Дело № 33-9468/2022
УИД № 59RS0007-01-2021-010750-33
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда всоставе председательствующего Ворониной Е.И.,
судей Лапухиной Е.А., Лобанова В.В.,
при секретаре Мусулевой Н.А.
рассмотрела 28 сентября 2022 года в г. Перми в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца Апкиной Танзили Раисовны на решение Свердловского районного суда г. Перми от 20 июля 2022 года по делу №2-1407/2022, которым постановлено:
признать незаконным решение государственного учреждения Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю от 10 сентября 2021 года в части:
исключения из специального стажа Апкиной Т.Р. периода службы в Вооружённых Силах Российской Федерации в должности фельдшера медицинского пункта в/ч ** с 31.01.1995 по 31.10.1999,
включения периода работы в должности акушерки акушерско-гинекологического отделения в Больнице пос.совета Пермь 76 с 19.03.1992 по 11.01.1993 в календарном порядке,
включения периода работы с COVID-19 в должности фельдшера ГБУЗ ПК «Пермская станция скорой медицинской помощи» с 26.03.2020 по 30.09.2020 в календарном исчислении,
невключения в стаж периода работы в должности фельдшера ГБУЗ ПК «Пермская станция скорой медицинской помощи» с 01.01.2021 по 22.03.2021,
признать подлежащими включению в специальный стаж Апкиной Т.Р., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости:
период службы в Вооружённых Силах Российской Федерации в должности фельдшера медицинского пункта в/ч ** с 31.01.1995 по 31.10.1999 в календарном порядке,
период работы в должности акушерки акушерско-гинекологического отделения в Больнице пос.совета Пермь 76 с 19.03.1992 по 11.01.1993 в льготном порядке 1 год работы за 1 год 6 месяцев,
период работы с COVID-19 в должности фельдшера ГБУЗ ПК «Станция скорой медицинской помощи Пермского муниципального района» с 26.03.2020 по 30.09.2020 в льготном порядке 1 день работы за 2 дня,
период работы в должности фельдшера ГБУЗ ПК «Пермская станция скорой медицинской помощи с 01.01.2021 по 22.03.2021 02 месяца 22 дня,
отказать в удовлетворении остальной части исковых требований Апкиной Т.Р. к ОПФР по Пермскому краю.
Заслушав доклад судьи Лобанова В.В., объяснения истца Апкиной Т.Р., представителей ответчика Семичевой В.Ф., Лаврушиной Ю.Е., исследовав материалы дела, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
25 ноября 2021 года истец Апкина Т.Р., ** года рождения, обратилась в суд с иском к ответчику государственному учреждению Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (далее по тексту – ОПФР по Пермскому краю), просила (с учётом изменения требований):
- признать незаконным решение ответчика от 10 сентября 2021 года в части:
включения периода работы в должности акушерки акушерско-гинекологического отделения в Больнице пос.совета Пермь 76 с 19.03.1992 по 11.01.1993 в календарном порядке,
исключения из специального стажа Апкиной Т.Р. периода службы в Вооружённых Силах Российской Федерации в должности фельдшера медицинского пункта в/ч ** с 31.01.1995 по 12.07.2002,
включения периода работы с COVID-19 в должности фельдшера ГБУЗ ПК «Пермская станция скорой медицинской помощи» с 26.03.2020 по 30.09.2020 в календарном исчислении,
невключения в стаж периода работы в должности фельдшера ГБУЗ ПК «Пермская станция скорой медицинской помощи» с 01.01.2021 по 22.03.2021,
- признать подлежащими включению в специальный стаж Апкиной Т.Р., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости:
период работы в должности акушерки акушерско-гинекологического отделения в Больнице пос. совета Пермь 76 с 19.03.1992 по 11.01.1993 в льготном порядке (1:1,6) и дополнительно включить 04 месяца 26 дней,
период службы в Вооружённых Силах Российской Федерации в должности фельдшера медицинского пункта в/ч ** с 31.01.1995 по 12.07.2002, с учетом льготного исчисления (1:1,3) до 31.10.1999, - 08 лет 08 месяцев 19 дней,
период работы с COVID-19 в должности фельдшера ГБУЗ ПК «Станция скорой медицинской помощи Пермского муниципального района» с 26.03.2020 по 30.09.2020 в льготном порядке (1:2) и дополнительно включить 06 месяцев 04 дня,
период работы в должности фельдшера ГБУЗ ПК «Станция скорой медицинской помощи» с 01.01.2021 по 22.03.2021 02 месяца 22 дня,
- возложить на ответчика обязанность принять решение о досрочном назначении истцу страховой пенсии по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту - Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ) с момента возникновения права на досрочное назначение страховой пенсии с 2 января 2021 г.
