Решение по делу № 33-4054/2024 от 09.10.2024

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

УИД 48RS0003-01-2024-000701-63

Судья Аристов О.М. № 2-871/2024

Докладчик Степанова Н.Н. № 33-4054/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

6 ноября 2024 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:

председательствующего Москалевой Е.В.,

судей Степановой Н.Н., Гребенщиковой Ю.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Подлужной Т.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке апелляционную жалобу ответчика Управления дорог и транспорта Липецкой области на решение Правобережного районного суда г.Липецка от 30 июля 2024 года, которым постановлено:

«Взыскать с Управления дорог и транспорта Липецкой области в пользу Забабурина Сергея Николаевича материальный ущерб сумму 223 300 руб., расходы по оплате осмотра автомобиля сумму 1000 руб., почтовые расходы сумму 580 руб., расходы по оплате услуг представителя сумму 15 000 руб., возврат госпошлины сумму 5 433 руб.

В остальной части исковых требований Забабурину Сергею Николаевичу к Управлению дорог и транспорта Липецкой области о взыскании материального ущерба, причиненного в результате ДТП, расходов по оплате услуг представителя – отказать.

Забабурину Сергею Николаевичу в иске к ОГУП «Липецкдоравтоцентр», ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области» о взыскании материального ущерба, судебных расходов – отказать».

Заслушав доклад судьи Степановой Н.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Забабурин С.Н. обратился с иском к ОГУП «Липецкдоравтоцентр» о взыскании материального ущерба, причиненного в результате дорожно- транспортного происшествия.

В обоснование требований указал, что является собственником автомобиля Фольксваген Пассат г/н 2016 года выпуска.

23 января 2024 года при движении по автодороге Липецк-Данков <адрес> он совершил наезд на металлический фрагмент моста, который лежал посередине проезжей части на полосе движения автомобиля истца.

Гражданская ответственность владельца транспортного средства по ОСАГО застрахована в АО АльфаСтрахование.

23 января 2024 года определением ОГИБДД ОМВД России по Липецкому району в возбуждении дела об административном правонарушении было отказано, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, сотрудником службы составлена схема дорожно- транспортного происшествия.

Согласно приложению к данному определению его автомобиль получил следующие механические повреждения: заднее левое колесо в сборке, возможны скрытые повреждения.

Согласно акту технического осмотра автомобиля Фольксваген Пассат г/н 2016г. выпуска, составленному ИП ФИО9 от 2 февраля 2024 года, автомобилю истца необходима замена (ремонт) вышедших из строя деталей с последующей регулировкой сход-развала, возможны скрытые дефекты. Стоимость ремонта автомобиля истца составляет 405 200 рублей.

Поскольку ответчик допустил нарушение п.3.1 ГОСТ Р 50597-93, истец просил взыскать с ответчика ОГУП «Липецкдоравтоцентр» денежные средства в размере 405 200 рублей, расходы по оплате услуг по осмотру автомобиля сумму 1000 руб., возврат госпошлины сумму 7252 руб.

30 июля 2024 года, после уточнения исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил взыскать денежные средства в размере 226 300 рублей, расходы по оплате услуг составлению заключения в сумме 1 000 рублей, возврат госпошлины в сумме 5 463 рубля, расходы по оплате услуг представителя в сумме 17 000 рублей, почтовые расходы в сумме 580 рублей.

4 марта 2024 года к участию в деле в порядке ст. 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьих лиц привлечены ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области», Управление дорог и транспорта Липецкой области.

2 мая 2024 года в порядке ст. 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в качестве соответчиков были привлечены ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области», Управление дорог и транспорта Липецкой области и исключены из числа третьих лиц.

Истец Забабурин С.Н. в судебном заседании уточненные исковые заявления поддержал.

Представители ответчиков ОГУП «Липецкдоравтоцентр» Шульгина М.В., ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области» по доверенности Голощапова И.В., Управления дорог и транспорта Липецкой области Королькова Е.В. иск не признали.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе ответчик Управление дорог и транспорта Липецкой области просит отменить решение суда. Принять новое решение об отказе в удовлетворении требований к Управлению дорог и транспорта Липецкой области, поскольку содержание указанной дороги регионального значения, сооружений на ней, проведение мероприятий по безопасности дорожного движения осуществляет ОГУП «Липецкдоравтоцентр» на основании заключенных государственных контрактов с ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области». Указал, в соответствии с приказом Минтранспорта РФ от 16 ноября 2012 года исправление повреждений деформационных швов, исправление или замена деформационных швов входит в состав работ по содержанию автомобильных дорог, которые охватываются государственным контрактом от 14 декабря 2023 года.

