Дело №2-2722/2020
УИД: 92RS0003-01-2020-003974-41
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Севастополь 18 декабря 2020 года
Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего - судьи Байметова А.А., при секретаре – Цурцумия К.М., при участии истца Абдулхалимова Ш.М., представителя истца – Ганиной И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абдулхалимова Шамиля Магомедовича к Начальнику 1 отдела (г. Севастополь) Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения», третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – Абдулхалимова Марина Георгиевна, Абдулхалимов Тимур Шамильевич, об обжаловании действий должностного лица, связанного с нарушением права на обеспечение жилым помещением, представляемым по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Абдулхалимов Ш.М. обратился в суд с настоящим иском к ответчику, просит признать незаконным, отменить решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ №/сев об отказе в принятии истца и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, представляемых по договору социального найма и обязать повторно рассмотреть вопрос о принятии истца и членов семьи истца на данный учет. Также просил признать за ним право на обеспечение жилым помещением, предоставляемым по договору социального найма, в порядке, установленном нормами ст. 15 Закона № 76-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования обоснованы тем, что ответчик отказал истцу решением от ДД.ММ.ГГГГ №/сев в принятии истца и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, представляемых по договору социального найма. Полагая такой отказ незаконным, истец обратился в суд с настоящим иском.
Истец и его представитель в судебном заседании поддержали заявленные требования в полном объеме.
Ответчик и третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Заслушав истца и его представителя, исследовав материалы дела, суд считает, что иск удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Судом установлено, что Абдулхалимов Ш.М. проходил военную службу по контракту в должности капитана 2 ранга запаса в войсковой части 62764-В. Дата поступления на военную службу - ДД.ММ.ГГГГ. Первый контракт заключен до ДД.ММ.ГГГГ. Уволен в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе приказом командующего Черноморским флотом от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 51 Федерального закона 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» был исключен из списков личного состава войсковой части ДД.ММ.ГГГГ.
В период прохождения военной службы истец был обеспечен служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
С ДД.ММ.ГГГГ истец состоял на учете нуждающихся в постоянном жилье, по избранному месту жительства — <адрес>, в соответствии с нормами ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», на основании достижения 20 лет календарной выслуги лет прохождения военной службы.
ДД.ММ.ГГГГ Министерство обороны Российской Федерации обратилось в Ленинский районный суд с исковым заявлением о признании истца и членов его семьи утратившими права пользования занимаемой ими служебной квартиры и выселении из нее.
Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворено исковое заявление Министерства обороны Российской Федерации о выселении Абдулхалимова Шамиля Магомедовича, Абдулхалимовой Марины Георгиевны, Абдулхалимова Тимура Шамильевича из служебной квартиры, расположенной по адресу: г. Севастополь, ул. Флагманская, д.9, кв. 19, отказано в удовлетворении требований Абдулхалимова Шамиля Магомедовича о признании за ним права на проживание в нем. Решение Ленинского районного суда <адрес> по гражданскому делу 2-2100/2019 вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, предоставляемыми по договору социального найма в соответствии с п. 1 Правил признания нуждающихся в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно как территориальному уполномоченному органу, представляющему интересы федерального государственного органа, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Истец полагает, что основанием для его обращения явилась необеспеченность жилым помещением по договору социального найма, а также отсутствие у него жилого помещения в собственности, что предусмотрено п. 1 4.1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Решением начальника 1 отдела (<адрес>) ФГКУ «Югрегионжилье» ФИО8 №/сев от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Согласно положениям абзаца первого пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение и строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным дающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства (положения абзаца третьего пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
Исходя из абзаца первого пункта 13 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей в период увольнения истца с военной службы) военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим федеральным законом,. федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что общая выслуга истца в календарном исчислении составляет 30 лет 10 месяцев.
Обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства (абзац первый пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
В соответствии с пунктом 6 статьи 15 этого же федерального закона военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Содержание приведенных норм федерального закона указывает на то, что реализация права на жилище военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется путем предоставления за счет федерального органа власти, в котором предусмотрена военная служба, жилых помещений в период военной службы с оставлением им этого жилья при увольнении с военной службы или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Кроме того, согласно пункту 1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 512, признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Необеспеченность гражданина жилым помещением по договору социального найма или отсутствие у него жилого помещения в собственности, в силу пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, является основанием для признания его нуждающимся в жилом помещении.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года № 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее - Правила).
В соответствии с положениями подпункта "а" пункта 6 Правил нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении.
Статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
На основании ч. 2 ст. 54 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае: если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
ДД.ММ.ГГГГ решением 1 отдела ЮРУЖО в <адрес> №/сев истец был снят с учета нуждающихся в связи с поступлением из Единого государственного реестра прав собственности на недвижимость сведений о наличии у истца в собственности жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Вступившим в законную силу решением <адрес> суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу 2-1715/2016 удовлетворено исковое заявление Абдулхалимова Ш.М. о признании незаконным договора передачи в собственность истца 1/5 доли жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>.
Вступившим в законную силу решением <адрес> суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу 2-5604/2016 удовлетворено исковое заявление о признании Абдулхалимова Ш.М. утратившим право пользования жилым помещением, расположенного по адресу: <адрес>.
С учетом указанных судебных актов, суд полагает, что фактически истец до ДД.ММ.ГГГГ имел в собственности жилое помещение, а до ДД.ММ.ГГГГ данное жилое помещение находилось в пользовании истца.
Учитывая изложенные обстоятельства, а также то, что истец фактически выступил инициатором прекращении у него права собственности на жилое помещение, то суд полагает, что на момент принятия ответчиком обжалуемого решения от ДД.ММ.ГГГГ не истек пятилетний срок с момента ухудшения жилищных условий, в связи с чем у истца отсутствуют правовые основания для признания его нуждающимся в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, представляемых по договору социального найма.
Суд обращает внимание истца, что он вправе повторно обратится к ответчику с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, представляемых по договору социального найма, после истечения пяти лет с момента ухудшения жилищных условий (ДД.ММ.ГГГГ дата вступления в законную силу решения <адрес> суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу 2-1715/2016), а также вправе обратится в органы местного самоуправления в общем порядке в соответствии с ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части первой статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, из представленных доказательств судом не усматривается противоправность действий ответчика по отказу в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, представляемых по договору социального найма, истцом не представлено доказательств, подтверждающих наличие у него права состоять на таком учете, в связи с чем суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 98, 196 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении искового заявления - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья –
Решение в окончательной форме принято 22 декабря 2020 года.