Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 октября 2018 года
Красногорский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Потаповой С.В.
с участием прокурора ФИО2
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству финансов Российской Федерации, ГСУ СК России по <адрес> о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации, ГСУ СК России по <адрес> о компенсации морального вреда. Явившийся в судебное заседание представитель истца, в обоснование иска указывает, что ДД.ММ.ГГГГ старшим следователем ГСУ СК России истец был задержан, ему была избрана мера пресечения – содержание под стражей. Приговором Московского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по обвинению в совершении преступлений, предусмотренных ч.5 ст.33, ч.2 ст.105, ч.2 ст.222 УК РФ был оправдан в связи с отсутствием в его действиях состава преступления, за ним признано право на реабилитацию. Таким образом, он незаконно находился под стражей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Просит взыскать с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации компенсацию морального вреда в размере 5 000 000 руб.
Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации указала, что заявленный истцом размер компенсации морального вреда необоснованно завышен.
Представитель ответчика ГСУ СК России по <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Выслушав объяснения явившийся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии со ст.1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
Ст.1100 ГК РФ устанавливает, что компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда:
вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности;
вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ;
вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию;
в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии со ст.1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Судом установлено, что ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился под стражей, мера пресечения была ему избрана в рамках расследования уголовного дела по его обвинению в совершении преступлений, предусмотренных ч.5 ст.33, ч.2 ст.105, ч.2 ст.222 УК РФ.
Приговором Московского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ истец был оправдан в связи с отсутствием в его действиях состава преступления, за ним признано право на реабилитацию.
Как указал Конституционный суд РФ в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П признание лица реабилитированным влечет, по смыслу п.35 ст.5 УПК РФ необходимость возмещения вреда, причиненного ему в связи с незаконным или необоснованным уголовным преследованием. Так, реабилитированный имеет право на возмещение имущественного вреда, включая возмещение заработной платы, пенсии, пособия, других средств, которых он лишился в результате уголовного преследования, конфискованного или обращенного в доход государства на основании приговора или решения суда его имущества, процессуальных издержек и сумм, выплаченных им за оказание юридической помощи, а также право на восстановление в трудовых пенсионных, жилищных и иных правах (статьи 133 и 135 УПК РФ). Вместе с тем восстановление трудовых, пенсионных и жилищных прав, возврат имущества или его стоимости, возмещение убытков, причиненных гражданину незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным применением в качестве меры пресечения заключения под стражу, подписки о невыезде, могут осуществляться и в порядке гражданского судопроизводства, как это предусмотрено частями пятой и шестой статьи 29 ГПК РФ. Однако, по смыслу части первой статьи 138 УПК РФ, реабилитированный вправе обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства, если требование о возмещении вреда реабилитированному лицу судом не удовлетворено или он не согласен с принятым судебным решением. Что касается устранения последствий морального вреда, то согласно части второй статьи 136 УПК РФ иски о компенсации реабилитированному лицу за причиненный в ходе производства по уголовному делу моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства, как это предусмотрено для исков о защите чести, достоинства и деловой репутации. (статья 152 ГК РФ).
Определяя размер денежной компенсации морального вреда, суд учитывает длительность уголовного преследования, предъявление обвинения по ч.5 ст.33, ч.2 ст.105, ч.2 ст.222 УК РФ, которое предусматривало допросы в качестве обвиняемого, проведение иных следственных действий, избрание меры пресечения в виде содержания под стражей, что само по себе лишило истца свободы в передвижения, общении, возможности вести сложившийся образ жизни.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает необходимым определить ко взысканию в пользу истца с Министерства финансов РФ компенсацию морального вреда в размере 300 000 рублей.
Исковые требования ФИО1 к ГСУ СК России по <адрес> о компенсации морального вреда оставить без удовлетворения, поскольку ГСУ СК России по <адрес> является ненадлежащим ответчиком по данному спору.
Руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к Министерству финансов Российской Федерации, ГСУ СК России по <адрес> о компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в порядке реабилитации в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.
Исковые требования ФИО1 к ГСУ СК России по <адрес> о компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Красногорский городской суд в течение месяца.
Судья С.В. Потапова