Выслушав объяснения представителя ответчика Управления дорог и транспорта Липецкой области по доверенности Королькову Е.В, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене ввиду следующего.

В соответствии с ч.1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В силу статьи 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В силу п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015г. №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт2 статьи15 ГК РФ).

Судом установлено, что Забабурин С.Н. является собственником автомобиля Фольксваген Пассат г/н 2016 г. выпуска.

23 января 2024 года на автодороге регионального значения Липецк-Данков водитель автомобиля Фольксваген Пассат г/н Забабурин С.Н. при движении совершил наезд на металлический фрагмент моста, который лежал на проезжей части в полосе движения данного автомобиля (<адрес>).

Определением ОГИБДД ОМВД России по Липецкому району 23 января 2024 года в возбуждении дела об административном правонарушении было отказано, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Из материала об административном правонарушении, представленных фотографий, объяснений сторон следует, что металлический фрагмент, на который наехал автомобиль истца, являлся частью разрушенного деформационного шва моста.

Под деформационным швом согласно ГОСТ 70772-20233 «Дороги автомобильные общего пользования. Мостовый сооружения. Правила ремонта деформационных швов и водоотводных устройств сборных и сборно-монолитных железобетонных пролетных строений» понимается конструктивный элемент мостового полотна, перекрывающий зазор между торцом пролетного строения и шкафной стенкой устоя, между торцом пролетного строения и насадкой (ригелем) промежуточной опоры или торцами смежных пролетных строений, обеспечивающий герметичность перекрываемого зазора и не препятствующий взаимным перемещениям смежных элементов пролетных строений и опор, способный воспринимать нагрузки от транспортных средств и природно-климатических воздействий и обеспечивать безопасность и плавность движения.

Как установлено, при наезде на металлический фрагмент деформационного шва автомобиль истца получил механические повреждения заднего левого колеса (в сборе), облицовки порога левого заднего бампера, разрывы защиты днища левая и правая, деформации цапфы и ступицы заднего левого колеса, деформации рычага подвески задней левой.

Согласно заключению судебной авто-технической экспертизы ИП ФИО13 стоимость восстановительного ремонта автомобиля истца исходя из средних сложившихся в Липецком регионе цен составляет с учетом износа 126 600 руб., без учета износа 223 300 руб.

Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, исходя из того, что автодорога Липецк-Данков на баланс ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области» не передавалась, по государственному контракту на содержание автомобильных дорог общего пользования регионального значения, заключенному 1 мая 2022 года между ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области» и ОГУП «Липецкдоравтоцентр», ремонт деформационных швов в состав работ не входит, возложил ответственность за причиненный истцу повреждением его автомобиля материальный ущерб на Управление дорог и транспорта Липецкой области.

С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может ввиду следующего.

В соответствии с постановлением Правительства Липецкой области от 12 января 2023 года N 8 «Об утверждении Правил ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования регионального значения Липецкой области» настоящие Правила устанавливают порядок ремонта автомобильных дорог общего пользования регионального значения Липецкой области, включающего в себя организацию и выполнение работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильных дорог, а также порядок содержания автомобильных дорог, включающего в себя организацию и проведение работ (оказание услуг) по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильных дорог, оценке их технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Пунктом 2 указанного постановления Правительства Липецкой области организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог возложена на областное казенное учреждение «Дорожное агентство Липецкой области».

14 декабря 2023 года между ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области» (заказчик) и ОГУП «Липецкдоравтоцентр» (исполнитель) заключен государственный контракт на содержание автомобильных дорог общего пользования регионального значения, сооружений на них и мероприятий по безопасности дорожного движения в районах Липецкой области в 2024 году.

Согласно Приложению №1 к данному государственному контракту автодорога общего пользования регионального значения Липецк-Данков включена в перечь дорог, переданных на содержание по контракту.

В соответствии с п.п.1.1., 1.2 государственного контракта от 14 декабря 2023 года исполнитель принимает на себя обязательства по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения, сооружений на них и мероприятий по безопасности дорожного движения в районах Липецкой области в 2024 году в целях обеспечения круглосуточного безопасного и бесперебойного движения транспортных средств, сохранность имущественного комплекса, включая дорожные сооружения на сети автомобильных дорог регионального значения, а заказчик принимает на себя обязательства принять и оплатить вышеуказанные услуги, оказанные с надлежащим качеством в соответствии с условиями контракта.

