Решение от 14.08.2024 по делу № 33-7919/2024 от 22.07.2024

Судья Жежера О.В.         Дело № 33-7919/2024 (№ 2-154/2024)

УИД 22RS0033-01-2024-000112-17

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 августа 2024 года          г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего      Секериной О.И.,

судей                  Меньшиковой И.В., Шмидт Ю.С.,

при секретаре     Орликовой С.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Министерства здравоохранения Алтайского края на решение Мамонтовского районного суда Алтайского края от 29 мая 2024 года по делу

по иску прокурора Мамонтовского района Алтайского края в интересах НМТ в лице законного представителя ЩДВ к Министерству здравоохранения Алтайского края, краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Мамонтовская центральная районная больница» о признании бездействия незаконным, взыскании убытков, компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Шмидт Ю.С., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

<адрес> Алтайского края обратился в суд с вышеуказанным иском в интересах несовершеннолетней НМТ, в обоснование которого указал, что прокуратурой проведена проверка на предмет надлежащего обеспечения последней лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.

В ходе проверки установлено, что несовершеннолетняя НМТ, ДД.ММ.ГГ года рождения имеет заболевание <данные изъяты>).

Лечащим врачом КГБУЗ «Мамонтовская ЦРБ» в мае и сентябре 2023 был выписан рецепт на выдачу небулайзера PARI LC Sprint Junior, который не обслужен. Основанием для назначения указанного медицинского изделия послужило решение Мамонтовского районного суда Алтайского края от 07.12.2021 по делу № 2-365/2021, которым на КГБУЗ «Мамонтовская центральная районная больница» возложена обязанность назначить по решению врачебной комиссии по жизненным показаниям НМТ медицинское изделие и расходные материалы к нему.

Однако, в период с июля 2023 года по март 2024 года НМТ не была обеспечена небулайзером PARI LC Sprint Junior, в связи с чем законный представитель ЩДВ самостоятельно приобрела 2 комплекта небулайзеров PARI LC Sprint Sinus2, затратив на их приобретение и доставку 11 210 руб.

Длительное необеспечение ребенка небулайзерами безусловно влечет угрозу жизни и здоровья, влияет на эффективность лечения и состояние здоровья, а также нормальное развитие ребенка.

В связи с изложенным, истец просил признать незаконными бездействие ответчиков по непринятию мер к обеспечению НМТ, ДД.ММ.ГГ года рождения, медицинским изделием - небулайзером PARI LC Sprint Sinus на основании рецепта лечащего врача КГБУЗ «Мамонтовская ЦРБ» от 15.05.2023, 25.09.2023; взыскать с Министерства здравоохранения Алтайского края, КГБУЗ «Мамонтовская ЦРБ» в пользу ЩДВ убытки в размере 10 710 руб., расходы на доставку медицинских изделий в размере 500 руб., взыскать с Министерства здравоохранения Алтайского края в пользу НМТ, ДД.ММ.ГГ года рождения, компенсацию морального вреда в размере 40 000 руб.

Решением Мамонтовского районного суда Алтайского края от 29 мая 2024 года исковые требования удовлетворены частично.

Признано незаконными бездействие Министерства здравоохранения Алтайского края по непринятию мер к обеспечению НМТ, ДД.ММ.ГГ года рождения, медицинским изделием - небулайзером PARI LC Sprint Sinus на основании рецептов лечащего врача КГБУЗ «Мамонтовская ЦРБ» от 15.05.2023, 25.09.2023.

С Министерства здравоохранения Алтайского края в пользу ЩДВ взыскана сумма убытков, возникших в связи с самостоятельным приобретением 2 комплектов небулайзеров PARI LC Sprint Sinus2 в размере 10 710 рублей, сумма убытков, связанных с расходами на доставку медицинских изделий в размере 500 рублей, всего на сумму 11 210 рублей.

С Министерства здравоохранения Алтайского края в пользу НМТ, ДД.ММ.ГГ года рождения, взыскана сумма компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей.

В остальной части иска отказано.

