Дело № 2-561/2024
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19.06.2024 года с. Вольно - Надеждинское
Надеждинский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Новичихиной Н.А.,
при секретаре Дороховой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Минаевой ФИО5 к ИП Ивкову ФИО6 об установлении факта трудовых отношений, взыскании морального вреда, и возложении обязанности
УСТАНОВИЛ:
Истец Минаева Е.А. обратилась в суд с иском об установлении факта трудовых отношений, взыскании морального вреда и возложении обязанности произвести отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование и внести в трудовую книжку сведения о работе.
В обоснование исковых требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она состояла в трудовых отношениях с ответчиком в должности мастера ногтевого сервиса в салоне красоты «Шиколад» по адресу: <адрес> выполнения работы ей было предоставлено рабочее место, оборудование и расходный материал, а также был установлен график работы два дня через два дня в период времени с 09.00 часов до 19.00 часов. Заработную плату она получала наличными денежными средствами, иногда путем перечисления денежных средств на ее банковский счет. При приеме на работу она передала работодателю трудовую книжку, вместе с тем трудовой договор заключен не был. В августе 2023 года она узнала, что она фактически не трудоустроена, в связи с чем, написала заявление на увольнение, отработав последний день ДД.ММ.ГГГГ. Однако, до настоящего времени ей не возвращена трудовая книжка. Начиная с сентября 2023г. по 13.11.2023г. она пыталась мирным путем урегулировать спорные отношения с ответчиком, который обещал выдать трудовую книжку с внесенными сведениями о работе, а также обещал произвести отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.
Согласно уточненным требованиям истец просил суд установить факт трудовых отношений, возложить обязанности на ИП Ивкова А.Г.:
внести в трудовую книжку сведения о работе в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности мастера ногтевого сервиса;
произвести отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование в отношении Минаевой Е.А. за период с 06.09.20218 по 01.10.2021г.
Взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 30000 рублей
В судебное заседание истец и ее представитель не явились, представили заявление в котором исковые требования поддержали в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в иске и в последней редакции уточненных требований, просили дело рассмотреть в их отсутствие, не возражали против заочного судопроизводства.
Ответчик в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, как путем направления судебной корреспонденции, так и посредством смс-извещений. В ходе подготовки исковые требования признал, указав, что Минаева Е.А. действительно работала мастером ногтевого сервиса по адресу: <адрес>, трудовой договор с ней заключен не был, она передала трудовую книжку, но в настоящее время ее судьба ему не известна. Отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование в отношении Минаевой Е.А. за период с 01.10.2021г. по ДД.ММ.ГГГГ им произведены, вместе с тем, за период 06.09.20218г. по 01.10.2021г. он произвести не может, он обращался налоговый орган, но и они ему ничем не помогли.
В соответствии со ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
В связи с тем, что суд не располагает сведениями об уважительной причине неявки ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, учитывая, что от ответчика ходатайство об отложении слушания дела не поступало, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Изучив материалы дела, суд полагает, что требования истца подлежат частичному удовлетворению.
Согласно ст. 1 ТК РФ, целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
В соответствии со статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2018 N 15 "О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям", разъяснено, что к характерным признакам трудовых отношений в соответствии со статьями 15 и 56 Трудового кодекса РФ относятся: достижение сторонами соглашения о личном выполнении работником определенной, заранее обусловленной трудовой функции в интересах, под контролем и управлением работодателя; подчинение работника действующим у работодателя правилам внутреннего трудового распорядка, графику работы (сменности); обеспечение работодателем условий труда; выполнение работником трудовой функции за плату.
О наличии трудовых отношений может свидетельствовать устойчивый и стабильный характер этих отношений, подчиненность и зависимость труда, выполнение работником работы только по определенной специальности, квалификации или должности, наличие дополнительных гарантий работнику, установленных законами, иными нормативными правовыми актами, регулирующими трудовые отношения.
К признакам существования трудового правоотношения также относятся, в частности, выполнение работником работы в соответствии с указаниями работодателя; интегрированность работника в организационную структуру работодателя; признание работодателем таких прав работника, как еженедельные выходные дни и ежегодный отпуск; оплата работодателем расходов, связанных с поездками работника в целях выполнения работы; осуществление периодических выплат работнику, которые являются для него единственным и (или) основным источником доходов; предоставление инструментов, материалов и механизмов работодателем (Рекомендация N 198 о трудовом правоотношении, принятая Генеральной конференцией Международной организации труда ДД.ММ.ГГГГ).
В пункте 18 указанного постановления Пленума указано, что при разрешении вопроса, имелись ли между сторонами трудовые отношения, суд в силу статей 55, 59 и 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вправе принимать любые средства доказывания, предусмотренные процессуальным законодательством.
Так, в судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец состояла в трудовых отношениях с ответчиком в должности мастера ногтевого сервиса в салоне красоты «Шиколад» по адресу: <адрес>Б.
Ответчик не отрицал, что трудовой договор с Минаевой Е.А. не заключался, но она действительно осуществляла трудовую деятельность в салоне красоты «Шиколад», получала заработную плату. Им были произведены страховые взносы в отношении конкретного работника.
Тем самым, судом, установлено, что истец фактически была допущена к выполнению работы, в интересах, и под управлением работодателя, истец подчинялась действующим у работодателя правилам внутреннего трудового распорядка, графику работы, истцу выплачивалась заработная плата. В данном случае о наличии трудовых отношений свидетельствует устойчивый и стабильный характер этих отношений, выполнение работником работы только по определенной должности. Кроме того, за период с
При таких обстоятельствах требования истца об установлении факта трудовых отношений, возложении обязанности на ИП Ивкова А.Г. внести в трудовую книжку Минаевой Е.А. запись сведений о работе в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Также судом установлено, что ответчик, являясь работодателем, не произвел отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование в отношении Минаевой Е.А. за период с 06.09.20218 по 01.10.2021г. отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ответчиком произведены.
Согласно положениям статьи 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Судом учитывается, что до настоящего времени Минаевой Е.А. не выдана трудовая книжка, что является психотравмирующим обстоятельством и причиняет работнику нравственные страдания. Оспаривание бездействие работодателя в суде в целях защиты своих трудовых прав вызывает у человека чувство отчаяния, неопределенности, тревоги и переживания, лишает привычного образа жизни, что свидетельствует о наличии морального вреда, причиненного работнику.
С учетом изложенного, суд полагает разумным и справедливым определить размер компенсации морального вреда в сумме 10 000 рублей исходя из обстоятельств дела, характера допущенного нарушения, степени нравственных страданий истца.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 235-236 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Минаевой ФИО7 к ИП Ивкову ФИО8 об установлении факта трудовых отношений, взыскании морального вреда, и возложении обязанности, удовлетворить частично.
Установить факт трудовых отношений между Минаевой ФИО9 и ИП Ивковым ФИО11, ИНН 253812351848 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год.
Возложить обязанность на ИП Ивкова ФИО13 внести в трудовую книжку Минаевой ФИО12 запись о приеме на работу в должности мастера ногтевого сервиса с ДД.ММ.ГГГГ и об увольнении ДД.ММ.ГГГГ по пункту 3 части 2 статьи 77 Трудового кодекса РФ, по инициативе работника.
Возложить обязанность на ИП Ивкова ФИО14 произвести отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование в отношении Минаевой Е.А. за период с 06.09.20218 г. по 30.09.2021г., предоставив расчеты в налоговый орган по месту учета.
Взыскать с ИП Ивкова ФИО15 в пользу Минаевой ФИО17 компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
В остальной части иска, отказать.
Взыскать с ИП Ивкова ФИО16 государственную пошлину в доход бюджета Надеждинского муниципального района Приморского края в размере 300 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Новичихина Н.А.