Конкретные виды и объемы по содержанию автомобильных дорог, сооружений на них и элементов благоустройства, сроки и периодичность их выполнения, а также требуемый уровень и порядок контроля определяются в соответствии с Техническим заданием, Приказом Минтранса РФ от 16 ноября 2012 года № 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" и действующими нормативным требованиями.

В соответствии с ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под искусственными дорожными сооружениями понимаются сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).

Согласно ч.5. п.3 пп. «к» Приказа Минтранса РФ от 16 ноября 2012 года № 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" в состав работ по ремонту автомобильных дорог в отношении искусственных дорожных сооружений входят, в том числе, работы по замене деформационных швов.

Согласно ч.6. п.3 пп. «з» Приказа Минтранса РФ от 16 ноября 2012 года № 402 в состав работ по содержанию автомобильных дорог в отношении искусственных дорожных сооружений входят, в том числе, работы по исправлению повреждений деформационных швов, тротуаров, перил и ограждений, устранение просадок до 10 см в зоне сопряжения моста с насыпью, окраска перил, ограждений и столбов освещения, нанесение на конструкции мостового сооружения соответствующей разметки.

Таким образом, согласно данному Приказу исправление повреждений деформационных швов и их замена входят в состав работ по ремонту и содержанию искусственных дорожных сооружений автомобильных дорог, а следовательно, входят в объем работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения и сооружений на них в районах Липецкой области в 2024 году по государственному контракту от 14 декабря 2023 года.

Поскольку постановлением Правительства Липецкой области от 12 января 2023 года N 8 организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального значения возложена на Областное казенное учреждение «Дорожное агентство Липецкой области», которое является заказчиком по государственному контракту от 14 декабря 2023 года, и на которое согласно п. 5.3.2 возложена обязанность по осуществлению контроля за оказанием исполнителем услуг по настоящему контракту, судебная коллегия приходит к выводу о возложении ответственности за причиненный истцу повреждением его автомобиля материальный вред, а также понесенные расходы по осмотру автомобиля в сумме 1000 руб., почтовые расходы в сумме 580 руб., расходы по оплате услуг представителя в сумме 15000 руб., возврату госпошлины на Областное казенное учреждение «Дорожное агентство Липецкой области».

На основании изложенного решение суда в части удовлетворения исковых требований Забабурина С.Н. к Управлению дорог и транспорта Липецкой области, а также в части отказа Забабурину С.Н. в иске к ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области» подлежит отмене с постановкой нового решения в указанной части о взыскании с ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области» в пользу Забабурина С.Н. материального ущерба в сумме 223 300 руб., расходов по оплате осмотра автомобиля в сумме 1000 руб., почтовых расходов в сумме 580 руб., расходов по оплате услуг представителя в сумме 15000 руб., возврат госпошлины в сумме 5433 руб.

В удовлетворении исковых требований Забабурина С.Н. к Управлению дорог и транспорта Липецкой области о взыскании материального ущерба, расходов по оплате осмотра автомобиля, судебных расходов надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Правобережного районного суда г.Липецка от 30 июля 2024 года в части удовлетворения исковых требований Забабурина Сергея Николаевича к Управлению дорог и транспорта Липецкой области и в части отказа Забабурину Сергею Николаевичу в иске к Областному казенному учреждению «Дорожное агентство Липецкой области» отменить, постановить в указанной части новое решение, которым взыскать с Областного казенного учреждения «Дорожное агентство Липецкой области» в пользу Забабурина Сергея Николаевича (<данные изъяты>) материальный ущерб в сумме 223 300 руб., расходы по оплате осмотра автомобиля в сумме 1000 руб., почтовые расходы в сумме 580 руб., расходы по оплате услуг представителя в сумме 15000 руб., возврат госпошлины в сумме 5433 руб.

В удовлетворении исковых требований Забабурина Сергея Николаевича к Управлению дорог и транспорта Липецкой области о взыскании материального ущерба, расходов по оплате осмотра автомобиля, судебных расходов отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13 ноября 2024 года.

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

УИД 48RS0003-01-2024-000701-63

Судья Аристов О.М. № 2-871/2024

Докладчик Степанова Н.Н. № 33-4054/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

6 ноября 2024 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:

председательствующего Москалевой Е.В.,

судей Степановой Н.Н., Гребенщиковой Ю.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Подлужной Т.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке апелляционную жалобу ответчика Управления дорог и транспорта Липецкой области на решение Правобережного районного суда г.Липецка от 30 июля 2024 года, которым постановлено:

«Взыскать с Управления дорог и транспорта Липецкой области в пользу Забабурина Сергея Николаевича материальный ущерб сумму 223 300 руб., расходы по оплате осмотра автомобиля сумму 1000 руб., почтовые расходы сумму 580 руб., расходы по оплате услуг представителя сумму 15 000 руб., возврат госпошлины сумму 5 433 руб.

В остальной части исковых требований Забабурину Сергею Николаевичу к Управлению дорог и транспорта Липецкой области о взыскании материального ущерба, причиненного в результате ДТП, расходов по оплате услуг представителя – отказать.

Забабурину Сергею Николаевичу в иске к ОГУП «Липецкдоравтоцентр», ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области» о взыскании материального ущерба, судебных расходов – отказать».

Заслушав доклад судьи Степановой Н.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Забабурин С.Н. обратился с иском к ОГУП «Липецкдоравтоцентр» о взыскании материального ущерба, причиненного в результате дорожно- транспортного происшествия.

В обоснование требований указал, что является собственником автомобиля Фольксваген Пассат г/н 2016 года выпуска.

23 января 2024 года при движении по автодороге Липецк-Данков <адрес> он совершил наезд на металлический фрагмент моста, который лежал посередине проезжей части на полосе движения автомобиля истца.

Гражданская ответственность владельца транспортного средства по ОСАГО застрахована в АО АльфаСтрахование.

23 января 2024 года определением ОГИБДД ОМВД России по Липецкому району в возбуждении дела об административном правонарушении было отказано, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, сотрудником службы составлена схема дорожно- транспортного происшествия.

Согласно приложению к данному определению его автомобиль получил следующие механические повреждения: заднее левое колесо в сборке, возможны скрытые повреждения.

Согласно акту технического осмотра автомобиля Фольксваген Пассат г/н 2016г. выпуска, составленному ИП ФИО9 от 2 февраля 2024 года, автомобилю истца необходима замена (ремонт) вышедших из строя деталей с последующей регулировкой сход-развала, возможны скрытые дефекты. Стоимость ремонта автомобиля истца составляет 405 200 рублей.

Поскольку ответчик допустил нарушение п.3.1 ГОСТ Р 50597-93, истец просил взыскать с ответчика ОГУП «Липецкдоравтоцентр» денежные средства в размере 405 200 рублей, расходы по оплате услуг по осмотру автомобиля сумму 1000 руб., возврат госпошлины сумму 7252 руб.

30 июля 2024 года, после уточнения исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил взыскать денежные средства в размере 226 300 рублей, расходы по оплате услуг составлению заключения в сумме 1 000 рублей, возврат госпошлины в сумме 5 463 рубля, расходы по оплате услуг представителя в сумме 17 000 рублей, почтовые расходы в сумме 580 рублей.

4 марта 2024 года к участию в деле в порядке ст. 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьих лиц привлечены ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области», Управление дорог и транспорта Липецкой области.

2 мая 2024 года в порядке ст. 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в качестве соответчиков были привлечены ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области», Управление дорог и транспорта Липецкой области и исключены из числа третьих лиц.

Истец Забабурин С.Н. в судебном заседании уточненные исковые заявления поддержал.

Представители ответчиков ОГУП «Липецкдоравтоцентр» Шульгина М.В., ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области» по доверенности Голощапова И.В., Управления дорог и транспорта Липецкой области Королькова Е.В. иск не признали.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе ответчик Управление дорог и транспорта Липецкой области просит отменить решение суда. Принять новое решение об отказе в удовлетворении требований к Управлению дорог и транспорта Липецкой области, поскольку содержание указанной дороги регионального значения, сооружений на ней, проведение мероприятий по безопасности дорожного движения осуществляет ОГУП «Липецкдоравтоцентр» на основании заключенных государственных контрактов с ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области». Указал, в соответствии с приказом Минтранспорта РФ от 16 ноября 2012 года исправление повреждений деформационных швов, исправление или замена деформационных швов входит в состав работ по содержанию автомобильных дорог, которые охватываются государственным контрактом от 14 декабря 2023 года.

Выслушав объяснения представителя ответчика Управления дорог и транспорта Липецкой области по доверенности Королькову Е.В, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене ввиду следующего.

В соответствии с ч.1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В силу статьи 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В силу п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015г. №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт2 статьи15 ГК РФ).

Судом установлено, что Забабурин С.Н. является собственником автомобиля Фольксваген Пассат г/н 2016 г. выпуска.

23 января 2024 года на автодороге регионального значения Липецк-Данков водитель автомобиля Фольксваген Пассат г/н Забабурин С.Н. при движении совершил наезд на металлический фрагмент моста, который лежал на проезжей части в полосе движения данного автомобиля (<адрес>).

Определением ОГИБДД ОМВД России по Липецкому району 23 января 2024 года в возбуждении дела об административном правонарушении было отказано, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Из материала об административном правонарушении, представленных фотографий, объяснений сторон следует, что металлический фрагмент, на который наехал автомобиль истца, являлся частью разрушенного деформационного шва моста.

Под деформационным швом согласно ГОСТ 70772-20233 «Дороги автомобильные общего пользования. Мостовый сооружения. Правила ремонта деформационных швов и водоотводных устройств сборных и сборно-монолитных железобетонных пролетных строений» понимается конструктивный элемент мостового полотна, перекрывающий зазор между торцом пролетного строения и шкафной стенкой устоя, между торцом пролетного строения и насадкой (ригелем) промежуточной опоры или торцами смежных пролетных строений, обеспечивающий герметичность перекрываемого зазора и не препятствующий взаимным перемещениям смежных элементов пролетных строений и опор, способный воспринимать нагрузки от транспортных средств и природно-климатических воздействий и обеспечивать безопасность и плавность движения.

Как установлено, при наезде на металлический фрагмент деформационного шва автомобиль истца получил механические повреждения заднего левого колеса (в сборе), облицовки порога левого заднего бампера, разрывы защиты днища левая и правая, деформации цапфы и ступицы заднего левого колеса, деформации рычага подвески задней левой.

Согласно заключению судебной авто-технической экспертизы ИП ФИО13 стоимость восстановительного ремонта автомобиля истца исходя из средних сложившихся в Липецком регионе цен составляет с учетом износа 126 600 руб., без учета износа 223 300 руб.

Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, исходя из того, что автодорога Липецк-Данков на баланс ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области» не передавалась, по государственному контракту на содержание автомобильных дорог общего пользования регионального значения, заключенному 1 мая 2022 года между ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области» и ОГУП «Липецкдоравтоцентр», ремонт деформационных швов в состав работ не входит, возложил ответственность за причиненный истцу повреждением его автомобиля материальный ущерб на Управление дорог и транспорта Липецкой области.

С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может ввиду следующего.

В соответствии с постановлением Правительства Липецкой области от 12 января 2023 года N 8 «Об утверждении Правил ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования регионального значения Липецкой области» настоящие Правила устанавливают порядок ремонта автомобильных дорог общего пользования регионального значения Липецкой области, включающего в себя организацию и выполнение работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильных дорог, а также порядок содержания автомобильных дорог, включающего в себя организацию и проведение работ (оказание услуг) по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильных дорог, оценке их технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Пунктом 2 указанного постановления Правительства Липецкой области организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог возложена на областное казенное учреждение «Дорожное агентство Липецкой области».

14 декабря 2023 года между ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области» (заказчик) и ОГУП «Липецкдоравтоцентр» (исполнитель) заключен государственный контракт на содержание автомобильных дорог общего пользования регионального значения, сооружений на них и мероприятий по безопасности дорожного движения в районах Липецкой области в 2024 году.

Согласно Приложению №1 к данному государственному контракту автодорога общего пользования регионального значения Липецк-Данков включена в перечь дорог, переданных на содержание по контракту.

В соответствии с п.п.1.1., 1.2 государственного контракта от 14 декабря 2023 года исполнитель принимает на себя обязательства по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения, сооружений на них и мероприятий по безопасности дорожного движения в районах Липецкой области в 2024 году в целях обеспечения круглосуточного безопасного и бесперебойного движения транспортных средств, сохранность имущественного комплекса, включая дорожные сооружения на сети автомобильных дорог регионального значения, а заказчик принимает на себя обязательства принять и оплатить вышеуказанные услуги, оказанные с надлежащим качеством в соответствии с условиями контракта.

Конкретные виды и объемы по содержанию автомобильных дорог, сооружений на них и элементов благоустройства, сроки и периодичность их выполнения, а также требуемый уровень и порядок контроля определяются в соответствии с Техническим заданием, Приказом Минтранса РФ от 16 ноября 2012 года № 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" и действующими нормативным требованиями.

В соответствии с ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под искусственными дорожными сооружениями понимаются сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).

Согласно ч.5. п.3 пп. «к» Приказа Минтранса РФ от 16 ноября 2012 года № 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" в состав работ по ремонту автомобильных дорог в отношении искусственных дорожных сооружений входят, в том числе, работы по замене деформационных швов.

Согласно ч.6. п.3 пп. «з» Приказа Минтранса РФ от 16 ноября 2012 года № 402 в состав работ по содержанию автомобильных дорог в отношении искусственных дорожных сооружений входят, в том числе, работы по исправлению повреждений деформационных швов, тротуаров, перил и ограждений, устранение просадок до 10 см в зоне сопряжения моста с насыпью, окраска перил, ограждений и столбов освещения, нанесение на конструкции мостового сооружения соответствующей разметки.

Таким образом, согласно данному Приказу исправление повреждений деформационных швов и их замена входят в состав работ по ремонту и содержанию искусственных дорожных сооружений автомобильных дорог, а следовательно, входят в объем работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения и сооружений на них в районах Липецкой области в 2024 году по государственному контракту от 14 декабря 2023 года.

Поскольку постановлением Правительства Липецкой области от 12 января 2023 года N 8 организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального значения возложена на Областное казенное учреждение «Дорожное агентство Липецкой области», которое является заказчиком по государственному контракту от 14 декабря 2023 года, и на которое согласно п. 5.3.2 возложена обязанность по осуществлению контроля за оказанием исполнителем услуг по настоящему контракту, судебная коллегия приходит к выводу о возложении ответственности за причиненный истцу повреждением его автомобиля материальный вред, а также понесенные расходы по осмотру автомобиля в сумме 1000 руб., почтовые расходы в сумме 580 руб., расходы по оплате услуг представителя в сумме 15000 руб., возврату госпошлины на Областное казенное учреждение «Дорожное агентство Липецкой области».

На основании изложенного решение суда в части удовлетворения исковых требований Забабурина С.Н. к Управлению дорог и транспорта Липецкой области, а также в части отказа Забабурину С.Н. в иске к ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области» подлежит отмене с постановкой нового решения в указанной части о взыскании с ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области» в пользу Забабурина С.Н. материального ущерба в сумме 223 300 руб., расходов по оплате осмотра автомобиля в сумме 1000 руб., почтовых расходов в сумме 580 руб., расходов по оплате услуг представителя в сумме 15000 руб., возврат госпошлины в сумме 5433 руб.

В удовлетворении исковых требований Забабурина С.Н. к Управлению дорог и транспорта Липецкой области о взыскании материального ущерба, расходов по оплате осмотра автомобиля, судебных расходов надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Правобережного районного суда г.Липецка от 30 июля 2024 года в части удовлетворения исковых требований Забабурина Сергея Николаевича к Управлению дорог и транспорта Липецкой области и в части отказа Забабурину Сергею Николаевичу в иске к Областному казенному учреждению «Дорожное агентство Липецкой области» отменить, постановить в указанной части новое решение, которым взыскать с Областного казенного учреждения «Дорожное агентство Липецкой области» в пользу Забабурина Сергея Николаевича (<данные изъяты>) материальный ущерб в сумме 223 300 руб., расходы по оплате осмотра автомобиля в сумме 1000 руб., почтовые расходы в сумме 580 руб., расходы по оплате услуг представителя в сумме 15000 руб., возврат госпошлины в сумме 5433 руб.

В удовлетворении исковых требований Забабурина Сергея Николаевича к Управлению дорог и транспорта Липецкой области о взыскании материального ущерба, расходов по оплате осмотра автомобиля, судебных расходов отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13 ноября 2024 года.

33-4054/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Забабурин Сергей Николаевич
Ответчики
ОГУП Липецкдоравтоцентр
Другие
Управление дорог и транспорта Липецкой области
ОКУ Дорожное агентство Липецкой области
Суд
Липецкий областной суд
Судья
Степанова Н.Н..
Дело на странице суда
oblsud.lpk.sudrf.ru
06.11.2024Судебное заседание
15.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.11.2024Передано в экспедицию
06.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее