Судья Чан В.П. Дело № 2-594/2023
(первая инстанция)
№ 33-3060/2023
(апелляционная инстанция)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 августа 2023 года г. Севастополь
Судья Севастопольского городского суда Балацкий Е.В., изучив апелляционную жалобу фио на решение Нахимовского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску фио к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании недействительным распоряжения,
установил:
фио обратилась с иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в котором просила признать незаконным распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее по тексту – ДИЗО, Департамент) от ДД.ММ.ГГГГ №-РДЗ «Об отмене распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-РДЗ «О предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, площадью 700 кв.м.».
Решением Нахимовского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования фио оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, истец фио подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
Как следует из оспариваемого судебного акта, обжалуемое решение выносилось судом первой инстанции в порядке Гражданского процессуального законодательства РФ.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 33.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) суд, установив в ходе подготовки гражданского дела к судебному разбирательству или судебного разбирательства по гражданскому делу, что оно подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 1, п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», исходя из закрепленного ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ, Кодекс) суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации (далее также - суды) рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела).
К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Согласно материалам дела, фио обжалует действия Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, связанные с отменой распоряжения ДИЗО от ДД.ММ.ГГГГ №-РДЗ «О предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 700 кв.м.», а именно принятием распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №-РДЗ.
Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП утверждено положение о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в силу п. 1.1 которого Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя – исполнительный орган государственной власти города Севастополя, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжению государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, а также координирующий в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти города Севастополя.
В силу пункта 2.1 названного Положения к задачам Департамента отнесены среди прочего задачи по проведению единой государственной политики в сфере управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами города Севастополя.
Таким образом, Департамент реализует административные и иные публично-властные полномочия в области земельной политики города Севастополя.
При принятии оспариваемого распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ об отмене распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 799 кв.м.», Департамент действовал как орган, наделенный публичными функциями в силу положений законодательства.
Требования же истца по делу вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера, защищаемого в исковом производстве, поскольку спорные правоотношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (Определение от 24 ноября 2005 года № 508-О, от 01 марта 2012 года № 389-О-О).
Федеральным законодателем в рамках реализации предоставленной ему широкой конституционной дискреции произведено разграничение видов судопроизводства, среди которых обособлено производство по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, и сопряженным исключительно с публично-властной деятельностью государственных органов, должностных лиц, организаций, наделенных публично-властными полномочиями.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 23 июня 2020 года № 28-П следует, что институциональные и процедурные условия осуществления права на доступ к механизмам правосудия должны не только предотвращать неоправданные задержки при рассмотрении дел, но и отвечать требованиям процессуальной эффективности, экономии в использовании средств судебной защиты и тем самым обеспечивать справедливость судебного решения.
Таким образом, вид применимого судопроизводства (административное или гражданское) определяет суд.
Исходя из смысла приведенных предписаний федерального законодателя, суд в случае установления невозможности рассмотрения заявления в порядке Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации должен рассмотреть вопрос о принятии его к производству в порядке административного судопроизводства с применением норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истцом оспаривается распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-РДЗ, а также действия указанного органа, связанные с вынесением оспариваемого распоряжения, последствия указанных действий.
Согласно п. 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 года № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» если при подготовке дела к судебному разбирательству будет установлено, что оно подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, судья суда апелляционной инстанции выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (ч. 3 ст. 33.1 ГПК РФ). Такой переход может быть произведен и после начала рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Учитывая изложенные нормы закона, их официальное разъяснение и толкование, а также характер заявленных истцом требований, прихожу к выводу о том, что дело по апелляционной жалобе не может быть рассмотрено по нормам ГПК РФ, а подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, вследствие чего дело подлежит передаче в судебную коллегию по административным делам Севастопольского городского суда.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 3 ст. 33.1 ГПК РФ, судья,
определил:
гражданское дело по административному иску фио к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании недействительным распоряжения передать на рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Севастопольского городского суда.
Судья Е.В. Балацкий