Дело (УИД) № 57RS0014-01-2022-000066-61
производство № 2а-1-265/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 февраля 2022 года г. Мценск
Мценский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Волковой Н.А.,
с участием административного истца Арекова М.К.,
административных ответчиков: начальника ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области Артемова П.А.,
представителя ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области по доверенности Саминовой О.М.,
начальника отдела по воспитательной работе с осужденными ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области Котова В.В.,
начальника отряда по воспитательной работе с осужденными ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области Дорофеева А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аминевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Мценского районного суда с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Арекова М.К. к ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области, начальнику ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области Артемову П.А., начальнику отдела по воспитательной работе с осужденными ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области Котову В.В., начальнику отряда по воспитательной работе с осужденными ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области Дорофееву А.В., УФСИН России по Орловской области, ФСИН России, Минфин России об обжаловании действий администрации исправительного учреждения, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,
установил:
Ареков М.К. обратился в суд с административным иском к ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области, начальнику отдела по воспитательной работе с осужденными ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области Котову В.В., начальнику отряда по воспитательной работе с осужденными ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области Дорофееву А.В., УФСИН России по Орловской области об обжаловании действий администрации исправительного учреждения, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
В обоснование заявленных требований указывает на то, что 20 августа 2021 года начальником отряда отдела по воспитательной работе с осужденными исправительного учреждения Дорофеевым А.В. вынесено постановление о применении к нему меры взыскания в виде выговора устно за то, что он нарушил установленный порядок отбывания наказания в исправительном учреждении, а именно не следил за соответствием описи личных вещей в вещевой сумке ее содержимому, не указаны штаны 1 штука, перчатки 1 пара.
Указывает о незаконности действий сотрудников исправительного учреждения Дорофеева Д.С., составившего 27 июля 2021 года рапорт, в котором неверны изложены статья и часть уголовного кодекса, по которому он отбывает наказание, в связи с чем полагает рапорт недействительным. Начальника отдела по воспитательной работе с осужденными Котова В.В., проводившего в отношении него проверку по факту нарушения установленного порядка отбывания наказания и вынесшего заключение от 20 августа 2021 года.
Ссылается на то, что кто-то из осужденных вычеркнул из описи указанные вещи, которые в вещевой сумке находились, а значит, соответствовали описи. Проверка вещевых сумок осужденных сотрудниками учреждения проводилась в личное время осужденных, отведенное распорядком дня, что является грубым нарушением его прав и законных интересов.
Полагает, что постановление о наложении на него дисциплинарного взыскания является необоснованным, немотивированным и незаконным.
С Дата года он находился в штрафном изоляторе и лишен был возможности подготовить заявление и обратиться в суд. Административный истец считает, что данное обстоятельство является уважительной причиной пропуска им срока на обращение в суд с данным административным иском.
Также считает, что в ФКУ КП-7 созданы ненадлежащие условия для отбывания наказания, выразившиеся в отсутствии помещения для хранения одежды осужденных. Согласно Приказа ФСИН России от 27 июля 2006 года №512 в камере для хранения вещей должны быть стеллажи с закрывающейся ячейкой, а в гардеробной - вешалка и по стеллажу для обуви на каждого осужденного. Вместе с тем, одежда находится в сушильной комнате, в которой была проверена сумка с личными вещами. Поскольку его сумка с вещами не находилась в закрывающейся ячейке камеры для хранения личных вещей, значит нарушить Правила внутреннего распорядка он не мог. Усматривает нарушение своих прав и требований закона, действиями ответчиков.
По изложенным основаниям просит признать незаконными рапорт от 27 июля 2021 года № 191 и постановление от 20 августа 2021 года № 155 «О применении к осужденному меры взыскания» в виде выговора устно; заключение от 20 августа 2021 года; признать условия общежития отряда № 3 исправительного учреждения не соответствующими предъявляемым законодательством требованиям; взыскать за необеспечение надлежащих условий содержания в местах лишения свободы компенсацию в размере из расчета 10000 рублей за каждый день пребывания начиная с 30 октября 2020 года.
Определением суда от 18 января 2021 года к участию в настоящем деле в качестве административных ответчиков привлечены начальник ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области Артемов П.А., ФСИН России, Минфин России.
В судебном заседании административный истец Ареков М.К. административные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в нем, сослался на незаконность действий сотрудников исправительного учреждения по применению к нему меры взыскания в виде выговора устно. Просил восстановить ему срок на подачу административного иска в части признания незаконным постановление о применении к нему меры взыскания, указав о том, что указанный срок пропущен им по уважительной причине. Признать бытовые условия в исправительном учреждении, в котором он отбывает наказание, не соответствующими установленным требованиям закона и взыскать компенсацию.
Административный ответчик начальник ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области Артемов П.А. в судебном заседании административные исковые требования не признал, сослался на то, что административным истцом срок на обращение с заявлением в суд о признании незаконными действий должностных лиц учреждения, выявивших нарушение осужденным от 27 июля 2021 года, пропущен без уважительных причин. Нарушений принятия обжалуемого постановления не было. Условия для осужденных соответствуют предъявляемым законодательством требованиям. В удовлетворении заявленных требований просил отказать.
Представитель ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области по доверенности Саминова О.М. просила отказать в удовлетворении заявленных требований, указав на правомерность примененного к административному истцу взыскания, об отсутствии нарушений условий содержания в исправительном учреждении.
Административный ответчик начальник отряда по воспитательной работе с осужденными ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области Дорофеев А.В. указал на законность своих действий по составлению рапорта от 27 июля 2021 года и вынесению постановления 20 августа 2021 года «О применении к осужденному меры взыскания» в виде выговора устно.
В судебном заседании административный ответчик начальник отдела по воспитательной работе с осужденными ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области Котов В.В. административные исковые требования не признал, указал на соответствие требованиям закона своих действий по проведению проверки обстоятельств выявленного сотрудником исправительного учреждения нарушения требований Правил внутреннего распорядка осужденным Арековым М.С., по результатам которой им вынесено заключение.
В судебное заседание административный ответчик УФСИН России по Орловской области, ФСИН России не явились, от представителя административных ответчиков по доверенности Т. В.Л. поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Представил письменные возражения, согласно которым примененная сотрудниками учреждения к осужденному мера взыскания является законной, административным истцом пропущен срок обращения с заявлением в суд; условия содержания осужденных в обжалуемой части Арековым М.К. не нарушаются. В удовлетворении заявленных требований просил отказать.
Представитель административного ответчика Министерства финансов России по доверенности С. В.С. в судебное заседание не явилась, представила письменные возражения, в которых просит в удовлетворении административных исковых требований административного истца отказать.
Суд в порядке статьи 226 (части 6) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, урегулированы в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации.
В силу статьи 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие. Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения.
Статьей 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частями 2, 3, 6 статьи 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов; обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания; неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.
Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях, где действует определенный порядок исполнения и отбывания лишения свободы (режим).
Режим в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания (часть 1 статьи 82 Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 82 поименованного Кодекса в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года № 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, пунктом 16 главы 3 которых установлено, что осужденные обязаны в том числе: следить за состоянием спальных мест, тумбочек и вещевых сумок в помещениях отрядов, где хранятся их личные вещи, наличием прикроватных табличек (приложение № 4).
Согласно пункту 3 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, правила обязательны для администрации исправительных учреждений, содержащихся в них осужденных, а также иных лиц, посещающих исправительные учреждения. Нарушение Правил влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться различные меры взыскания, в том числе, выговор, водворение в штрафной изолятор.
В соответствии с частью 1 статьи 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее десяти суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий.
В силу части 2 статьи 117, частей 1 и 3 статьи 119 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации выговор может быть объявлен в устной или письменной форме, остальные взыскания - только в письменной форме; взыскание налагается постановлением начальника исправительного учреждения или лица, его замещающего: начальники отрядов имеют право налагать выговор устно.
Как следует из материалов дела, Ареков М.К. отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области по приговору Люберецкого гарнизонного военного суда от Дата года и кассационного определения Московского окружного военного суда от Дата года в общежитии отряда № 3.
Из представленных в материалы дела сведений следует, что осужденный Ареков М.К. 30 октября 2020 года ознакомлен с порядком и условиями отбывания наказания, правами и обязанностями, установленными законодательством Российской Федерации и Правилами внутреннего распорядка, предупрежден об ответственности за нарушение установленного порядка отбывания наказания.
Ареков М.К. был подвергнут дисциплинарному взысканию 20 августа 2021 года в виде выговора устно за нарушение установленного порядка отбывания наказания.
Из рапорта от 27 июля 2021 года № 191 начальника отряда по воспитательной работе с осужденными ФКУ КП-7 Дорофеева А.В. следует, что 27 июля 2021 года в 12 часов 30 минут выявлено, что в нарушение пункта 16 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений осужденный Ареков М.К. не следил за соответствием описи личных вещей в вещевой сумке ее содержимому, не указаны: штаны 1 шт., перчатки 1 пара.
Осужденный Ареков М.К. в письменных объяснениях по факту указанного нарушения указал, что условия содержания осужденных нарушаются, отсутствуют комната и шкафы для хранения вещей. Перчатки ошибочно вычеркнул, хотя в описи они были, а пижамные штаны только постирал и не успел исправить. Вся опись в исправлениях, это указывает на то, что он следит за ее соответствием содержимому сумки.