Не согласившись с решением суда, Министерство здравоохранения Алтайского края подало на него апелляционную жалобу, в которой просит вынесенное решение отменить в части удовлетворения исковых требований о признании бездействия незаконным и взыскании с Министерства здравоохранения Алтайского края компенсации морального вреда, принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование жалобы указано, что медицинские изделия для обеспечения льготных категорий граждан закупаются Министерством здравоохранения Алтайского края централизованно в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В целях исполнения решения суда от 07.12.2021 для обеспечения НМТ небулайзером Министерством здравоохранения Алтайского края на общедоступной информационной площадке неоднократно размещались запросы коммерческих предложений от 01.08.2023, от 28.09.2023, от 20.11.2023, от 20.12.2023, однако коммерческих предложений от потенциальным поставщиков на данные медицинские изделия не поступило, в связи с чем осуществить закупку не представлялось возможным. 22.01.2024 был размещен очередной запрос, после подведения итогов закупочной процедуры, 14.02.2024 заключен государственный контракт *** и по итогам поставки товара НМТ была обеспечена небулайзерами PARI Sinus2 Year Pack.

У суда отсутствовали основания для удовлетворения требований о взыскании компенсации морального вреда, поскольку Министерство не бездействовало, меры к закупке были приняты, причинно-следственная связь между вменяемым заявителю незаконным бездействием и понесенными со стороны материального истца физическими и нравственными страданиями отсутствует.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Министерства здравоохранения Алтайского края доводы жалобы поддержал, представитель процессуального истца прокурор ПИС просил решение суда оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в их отсутствие.

Изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.

Как установлено судом и следует из материалов дела, НМТ, ДД.ММ.ГГ года рождения, является ребенком инвалидом, включена в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение бесплатной медицинской помощи и набора социальных услуг, наблюдается в КГБУЗ «Мамонтовская ЦРБ» с диагнозом кистозный фиброз (муковисцидоз).

Решением Мамонтовского районного суда Алтайского края от 07.12.2021 по делу № 2-365/2021 на КГБУЗ «Мамонтовская ЦРБ» возложена обязанность назначить по решению врачебной комиссии по жизненным показаниям НМТ, ДД.ММ.ГГ года рождения, медицинские изделия - прибор ингаляционный PARI SINUS, а также расходные материалы к нему: небулайзер PARI LC SPRINT SINUS, небулайзер PARI LC Sprint Junior либо небулайзер PARI LC Sprint, систему трубок воздуховодов PARI SINUS и фильтр.

Протокол врачебной комиссии о рассмотрении вопроса обеспечения ребенка указанными медицинскими изделиями подготовлен КГБУЗ «Мамонтовская ЦРБ» 28.02.2023 с направлением соответствующего ходатайства в Министерство здравоохранения Алтайского края.

Рецептом врача КГБУЗ «Мамонтовская ЦРБ» серии 22К3024 *** от 15.05.2023 НМТ, ДД.ММ.ГГ года рождения, выписан небулайзер сменный годовой комплект PARI SINUS2 Year pack для - 3 шт.

07 июля 2023 года КГБУЗ «Мамонтовская ЦРБ» вновь направило ходатайство в Министерство здравоохранения Алтайского края об обеспечении НМТ медицинскими изделиями: небулайзер PARI LC SPRINT SINUS 1 шт. на 1 месяц, 12 шт. на 12 месяцев.

Рецептом КГБУЗ «Мамонтовская ЦРБ» серии 22К3024 *** от 25.09.2023 НМТ, ДД.ММ.ГГ года рождения, выписан небулайзер сменный годовой комплект PARI SINUS2 Year pack для - 3 шт.

Карточка льготного отпуска пациента НМТ подтверждает, что по вышеуказанным рецептам медицинские изделия не предоставлялись. Из указанного документа также усматривается, что в период с мая по декабрь 2023 года пациентом получен небулайзер 1 шт.

Поскольку НМТ не были представлены небулайзеры в достаточном количестве, то ее законным представителем ЩДВ за счет собственных средств были приобретены медицинские изделия, необходимые для жизнедеятельности ее ребёнка.

В соответствии с кассовым чеком *** от 07.12.2023 приобретен небулайзер PARI LC SPRINT SINUS2 2 шт., стоимостью 5 355 руб. каждый, на общую сумму 10 710 руб., оплачена доставка 500 руб.

