РЕШЕНИЕ
07 декабря 2020 г. пгт Верхошижемье Кировской области
Судья Советского районного суда Кировской области Зайцева Т.Е.,
при секретаре Чайниковой Л.В.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по жалобе главы Верхошижемского городского поселения Верхошижемского района Кировской области Елсукова И.М. на постановление старшего государственного лесного инспектора в Верхошижемском лесничестве - начальника лесного отдела министерства лесного хозяйства Кировской области Верхошижемского лесничества Зевахиной Н.Н. от 21.10.2020 № 03-14 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
установил:
Постановлением старшего государственного лесного инспектора в Верхошижемском лесничестве - начальника лесного отдела министерства лесного хозяйства Кировской области Верхошижемского лесничества Зевахиной Н.Н. от 21.10.2020 № 03-14 глава Верхошижемского городского поселения Верхошижемского района Кировской области Елсуков И.М. привлечен к административной ответственности по ч. 1 статьи 8.32 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, глава Верхошижемского городского поселения Елсуков И.М. обратился в суд с жалобой, в которой указывает на его незаконность и необоснованность, указав, что обжалуемым постановлением установлен факт захламления прилегающей территории и территории земельного участка с кадастровым номером № отходами лесопиления на площади 0,6 га, территория лесного фонда Верхошижемского сельского фонда Верхошижемского сельского участкового лесничества Верхошижемского лесничества квартал № выдел 2,3. Так как территория отходов лесопиления не была ограничена, засорение территории лесного фонда и прилегающей к нему территории произошло в результате многолетнего складирования и рассыпания отходов лесопиления, чем нарушены пункты 9, 9.1 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ 30.06.2007 № 417. Собственником вышеуказанного земельного участка является Российская Федерация. Должностным лицом вывод о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, и виновности заявителя в его совершении сделан на основании акта от ДД.ММ.ГГГГ, составленного старшим государственным инспектором Кировской области в области охраны окружающей среды, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ проведено натурное обследование территории части земельных участков с кадастровыми номерами: №, №, № расположенных на прилегающей территории севернее пгт Верхошижемье, в ходе которого зафиксировано, что на данных земельных участках расположен навал отходов, представленный преимущественно опилом, по периметру навала имеются отходы в виде горбыля, ТКО, крупногабаритного мусора.
В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 26-П законодательство Российской Федерации не возлагает на органы местного самоуправления обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих городских округов, без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями, а также отметил, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» органам местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности предоставлено право на соответствующих территориях устанавливать особый противопожарный режим, на период действия которого на соответствующих территориях нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).
Признавая заявителя виновным в совершении административного правонарушения, должностное лицо не указало, чем подтверждается его вина в совершении административного правонарушения. Нарушены сроки составления протокола об административном правонарушении, который составлен 21.10.2020, более чем через 130 дней после проведения проверки. Кроме того, постановление вынесено с нарушением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП.
Просит постановление по делу об административном правонарушении от 21.10.2020 № 03-14 отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании должностное лицо - глава Верхошижемского городского поселения Верхошижемского района Кировской области Елсуков И.М. доводы жалобы поддержал, суду пояснил, что захламление отходами лесопиления указанного участка происходило в течение длительного времени, исходя из объема территории на которой имеются отходы. В должности главы администрации городского поселения он работает с 2017 года, разрешений на размещение отходов на указанном участке не выдавалось. Со стороны администрации городского поселения после выявления факта захламления указанного участка приняты меры по опашке территории вокруг размещения отходов с целью избежать возгорания и распространения огня. Участок территории, который удалось опахать, возможно находится на территории лесного фонда Верхошижемского лесничества, однако это зависело от границ места захламления.