За допущенное нарушение пункта 16 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, Постановлением начальника отряда отдела по воспитательной работе с осужденными исправительного учреждения Дорофеева А.В. 20 августа 2021 года Ареков М.К. был подвергнут дисциплинарному взысканию в виде выговора устно.
О применении меры взыскания Ареков М.К. уведомлен в день его принятия, о чем он поставил свою подпись.
Вынесению данного постановления предшествовала проведенная начальником отдела по воспитательной работе с осужденными исправительного учреждения Котовым В.В. в соответствии с установленным пунктом 1 статьи 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации сроком проверка и заседание Совета воспитательного отряда № 3, согласно выписки протокола заседания принято решение ходатайствовать перед начальником исправительного учреждения о наложении дисциплинарного взыскания на осужденного.
Мера взыскания, назначенная Арекову М.К. 20 августа 2021 года в виде выговора устно, применена надлежащим должностным лицом с учетом требований закона, порядок рассмотрения вопроса о наложении взыскания дисциплинарной комиссией соблюден, факт нарушения Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений со стороны административного истца подтвержден, в связи с чем в отношении него был правомерно составлен вышеуказанный рапорт. Обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение были приняты во внимание, данных о несоразмерности назначенной меры взыскания по делу не установлено. В связи с этим отсутствуют основания для признания данного постановления незаконным.
Суд исходит из того, что оспариваемые действия должностных лиц исправительного учреждения соответствуют требованиям закона, в связи с чем, факт нарушения прав и законных интересов Арекова М.К. не установлен.
Прокуратурой Орловской области по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях было рассмотрено обращение Арекова М.К. от 11 декабря 2021 года в части применения к нему взыскания от 20 августа 2021 года. Согласно ответа от 28 декабря 2021 года, адресованного Арекову М.К., проведенной проверкой установлено, что оснований для отмены взыскания не выявлено.
Суд признает несостоятельным довод административного истца о том, что кто-то из осужденных внес исправления в опись.
Данное обстоятельство опровергаются материалами дела.
Так, при даче письменных объяснений осужденный Ареков М.К. о данном факте не указал.
Ссылка Арекова М.К. на то, что проверка личных вещей была проведена в личное время осужденных, согласно распорядка дня, утвержденного Приказом начальника ФКУ КП-7 от 13 января 2021 года № 4-ос является несостоятельной и не может повлечь признание оспариваемого постановления незаконным, поскольку оно принято в соответствии с требованиями статей 117, 119 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Суд также не находит оснований для удовлетворения заявления административного истца в порядке части 4 статьи 200 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в отношении должностных лиц исправительного учреждения, поскольку таких оснований суд не усматривает.
Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В части признания вышеуказанного взыскания незаконным, нарушающим права административного истца, суд приходит к следующему выводу. Срок, предусмотренный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит исчислению в отношении оспариваемого взыскания с момента ознакомления Арекова М.К. с наложенным взысканием, о котором он был уведомлен в день его вынесения (20 августа 2021 года). В суд с административным иском Ареков М.К. обратился 13 января 2022 года. Учитывая изложенное и отсутствие обстоятельств, объективно исключающих возможность подачи административного искового заявления об оспаривании взыскания, срок обращения с требованиями в данной части пропущен.
Довод административного истца о том, что у него имелась уважительная причина пропуска срока на обращение в суд с заявлением, выразившаяся в том, что он с 20 августа 2021 года находился в штрафном изоляторе, всего срок отбытия составил 45 суток, он не успел подать административный иск, опровергается представленными сведениями о водворении Арекова М.К. в штрафной изолятор с Дата по Дата 2021 года и с Дата года по Дата года.
Иных обстоятельств, объективно препятствовавших в установленный законом срок обратиться в суд с административным иском об оспаривании постановления о применении к нему меры взыскания в разумный срок, административный истец в административном исковом заявлении не указывает, следовательно, оснований для восстановления пропущенного без уважительных причин процессуального срока не имеется.
Разрешая требования административного истца, выразившихся в необеспечении надлежащих условий его содержания в ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5 статьи 227.1 Кодекса).
В соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" в силу частей 2 и 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Вместе с тем, административному истцу, прокурору, а также иным лицам, обратившимся в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, надлежит в административном исковом заявлении, а также при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или лица, в интересах которого подано административное исковое заявление, нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся соответствующие документы (в частности, описания условий содержания, медицинские заключения, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишенных свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются) (статьи 62, 125, 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии со статьей 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1).
На основании статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Приказом Минюста России "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" от 27 июля 2006 года № 512, определен перечень помещений и нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода, которые должны быть в наличии в исправительном учреждении.
