гр. дело № 2(1)а - 101\2018
Решение
Именем Российской Федерации
07 февраля 2018 года г. Бугуруслан
Бугурусланский районный суд Оренбургской области
в составе председательствующего судьи Рябчиковой М.В.,
при секретаре Бондаренко К.Г.,
а также административного ответчика Сараева Алексея Валерьевича,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Оренбургской области (Межрайонная ИФНС №1) к Сараеву Алексею Валерьевичу о взыскании обязательных платежей,
установил:
Межрайонная ИФНС №1 обратилась в суд, с административным иском, указывая на то, что налогоплательщик Сараев А.В. является налогоплательщиком транспортного, земельного налога и налога на имущество физических лиц.
Согласно пункту 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии со ст. 1 закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» (Закона) № 2003 – 1 от 09 декабря 1991г (в редакции от 22 августа 2008г.) плательщиками налога на имущество признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Объекты налогообложения указаны в ст. 2 вышеуказанного Закона. В силу ст. 5 Закона указано, что налог исчисляется налоговым органом на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.
Налогоплательщику был исчислен налог на имущество за 2012, 2013 и 2014 год и направлены уведомления № за 2011год, № за 2012 год, № за 2013 год, № за 2014год.
Налог в добровольном порядке административным ответчиком не уплачен, налогоплательщику исчислена пеня в размере 117 руб. 66 коп. за период с 08 апреля 2013г. по 22 декабря 2014г., в размере 16 руб. 89 коп. за период с 04 декабря 2012г. по 22 декабря 2014г.
В связи с наличием недоимки в адрес административного ответчика направлено требование от 23 декабря 2013г. №, от 22 декабря 2014г. №, от 30 ноября 2016г. №.
На основании сведений, представленных в налоговый орган в соответствии с п. 4 ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации МРЭО ГИБДД УВД по Оренбургской области установлено, что за административным ответчиком в период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано транспортное средство <данные изъяты>, являющийся объектом налогообложения.
Налоговым органом в соответствии с действующим законодательством был исчислен транспортный налог и направлены налоговые уведомления № за 2010 год, № за 2011год.
Требования в добровольном порядке налогоплательщик в установленный срок не исполнил, в связи с чем, в соответствии со ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации на сумму несвоевременно уплаченного транспортного налога начислена пеня за период с 20 ноября 2012г. по 22 ноября 2014г. в размере 118 руб. 39 коп.
В адрес административного ответчика было направлено требование об уплате налога и пени от 22 декабря 2014г. №, которое не было исполнено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за пользование земли являются земельный налог и арендная плата.
На основании пункта 2 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Инспекцией Сараеву А.В. был исчислен земельный налог и направлены почтой налоговые уведомления № за 2012год, № за 2013год, № за 2014 год.
Уведомление в добровольном порядке налогоплательщиком не исполнено, в связи с чем, инспекцией начислена пеня за период с 01 ноября 2013г. по 29 ноября 2016г. в размере 15 руб. 83 коп.
В адрес налогоплательщика были направлены требования об уплате налога и пени от 23 декабря 2013г. №, от 22 декабря 2014г №, от 30 ноября 2016г. №.
В связи с чем, просят суд взыскать с Сараева Алексея Валерьевича недоимку по налогам в общей сумме 1 918 руб. 59 коп., в том числе: налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенных в границах городских округов в размере 291 руб. 29 коп., пени в размере 34 руб. 88 коп.;
налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенных в границах сельских поселений в размере 1 227руб 08 коп., пени в размере 82 руб. 78 коп.;
пени за несвоевременно уплаченный налог в размере 118 руб. 39 коп.,
земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в размере 148 руб. 34 коп., пени – 15 руб. 83 коп.
В судебное заседание представитель административного истца не явился. В деле имеется письменное заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Административный ответчик Сараев А.В. исковые требования истца не признал. В удовлетворении исковых требований просит суд отказать, поскольку задолженность по налогам и пени образовалась до 01 января 2015г.
Указанная задолженность подлежит списанию, на основании ФЗ от 28 декабря 2017г. №463 – ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Заслушав объяснения административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.п.1 п.1 статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Подпунктом 1 п.1 статьи 23 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно ч. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учёта в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учётом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истёк срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Указанное заявление о взыскании подаётся налоговым органом (таможенным органом) в суд, если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования, при расчёте общей суммы налога, сбора, пеней и штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней и штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчёте общей суммы налога, сбора, пеней и штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трёхлетнего срока.
В соответствии со ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается: с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком, плательщиком сбора и (или) участником консолидированной группы налогоплательщиков в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом
Из совокупности положений ст.ст. 357, 362, 363 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налогоплательщиками по транспортному налогу признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Законом Оренбургской области «О транспортном налоге» от 16 ноября 2002г. №322\66-111-ОЗ (с изменениями и дополнениями) определены ставки налога и срок его уплаты.
В соответствии с п. 1 ст. 360 Налогового кодекса Российской Федерации отчётным налоговым периодом по транспортному налогу признаётся календарный год.
В судебном заседании установлено, что на основании сведений, представленных в налоговый орган в соответствии с п. 4 ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации МРЭО ГИБДД УВД по Оренбургской области за административным ответчиком в период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано транспортное средство <данные изъяты> являющийся объектом налогообложения.
Налоговым органом в соответствии с действующим законодательством был исчислен транспортный налог и направлены налоговые уведомления № за 2010 год об уплате транспортного налога в размере 623 руб. 56 коп. в срок до 03 мая 2011г., № за 2011год в размере 349 руб. 18 коп, со сроком уплаты до 15 ноября 2012г.
Требования в добровольном порядке налогоплательщик в установленный срок не исполнил, в связи с чем, в соответствии со ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации, на сумму несвоевременно уплаченного транспортного налога начислена пеня за период с 20 ноября 2012г. по 22 ноября 2014г. в размере 118 руб. 39 коп.
В адрес административного ответчика было направлено требование об уплате пени в размере 118 руб. 39 коп., от 22 декабря 2014г. № по сроку исполнения до 02 февраля 2015г.
Являясь плательщиком налога на имущество, налогоплательщику был исчислен налог на имущество за 2012, 2013 и 2014 год и направлены уведомления № за 2011год, № за 2012 год, № за 2013год, № за 2014год.
Налог в добровольном порядке административным ответчиком не уплачен, налогоплательщику исчислена пеня в размере 117 руб. 66 коп. за период с 08 апреля 2013г. по 22 декабря 2014г., в размере 16 руб. 89 коп. за период с 04 декабря 2012г. по 22 декабря 2014г.
В связи с наличием недоимки в адрес административного ответчика направлено требование от 23 декабря 2013г. №по сроку уплаты до 17 февраля 2014 г, от 22 декабря 2014г. № по сроку исполнения 02 февраля 2015г., от 30 ноября 2016г. № по сроку исполнения до 17 января 2017г.
Инспекцией Сараеву А.В. был исчислен земельный налог и направлены почтой налоговые уведомления № за 2012год, № за 2013год, № за 2014 год.
Уведомление в добровольном порядке налогоплательщиком не исполнено, в связи с чем, инспекцией начислена пеня за период с 01 ноября 2013г. по 29 ноября 2016г. в размере 15 руб. 83 коп.
В адрес налогоплательщика были направлены требования об уплате налога и пени от 23 декабря 2013г. № по сроку уплаты до 17 февраля 2014г, от 22 декабря 2014г № по сроку исполнения до 02 февраля 2015г., от 30 ноября 2016г. № по сроку уплаты до 17 января 2017г.
В силу п. 6 ст. 69, ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации уведомление и требование об уплате налога, пени и штрафа считается полученным по истечении шести дней, с даты направления заказного письма.
Факт направления налоговых уведомлений и требований подтверждается реестром почтовых отправлений.
Судом установлено, что 18 июля 2017г. мировым судьёй судебного участка №3 г.Бугуруслана Оренбургской области выдан судебный приказ.
Определением мирового судьи судебного участка №3 г.Бугуруслана Оренбургской области от 31 июля 2017г. судебный приказ был отменён, на основании возражений административного ответчика.
В соответствии со ст. 289 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованиями о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюдён ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществлённого расчёта и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Административное исковое заявление о взыскании с Сараева А.В. обязательных платежей и санкций подано полномочным лицом, срок, установленный ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации инспекцией соблюдён (самое раннее требование от 23 декабря 2013г. №, №, № направлены по сроку уплаты до 17 февраля 2014г.
Срок для обращения с заявлением для выдачи судебного приказа – 17 августа 2017г., судебный приказ выдан 18 июля 2017г.); задолженность по налогам и пени административным ответчиком в добровольном порядке до настоящего времени не оплачен, суд соглашается с расчётом произведённым инспекцией.
Однако, Федеральным законом от 28 декабря 2017г. №463 – ФЗ внесены изменения в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации.
Статьёй 12 вышеуказанного закона предусмотрено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 г., задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учёта индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено взыскание недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 г., а также подлежит списанию задолженность по пеням, начисленные на указанную недоимку, числящуюся на дату принятия решения.
Инспекцией начислена задолженность по налогам на имущество физических лиц, земельному и транспортному налогу за период с 2011 по 2014 годы и пеня, за несвоевременное исполнение или неисполнение обязанности по уплате недоимки.
В связи с чем, требования Межрайонной ИФНС России №1 по Оренбургской области о взыскании обязательных платежей, суд считает не подлежащими удовлетворению в полном объёме.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации
Решил:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Оренбургской области к Сараеву Алексею Валерьевичу о взыскании обязательных платежей оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Бугурусланский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: М.В.Рябчикова
Решение изготовлено в окончательной форме 09 февраля 2018 года.