В суде первой инстанции представители ответчика возражали против удовлетворения требований по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск.
Судом постановлено вышеприведённое решение, которое в апелляционной жалобе истец просит отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований, принять по делу новое решение об удовлетворении иска в полном объёме, считает, что неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы материального и процессуального права, что привело к принятию неправильного решения суда.
Ответчик представил письменные возражения относительно доводов апелляционной жалобы истца, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения; представители ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержали указанные возражения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель третьего лица Военного комиссариата Пермского края не явился, о времени и месте судебного заседания он был извещен заблаговременно и надлежащим образом, об отложении разбирательства дела не просил, об уважительных причинах неявки не сообщил, руководствуясь статьёй 167 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно неё, проверив законность и обоснованность состоявшегося решения по правилам ст. 327.1 ГПК Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не нашла оснований к отмене либо изменению решения суда.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и посёлках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В период до 1 октября 1993 г. действовали утверждённые постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. №1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию по выслуге лет.
Приведённые акты утратили силу с 01.10.1993 согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22сентября 1993 г. № 953,
в период с 1 октября 1993 г. по 1 ноября 1999 г. действовал Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённый Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, в соответствии с которым в выслугу, дающую право на выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитываются периоды работы в должностях врачей и среднего медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений всех форм собственности, независимо от наименования должности,
в период с 1 ноября 1999 г. по 11 ноября 2002 г. действовали Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №1066.
в настоящее время действуют Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "Отрудовых пенсиях в Российской Федерации", и Правила исчисления периодов такой работы, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 29октября 2002 года № 781 (далее по тексту – Список № 781 и Правила № 781),
согласно пункту 3 Правил № 781, в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Как следует из материалов дела и установлено судебной коллегией на основании имеющихся в деле доказательств, 22.03.2021 Апкина Т.Р. обратилась в государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Перми (далее по тексту – УПФР в Свердловском районе г. Перми) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ.
Решением УПФР в Свердловском районе г. Перми от 18.06.2021 Апкиной Т.Р. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа. Специальный стаж исчислен продолжительностью 18 лет 05 месяцев 09 дней (л. д. 70).
Решением УПФР в Свердловском районе г. Перми от 06.07.2021, принятым во изменение решения от 18.06.2021, Апкиной Т.Р. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа. Специальный стаж исчислен продолжительностью 18 лет 05 месяцев 09 дней (л. д. 88).
Решением УПФР в Свердловском районе г. Перми от 10.09.2021, принятым во изменение решения от 18.06.2021, Апкиной Т.Р. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа. Специальный стаж исчислен продолжительностью 15 лет 11 месяцев 09 дней (л. д. 96).
Рассматривая и удовлетворяя требования истца в части включения в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев периода работы в должности акушерки акушерско-гинекологического отделения в Больнице пос.совета Пермь 76 с 19.03.1992 по 11.01.1993, суд первой инстанции исходил из того, что согласно справке, уточняющей условия работы, от 02.04.2021 № 20, Апкина Т.Р. с 19.03.1992 по 11.01.1993 работала акушеркой в Поселковой больнице Пермь-76 в стационаре акушерско-гинекологического отделения, осуществляла лечебную деятельность полный рабочий день полную рабочую неделю на полную ставку, указан код льготы 27-СМ (л. д. 118), в сведениях ИЛС код льготы указан ЗП81СМ (л. д. 125 оборот), в карточке-справке истца в спорный период указана набавка 15 % за вредные условия,
как следует из сведений о стаже, указанный период работы необоснованно не учтён пенсионным органом как хирургическая деятельность (л. д. 74, 90, 94),
поэтому исковые требования в этой части удовлетворены.