Старший государственный лесной инспектор в Верхошижемском лесничестве - начальник лесного отдела министерства лесного хозяйства Кировской области Верхошижемского лесничества Зевахина Н.Н. суду пояснила, что с жалобой не согласна. Протокол об административном правонарушении составлен по окончанию проведения административного расследования, которое продлевалось в целях получения дополнительной информации по факту засорения лесов опилом и отходами лесопиления. Глава администрации привлечен к административной ответственности, как должностное лицо, в обязанности которого входит обеспечение санитарной и пожарной безопасности на территории поселения. При этом в ходе административного расследования был установлен факт захламления территории лесного фонда отходами лесопиления в результате рассыпания данных отходов с многолетней свалки, расположенной на сопредельном с лесом земельном участке, относящемся к землям Верхошижемского городского поселения. Захламленная территория лесного фонда является противопожарным разрывом, который был создан путем вырубки части лесного насаждения Верхошижемского лесничества в целях предотвращения перехода огня на земли населенного пункта. Захламление противопожарного разрыва и прилегающей к нему территории горючими материалами (опил и отходы лесопиления) повышают пожарную опасность, в том числе в части населенного пункта. Из материалов административного производства следует, что земельный участок, принадлежащий Верхошижемскому городскому поселению, непосредственно прилегающий к лесам Верхошижемского лесничества, в нарушение пункта 9.1 Правил не был очищен от горючих материалов, и не был опахан противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 10 метров или отделен иным противопожарным разрывом. Кроме того, материалами административного дела подтвержден факт засорения лесов промышленными отходами, который произошел в результате рассыпания опила и отходов лесопиления с места многолетнего несанкционированного размещения данного вида отходов на земельном участке, принадлежащем Верхошижемскому городскому поселению (согласно материалам лесоустройства - планшета, данная территория является землями администрации). Администрация Верхошижемского городского поселения является собственником и распорядителем земельного участка, непосредственно прилегающего к лесам, следовательно, вышеуказанный пункт Правил должен быть ею выполнен. При этом вышеуказанных мер противопожарного обустройства земельного участка и мер по предотвращению рассыпания опила и отходов лесопиления за пределы данного земельного участка, принадлежащего Верхошижемскому городскому поселению, предпринято не было.
Из письма администрации Верхошижемского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, подписанного главой Верхошижемского городского поселения, следует, что администрация обладала информацией о том, что на рассматриваемом земельном участке Верхошижемского городского поселения происходит несанкционированное (без разрешения) размещение опила и иных отходов лесопиления уже на протяжении значительного времени (с 80-х годов). При этом администрацией и, непосредственно, главой поселения не были предприняты надлежащие меры по предотвращению размещения опила на земельном участке, прилегающем к лесам, а также по ограждению рассматриваемой территории с целью предотвращения рассыпания данных видов отходов на сопредельные земельные участки. Опашка вышеуказанного участка проведена частично, опил складирован на расстоянии ближе 10 метров от леса. Таким образом, бездействие главы администрации Верхошижемского городского поселения заключающееся в непринятии необходимых мер, направленных на обеспечение противопожарного обустройства земельного участка, прилегающего к лесам, и к его очистке от горючих материалов в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или установления снежного покрова, а также по предотвращению рассыпания отходов лесопиления (опил и иные отходы) с места несанкционированного размещения отходов (земли администрации) на территорию лесного фонда, полностью доказано материалами административного дела. Административное наказание назначено в виде штрафа с учетом значимости засоренной территории лесного фонда (противопожарный разрыв вокруг населенного пункта) и ее функционала (защита населенного пункта от возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с лесными пожарами), а также объективных обстоятельств, способствовавших захламлению данной территории опилом и отходами лесопиления (непринятие мер по предотвращению несанкционированного размещения горючих отходов (опил и отходы лесопиления) на земельном участке, непосредственно прилегающем к лесам, и в непосредственной близости от населенного пункта, а также по предотвращению распространения (рассыпания) данных отходов на сопредельные территории (территорию лесного фонда - противопожарный разрыв). Административное производство осуществлено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности по ст. 8.32 КоАП РФ, которое составляет 1 год с момента совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении, с момента его выявления. Просит в удовлетворении жалобы отказать.
Изучив жалобу, выслушав участников процесса, проанализировав материалы административного дела, которое было истребовано из административного органа, суд приходит к следующему.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом (часть 1 статьи 1.6 КоАП РФ).
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
Статьей 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии со статьей 53 Лесного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах.
Согласно пункту 1 Правил пожарной безопасности в лесах они устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
В силу пункта 9 Правил пожарной безопасности в лесах установлен запрет на засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.
Согласно пункта 9.1 Правил пожарной безопасности в лесах лица, в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
В соответствии со ст. 99 Лесного кодекса РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из оспариваемого постановления следует, что в ходе проведения административного расследования установлен факт захламления прилегающей территории и территории земельного участка с кадастровым номером № отходами лесопиления на площади 0,6 га, территория лесного фонда Верхошижемского участкового лесничества Верхошижемского лесничества квартал № выдел 2, 3. Так как территория складирования отходов лесопиления не была отграничена, засорение территории лесного фонда и прилегающей к нему территории произошло в результате многолетнего складирования и рассыпания отходов лесопиления, В нарушение пунктов 9, 9.1 Правил пожарной безопасности в лесах Елсуков И.М., как глава Верхошижемского городского поселения не проконтролировал проведение работ по приведению данного участка, а так же прилегающей территории в надлежащий вид, не принял должных мер для препятствия засорения леса и прилегающей территории отходами лесопиления.
По данному факту ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным лесным инспектором в Верхошижемском лесничестве - начальником лесного отдела министерства лесного хозяйства Кировской области Верхошижемского лесничества Зевахиной Н.Н. в отношении главы Верхошижемского городского поселения Елсукова И.М. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ начальник лесного отдела министерства лесного хозяйства Кировской области Верхошижемского лесничества Зевахина Н.Н., рассмотрев дело об административном правонарушении, вынесла постановление № 03-14, которым глава Верхошижемского городского поселения Елсуков И.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, с назначением ему административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, помимо прочего, подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Из содержания приведенных норм следует, что событие и состав административного правонарушения, включая виновность лица, привлекаемого к ответственности, должны быть достоверно подтверждены представленными административным органом доказательствами, неопровержимо свидетельствующими об указанных обстоятельствах.
Таким образом в данном случае для привлечения Елсукова И.М. к административной ответственности административный орган должен доказать наступление факта засорения территории лесного фонда Верхошижемского сельского фонда Верхошижемского сельского участкового лесничества Верхошижемского лесничества квартал № выдел 2,3 отходами лесопиления в результате противоправных действий или бездействий Елсукова И.М.
Из анализа положений статьи 8.32 КоАП РФ, пунктов 9 Правил пожарной безопасности в лесах, ответственность за засорение лесов бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором, то есть за нарушение пункта 9 Правил, несет непосредственно лицо, совершившее такое засорение.
При данных обстоятельствах, суд считает необходимым исключитьиз обжалуемого постановления указание на совершение Елсуковым И.М. нарушений пункта 9 Правил пожарной безопасности в лесах.
Учитывая вышеизложенное, фактические обстоятельства дела, а именно то, что засорение вышеуказанной территории продолжалось на протяжении длительного времени, исходя из объема отходов лесопиления (что сторонами не оспаривается), меры принятые для устранения допущенного нарушения, суд приходит к выводу, что наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей не соответствует характеру и степени общественной опасности допущенного нарушения, принято без учёта наличия изложенных смягчающих и отсутствия отягчающих наказание обстоятельств.
В связи с чем, с учётом п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд полагает необходимым изменить обжалуемое постановление, назначив главе Верхошижемского городского поселения Верхошижемского района Елсукову И.М. наказание в виде предупреждения.
В рассматриваемом случае возбуждением дела об административном правонарушении, его рассмотрением и установлением вины лица, его совершившего, достигнуты предупредительные цели административного наказания, установленные частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
постановление старшего государственного лесного инспектора в Верхошижемском лесничестве - начальника лесного отдела министерства лесного хозяйства Кировской области Верхошижемского лесничества Зевахиной Н.Н. от 21.10.2020 № 03-14 о привлечении главы Верхошижемского городского поселения Верхошижемского района Кировской области Елсукова Игоря Михайловича к административной ответственности изменить.
Исключить из постановления указание на совершение Елсуковм И.М. нарушений пункта 9 Правила пожарной безопасности в лесах.
Назначить Елсукову Игорю Михайловичу за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, наказание в виде предупреждения.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 суток со дня его получения, путём подачи жалобы через суд, вынесший решение.
Судья Т.Е. Зайцева