Решение по делу № 2а-1869/2019 от 06.08.2019

Дело № 2а-1869/2019

Р Е Ш Е Н И Е С У Д А

Именем Российской Федерации

11 сентября 2019 года г. Электросталь

Электростальский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Портновой Н.В.,

при секретаре Жигаловой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Терентьева Александра Викторовича к Главному Управлению государственного строительного надзора по Московской области о признании незаконным решения об отказе во включении в реестр пострадавших граждан,

у с т а н о в и л:

06.08.2019 года в суд поступило административное исковое заявление Терентьева Александра Викторовича к Главному Управлению государственного строительного надзора по Московской области о признании незаконным решения об отказе во включении в реестр пострадавших граждан.

Административный истец в административном иске указал, что 15 июля 2013 года между ним и <С.> был заключен предварительный договор № 17/11-БР купли – продажи однокомнатной квартиры, площадью 38,97 кв.м. в жилом малоэтажном комплексе «Березовская Роща» по строительному адресу: <адрес>. Стоимость квартиры по предварительному договору купли-продажи составляла 1 675 000 рублей. Денежные средства передавались генеральному директору <С.> и <З.> Б.. Подтверждающим документом является расписка № ВЖЕ/2/01 и № б/н от 18.03.2015г. Согласно приговора Раменского городского суда Московской области от 16 мая 2017 года, денежные средства, полученные от потерпевших, в том числе от истца, согласно заключенных договоров о приобретении теми квартиры в строящемся ЖК «Березовая Роща», были похищены Б.. Похищенными денежными средствами Б. распорядился в личных целях. Как следует из приговора, оплаченные квартиры гражданами ими не были получены в установленный договором срок, в связи с хищением принадлежащих денежных средств. Б. осужден по п. 4 ст.159 УК РФ, административный истец признан потерпевшим по уголовному делу № 127840. Решением комиссии Главного государственного строительного надзора Московской области по отнесению граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены от 31.05.2019 года № ПК-30 заявителю отказано во включении в данный реестр на основании п.п.1 п.10 Приложения №2 к Приказу № 560/пр от 12.08.2016г., в связи с несоответствием п.2 Приложения № 1 к Приказу: привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ. С данным решением административный истец не согласен. Срок передачи объекта ООО «Старк» относится к существенным условиям договора участия в долевом строительстве, которое было нарушено. Стоимость квартиры полностью административным истцом оплачена. Б. признан виновным за привлечение денежных средств граждан по инвестированию строительства дома, в котором истец купил квартиру, в связи с чем, истец является пострадавшим лицом, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены. ООО «Старк просрочило исполнение обязательств, жилой дом не построен, квартира в собственность не передана. В силу п.п. 4п.2 критериев неисполнения застройщиком проблемного объекта обязательство по передаче жилого помещения гражданину, чьи обязательства исполнены является критерием отнесения граждан, чьи денежные привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших. Согласно п.5.8 Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены включению в реестр подлежат сведения о заявителе при наличии обстоятельств, установленных п.2 приложения №1 к приказу. Заключение предварительного договора не может являться основанием для отказа во включении истца в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, т. к. согласно ст. 429 ГК PC предварительный договор заключается в форме, установленной для основного договора, и содержит все условия основного договора. Таким образом, решение комиссии является незаконным и подлежит отмене.

Административный истец просит суд: Признать незаконным решение Главного управления государственного строительного надзора Московской области № ПК - 30 от 31.05.19года об отказе признания Терентьева Александра Викторовича пострадавшим и включении его в реестр граждан, чьи денежные средств привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Дело рассмотрено в отсутствие административного истца Терентьева А.В. и представителя административного ответчика- Главное управление государственного строительного надзора Московской области, представившие суду письменные ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, что не противоречит ч.6 ст. 226 КАС РФ.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.2 ст.46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.8 ст.226 КАС при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решений, действий (бездействий) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Частью 9 ст.226 КАС установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с Приказом Минстроя России от 12.08.2016 № 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан» (зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2016 № 45092) утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан, а также установлены правила ведения реестра пострадавших граждан.

В соответствии с пунктом 10 приложения № 2 к Приказу Минстроя России от 12.08.2016 № 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан» заявитель не подлежит включению в реестр при наличии одного из следующих условий: 1) несоответствие заявителя одному из критериев, установленных п. 2 приложения № 1 к настоящему приказу; 2) ввод в эксплуатацию проблемного объекта, участником строительства которого является пострадавший гражданин; 3) вступление в законную силу судебного акта об удовлетворении (погашении), частичном удовлетворении требований пострадавшего гражданина в рамках рассмотрения дела о банкротстве застройщика проблемного объекта; 4) расторжение договора участия в долевом строительстве, заключенного между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, договора уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требований по договору); 5) непредставление или представление не в полном объеме, а равно представление заведомо ложных и (или) недостоверных документов, из числа предусмотренных п. 6 настоящих Правил.

Согласно пункту 2 приложения № 1 к Приказу Минстроя России от 12.08.2016 № 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан» критериями являются: 1) неисполнение застройщиком обязательств по договору участия в долевом строительстве жилого помещения, заключенному в соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ, в течение более 6 месяцев с даты, установленной в таком договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство объекта строительства в течение двух последовательных отчетных периодов или введение в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика, за исключением следующих объектов строительства: а) введенных в эксплуатацию многоквартирных домов; б) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором возведен (возводится) такой объект; в) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке в отсутствие государственной регистрации права собственности застройщика на земельный участок, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка, либо договора безвозмездного пользования земельным участком, предусмотренных Федеральным законом N 214-ФЗ; г) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного дома; 2) привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ; 3) надлежащее исполнение гражданином - участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве проблемного объекта; 4) неисполнение застройщиком проблемного объекта обязательств по действующему договору участия в долевом строительстве по передаче жилого помещения, расположенного в проблемном объекте, гражданину - участнику долевого строительства; 5) отсутствие лица, являющегося правопреемником прав и обязанностей застройщика по строительству проблемного объекта, к которому может быть заявлено требование об исполнении обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве; 6) не обеспечение обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору в порядке, установленном Федеральным законом № 214-ФЗ, либо осуществление выплаты по договору участия в долевом строительстве, обеспеченному поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика не может быть осуществлено ввиду введения одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве и (или) ликвидации соответствующей кредитной или страховой организации; 7) отсутствие заявителя в реестре пострадавших граждан в отношении того же и (или) иного проблемного объекта; 8) отсутствие факта привлечения денежных средств двух и более лиц в отношении одного и того же жилого помещения, расположенного в составе проблемного объекта.

В соответствии с приложением № 1 Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12 августа 2016 года № 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан» пункта 3 установлено, что, гражданин - участник долевого строительства проблемного объекта, чьи денежные средства привлечены по договору участия в долевом строительстве многоквартирных домов, после исполнения которого у гражданина возникает право собственности на жилое помещение и право общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, и чьи права нарушены, соответствующий критериям, установленным пунктом 2 настоящего приложения, относится к числу пострадавших граждан.

Как следует из материалов дела 15 июля 2013 года между <С.>», в лице генерального директора Б. с одной стороны и гражданином Терентьевым Александром Викторовичем, с другой стороны заключен предварительный договор № 17/11-БР, с условиями которого продавец <С.> принял решение продать в будущем однокомнатную квартиру, расположенную по строительному адресу: <адрес>, проектной площадью 38,97 кв.м. (пункт 1 договора).

В соответствии с пунктом 2 предварительного договора № 17/11-БР от 15 июля 2013 года при исполнении обязательств, стороны обязуются в будущем заключить между собой договор купли-продажи квартиры. Основной договор должен быть заключен до 31 декабря 2013 года, но не позднее через 40 рабочих дней с момента государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п.2.1).

В соответствии с ч.1 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"закон регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства), для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства. Привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на помещения в многоквартирных домах и (или) иных объектах недвижимости, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности (далее - привлечение денежных средств граждан для строительства), допускается только: 1) на основании договора участия в долевом строительстве; 3) жилищно-строительными кооперативами, которые осуществляют строительство на земельных участках, предоставленных им в безвозмездное срочное пользование из муниципальной собственности или государственной собственности, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", или созданы в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Действие настоящего Федерального закона в части регулирования отношений при строительстве (создании) многоквартирных домов в равной степени распространяется на отношения при строительстве (создании) жилых домов блокированной застройки, состоящих из трех и более блоков, в случае привлечения для строительства (создания) таких домов денежных средств граждан и юридических лиц.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" по договору участия в долевом строительстве (далее также - договор) одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости. Договор заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Договор должен содержать: 1) определение подлежащего передаче конкретного объекта долевого строительства в соответствии с проектной документацией застройщиком после получения им разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в том числе план объекта долевого строительства, отображающий в графической форме (схема, чертеж) расположение по отношению друг к другу частей являющегося объектом долевого строительства жилого помещения (комнат, помещений вспомогательного использования, лоджий, веранд, балконов, террас) или частей являющегося объектом долевого строительства нежилого помещения, местоположение объекта долевого строительства на этаже строящихся (создаваемых) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, с указанием сведений в соответствии с проектной документацией о виде, назначении, об этажности, общей площади многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, о материале наружных стен и поэтажных перекрытий, классе энергоэффективности, сейсмостойкости (далее - основные характеристики многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости), назначении объекта долевого строительства (жилое помещение, нежилое помещение), об этаже, на котором расположен такой объект долевого строительства, о его общей площади (для жилого помещения) или площади (для нежилого помещения), количестве и площади комнат, помещений вспомогательного использования, лоджий, веранд, балконов, террас в жилом помещении, наличии и площади частей нежилого помещения (далее - основные характеристики жилого или нежилого помещения); 2) срок передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства; 3) цену договора, сроки и порядок ее уплаты; 4) гарантийный срок на объект долевого строительства; 5) одно из условий привлечения денежных средств участников долевого строительства: а) исполнение обязанности по уплате отчислений (взносов) в компенсационный фонд; б) размещение денежных средств участников долевого строительства на счетах эскроу в порядке, предусмотренном статьей 15.4 настоящего Федерального закона; Условия договора, предусмотренные частью 4 настоящей статьи, должны соответствовать информации, включенной в проектную декларацию на момент заключения договора. Договор, заключенный в нарушение данного требования, может быть признан судом недействительным только по иску участника долевого строительства, заключившего такой договор.

Заключенный между административным истцом Терентьевым Александром Викторовичем и <С.> в лице генерального директора Б. предварительный договор № 17/11-БР от 15 июля 2013 года не является договором участия в долевом строительстве, заключенным в соответствии с ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

Из постановления СУ МУ МВД России «Раменское» о признании потерпевшим от 29 марта 2016 года усматривается, что у генерального директора <С.> Б. не было законных оснований для строительства многоквартирного дома, а именно разрешения на строительство дома, в связи с чем, не имея разрешения на строительство многоквартирного жилого дома, договора участия в долевом строительстве, к данным правоотношениям нельзя применять положения Приказа Минстроя России от 12.08.2016г. № 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан». Кроме того, в постановлении о признании потерпевшим установлено, что денежные средства граждан генеральным директором Б. были привлечены для строительства малоэтажных жилых домов.

Строительство малоэтажного жилого дома не подразумевает применение застройщиком требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов специального режима в виде заключения и государственной регистрации договора участия в долевом строительстве до привлечения денежных средств гражданина для целей строительства объекта, поскольку такой объект не является многоквартирным домом. Таким образом, дом, строительство которого предусмотрено вышеуказанным договором, не относится к многоквартирному жилому дому, либо к иному объекту недвижимости, связанному непосредственно с понятием многоквартирного дома в соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ.

Нормы Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" связывают установленные гарантии защиты прав, законных интересов и имущества именно участников долевого строительства и именно в связи с возникновением правоотношений по договору участия в долевом строительстве, заключенном в соответствии с ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ.

Таким образом, принятое Главным управлением государственного строительного надзора Московской области решение от 31 мая 2019 года об отказе во включении в реестр гражданина Терентьева А.В., чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены является законным и обоснованным.

Исходя из материалов дела, а именно расписок, подтверждающих получение генеральным директором <С.> Б. от административного истца Терентьева Александра Викторовича денежных средств, административный истец не лишен права иным способом восстановить свое нарушенное право, обратившись с соответствующим иском к Б.

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу об отказе административному истцу в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст. ст. 14, 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска административного истца Терентьева Александра Викторовича к Главному Управлению государственного строительного надзора по Московской области о признании незаконным решения об отказе во включении в реестр пострадавших граждан от 30 мая 2019 года отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Электростальский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Портнова Н.В.

В окончательной форме решение судом принято 17 октября 2019 года.

Судья Портнова Н.В.

2а-1869/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Терентьев Александр Викторович
Другие
Главное Управление Государственного строительного надзора Московской области
Терентьев А.В.
Суд
Электростальский городской суд Московской области
Дело на странице суда
elektrostal.mo.sudrf.ru
29.10.2019Регистрация административного искового заявления
29.10.2019Передача материалов судье
29.10.2019Решение вопроса о принятии к производству
29.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.10.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.10.2019Судебное заседание
29.10.2019Судебное заседание
29.10.2019Судебное заседание
29.10.2019Судебное заседание
25.04.2020Регистрация административного искового заявления
25.04.2020Передача материалов судье
25.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
25.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.04.2020Судебное заседание
25.04.2020Судебное заседание
25.04.2020Судебное заседание
25.04.2020Судебное заседание
18.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее