Дело № 2а-515/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 декабря 2018 года город Полярный
Судья Полярного районного суда Мурманской области Мернова О.А, рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Мурманской области к ФИО1 о взыскании задолженности по обязательным платежам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 2 по Мурманской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по обязательным платежам и пени.
В обоснование заявленных требований указала, что ФИО1 является плательщиком транспортного налога.
В связи с неуплатой ответчиком в установленный законом срок транспортного налога за 2016 год образовалась задолженность, на которую начислены пени.
В порядке досудебного урегулировании спора ФИО1 направлялось требование об уплате налога в срок до 30.01.2018.
До обращения в суд с административным иском Инспекция обращалась к мировому судье о выдаче судебного приказа, который был отмен 10.09.2018 на основании возражений ФИО1
Межрайонная ИФНС России № 2 по Мурманской области просит суд взыскать с ФИО1 задолженность по транспортному налогу в размере 3525 рублей и пени – 21 рубль 68 копеек, а всего – 3546 рублей 68 копеек.
Определением судьи от 26.12.2018 дело назначено к рассмотрению без проведения судебного заседания в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Ст. 57 Конституции Российской Федерации и подп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы.
В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (п. 3 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 5 Закона Мурманской области «О транспортном налоге» № 368-01-ЗМО от 18.11.2002 года (в ред. Закона Мурманской области от 31.05.2013 №1628-01-ЗМО) установлены налоговые ставки на автомобили для физических лиц. Налоговая ставка на автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно – 15 рублей.
За ФИО1 в настоящее время зарегистрированы следующие транспортные средства:
- легковой автомобиль CHEVROLET BLAZER 116CR (с 20.04.2011) с мощностью двигателя 106,00 л.с.;
- легковой автомобиль КИА JD CEED (с 08.05.2013) с мощностью двигателя 129,00 л.с. (л.д. 5).
Таким образом, в спорный период времени указанные транспортные средство являлись объектом налогообложения, а административный ответчик, соответственно, плательщиком транспортного налога.
Налоговое уведомление №... от 02.07.2017 об уплате налога направлено ФИО1 налоговым органом 12.07.2017 (л.д. 9).
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации налог за 2016 год подлежал уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу положений абз. 3 п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В связи с тем, что ФИО1 обязанность по уплате налога в указанный в налоговом уведомлении срок исполнена не была, в его адрес Инспекцией было направлено требование №... по состоянию на 19.12.2017 об уплате недоимки по налогу в размере 3525 рублей и начисленных в связи с неуплатой налога пеней в размере 16 рублей 42 копеек в срок до 29.01.2018 (л.д. 11).
В добровольном порядке указанное требование исполнено не было, что послужило основанием для обращения 16.08.2018 Инспекцией к мировому судье судебного участка № 1 Александровского судебного района Мурманской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по транспортному налогу, который был выдан 21.08.2018 и отменен 10.09.2018, в связи с поступившими от ФИО1 возражениями относительно его исполнения. Взыскателю разъяснено его право на обращение в суд с административным исковым заявлением (л.д. 15).
Согласно п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
При этом п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные ст. 48 и 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 № 479-О-О).
В силу абз. 1 и 4 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены и при отмене судебного приказа не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда.
В случае предъявления требований после отмены судебного приказа районный суд не вправе входить в обсуждение вопроса о соблюдении налоговым органом срока обращения с заявлением к мировому судье, так как этот срок должен был быть проверен мировым судьей при решении вопроса о выдаче судебного приказа.
В связи с тем, что срок добровольного исполнения требования налогового органа об уплате недоимки по транспортному налогу в сумме 3525 рублей и пени в сумме 16 рублей 42 копеек по требованию №... 28.01.2018 истек, Инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
21.08.2018 мировым судьей судебного участка № 1 Александровского судебного района Мурманской области вынесен судебный приказ № 2а-2753/2018 о взыскании с ФИО1 недоимки по транспортному налогу в сумме 3525 рублей и пени в сумме 21 рубля 68 копеек.
На основании заявления должника названный судебный приказ определением мирового судьи от 10.09.2018 отменен (гр.дело № 2а-2753/2018).
Данное административное исковое заявление представлено Инспекцией в суд 18.12.2018, что свидетельствует о своевременности обращения в суд с заявлением о взыскании налога и пени в порядке искового производства после отмены судебного приказа.
Таким образом, в рамках настоящего дела установленный налоговым законодательством шестимесячный срок с момента вынесения судом определения об отмене судебного приказа административным истцом не пропущен, порядок взыскания транспортного налога за 2016 год соблюден.
До настоящего времени административный ответчик в добровольном порядке требование об уплате налога не исполнил, тем самым не выполнил в установленный срок указанные обязанности, возложенные на него действующим законодательством.
Доказательств обратного административным ответчиком суду не представлено, правильность исчисления и размера налога не оспорена.
Принимая во внимание, что налоговый орган обратился в суд с требованием о взыскании налога своевременно, сумма налога рассчитана в соответствии с действующим налоговым законодательством, суд приходит к выводу, что требования истца о взыскании с ФИО1 транспортного налога в сумме 3525 рублей 00 копеек подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 2 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Административный истец просит взыскать с ФИО1 пени в размере 21 рубля 68 копеек.
Вместе с тем, согласно расчёту, представленному МИФНС России № 2, пени по транспортному налогу за 2016 год составили 16 рублей 42 копейки (л.д. 7).
Правильность произведенных административным истцом расчетов и их обоснование проверены судом, в связи с чем суд приходит к выводу, что требования административного истца о взыскании с ФИО1 задолженности по транспортного налогу и пени подлежат частичному удовлетворению, в общей сумме 3541 рубль 42 копейки.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 114, 175-180, 290, 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Мурманской области к ФИО1 о взыскании задолженности по обязательным платежам и пени – удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1, проживающего по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Мурманской области задолженность по транспортному налогу за 2016 год в размере 3525 рублей 00 копеек и пени в размере 16 рублей 42 копеек, а всего 3541 (три тысячи пятьсот сорок один) рубль 42 копейки.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 300 (трехсот) рублей.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Полярный районный суд Мурманской области в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья О.А. Мернова