Решение по делу № 33а-13213/2016 от 21.09.2016

Судья - Перевалов А.М.

Дело № 33а-13213

г. Пермь

19 октября 2016 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе

Председательствующего Елецких О.Б.

судей Степанова П.В., Кустовой И.Ю.

при секретаре Баскаль В.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Индустриальном районе г. Перми к Емшанову А.Ю. о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физического лица

по апелляционной жалобе Емшанова А.Ю. на решение Индустриального районного суда г. Перми от 29 июля 2016 года, которым заявленные требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Пермского краевого суда Степанова П.В., Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда,

установила:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Индустриальном районе г. Перми (далее - Управление, пенсионный орган) обратилось с административным исковым заявлением (далее - заявление) к Емшанову А.Ю. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени в общей сумме ** руб., ** коп., в том числе: недоимка по страховым взносам за 2015г. - на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на страховую часть трудовой пенсии в размере ** руб., ** коп.; недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в размере ** руб., ** коп., а также пени, начисленные на недоимку за 2015г. - по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на страховую часть трудовой пенсии в размере ** руб. ** коп., по страховым взносам на обязательней медицинское страхование в ФФОМС в размере ** руб. ** коп.

Заявленные требования мотивированы тем, что административный ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в период» с 28.07.2006г. по 12.05.2015г., являлся плательщиком страховых взносов 4 страхователем по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию, однако свою обязанность по уплате страховых взносов в установленный срок в полной мере не исполнял.

В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов, ответчику начислены пени на недоимку по страховым взносам.

Несмотря на направление требования об оплате недоимки по страховым взносам и пени от 04.08.2015г. № **, со сроком исполнения до 25.08.2015г. задолженность до настоящего времени не погашена.

Решением Индустриального районного суда г. Перми от 29 июля 2016 года заявленные требования удовлетворены полностью.

В апелляционной жалобе административного ответчика ставится вопрос об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с требованиями законодательства.

В силу части 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского Страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ, Федеральный закон N 212-ФЗ).

Федеральный закон № 212-ФЗ регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

В соответствии с положениями части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются индивидуальные предприниматели.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 10 Закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными периодами - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

Частью 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 данной статьи Закона N 212-ФЗ.

В случае прекращения предпринимательской либо иной профессиональной деятельности после начала очередного расчетного периода, в соответствии "с частью 4.1 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, прекращен либо приостановлен статус адвоката, прекращены полномочия нотариуса, занимающегося частной практикой.

За неполный месяц деятельности, фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности вкачестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановлений статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно.

В целях обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов в случаях, когда отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы, в части 11 указанной статьи Закона N 212-ФЗ установлен порядок определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период в фиксированном размере.

Так, в случае, если отсутствуют сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратной минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 данного Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

При этом сумма страховых взносов, уплачиваемая плательщиком, в рамках этой процедуры определяется как 8 МРОТ (** руб. на 2015 г.) х 26% х 12 мес. = ** руб.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховые взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 данного Федерального закона производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 этого цсё Федерального закона.

В соответствии с частью 2 статьи 16 Закона N 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено данной статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Согласно части 8 статьи 16 Закона N 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

Действия, как и бездействие указанных лиц, связанные с уклонением от уплаты страховых взносов влекут за собой отсутствие в бюджете своевременно уплаченных Страховых взносов, поэтому страхователю начисляются пени.

Таким образом, в соответствии со статьей 25 Закона N 212-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пени за несвоевременную уплату страховых взносов начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов, до даты фактической уплаты задолженности.

Пенсионный орган вправе предъявлять к взысканию пени как совместно с недоимкой, так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения (погашения) основного обязательства по уплате страховых взносов.

Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 года N 211-0, предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др. Процедура Государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса.

Пунктом 3 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае прекращения деятельности, указанной в статье 227 названного Кодекса, и (или) прекращения выплат, указанных в статье 228 Кодекса, до конца налогового периода налогоплательщики также обязаны в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности или таких выплат представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.

Отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанностй представления налоговой декларации (статья 80 НК РФ) по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.

