Решение по делу № 33-8179/2024 от 23.07.2024

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

91RS0003-01-2024-000845-11 № 2-1772/2024
г. Симферополь              Судья: Благодатная Е.Ю.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 20 августа 2024 года                   №33-8179/2024

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

Председательствующей, судьи Курской А.Г.

судей Бойко З.А., Подлесной И.А.

при секретаре Руденко В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Киевского района города Симферополя САА в интересах ХВП к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о возложении обязанности совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ,

Заслушав доклад судьи Курской А.Г., изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым

у с т а н о в и л а:

исполняющий обязанности прокурора Киевского района города Симферополя САА в интересах ХВП, ДД.ММ.ГГГГ обратился в Центральный районный суд <адрес> Республики Крым с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о возложении обязанности совершить определенные действия, в котором просил обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым осуществить перерасчет страховой пенсии, с учетом справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ОАО «Укрпочта» <адрес> о заработной плате за период с января 1993 по август 1996; справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ОАО «Укрпочта» Сумской области, о заработной плате за период с апреля 1985 по декабрь 1992; справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ОАО «Укрпочта» Сумской области, о заработной плате за период, с сентября 1996 по январь 2000, с ДД.ММ.ГГГГ.

Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Киевского района г.Симферополя поступило обращение ХВП о несогласии с действиями пенсионного органа.

Проверкой прокуратуры установлено, что ХВП на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ установлена страховая пенсия по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона №400-ФЗ, размер которой, с ДД.ММ.ГГГГ составил - 9670,07 руб.

ДД.ММ.ГГГГ ХВП обратилась в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера пенсии, предоставив справку от ДД.ММ.ГГГГ выданную ОАО «Укрпочта» Сумской области о заработной плате за период с января 1993 года по август 1996 года; справку от ДД.ММ.ГГГГ, выданную ОАО «Укрпочта» Сумской области, о заработной плате за период с апреля 1985 года по декабрь 1992 года; справку от ДД.ММ.ГГГГ, выданную ОАО «Укрпочта» Сумской области, о заработной плате за период с сентября 1996 года по январь 2000 года».

ДД.ММ.ГГГГ ответчик – пенсионный орган отказал в перерасчете пенсии ХВП, поскольку вышеуказанные справки им не приняты во внимание.

Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым по делу от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт принадлежности заявителю ХВП, следующих документов: справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ОАО «Укрпочта» Сумской области о заработной плате за период с января 1993 года по август 1996 года; справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ОАО «Укрпочта» Сумской области, о заработной плате за период с апреля 1985 года по декабрь 1992 года; справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ОАО «Укрпочта» Сумской области, о заработной плате за период с сентября 1996 года по январь 2000 года.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости, представив вышеуказанное решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым по делу от ДД.ММ.ГГГГ.

В иске указано, что ответчиком перерасчет размера страховой пенсии ХВП осуществлен с ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с ч. 7.2. ст. 22 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в результате которого размер страховой пенсии по старости, установленный по законодательству Российской Федерации, составил 15812,19 руб.

Таким образом, нарушены социальные права ХВП, которая проживает на территории <адрес>, в связи с чем, и.о. прокурора Киевского района г. Симферополя вправе обратиться в суд с заявлением в ее защиту.

Решением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования исполняющего обязанности прокурора Киевского района г.Симферополя САА в интересах ХВП удовлетворены частично.

Суд обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым осуществить перерасчет страховой пенсии ХВП с учетом: справки от ДД.ММ.ГГГГ выданной ОАО «Укрпочта» Сумской области о заработной плате за период с января 1993 года по август 1996 года; справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ОАО «Укрпочта» Сумской области, о заработной плате за период с апреля 1985 года по декабрь 1992 года; справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ОАО «Укрпочта» Сумской области, о заработной плате за период с сентября 1996 года по январь 2000 года», с 01.12.2018г. по 31.12.2021г.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

На указанное решение суда стороной истца апелляционное представление или апелляционная жалоба не подавались.

В апелляционной жалобе пенсионного органа, в лице ее представителя КЭЮ, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, поданной ДД.ММ.ГГГГ,

содержится просьба об отмене указанного решения суда первой инстанции, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований исполняющего обязанности прокурора Киевского района г.Симферополя САА, в полном объеме.

В обоснование своих требований ответчик-апеллянт ссылается на то, что суд первой инстанции при вынесении обжалуемого решения не применил нормы, подлежащие применению, судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для данного дела, кроме того, судом неверно истолкованы нормы материального права, что привело к принятию противоречивого решения.

Согласно пп. «в» п. 2 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 22.12.2008 №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» на официальных сайтах судов в сети Интернет размещены актуальные сведения о делах, находящихся на рассмотрении в соответствующих судах, о движении дел, о судебных заседаниях, а также сведения о вынесении судебных актов по результатам рассмотрения дел.

В соответствии с ч. 3 ст. 10 указанного федерального закона, в целях обеспечения права неограниченного круга лиц на доступ к информации, указанной в части 1 настоящей статьи, в местах, доступных для пользователей информацией (в помещениях органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных библиотек, других доступных для посещения местах), могут создаваться пункты подключения к сети «Интернет».

Учитывая, что движение данного дела отражалось на сайте Верховного Суда Республики Крым в установленном законом порядке, лица участвующие в деле не были лишены возможности отслеживать движение дела либо посредством собственных телекоммуникационных устройств с подключением к сети «Интернет» (персональный компьютер, мобильный телефон с выходом в «Интернет»), либо в местах доступных для пользователей информацией.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции, ДД.ММ.ГГГГ явились: прокурор, действующая в интересах ХВПСМШ, на основании служебного удостоверения, истец ХВП и представитель пенсионного органа – ГАА, которая поддержала апелляционную жалобу.

На основании ст. 113, 117, ч. 3 ст. 167 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при указанной явке.

В соответствии с п. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы.

Согласно части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым, проверив в соответствии со статьями 327, 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы пенсионного органа, заслушав пояснения представителя апеллянта, просившей об удовлетворении апелляционной жалобы, прокурора в интересах истца и пояснения истца ХВП, которые просили оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, а решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 20 мая 2024 года без изменения, не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы пенсионного органа, исследовав копии материалов электронного пенсионного дела (л.д.42-204), полагает, что не имеется оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из нижеследующих требований закона, и обстоятельств установленных судом.

Согласно части 1 статьи 195 ГПК Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебном решении» №23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Обжалуемое решение суда первой инстанции, по мнению судебной коллегии, соответствует изложенным требованиям.

В соответствии со статьей 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения судом первой инстанции при рассмотрении дела не были допущены.

В силу статьи 56 ГПК Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав граждан – обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина, согласно ч.1 ст. 17 Конституции РФ, признаются и гарантируются, в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.

Обеспечивая гарантии социальной защиты, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, согласно ст. 19 Конституции РФ, в числе которых ст. 7 Конституции РФ, гарантирует установление государственных пенсий.

При частичном удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из их законности, обоснованности и доказанности, в части возложения обязанности на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым осуществить перерасчет страховой пенсии ХВП с учетом справок: справки от ДД.ММ.ГГГГ выданной ОАО «Укрпочта» Сумской области о заработной плате за период с января 1993 года по август 1996 года; справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ОАО «Укрпочта» Сумской области, о заработной плате за период с апреля 1985 года по декабрь 1992 года; справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ОАО «Укрпочта» Сумской области, о заработной плате за период с сентября 1996 года по январь 2000 года» с 01.12.2018г. по 31.12.2021г., в связи с чем, обязал пенсионный орган произвести перерасчет страховой пенсии по старости истцу с 01.12.2018г. по 31.12.2021г.

Такие выводы суда первой инстанции стороной истца не обжалованы, а в заседании суда апелляционной инстанции истец ХаецкаяВ.П. и в ее интересах прокурор просили оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции, изложенными в мотивировочной части решения о частичном удовлетворении иска у судебной коллегии не имеется.

Так, судом первой и судом апелляционной инстанций установлено и подтверждается материалами гражданского дела №2-1772/2024 (33-8179/2024), а также электронной версией пенсионного дела (л.д.42-204), что ХВП, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданкой Российской Федерации, на основании паспорта серии 03 14 911054, выданного ФМС ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирована по адресу с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ в Республике Крым, <адрес> (л.д. 69, л.д.73-74).

18.12.2023г. ХВП обратилась к Генеральному прокурору Российской Федерации с заявлением об оказании содействия в решении вопроса о перерасчете страховой пенсии (л.д.5-6).

В ходе прокурорской проверки было установлено, что ХВП на основании заявления от 18.01.2016г. установлена страховая пенсия по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Как следует из ответа заместителя управляющего пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ №ЛП-91-12/6715 о предоставлении информации по запросу прокурора в отношении ХВП, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.7-11), назначение и перерасчет страховых пенсий гражданам Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ осуществляется по нормам Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", который вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ. ХВП на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ установлена страховая пенсия по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона №400-ФЗ, размер которой с ДД.ММ.ГГГГ составил 9670,07 руб., в том числе:

4383,59 руб. - фиксированная выплата к страховой пенсии, согласно ст. 16 Федерального закона № 400-ФЗ;

5286,48 руб. - размер страховой пенсии.