Рассматривая и удовлетворяя требования истца в части периода работыс COVID-19 в должности фельдшера ГБУЗ ПК «Пермская станция скорой медицинской помощи» с 26.03.2020 по 30.09.2020 в льготном порядке как 1 день работы за 2 дня, суд первой инстанции исходит из того, что из справки ГБУЗ ПК «Пермская станция скорой медицинской помощи» от 19.04.2022 № 205 следует, что в период с 26.03.2020 по 30.09.2020 Апкина Т.Р. в составе выездной бригады скорой медицинской помощи непосредственно участвовала в оказании скорой медицинской помощи пациентам с подозрением на новую коронавирусную инфекцию, вызванную COVID-19, с ОРВИ и внебольничной пневмонией (л. д. 181),
11.04.2022 ГБУЗ ПК «Пермская станция скорой медицинской помощи» направило в ПФР сведения по форме ОДВ-1 в отношении Апкиной Т.Р. с отметкой «ВИРУС» в период с 26.03.2020 по 30.09.2020 (л. д. 182),
согласно справке, уточняющей условия работы, выданной ГБУЗ ПК «Пермская станция скорой медицинской помощи» 19.04.2022, Апкина Т.Р. с 01.01.2015 работает фельдшером, фельдшером скорой медицинской помощи (27-СМ), деятельность непосредственно связана с осуществлением лечебной деятельности, должность является штатной, занятость полный рабочий день, в период с 26.03.2020 по 30.09.2020 имеется отметка «ВИРУС» (л. д. 186).
Период работы Апкиной Т.Р. с 01.01.2021 по 22.03.2021 не был учтён при оценке её пенсионных прав в связи с отсутствием сведений на индивидуальном лицевом счёте застрахованного лица,
поскольку из копии трудовой книжки и справки, уточняющей условия работы, от 19.04.2022 следует, что в спорный период времени АпкинаТ.Р. продолжала осуществлять лечебную деятельность, отвлечений от основной работы не имелось, то период работы с 01.01.2021 по 22.03.2021 (02 месяца 22 дня) подлежит включению в специальный стаж истца.
Решение суда в части удовлетворения исковых требований не обжаловано, поэтому не подлежит рассмотрению судом апелляционной инстанции.
Рассматривая требования истца в части включения в специальный стаж истца периода военной службы в Вооружённых Силах Российской Федерации с 31.01.1995 по 12.07.2002, суд первой инстанции исходил из того, что из решений УПФР в Свердловском районе г. Перми следует, что указанный период не включён в специальный стаж истца, так как не представлено документального подтверждения факта льготной работы.
Согласно справке Военного комиссариата Свердловского и Ленинского районов г. Перми Апкина Т.Р. проходила службу в Вооружённых Силах Российской Федерации по контакту с 06.01.1993 по 12.07.2002 в должности фельдшер медицинского пункта в/ч ** в воинском звании старший прапорщик (л.д. 12).
Из послужного списка Апкиной Т.Р., приказов, архивной справки от 29.07.2021 следует, что 06.01.1993 она призвана на военную службу по контракту в в/ч ** на должность санинструктора-дозиметриста, с 29.12.1994 по 31.01.1995 проходила военную службу в должности электрик-стрелок в в/ч **, с 31.01.1995 по 25.06.2002 проходила военную службу в должности фельдшера медицинского пункта в/ч **, с 25.06.2002 по 12.07.2002 зачислена в распоряжение командира в/ч **, 12.07.2002 исключена из списка личного состава части (л. д. 44 - 51, 54 -59).
Установив приведённые выше обстоятельства, оценив по правилам статьи 67 ГПК Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями вышеуказанных норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, пришёл к правильным выводам о том, что следует признать незаконным решение УПФР в Свердловском районе г.Перми в части исключения из специального стажа Апкиной Т.Р. периода службы в Вооружённых Силах Российской Федерации в должности фельдшера медицинского пункта в/ч ** с 31.01.1995 по 31.10.1999, признать подлежащими включению в специальный стаж Апкиной Т.Р., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период службы в Вооружённых Силах Российской Федерации в должности фельдшера медицинского пункта в/ч ** с 31.01.1995 по 31.10.1999 в календарном порядке, отказать в удовлетворении остальной части исковых требований Апкиной Т.Р. к ОПФР по Пермскому краю.