Согласно пунктам 7, 8, 9, 14 Приложения 2 к вышеуказанному Приказу, общежития учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, также должны оборудоваться камерой хранения личных вещей повседневного пользования оснащенными стеллажами с закрывающимися ячейками (шкаф с антресолью) в расчете 1 ячейка на 1 человека, столом прямоугольным, табуретом, вешалками настенными на 3-5 крючков, лестницей переносной (стремянка); кладовой для хранения обменного фонда пастельных принадлежностей и спецодежды, оснащенной стеллажом стационарным, столом прямоугольным, табуретом, лестницей переносной (стремянка); вешалкой настенной на 3-5 крючков; гардеробной, оснащенной вешалкой настенной или напольной в расчете 1 крючок на человека, стеллажом для обуви 1 ячейка на человека, зеркалом настенным; сушилкой, оснащенной стеллажами для сушки одежды и обуви в расчете 1 ячейка на 1 человека.
Минстроем России от 20 октября 2017 года № 1454/пр Утвержден Свод правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования" СП 308.1325800.2017 (далее - Свод правил).
Пункт 1.1. предусматривает, что настоящий свод правил распространяется на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений исправительных, лечебных исправительных, лечебно-профилактических учреждений и исправительных центров уголовно-исполнительной системы.
Согласно пункту 14.3 Свода правил численность отряда (отделения) осужденных следует принимать 50-100 человек в КП.
Площадь помещения для дневного хранения личных вещей повседневного пользования должна быть не менее 4,0 кв.м., помещение для сушки одежды и обуви - не менее 5,0 кв.м., (пункт 14.3.4., строки 23, 25 таблицы 14.3 СП 308.1325800.2017).
Как установлено материалами дела, на территории ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области, на втором этаже левого крыла здания содержатся осужденные 3 отряда.
За период с 29 января 2021 года на дату рассмотрения административного дела в отряде № 3, в котором отбывает наказание Ареков М.К., численность осужденных не превышала 75 человек.
Согласно технического паспорта на здание общежития, 1976 года постройки, изготовленного БУ ОО «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» по состоянию на 16 ноября 2020 года, в общежитии отряда № 3 имеется помещение для сушки белья площадью 13,0 кв.м.
Из представленных в материалы дела фотоматериалов следует, что в помещении для сушки имеются стеллажи, на которых размещены обувь, сумки с вещами осужденных, верхняя одежда каждого осужденного висит на отдельных вешалках, из расчета 1 вешалка на человека.
Основания считать условия содержания Арекова М.К. в отряде № 3 с 30 октября 2020 года на дату рассмотрения административного дела не соответствующими законодательству, бесчеловечными и унижавшими его достоинство, отсутствуют.
Сами по себе суждения административного истца о наличии его нарушенных прав, связанных с условиями его содержания ввиду отсутствия камеры хранения личных вещей повседневного пользования оснащенными стеллажами с закрывающимися ячейками, кладовой для хранения обменного фонда пастельных принадлежностей и спецодежды, гардеробной со стороны административного истца не были ничем подтверждены.
Каких-либо объективных данных о том, что условия содержания административного истца в отряде № 3 не отвечали требованиям закона и привели к нарушению его личных субъективных прав, предоставлено не было.
В связи с этим, не свидетельствуют о существенном нарушении условий содержания обстоятельства того, что в общежитии отряда № 3 ФКУ КП-7 нет камеры хранения личных вещей повседневного пользования оснащенными стеллажами с закрывающимися ячейками (шкаф с антресолью), кладовой для хранения обменного фонда постельных принадлежностей и спецодежды, гардеробной.
Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований в указанной части.
Доводы Арекова М.К. указанные в его обращении от 11 декабря 2021 года в части отсутствия условий хранения личных вещей в исправительном учреждении были предметом проверки УФСИН России по Орловской области. Согласно ответа Управления от 8 февраля 2022 года, в ходе проведенной проверки установлено, что в расположении отряда имеется помещение, оборудованное стеллажами для размещения вещевых сумок осужденных и вешалками для верхней одежды.
Условия содержания в ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области, в целом, соответствуют установленным требованиям с учетом режима указанного учреждения, в связи с этим не порождает у истца права на компенсацию.
Руководствуясь статьями 178, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований Арекова М.К. к ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области, начальнику ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области Артемову П.А., начальнику отдела по воспитательной работе с осужденными ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области Котову В.В., начальнику отряда по воспитательной работе с осужденными ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области Дорофееву А.В., УФСИН России по Орловской области, ФСИН России, Минфин России об обжаловании действий администрации исправительного учреждения, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Орловского областного суда в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 18 февраля 2022 года.
Председательствующий Н.А. Волкова