Стаж для определения права на страховую пенсию по старости составил 35 лет 07месяцев 08 дней, в том числе периоды работы, периоды учебы, периоды ухода за детьми. Стаж учтен по ДД.ММ.ГГГГ полностью, неучтенных периодов нет.

Дополнительно пенсионным органом сообщено о том, что размер пенсии исчислен из: страхового стажа за периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ —19 лет 2 месяца 15 дней, в т.ч. стажа до 1991 (для валоризации) — 8 лет 2 месяца 14 дней; взносов, сгенерированных, в соответствии с п.4 ст.5 Федерального закона №208-ФЗ, за период работы после ДД.ММ.ГГГГ (10 лет 3 месяца 7 дней) - 478060.50 руб.; страховых взносов, начисленных и (или) уплаченных работодателем в Пенсионный фонд РФ на индивидуальном лицевом счету (далее - ИЛС) за периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ — 1904,91 руб.;     баллов, за периоды работы, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, исходя из страховых взносов, которые были начислены и (или) уплачены работодателем в Пенсионный фонд РФ, на основании выписки ИЛС в соответствии с положениями ст. 15 и ст. 18 Федерального закона №400-ФЗ, а так же Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» — ИПК 3,137 балла;     не страховых периодов, по уходу за 2 детьми, учтенных в соответствии с п. 12 ст. 15 Закона № 400-ФЗ, которые составили — 8,1 балла; отношения заработной платы за период с января 1987 по декабрь 1991, как оптимально исчисленное за 60 месяцев, по справке о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ, за период с января 1986 по декабрь 1991, которое составило 0,831.

Размер страховой пенсии по старости ХВП с учетом индексации составил с ДД.ММ.ГГГГ - 10 057,14 руб., с ДД.ММ.ГГГГ - 10 600,18 руб., с ДД.ММ.ГГГГ - 10 622,39 руб., с ДД.ММ.ГГГГ - 11 132,38 руб., с ДД.ММ.ГГГГ 8 - 11 139.96 руб.

Согласно заявлению от ДД.ММ.ГГГГ ХВП обратилась за перерасчетом пенсии по заработной плате, предоставив:     справку от ДД.ММ.ГГГГ, выданную ОАО «Укрпочта» <адрес>, о заработной плате за период с апреля 1985 по декабрь 1992; справку от ДД.ММ.ГГГГ, выданную ОАО «Укрпочта» Сумской области, о заработной плате за период с января 1993 по август 1996; справку от ДД.ММ.ГГГГ, выданную ОАО «Укрпочта» Сумской области, о заработной плате за период с сентября 1996 по январь 2000.

ОСФР по Республике Крым направил запрос о проведении документальной проверки данных о заработной плате за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гг. - в ОАО «Укрпочта» Сумской дирекции <адрес>.

В декабре 2021, в адрес ОСФР по Республике Крым, поступил Акт документальной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого в первом абзаце речь идет о справках о заработной плате, в отношении которых проводится проверка данных: «, 455, 456 от 26.09.2018». При этом, в предпоследнем абзаце указанного документа, а также в заключительном выводе, речь идет о справках о заработной плате: «№з.254, 255, 256 от 26.09.2018».

Пенсионный орган отметил, что ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе в проведении перерасчета пенсии ХВП Размер страховой пенсии по старости с учетом индексации с ДД.ММ.ГГГГ составил 11925,70 руб., с ДД.ММ.ГГГГ - 12712,96 руб., с ДД.ММ.ГГГГ - 13 513,95 руб., с ДД.ММ.ГГГГ - 14676,00,руб., с ДД.ММ.ГГГГ - 16143.90 руб., с ДД.ММ.ГГГГ - 16 176,14 руб., с ДД.ММ.ГГГГ - 16952,69 руб.

Согласно заявлению от ДД.ММ.ГГГГ ХВП обратилась за перерасчетом пенсии, предоставив решение Киевского районного суда г. Симферополя по делу (л.д.158), которым установлен факт принадлежности ХВП справок: справки от ДД.ММ.ГГГГ выданной ОАО «Укрпочта» Сумской области о заработной плате за период с января 1993 года по август 1996г., справки от ДД.ММ.ГГГГ выданной ОАО "Укрпочта» <адрес> о заработной плате за период с апреля 1985г. по декабрь 1992г., справки от 26.09.2018г. выданная ОАО «Укрпочта» Сумской области о заработной плате за период с сентября 1996г. по январь 2000г.