Пунктом 1 части 8 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДФЛ, доход учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации. Для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (п. 3 ч.8 ст.14 Закона N 212-ФЗ).

Сумма годового дохода для целей исчисления взносов определятся согласно положениям Налогового кодекса Российской Федерации в зависимости от применяемого режима налогообложения. При совмещении нескольких режимов доходы от деятельности суммируются (п.6 ч.8 ст.14 Закона N 212-ФЗ).

Для контроля за уплатой взносов налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 названной статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущегё расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органа контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.

В силу частей 1 и 2 статьи 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, а в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядйф предусмотренном данным Федеральным законом. Взыскание недоимки гю страховым взносам с физического лица, не являющегося индивидуальный предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 21 указанного Федерального закона.

Поскольку налоговым органом не представлены сведения о доходе административного ответчика за 2015 год, в силу непредоставления им налоговой отчетности в установленной законом срок, у пенсионного органа не имелось сведений о доходах от деятельности налогоплательщиков за данные расчётные периоды, то приведённый Управлением расчет спорных взносов является обоснованным, а порядок, применённый при их расчете - правомерным.

Расчет недоимки и пеней проверен судом и признан правильным.

Доводы апелляционной жалобы не основаны на законе и противоречат установленным по делу обстоятельствам и письменным доказательствам, имеющимся в материалах дела.

При этом судебная коллегия отмечает, что обязанность по уплате страховых взносов возникает у предпринимателя с момента регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности. Данная обязанность не ставится в зависимость от факта ведения предпринимательской деятельности и получения дохода. Обязательство по уплате страховых взносов возникает в силу закона и не изменяется из-за отсутствия денежных средств (дохода) у предпринимателя.

Административный ответчик, являясь плательщиком названного выше вида налога, обязан был представлять налоговые декларации в установленные законом сроки независимо от результатов расчетов сумм налогов к уплате по итогам тех или иных налоговых периодов.

Ссылки на то, что Емшановым А.Ю. была представлена налоговая декларация по УСН за 2014 год, судебной коллегией отклоняются, поскольку недоимка взыскивается за 2015 год, а непредставлении такой декларации за 2015 год не оспаривается. Уведомление, либо неуведомление контрольными органами плательщика о необходимости сдачи данной декларации, правового значения в рамках настоящего административного дела не имеет.

В силу части 7 статьи 22 Закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафов может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.04.2010 N 468-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб граждан Дроздова В.В. и Дроздовой Е.А. на нарушение их конституционных прав статьей 52 и пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации" указал, что, признав направление требования по почте заказным письмом надлежащим способом уведомления, федеральный законодатель установил презумпцию получения его адресатом на шестой день с даты направления.

Такое правовое регулирование призвано обеспечить баланс частного и публичного интересов в налоговых правоотношениях и гарантировать исполнение налогоплательщиками конституционно-правовой обязанности по уплате законно Установленных налогов и сборов.

Оценив в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, представленные сторонами доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями Закона N 212-ФЗ, суд, установив факт соблюдения Управлением требований названного Закона в части направления административному ответчику требования от 04.08.2015г. №** пришел к правильному выводу о соблюдении пенсионным органом установленной процедуры.

Учитывая, что наличие спорной задолженности подтверждено, доказательств полного и своевременного исполнения обязанности по уплате страховых взносов пени на момент рассмотрения административного дела административным ответчиком не представлено, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования административного истца.

Решение суда постановлено при правильном применении норм материального права, с соблюдением требований процессуального законодательства. Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.

Иное толкование административным ответчиком положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств административного спора свидетельствует о неправильном применении судом норм права.

Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда,

определила:

решение Индустриального районного суда г. Перми от 29 июля 2016 годк оставить без изменения, апелляционную жалобу Емшанова А.Ю. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33а-13213/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
УПФ РФ в Индустриальном районе г. Перми
Ответчики
Емшанов А.Ю.
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Овчинникова Наталья Александровна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
19.10.2016[Адм.] Судебное заседание
26.10.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.11.2016[Адм.] Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее