Дело № 2а-1-245/2021 УИД 32RS0№-61
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
п. Выгоничи 20 июля 2021 года
Выгоничский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Сайфутдиновой Е.В.,
при секретаре Пыталевой О.Е.,
с участием
административного истца помощника прокурора <адрес> Гузеева А.И.,
административных ответчиков – главы Утынской сельской администрации <адрес> Лебедухо А.А., представителя администрации <адрес> по доверенности Алексютина Ю.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <адрес> в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ к Утынской сельской администрации, администрации <адрес> о признании незаконным бездействия, о понуждении к совершению действий по приведению технического состояния дорожного полотна автомобильной дороги общего пользования местного значения в соответствие с требованиями законодательства о безопасности дорожного движения,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что прокуратурой проведена проверка исполнения органами местного самоуправления <адрес> требований действующего законодательства о дорожной деятельности и безопасности дорожного движения, по результатам которой выявлены нарушения требований действующего законодательства. Так, на территории Утынского сельского поселения имеется автомобильная дорога общего пользования местного значения по <адрес> в <адрес>, включенная в реестр муниципальной собственности поселения. Указанная дорога имеет многочисленные неровности, выбоины, что препятствует безопасности дорожного движения, создает угрозу жизни и здоровью граждан. С целью устранения выявленных нарушений прокуратурой внесено представление, однако нарушения требований законодательства до настоящего времени не устранены. Просил признать незаконным бездействие Утынской сельской администрации, администрации <адрес> и обязать принять меры, направленные на приведение технического состояния дорожного полотна автомобильной дороги общего пользования местного значения по <адрес> в <адрес> Брянской области в соответствии с требованиями законодательства о безопасности дорожного движения, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании административный истец исковые требования уточнил в части срока исполнения требований, просил обязать ответчиков провести необходимые мероприятия до <дата>.
Представители административных ответчиков Утынской сельской администрации, администрации <адрес> в судебном заседании с исковыми требованиями согласились, просили установить срок для исполнения решения до августа 2022 года.
Представитель третьего лица отдел ГИБДД МО МВД России «Почепский» в судебном заседании не присутствовал, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются соответствующие доказательства, заявлений об отложении рассмотрения дела не поступало.
На основании положений ст.150 Кодекса административного судопроизводства РФ, дело судом рассмотрено в отсутствие неявившегося третьего лица.
Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Из содержания п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Исковые требования прокурора <адрес> основаны на несоблюдении требований федерального законодательства, об общих принципах местного самоуправления, а также законодательства о дорожной деятельности и безопасности дорожного движения, что создает угрозу жизни и здоровью граждан, трудности в содержании, обслуживании дорог.
Отношения, касающиеся вопросов дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, регулируются Федеральным Законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон).
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве (статьи 1, 4, 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
В соответствии с п.5 ч.1 ст.14 указанного Закона, к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 3 ч.1 и ч. 3 ст. 14 указанного Закона, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, относится к вопросам местного значения сельского поселения.
В соответствии с ч.8 ст. 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно ст.13 вышеуказанного закона, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, на территории Утынского сельского поселения имеется автомобильная дорога общего пользования местного значения. Постановлением Утынской сельской администрации от <дата> утвержден перечень дорог общего пользования местного значения. В указанный перечень включена дорога в <адрес>. Указанное обстоятельство подтверждается также ответом Утынской сельской администрации от <дата> №.
Статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентамрегламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог ВСН 24-88 определяют основные требования к транспортно-эксплуатационному состоянию автомобильных дорог общего пользования, принципы оценки состояния дорог и планирования работ по их ремонту и содержанию.
Нормами «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года № 1245-ст, установлены требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям. Пунктом 5.2.4 указанного ГОСТ установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
На основании проведенной прокуратурой <адрес> проверки исполнения законодательства при эксплуатации дороги общего пользования местного значения по <адрес> в <адрес> выявлены нарушения требований в области безопасности дорожного движения.
В ходе проведения осмотра улично-дорожной сети Утынского сельского поселения установлено, что дорожное полотно автомобильной дороги общего пользования местного значения по <адрес> в <адрес> имеет многочисленные выбоины (ямы).
С целью устранения выявленных нарушений прокурором <адрес> Брянской области в адрес Утынской сельской администрации <адрес> <дата> внесено представление.
По результатам рассмотрения представления нарушения законодательства до настоящего времени не устранены, что подтверждается ответом Утынской сельской администрации от <дата> №, распоряжением Утынской сельской администрации от <дата> №а-р, объяснениями представителей ответчиков в ходе судебного разбирательства, актом обследования состояния улично-дорожной сети от <дата>, произведенному инспектором дорожного надзора ОГИБДДД МО МВД России «Почепский», согласно которому покрытие автомобильной дороги местного значения по <адрес> в <адрес> имеет дефекты твердого покрытия проезжей части в виде просадки, выбоин, застоев воды, что не соответствует требованиям ГОСТ.
Исследовав доказательства дела в их совокупности, суд находит, что эксплуатация дороги общего пользования местного значения по <адрес> в <адрес>, не соответствующая требованиям законодательства о дорожной деятельности и безопасности дорожного движения, препятствует безопасному движению транспорта, создает угрозу жизни и здоровью граждан, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Поскольку Утынская сельская администрация, администрация <адрес> не осуществили работы по привидению дороги общего пользования в соответствии с требованиями действующего законодательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований и считает их подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.2 ст.178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Поскольку для исполнения решения Выгоничского районного суда ответчикам требуются временные и финансовые затраты, что подтверждается проектной документацией по ремонту дороги, сводной ведомостью ресурсов, произведенной ООО «Дорожник» в 2020 году, суд считает необходимым установить разумный срок для исполнения решения суда, до <дата>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Утынской сельской администрации, администрации <адрес>, выразившееся в непринятии мер по приведению технического состояния дорожного полотна автомобильной дороги общего пользования местного значения по <адрес> в <адрес> Брянской области в соответствии с требованиями законодательства о безопасности дорожного движения.
Обязать Утынскую сельскую администрацию <адрес>, администрацию <адрес> до <дата> принять меры, направленные на приведение технического состояния дорожного полотна автомобильной дороги общего пользования местного значения по <адрес> в <адрес> Брянской области в соответствии с требованиями законодательства о безопасности дорожного движения.
Об исполнении решения административным ответчикам сообщить в суд и прокурору <адрес>, Брянской области в течение одного месяца со дня окончания установленного судом срока для исполнения.
Решение на основании ч.1 ст.298 КАС РФ может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Брянского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается в апелляционную инстанцию через Выгоничский районный суд.
Председательствующий Е.В. Сайфутдинова