Пенсионным органом сообщено, что по вышеуказанным справкам отношение среднемесячного заработка ХВП, исчисленного за период работы с декабря 1987 года по ноябрь 1992 года (1145.18 руб.), к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за этот же период (1209,75 руб.) составило 0,947 (при максимально возможном - 1,2 в соответствии со ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

На основании вышеупомянутого решения суда, отделом установления пенсий в соответствии с п.7.2 ст. 22 Федерального закона №400-ФЗ (введенным в действие Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3, и вступившим в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ), произведен перерасчет пенсии ХВП, размер которой с ДД.ММ.ГГГГ составил 15812,19 руб.

Так, с учетом индексаций и перерасчетов, как работающему пенсионеру размер страховой пенсии по старости ХВП составил:

- с ДД.ММ.ГГГГ (индексация на 10 %) - 17393,76 руб.;

- с ДД.ММ.ГГГГ (перерасчет по страховым взносам за 2021 год) - 17246,00 руб.;

- с ДД.ММ.ГГГГ (индексация на 4.8%) - 18262,54 руб.;

- с ДД.ММ.ГГГГ (перерасчет по страховым взносам за 2022 год) - 18308,83 руб.;

- с ДД.ММ.ГГГГ (индексация на 7,05%) - 19681,76 руб.

Доплата страховой пенсии в размере 27528,48 руб., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, произведена заявительнице в октябре 2023 года разовым поручением путем зачисления на расчетный счет в кредитном учреждении РНКБ Банк (ПАО).

При анализе правоотношений сторон, с учетом вышеуказанной информации, и при проверке правомерности действий ответчика - пенсионного органа, по не включению данных справок в расчет страхового стажа истца, суд первой инстанции исходил из обоснованности исковых требований и необоснованности (вышеуказанных действий) ответчика, а при частичном удовлетворении иска принял во внимание указанные справки, как надлежащие и допустимые доказательства, для разрешения спора по данному делу.

Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции разрешил спор с учетом норм действующего во времени законодательства, регулирующего спорные правоотношения, в соответствии с нижеследующим.

Так, судебной защите в силу статьи 11 ГК РФ и статьи 3 ГПК РФ подлежит только нарушенное право.

В соответствии со ст. ст. 12, 56, 57 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. При этом доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Согласно части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, определение правил подсчета стажа, необходимого для назначения государственной пенсии.

Согласно части 6 статьи 11 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года, законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 01 января 2015 года.

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно ст. 34 которого с момента вступления в силу настоящего Федерального закона федеральные законы, принятые до его вступления в силу и предусматривающие условия и нормы обязательного пенсионного страхования, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

В статье 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» указано, что страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими           на этот день.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от (дата) N 400-ФЗ «О страховых пенсиях", перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего :д месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.

Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (ч. 2 ст. 23 Закона N 400-ФЗ).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления о перерасчете размера страховой пенсии дает лицу, обратившемуся за перерасчетом размера страховой пенсии, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе (ч. 3 ст. 23 Закона N 400-ФЗ).

В случае проведения проверки достоверности документов, необходимых для перерасчета размера страховой пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца (ч. 7 ст. 23 Закона N 400-ФЗ).

Согласно ч. 6 ст. 21 Закона N 400-ФЗ перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (ч. 7 ст. 21 Закона N 400-ФЗ)

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (ч. 8 ст. 21 Закона N 400-ФЗ).

Согласно ч. 9 ст. 21 Закона N 400-ФЗ орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил №884н).

Согласно ст. 18 ФЗ № 400-ФЗ размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день, (п.1)

Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае: 1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года: 2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии; 3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца.

Согласно части 6 статьи 11 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республику Крым и образования в составе Российской Федерал новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года, законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и городе федерального значения Севастополя с 01 января 2015 года.

Статьей 12 данного Закона установлено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности не кредитных финансовых организаций, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает и самих документов или существа отношения.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечение граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» № 208-ФЗ от 21 июля 2014 года, с 01 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2006 г., утвержденном Постановлением Президиума ВС РФ от 27.09.2006, содержится указание на то, что если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что на момент первоначального обращения за трудовой пенсией в пенсионный орган гражданин имел право на указанную пенсию, однако не располагал необходимыми сведениями и (или) документами, подтверждающими право на пенсию, и не смог представить их в установленный трехмесячный срок по независящим от него причинам (например, тождественность выполняемых истцом функций тем работам, которые дают право на пенсию, была установлена в ходе судебного разбирательства), то суд вправе удовлетворить требование истца о назначении ему трудовой пенсии по старости с момента первоначального обращения за указанной пенсией.

В пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" указано, что необходимо иметь в виду, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом N 173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона N 173-ФЗ). Таким образом, назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.

Судебной коллегией установлено, что решением Киевского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по заявлению прокурора Киевского района г. Симферополя в интересах ХВП, заинтересованное лицо Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым об установлении факта, имеющего юридическое значение,

суд установил факт принадлежности заявителю ХВП, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, справок: справки от ДД.ММ.ГГГГ выданной ОАО «Укрпочта» Сумской области, о заработной плате за период с января 1993 года по август 1996 г.; справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ОАО « Укрпочта» Сумской области, о заработной плате за период с апреля 1985 г. по декабрь 1992 г.; справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданная ОАО « Укрпочта» Сумской области, о заработной плате за период с сентября 1996 г. по январь 2000 г.,

В силу ч.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Таким образом, факт принадлежности справок: справки от ДД.ММ.ГГГГ выданной ОАО «Укрпочта» Сумской области о заработной плате за период с января 1993 года по август 1996 года; справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ОАО «Укрпочта» Сумской области, о заработной плате за период с апреля 1985 года по декабрь 1992 года; справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ОАО «Укрпочта» Сумской области, о заработной плате за период с сентября 1996 года по январь 2000 года» с 01.12.2018г. по 31.12.2021г. истцу подтверждается вступившим в законную силу решением Киевского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу , что не оспаривалось ответчиком в судебном заседании, а в соответствии со ст.13 ГПК РФ является обязательным для ответчика, юридического лица.

Проверив доводы апелля3ционной жалобы судебная коллегия не усматривает оснований для их удовлетворения и считает, что приняв во внимание конкретные обстоятельства дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив их относимость, допустимость, достоверность, а также достаточность и взаимосвязь, в их совокупности по правилам ст. ст. 55, 56, 67, 71 ГПК РФ, приняв во внимание вышеприведенные правовые нормы и их системное толкование, дав надлежащую юридическую оценку правоотношениям по настоящему гражданскому делу , правильно установив фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на момент первоначального обращения за перерасчетом страховой пенсией в пенсионный орган 13.11.2018г. истец ХВП имела право на соответствующий перерасчет, однако не располагала необходимыми сведениями и (или) документами, подтверждающими сведения о ее заработной плате (содержащимися в вышеуказанных справках), которые ответчиком во внимание не приняты и ей возвращены без учета стажа и заработной платы.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования истца о произведении перерасчета пенсии с учетом спорных справок подлежат удовлетворению с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, то есть с 01.12.2018г. по 31.12.2021г., поскольку ранее Отделением пенсионного органа (ответчика) с 01.01.2022г. ХВП уже произведен перерасчет страховой пенсии с учетом спорных справок.

С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым соглашается в части признания незаконным решения об отказе в принятии справок для перерасчета страховой пенсии за период с 01.12.2018г. по 31.12.2021г.

Проверяя иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика (в лице представителя Куртаметовой Э.Ю.) от 17.06.2024 года, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для их удовлетворения.

По мнению суда апелляционной инстанции, доводы апелляционной жалобы апеллянта (пенсионного органа) в целом, фактически направлены на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств и представленных сторонами доказательств, а также сводятся к неправильному толкованию норм права, в связи с чем, они не опровергают выводов суда первой инстанции в данной части, поскольку были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, их необоснованность отражена в судебном решении, с подробным изложением соответствующих мотивов, не опровергнутых ответчиком в апелляционной жалобе.

Несогласие апеллянта, с данной судом оценкой представленных в дело доказательств, не свидетельствует о неправомерности принятого судом решения и не может служить основанием к его изменению либо отмене.

В случае добровольного исполнения решения суда до рассмотрения апелляционной жалобы, оно не требует принудительного исполнения.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

о п р е д е л и л а:

решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 20 мая 2024 года оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, оставить без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение 3-х месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 августа 2024 года.

Председательствующий:

    Судьи:

33-8179/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Киевского района г. Симферполя
Хаецкая Валентина Петровна
Ответчики
ОПФ и социального страхования РК
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
23.07.2024Передача дела судье
20.08.2024Судебное заседание
28.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.08.2024Передано в экспедицию
20.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее