходимый стаж, оспариваемые периоды подлежат пенсионному обеспечению на общих основаниях. Считал решение пенсионного органа неправомерным, поскольку ответчик без достаточных на то оснований не включил в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды осуществления им трудовой деятельности на подземных работах, а также на работах с тяжелыми условиями труда. Без законных оснований не включил в требуемый стаж период обучения в СПТУ и службу в Вооруженных Силах СССР.
В судебном заседании истец Короп А.Г. иск поддержал по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика Семенов Е.А. иск не признал, ссылаясь на необоснованность требований. Указал, что на данный момент ответчиком не оспаривается право на досрочное назначение страховой пенсии по старости истцу, по основаниям, указанным в иске. Однако на момент принятия решения об отказе в назначении пенсии у пенсионного органа отсутствовали справки, подтверждающие характер, период, условия работы истца в указанные периоды, что явилось основанием для отказа в назначении требуемой пенсии. В данное время необходимые справки поспупили, истец может повторно обратиться с заявлением о назначении пенсии и пенсия ему будет назначена с момента повторного обращения.
Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно записям трудовой книжки истца его работа в спорные периоды происходила на территории государства Украина.
В Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1 Конституции Российской Федерации).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правом на досрочное назначение пенсии по старости по Списку N 1, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173 в отношении периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992, пользуются все рабочие, инженерно-технические работники и служащие, занятые полный рабочий день на подземных работах по добыче угля, руды, сланца, нефти, озокерита, газа, графита, асбеста, соли, слюды и других рудных и нерудных ископаемых, в геологоразведке, на дренажных шахтах, на строительстве шахт, рудников и других подземных сооружений, а также все работники, занятые полный рабочий день под землей на обслуживании указанных выше рабочих и служащих (медперсонал подземных здравпунктов, работники подземной телефонной связи и т.д.) (Раздел I "Горные работы", подраздел 1 "Подземные работы").
В соответствии со списком N 1, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 правом на досрочное назначение пенсии по старости в отношении периодов выполнения соответствующих работ, имевших место после 01.01.1992, пользуются все рабочие, занятые полный рабочий день на подземных работах (Раздел I "Горные работы", подраздел 1 "Подземные работы: в шахтах, рудниках и на приисках по добыче полезных ископаемых; в геологоразведке; на дренажных шахтах; на строительстве шахт, рудников, приисков", позиция 1010100а).
Предусмотренная законодательством продолжительность занятости на подземных работах, в том числе работа после ДД.ММ.ГГГГ, является основным условием для предоставления права на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с указанными выше списками.
В силу ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30).
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ Правительство Российской Федерации 16.07.2014 г. утвердило постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с п. "а" ст. 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяются:
- Список N 1, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10 и Список N 1 утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. N 1173.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 г. N 1015 "Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", ранее действовавшим постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 г. N 555 основным документом, подтверждающим период работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Исходя из анализа действующего пенсионного законодательства, установление для лиц, осуществлявших трудовую деятельность на подземных работах, на работах с тяжелыми условиями труда и в горячих цехах, льготных условий приобретения права на пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, поэтому право на досрочное назначение пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.
Полагая о наличии права на досрочное пенсионное обеспечение, Короп А.Г. ДД.ММ.ГГГГ обратился в территориальное подразделение пенсионного органа с соответствующим заявлением.
Решением государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Карталинском районе Челябинской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ № ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 8, 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку им не выработан необходимый продолжительный стаж на соответствующих видах работ.
В стаж на соответствующих видах работ, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии, пенсионный орган, в частности не включил следующие периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа электрослесарем подземным; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа электрослесарем подземным шахты «Северная»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа горнорабочим очистного забоя шахты «Северная» Донецк; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа горнорабочим очистного забоя шахты «Заря» Донецк; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа горнорабочим очистного забоя шахты на ГП «Снежное антрацит», так как отсутствуют условия для назначения пенсии, нет подтверждающих документов из компетентных органов иностранного государства.
Обучение в среднем профессионально-техническом училище N 86 г. Снежиинск Донецкой области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, служба по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включены в общий страховой стаж.
Общая продолжительность трудовой деятельности Короп А.Г., зачтенная пенсионным органом в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" составила 4 года 01 месяц 11 дней.
С данными выводами пенсионного органа суд не может согласиться по следующим основаниям.
13.03.1992 между государствами - участниками СНГ, а именно Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной подписано Соглашение "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", статьей 1 которого предусматривалось, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В соответствии со ст. 3 Соглашения, все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.
Частью 2 статьи 6 Соглашения предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
В соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Из разъяснений, содержащихся в п. 1 Письма Минсоцзащиты Российской Федерации от 31.01.1994 N 1-369-18 "О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР" следует, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13.03.1992, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992.
В силу п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, являющихся Приложением N 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Из системного толкования перечисленных выше положений, общепризнанных принципов и норм международного права, буквального толкования положений ч. 2 ст. 6 Соглашения, содержащих указание на ограничение действия Соглашения до 13.03.1992, исключительно в отношении учета трудового (страхового) стажа, приобретенного на территории бывшего СССР, следует, что приобретенный после указанной даты трудовой (страховой) стаж на территории любого из государств - участников Соглашения учитывается независимо от времени его приобретения, в данном случае в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Правом на досрочное назначение пенсии по старости по Списку N 1, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173 в отношении периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992, а также после 01.01.1992 Списку N 1, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 пользуются все рабочие, занятые полный рабочий день на подземных работах по добыче угля, руды, сланца, нефти, озокерита, газа, графита, асбеста, соли, слюды и других рудных и нерудных ископаемых, в геологоразведке, на дренажных шахтах, на строительстве шахт, рудников и других подземных сооружений, а также все работники, занятые полный рабочий день под землей на обслуживании указанных выше рабочих и служащих (подраздел 1 "Подземные работы", раздел I "Горные работы").
Предусмотренная законодательством продолжительность занятости на подземных работах является основным условием для предоставления права на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с указанными выше списками.
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого Закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с 01 января 2002 года и действовал до 01 января 2015 года - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Пунктом 2 статьи 29 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который не применяется с 01 января 2015 года, за исключением норм, регулирующих порядок исчисления размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ в части, ему не противоречащей, было предусмотрено, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 01 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного Закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила N 1015).
Согласно пункту 5 Правил N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил N 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до ДД.ММ.ГГГГ, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до ДД.ММ.ГГГГ - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подпункт "а" пункта 6 Правил N 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт "б" пункта 6 Правил N 1015); единый социальный налог (взнос) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - документами территориальных налоговых органов (подпункт "в" пункта 6 Правил N 1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпункт "г" пункта 6 Правил N 1015).
Пунктом 11 Правил N 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 05 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, Правила подсчета и подтверждения которого утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).
Документы, необходимые для установления пенсии, могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 июля 2011 года N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов" (пункт 52 Перечня).
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 года N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).
Согласно пункту 22 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае на Украине) и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 01 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Из трудовой книжки истца видно, что он в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работал электрослесарем подземным на шахте «Северная» Донецкой области государства Украина. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал горнорабочим очистного забоя шахты «Северная» Донецк; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа горнорабочим очистного забоя шахты «Заря» Донецк; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа горнорабочим очистного забоя шахты на ГП «Снежноеантрацит».
Суд находит доказанным факт осуществления истцом трудовой деятельности на подземных работах на условиях необходимой продолжительности рабочего времени.
В силу положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов (ч. 1 ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
К допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы в специальных условиях, определяющих ее характер и влияющих на досрочное назначение страховой пенсии по старости, могут быть отнесены иные доказательства, предусмотренные ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (например, приказы, расчетные книжки, наряды и т.п.).
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии"следует, что при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на страховые пенсии, характер работы, включаемой в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.
Факт осуществления истцом трудовой деятельности в спорные периоды на подземных работах на условиях необходимой продолжительности рабочего времени, подтвержден совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, в частности записями в трудовой книжке, содержащими прямое указание на осуществление истцом в спорные периоды трудовой деятельности на условиях полного рабочего дня.
Помимо этого, в пенсионном деле в подтверждение указанных фактов имеются следующие документы.
Из архивной справки о переименованиях и реорганизации шахты «Северная» следует, что шахта неоднократно реорганизовывалась, переименовывалась, входила в состав ГП «Снежноеантрацит», шахта «Заря» обособленное подразделение государственного предприятия «Торезантрацит» правопреемник архивных документов и архивных фондов ГП «Снежноеантрацит». ГП «Снежноеантрацит» реорганизовано путем присоединения к государственному предприятию «Торезантрацит».
Из архивной справки о реорганизации шахты «Заря» следует, что ранее шахта «Заря» обособленное подразделение государственного предприятия «Торезантрацит» была реорганизована в шахту «Заря» и вошла в ГП «Снежноеатртрацит» на правах структурного подразделения. ГП «Снежноеатртрацит» реорганизовано путем присоединения «Торезантрацит» и созданием на его базе обособленного подразделения «Шахта Заря».
Из наименования организации (шахта «Северная» Министерства угольной промышленности Украины), ее структурного подразделения (шахтоуправление), где истец осуществлял трудовую деятельность, можно сделать однозначный вывод о виде деятельности работодателя, связанной с непосредственной добычей полезного ископаемого (угля), характере деятельности работника, протекавшей в подземных условиях, соответствующих подразделу 1 "Подземные работы", раздела I "Горные работы", Списка N 1, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173.
Согласно справок шахты «Заря» - обособленного подразделения государственного предприятия «Торезантрацит» от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ Короп А.Г. работал в шахте «Заря» - технической единицы государственного предприятия «Снежноеантрацит» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ горнорабочим очистного забоя подземный, в цехах участка по добычи угля, с полным рабочим днем в шахте. Предприятие занято добычей угля под землей. Он же работал на шахте «Северная» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ электрослесарем подземным, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ горнорабочим очистного забоя подземным. Работу осуществлял под землей, с полным рабочим днем в шахте. Предприятие занималось подземной добычей угля. Справки выданы для уточнения особого характера работы истца.
Обстоятельства, изложенные в справках подтверждены: выпиской из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ шахты «Заря», которым утвержден список работ, профессий, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. В списке поименован горнорабочий очистного забоя подземный. Выпиской из приказа №\к от ДД.ММ.ГГГГ шахты «Заря», которой подтверждено право на пенсию на льготных условиях горнорабочего очистного забоя подземного шахты «Заря» по Списку №, утвержденному Кабинетом Министров Украины № от ДД.ММ.ГГГГ.
Обстоятельства, изложенные в справках, подтверждаются личными карточками на Короп А.Г., выписками из приказов №-к от ДД.ММ.ГГГГ, №-к от ДД.ММ.ГГГГ, № а\к от ДД.ММ.ГГГГ, №\к от ДД.ММ.ГГГГ, №к от ДД.ММ.ГГГГ, №к от ДД.ММ.ГГГГ, №к от ДД.ММ.ГГГГ, справкой о заработке на шахте «Северная» от ДД.ММ.ГГГГ № и №, приказом №к от ДД.ММ.ГГГГ, приказом №к от ДД.ММ.ГГГГ, приказом №к от ДД.ММ.ГГГГ, справкой о заработке шахты «Заря» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Таким образом доказана соответствующая занятость истца при выполнении им в спорные периоды работы в определенных условиях труда, что в суде не оспаривается ответчиком.
Из справок о заработке на шахте «Северная» от ДД.ММ.ГГГГ № и №, справки о заработке шахты «Заря» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что за период до ДД.ММ.ГГГГ произведены отчисления в Фонд социального тсрахования полностью, с ДД.ММ.ГГГГ по 31 декабря 200 года – в Пенсионный фонд по установленным тарифам, после ДД.ММ.ГГГГ произведена уплата единого социального налога.
Из информации Управления Пенсионного Фонда Донецкой Народной Республики в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что предприятием шахта №Заря» ГП «Снежноеантрацит» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, предприятием шахта «Северная» п\о «Торезантрацит» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ страховые взносы в Пенсионный фонд Украины уплачены в полном объеме. Представить информацию об уплате страховых взносов за период с ДД.ММ.ГГГГ по 31 августа 20ё4 го по предпряитию шахта «Заря» ГП «Снежноеантрацит» нет возможности, так как с ДД.ММ.ГГГГ администрирование единого социального взноса возложено на Министерство доходов и сбора Украины, что, по мнению суда, должно толковаться в пользу истца, так как невозможно получить иной информации, исходя из сложившихся отношений с данным государством, что является общеизвестным фактом.
Таким образом, суд находит, что спорные периоды необоснованно пенсионным органом исключены из стажа на соответствующих видах работ.
Следует отметить, что в оспариваемом решении не засчитан период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве электрослесаря подземного, тогда как материалами дела установлено, что он работал в этом качестве с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на шахте « Северная» и этот период истцом оспаривается.
Кроме того, в справке шахты «Заря» от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что Короп А.Г. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находится в пионерском лагере в качестве пионервожатого; у него имели место прогулы 1 день в декабре 1987 года, 3 дня в сентябре 1992 года, 2 дня в июне 1993 года, то есть в указанное время он не исполнял работы, дающие право на требуемую пенсию.
