Дело №2а-54/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 марта 2021 года село Суг-Аксы
Сут-Хольский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Дондупай О.Б., при секретаре Дамба А.В., с участием прокурора Сут-Хольского района Лудуп А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Сут-Хольского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратурой Сут-Хольского района подано административное исковое заявление в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной, в обоснование указав, что прокуратурой Сут-Хольского района в ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» выявлен факт размещения для свободного доступа неограниченного круга лиц информации о реализации табака сосательного (снюса), пищевой никотиносодержащей продукции, а также никотиносодержащей продукции, предназначенной для жевания, сосания, нюхания на сайте (странице) <ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ>. При изучении сайта установлено, что на нем открыто предлагается продажа табака сосательного (снюса), пищевой никотиносодержащей продукции, а также никотиносодержащей продукции, предназначенной для жевания, сосания, нюхания за определенную цену. Реклама о покупке указанных табачной продукции и табачных изделий на сайте подстрекает лиц, в том числе несовершеннолетних на их приобретение. Таким образом, на сайте <ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ> незаконным путем реализуют табачную продукцию и табачные изделия, а именно табак сосательный (снюс), пищевую никотиносодержащую продукцию, а также никотиносодержащую продукцию, предназначенную для жевания, сосания, нюхания, что указывает на наличие признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.53 КоАП РФ. Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в соответствии с п. 5.1.7 Положения службы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 года № 228. На момент проверки (по состоянию на 12.02.2021 года) данные указатели страниц сайтов, на которых размещена указанная информация, в едином реестре отсутствуют. Таким образом, вышеприведенными положениями закона установлен запрет на распространение, и имеются основания ограничения доступа к информации, размещенной на странице указанного сайта. Просит признать информацию, размещенную на сайте (странице) <ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ> распространяемую посредством сети Интернет информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Прокурор Сут-Хольского района Лудуп А.С. в судебном заседании полностью поддержала административное исковое заявление и просила удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Енисейского управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в судебном заседание не явился, извещены надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, ходатайств об отложении не поступало, просил рассмотреть без их участия.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
В соответствии с п. 2.1 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису.
Верховный Суд Российской Федерации в своем Определении от 20.04.2018 года № 78-КГ17-101 указал, что решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Производство по таким делам осуществляется по общим правилам административного искового производства, предусмотренным разделами I - III, VI - VIII названного Кодекса.
В ходе судебного разбирательства установлено, что прокуратурой Сут-Хольского района в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства о противодействии распространению запрещенной информации в сети «Интернет» выявлен Интернет-ресурс: <ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ>, на котором пользователям предоставляется возможность воспользоваться услугой по приобретению табака сосательного (снюса), пищевой никотиносодержащей продукции, а также никотиносодержащей продукции, предназначенной для жевания, сосания, нюхания.
Пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2010 № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» определено, что информация, причиняющей вред из здоровью и (или) развитию детей, - информация (в том числе содержащаяся в информационной продукции для детей), распространение которой среди детей запрещено или ограничено в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 8 статьи 19 Федерального закона от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотиносодержащей продукции» предусмотрен запрет оптовой и розничной торговли насваем, табаком сосательным (снюсом), пищевой никотиносодержащей продукцией, а также никотиносодержащей продукцией, предназначенной для жевания, сосания, нюханья.
Статьей 14.53 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями.
Частью 3 статьи 14.53 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за продажу несовершеннолетнему табачной продукции, табачных изделий, никотиносодержащей продукции, кальянов, устройств для потребления никотиносодержащей продукции.
По сведениям официального сайта Роскомнадзора указанный Интернет-ресурс в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, по состоянию на 12.02.2021 не числится.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации (далее - Закон № 149-ФЗ) права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Частями 1, 6 статьи 10 Закона № 149-ФЗ установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 15 настоящего Федерального закона, на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности; передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Ограничение доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, осуществляется в порядке, установленном ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ и Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 №1101 (далее Правила).
Согласно ч. 2 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ в реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 данной статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу ч. 3 ст. 15.1 названного Федерального закона создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктами 2, 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено создание, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в соответствии с критериями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
На основании п. 5 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» все операторы связи, оказывающие услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязаны осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством Интернета, в порядке, установленном Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст.15.1 Федерального закона № 149-ФЗ).
Согласно Единому реестру доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено <ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ> включен в Единую автоматизированную информационную систему на основании решения Первомайского районного суда г. Кирова Кировской области от 01.03.2021, доступ ограничен.
В силу части 2 статьи 194 КАС РФ, суд вправе прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии с частью 2 статьи 225 КАС РФ, суд также вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если оспариваемое решение отменено или пересмотрено и перестало затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Поскольку доменное имя, указатель страницы сайта <ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ> в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" включены в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" на основании решения суда, и отсутствует предмет административного спора, суд приходит к выводу о прекращении производства по настоящему делу.
В соответствии с п. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202 -1 «О прокуратуре Российской Федерации» и ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации.
Обращаясь с административным иском о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах как неопределенного круга лиц, так и Российской Федерации на защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в том числе несовершеннолетних.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 265.5 КАС РФ,
решил:
Производство по административному исковому заявлению прокурора Сут-Хольского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании информации, содержащуюся в сети «Интернет» на сайте с адресом <ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, прекратить.
Апелляционная жалоба, представление на решение суда по административному иску могут быть поданы в течение месяца со дня принятия судом решения в Верховный Суд Республики Тыва через Сут-Хольский районный суд.
Председательствующий О.Б. Дондупай