Делая такие выводы, суд обоснованно исходил из того, что страховая пенсия по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ не может быть досрочно назначена истцу с 2 января 2022 года в связи с отсутствием необходимого специального стажа работы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, - 25 лет с учётом решения суда по настоящему делу,
период военной службы истца в должности фельдшера медицинского пункта в/ч ** подлежит включению в специальный стаж только с 31.01.1995 по 31.10.1999, в период которой действовало постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, предусматривавшее включение в выслугу лет работникам здравоохранения службу по специальности в составе Вооружённых Сил,
при этом указанный период подлежит включению в специальный стаж в календарном исчислении, поскольку действовавшее в спорный период пенсионное законодательство не предусматривало возможность льготного исчисления периода военной службы для зачёта его в специальный стаж для назначения досрочной пенсии работникам здравоохранения,
период же военной службы в должности фельдшера медицинского пункта в/ч ** с 01.11.1999 по 12.07.2002 включению в специальный стаж не подлежит, поскольку законодательство, действующее с 01.11.1999, предусматривает включение в специальный стаж лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, только периодов работы.
Судебная коллегия полагает, что разрешая спор по существу, суд правильно определил обстоятельства, имеющие юридическое значение для данного дела, и применил нормы материального права, регулирующие возникшие по делу правоотношения, не допустив в ходе рассмотрения дела нарушений норм материального и процессуального права. Доводами апелляционной жалобы истца указанные выводы суда не опровергнуты.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что:
- периода службы в Вооружённых Силах Российской Федерации в должности фельдшера медицинского пункта в/ч ** с 31.01.1995 по 31.10.1999 подлежит включению в специальный стаж Апкиной Т.Р., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не в календарном порядке, а в льготном исчислении как 1 : 1,3 в связи с нахождением лечебного учреждения в сельской местности,
- период военной службы в должности фельдшера медицинского пункта в/ч ** с 01.11.1999 по 12.07.2002 подлежит включению в специальный стаж, Апкиной Т.Р., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, -
отклоняются судебной коллегией как несостоятельные, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, имеющимся в деле доказательствам и нормам материального права, основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №464 в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений включается служба по специальности в составе Вооружённых Сил СССР и правоохранительных органов,
при этом указанный период подлежит включению в специальный стаж в календарном исчислении, поскольку действовавшее в спорный период пенсионное законодательство не предусматривало возможность льготного исчисления периода военной службы для зачёта его в специальный стаж для назначения досрочной пенсии лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа.
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066, не предусматривает включение в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периодов прохождения военной службы.
Согласно пункту 6 Правил № 781, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном данными Правилами, только работа в должностях, указанных в списке: в медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей). Положения же о том, что в стаж на соответствующих видах работ лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, могут быть зачтены периоды военной службы в должностях, указанных в вышеуказанном Списке, в Правилах № 781 не содержатся.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2019 года № 107-О, устанавливая в пункте 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" правовые основания и условия досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста с работой в конкретной сфере профессиональной деятельности. Такое правовое регулирование направлено на реализацию права указанной категории граждан на пенсионное обеспечение на льготных условиях и не может расцениваться как нарушающее права граждан. Решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой (трудовой) пенсии по старости, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение страховой (трудовой) пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 г. № 380-О и от 23 сентября 2010 г. № 1152-О-О). Таким образом, право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости обусловлено работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, что само по себе не может расцениваться как нарушение права заявителя на пенсионное обеспечение.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что с учётом решения суда по настоящему делу истец имеет специальный стаж 25 лет, поэтому истцу должна быть досрочно назначена страховая пенсия по старости с 2 января 2022 года, - отклоняются судебной коллегией как несостоятельные, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, имеющимся в материалах дела доказательствам и нормам материального права, основаны на неправильном подсчёте специального стажа,
специальный стаж истца составляет менее 25 лет, поэтому не имеется оснований для возложения на ответчика обязанности досрочно назначить истцу с 2января 2022 г. страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ в связи с отсутствием специального стажа работы 25 лет; не представлено доказательств того, что такой стаж имеется на дату рассмотрения дела в суде.
Иных доводов, которые могли бы служить основаниями для отмены или изменения решения суда апелляционная жалоба не содержит.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, оснований к отмене или изменению решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Свердловского районного суда г. Перми от 20 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Апкиной Танзили Раисовны оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 5 октября 2022 года.