В этой связи, за минусом указанных дней подлежат включению в стаж работы на досрочную пенсию периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- работы в качестве электрослесаря подземного шахты «Северная» <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа электрослесаря подземного шахты «Северная» Донецкой области; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (за исключением прогулов 3 дня в сентябре 1992, 2 дня в мае 1993, 2 дня в июне 1993) работа электрослесаря подземного шахты «Северная» <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа горнорабочим очистного забоя шахты «Северная» Донецкой области; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа горнорабочим очистного забоя шахты «Заря» Донецкой области; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа в качестве горнорабочего очистного забоя на ГП «Снежноеантрацит».
Из трудовой книжки истца, диплома от ДД.ММ.ГГГГ ПТУ № г. Снежинск Донецкой области следует, что он в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в указанном училище по специальности «электрослесарь подземный». В этот период у него имел место прогул – один день в декабре 1987 года.
Суд находит, что в стаж на соответствующих видах работ период обучения истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( за исключением 1 дня прогула в декабре 1987 года) –обучение в СПТУ № г. Снежинск Донецкой области, за которым следовала работа в подземных условиях труда, дающая право на досрочное пенсионное обеспечение, подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ по следующим основаниям.
В соответствии с п. п. "а" п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в абз. 3 п. п. "а" п. 1 настоящего постановления, применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".
При этом к периодам работы, указанным в абз. 3 п. п. "а" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665, относятся лишь периоды выполнения работы, имевшие место до 01.01.1992 и предусмотренные Списком N 1, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173.
Согласно п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590 в общий стаж работы засчитывается, в частности обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации (п. п. "з").
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (п. п. "а" и "б" п. 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (п. п. "в" п. 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в п. п. "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
В случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах (п. п. "а", "б" и "в" п. 91) работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Поскольку за периодом обучения Короп А.Г. в училище системы профессионально-технического образования, имевшим место с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (10 месяцев 21 день), следовали периоды его работы в условиях, предусмотренных Списком N 1, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173, то оснований для отказа во включении истцу в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение периода обучения в среднем профессионально-техническом училище г. Донецка, нет.
Как следует из записи в трудовой книжки, военного билета Короп А.Г. он проходил службу в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 2 года. Этот период подлежит включению в требуемый стаж.
Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 01.10.2019, с изм. от 22.04.2020) "О страховых пенсиях"Согласно п 3»а» Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 (ред. от 05.12.2018) "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", если работа была предусмотрена Списками от 1956 года и имела место до 1 января 1992 года, то к ней можно приравнять отдельные виды деятельности, перечисленные в пунктах 97,108,109,110,112,113 Положения о назначении и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года №590, частности, период службы в Вооруженных Силах СССР.
Принимая во внимание, что после службы в Вооруженных Силах СССР работа истца в тяжелых условиях труда находит свое подтверждение, так как он продолжал трудиться электрослесарем подземным на шахте «Северная» (2 года 5месяцв 15 дней), то служба в армии подлежит включению в требуемый стаж.
Таким образом, в стаж на соответствующих видах работ следует включить периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( за исключением 1 дня прогула в декабре 1987 года) –обучение в СПТУ № г. Снежинск; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- работы в качестве электрослесаря подземного шахты «Северная» Донецкой области; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – служба в Вооруженных Силах СССР; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа электрослесаря подземного шахты «Северная» Донецкой области; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (за исключением прогулов 3 дня в сентябре 1992, 2 дня в мае 1993, 2 дня в июне 1993) работа электрослесаря подземного шахты «Северная» Донецкой области; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа горнорабочим очистного забоя шахты «Северная» Донецкой области; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа горнорабочим очистного забоя шахты «Заря» Донецкой области; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа в качестве горнорабочего очистного забоя на ГП «Снежноеантрацит», всего 8 лет 7 месяцев 13 дней. Учетом зачтенных пенсионным органом 4 лет 1 месяца 11 дней, стаж для назначения требуемой пенсии на соответствующих видах работ всего составит 12 лет 8 месяцев 24 дня при требуемых 10 лет.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе.
Материалами дела установлено, что Короп А.Г. с соблюдением требований ч. 1, 2 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" обратился в пенсионный орган с заявлением и всеми необходимыми документами для назначения досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением трудовой деятельности в тяжелых условиях, что видно из представленной им расписки в приеме документов для проведения заблаговременной работы по назначению пенсии от ДД.ММ.ГГГГ. Возраста 50 лет он достиг ДД.ММ.ГГГГ.
В заявлении указано на то, что Короп А.Г. обязан заменить последний лист трудовой книжки, а пенсионный орган запросит справки о заработной плате, льготные справки, выписку из Украины. Аналогичная расписка представлена пенсионным органом, но с датой приема заявления как от ДД.ММ.ГГГГ, так и от ДД.ММ.ГГГГ (дописано от руки).
Из указанного заявления следует, что Короп А.Г. представил, наряду с другими документами, льготные справки (даты, номера, содержание и т.п. не указаны).
Короп А.Г. в суде указывал об обращении в пенсионный орган за назначением пенсии заблаговременно, в феврале 2019 года, что соответствует указанной расписки. Представленные суду заявления от имени Короп А.Г. от ДД.ММ.ГГГГ об обращении за назначением, выплаты, доставки пенсии не содержат его подписей и доказательств направления их истцу.
Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ постановлено провести проверку трудовой книжки Короп А.Г.
Пенсионным органом для указанной цели направлялись запросы, которые суду не представлены. Между тем, из представленных ответов УПФ Донецкой Народной Республики в г. Торезе от ДД.ММ.ГГГГ №, ГУ УПФ по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, УПФ Донецкой Народной Республики в г. Торезе от ДД.ММ.ГГГГ №, УПФ Донецкой Народной Республики в г. Снежное от ДД.ММ.ГГГГ №, УПФ Донецкой Народной Республики в Калининском районе г. Донецка от ДД.ММ.ГГГГ №, УПФ Донецкой Народной Республики в Калининском районе г. Донецка от ДД.ММ.ГГГГ №, УПФ Донецкой Народной Республики в Калининском районе г. Донецка от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что запросы в отношении истца направлялись пенсионным органом ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ пенсионным органом принято решение о приостановлении срока рассмотрения заявления Короп А.Г. до предоставления необходимых документов от организации, но не более чем до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ принято решение о восстановлении срока рассмотрения заявления. ДД.ММ.ГГГГ принято оспариваемое решение.
Из пояснений представителя ответчика в суде следует, что отказ в назначении требуемой пенсии вызван тем, что отсутствовали докумениты, подтверждающие работу истца в определенных условиях. Документы поступили после принятии решениям. В данное время по ним может быть назначена требуемая пенсия истцу.
Между тем, суд находит, что представленная суду незаверенная безымянная ксерокопия некого журнала не может подтверждать бесспорно факт поступления ДД.ММ.ГГГГ требуемых справок. Из записи невозможно определить суть поступивших документов, отправителя.
Из представленных ответов УПФ Донецкой Народной Республики в г. Торезе от ДД.ММ.ГГГГ №, ГУ УПФ по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, УПФ Донецкой Народной Республики в г. Торезе от ДД.ММ.ГГГГ №, УПФ Донецкой Народной Республики в г. Снежное от ДД.ММ.ГГГГ №, УПФ Донецкой Народной Республики в Калининском районе г. Донецка от ДД.ММ.ГГГГ №, УПФ Донецкой Народной Республики в Калининском районе г. Донецка от ДД.ММ.ГГГГ №, УПФ Донецкой Народной Республики в Калининском районе г. Донецка от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что они датированы задолго до принятия оспариваемого решения. Эти документы не содержат сведений о датах поступления в пенсионный орган. Суду соответствующие конверты, в которых поступили необходимые справки, не представлены. Представитель сосался на их отсутствие.
Таким образом, однозначного вывода о том, что на момент принятия оспариваемого решения необходимые для этого документы отсутствовали, нет.
Как разъяснено в абз. 2 п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 ноября 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией граждан на трудовые пенсии", если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом N 173-ФЗ (ст. ст. 18 и 19 Федерального закона N 173-ФЗ).
По мнению суда, на дату вынесения решения об отказе в назначении пенсии у пенсионного органа имелись необходимые справки о льготном периоде и характере работы истца, которые согласуются с записями в трудовой книжке, в связи с чем суд находит, что пенсия истцу должна быть назначена с даты возникновения на нее права – с ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░ ░░.░░.░░░░ № ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░: ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ( ░░ ░░░░░░░░░░░ 1 ░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1987 ░░░░) –░░░░░░░░ ░ ░░░░ № ░. ░░░░░░░░; ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░- ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░; ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ – ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░; ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░; ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ (░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 3 ░░░ ░ ░░░░░░░░ 1992, 2 ░░░ ░ ░░░ 1993, 2 ░░░ ░ ░░░░ 1993) ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░; ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░; ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ «░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░; ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░», ░░░░░ 12 ░░░ 8 ░░░░░░░ 24 ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 9 ░░░░░░░ 2020 ░░░░
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.