Из возражений ответчика следует, что Министерством здравоохранения Алтайского края с целью продолжения обеспечения НМТ медицинскими изделиями (система ингаляционная без подогрева PARI SINUS2 с трубкой - воздуховодов, фильтром для ингаляционной системы, небулайзер PARI LC SPRINT SINUS) в единой информационной системе государственных закупок размещен запрос коммерческого предложения *** от 22.05.2023, организована закупочная процедура *** от 19.06.2023, которая была признана состоявшейся, заключен государственный контракт *** от 21.06.2023. По итогам поставки поданному государственному контракту НМТ получила систему ингаляционную PARI SINUS 2, 11.07.2023 получила систему ингаляционную PARI SINUS 2 в составе системы трубок-воздуховодов.

Для дальнейшего обеспечения НМТ небулайзером PARI LC SPRINT SINUS Министерством здравоохранения Алтайского края на общедоступной информационной площадке zakupki.gov размещались запросы коммерческих предложений: запрос коммерческих предложений от №    0***; запрос коммерческих предложений от 28.09.2023    ***; запрос коммерческих предложений от 20.11.2023 ***; запрос коммерческих предложений от 20.12.2023 ***. Однако коммерческих предложений от потенциальных поставщиков на данные медицинские изделия не поступили, в связи с чем закупка не осуществлялась.

Для обеспечения НМТ медицинскими изделиями в 2024 году 22.01.2024 размещен очередной запрос коммерческих предложений на поставку системы ингаляционной терапии без подогрева PARI SINUS2, трубки - воздуховода, фильтра для ингаляционной системы, небулайзеров PARI LC SPRINT Junior, PARI LC SPRINT SINUS. 20.02.2024 на портале поставщиков Алтайского края gzalt.rts-tender.ru размещена закупочная процедура *** на поставку системы ингаляционной без подогрева PARI SINUS2, трубки - воздуховода, фильтра для ингаляционной системы, небулайзеров PARI LC SPRINT Junior, PARI LC SPRINT SINUS. 05.02.2024 состоялось подведение итогов закупочной процедуры, определен поставщик. 14.02.2024 был заключен государственный контракт *** на поставку вышеуказанных медицинских изделий. По итогам поставки товара по заключенному государственному контракту НМТ обеспечена небулайзерами PARI SINUS2 Year Pack на срок до 19.06.2024.

Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, с учетом положений ст.ст. 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), ст.ст. 4, 19, 29, 37, 70, 80, 82 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»), Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее – Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890), исходил из того, что Министерством здравоохранения Алтайского края действий по обеспечению медицинскими изделиями (небулайзером) пациента НМТ по жизненным показаниям не предпринято, а поскольку организация обеспечения указанными медицинскими изделиями относятся к полномочиям Министерства здравоохранения Алтайского края, пришел к выводу об удовлетворении требований о признании бездействия Министерства здравоохранения Алтайского края незаконным.

Также суд, проанализировав представленные доказательства в совокупности, пришел к выводу о том, что поскольку обеспечение необходимыми медицинскими изделиями не было проведено своевременно, что привело к необходимости самостоятельного их приобретения, то понесенные истцом материальные затраты подлежат возложению на Министерство здравоохранения Алтайского края.

Установление факта нарушения прав НМТ на обеспечение бесплатными медицинскими изделиями, явилось основанием для удовлетворения исковых требований о взыскании компенсации морального вреда, размер которого определен с учетом разумности, справедливости и соотношения характера физических и нравственных страданий истца, индивидуальных особенностей, а также предназначения требуемого несовершеннолетнему медицинского изделия и длительность срока по его не предоставлению в размере 10 000 руб.

Ответчиком Министерством здравоохранения Алтайского края решение суда обжалуется только в части признания бездействия незаконным и взыскания компенсации морального вреда, в связи с чем в силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в остальной части решение суда судебной коллегией не проверяется.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В силу ст. 4 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 2 ст. 19 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Медицинскими изделиями в силу ч. 1 ст. 38 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.

Согласно ч. 1 ст. 43 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч. 2 ст. 43 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст. 82 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Правовые и организационные основы предоставления государственной и социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Пунктом 8 ст. 6.1 к числу граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг отнесены в том числе и инвалиды.

Постановлением Правительства Алтайского края от 30.12.2020 № 577 (ред. от 30.07.2021) «Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, в соответствии с которой за счет средств краевого бюджета осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности улучшения обеспечения населения и учреждения здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». В соответствии с приложением № 1 к этому постановлению, дети-инвалиды, в том числе страдающие заболеванием муковисцедозом, относятся к группам населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и средства медицинской реабилитации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Заболевание муковисцидоз относится к числу редких (орфанных) заболеваний, влечет за собой инвалидность гражданина с детства и несвоевременное неприятие мер к его лечению может повлечь за собой тяжкие последствия.

Согласно п. 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Алтайского края, утвержденного Указом Губернатора Алтайского края от 05.12.2016 №151, Министерство здравоохранения Алтайского края является исполнительным органом, обеспечивающим на территории Алтайского края реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья граждан и фармацевтической деятельности.

Контроль за назначением и обеспечением лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств краевого бюджета, осуществляет Министерство здравоохранения Алтайского края.

В ч. 15 ст. 37 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» содержатся положения о том, что назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии (п. 2 ч. 3 ст. 80 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и регионального законодательства Алтайского края в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья граждан являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.

К числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание больным детям, страдающим заболеванием «муковисцидоз», государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета Алтайского края) лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в соответствии со стандартами медицинской помощи без взимания платы. Обеспечение названных лиц медицинскими изделиями, не входящими в соответствующий перечень медицинских изделий при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации по медицинским показаниям при наличии решения врачебной комиссии о назначении таким гражданам медицинских изделий. Если такому гражданину по решению врачебной комиссии по жизненным показаниям рекомендовано использование определенного медицинского изделия (в настоящем деле - небулайзера), то предоставление ему этого медицинского изделия должно осуществляться бесплатно. В противном случае гражданин фактически лишается права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.

Отсутствие либо недостаточность таких медицинских изделий в данном случае может негативно отразиться на состоянии здоровья несовершеннолетнего, что нарушает его права на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Ссылка в жалобе на тот факт, что Министерство не бездействовало и предпринимало меры к закупке необходимого истцу медицинского изделия в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», на законность принятого решения не влияет.

Располагая сведениями с февраля 2023 года о нуждаемости истца в конкретном медицинском изделии в количестве 12 штук на 12 месяцев, ответчик не предпринял достаточных и действенных мер для своевременного обеспечения ребенка - инвалида необходимым ему по жизненным показаниям изделием, рекомендованным для ежедневного применения.

На протяжении более шести месяцев истец не был обеспечен медицинским изделием, при этом Министерством здравоохранения Алтайского края не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что ответчиком предприняты все зависящие от него меры в рамках закупочных процедур, в том числе, по ускорению запроса ценовой информации и ускорению поставки по заключенному контракту.

Доводы жалобы относительно несогласия со взысканием с Министерства здравоохранения Алтайского края компенсации морального вреда не могут быть приняты во внимание ввиду следующего.

В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно пункту 1 статьи 150 названного кодекса, к числу нематериальных благ, принадлежащих гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемых и непередаваемых иным способом, отнесены в том числе жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, свобода передвижения.

Таким образом, посягательство на эти нематериальные блага является основанием для компенсации морального вреда.

В силу части 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» медицинские организации, медицинские и фармацевтические работники государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения несут ответственность за нарушение прав граждан в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью гражданина при оказании ему медицинской помощи, при оказании ему ненадлежащей медицинской помощи и обязаны компенсировать моральный вред, причиненный при некачественном оказании медицинской помощи (статья 19 и части 2, 3 статьи 98 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Как разъяснено в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит компенсации за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования при установлении виновности этих органов власти, их должностных лиц в совершении незаконных действий (бездействии) за исключением случаев, установленных законом.

Вместе с тем, моральный вред, причиненный гражданину в ре░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ 1069 ░ ░░░░░░ 2 ░░░░░░ 1099 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░.░.), ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░. 1 ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 05.12.2016 № 151, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ (░. 2.1.1 ░░░░░░░░░).

░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░ ░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░-░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░.

░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░. ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░» ░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░. ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░», ░ ░░░░░░ ░ ░░░░ 2023 ░░ ░░░░░░░ 2024 ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 15 ░░░, ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 55, 67 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.

░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░. ░░. 328, 329 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 29 ░░░ 2024 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

░░░░░:

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 16 ░░░░░░░ 2024 ░░░░

33-7919/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Прокурор Мамонтовского района г.Барнаула
Щеглова Д.В.
Ответчики
Минздрав Алтайского края
КГБУЗ "Мамонтовская ЦРБ"
Суд
Алтайский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
23.07.2024Передача дела судье
14.08.2024Судебное заседание
16.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.08.2024Передано в экспедицию
14.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее