Дело 2-1672 /2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 сентября 2017 года г. Севастополь
Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Богаевской Т.С.,
при секретаре Догадиной О.Г.,
с участием представителя истца Антонова А.В.
представителя ответчика Музыка С.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Савину ..., 3-е лица : Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Правительство Севастополя об истребовании имущества из чужого незаконного владения,
УСТАНОВИЛ:
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился в суд с иском к Савину С.А., которым просит истребовать у ответчика земельный участок общей площадью 1000 кв.м, расположенный по адресу: .... Требования мотивированы тем, что спорный земельный участок выбыл из государственной собственности вопреки требованиям земельного законодательства, в частности, члены ОК «Дачно-строительный кооператив «Статут-Сити», в том числе ответчик, с заявлениями о выделении земельных участков в порядке бесплатного получения в собственность не обращались, проект землеустройства на каждый земельный участок не предоставлялся, не разрабатывался и не согласовывался с органами государственной власти, решение о передаче земельного участка в собственность принято органом, который не имел полномочий на распоряжение данным земельным участком.
Представитель истца, действующий по доверенности Антонов А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по вышеуказанным основаниям.
Ответчик Савин С.А. надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки не сообщил Представитель Савина С.А, действующий по доверенности Музыка С.Н. в судебном заседании исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать в связи с необоснованностью требований, пропуском срока исковой давности. Ссылалась на то, что приобретение в собственность ответчика спорного земельного участка соответствовало действовавшему законодательству Украины ; спорный земельный участок предоставлен ей как члену ОК «Дачно-строительный кооператив Статут–Сити» компетентным органом на основании ее заявления о передаче земельного участка в собственность, утвержденного в установленном порядке комплексного проекта землеустройства, технической документации на ее земельный участок. Возражения на иск в письменном виде приобщены к материалам дела.
Представитель третьего лица Правительства Севастополя в судебное заседание не явился, предоставил заявление о рассмотрении дела без его участия, исковые требования поддерживает в полном объеме, просит их удовлетворить.
Представитель третьего лица Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом.
Дело рассматривается в отсутствии неявившихся участников процесса.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 Закона города Севастополя от 23 апреля 2014 года N 3-ЗС "О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя" все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на 17 марта 2014 года, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.
Как следует из положений подпункта 4 пункта 1 статьи 2 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" права на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются правами, установленными законодательством Российской Федерации, в частности - все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя.
Согласно пункту 2 статьи 25, пунктам 1, 7, 9 статьи 27 Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 года N 5-ЗС "О правительстве Севастополя" к основным полномочиям Правительства Севастополя относится организация и осуществление управления и распоряжения собственностью города Севастополя и контроля за ее эффективным использованием, наделение полномочиями по управлению и распоряжению собственностью города Севастополя соответствующих органов исполнительной власти, разработка и осуществление городской политики в области градостроительства и землепользования, осуществление контроля за использованием и охраной земель и других объектов недвижимости на территории города Севастополя, осуществление управления в области земельных отношений.
Из положения о Департаменте по земельным и имущественным отношениям, утвержденным Постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 года №883-ПП последний осуществляет от имени города Севастополя управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности города Севастополя, и имеет право направлять заявления в суд, в случаях предусмотренных законодательством.
В связи с изложенным, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя является надлежащим истцом по делу.
Судом установлено, что распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от 14.01.2010 года №61-р ОК «Дачно-строительный кооператив «Статут-Сити» дано разрешение на разработку комплексного проекта землеустройства относительно отведения земельного участка ориентировочной площадью 20,24 га в районе ... в городе Севастополе.
Распоряжением СГГА № 337-р от 16.02.2010 года ОК «Дачно-строительный кооператив «Статут-Сити» утвержден комплексный проект землеустройства по отведению земельных участков общей площадью 20,7134 га с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания кварталов дачной застройки ОК «Дачно-строительный кооператив «Статут-Сити», расположенный в Нахимовском районе города Севастополя южнее .... Утверждена техническая документация по землеустройству, касающаяся составления документов, подтверждающих право собственности каждого из 170 членов кооператива на земельный участок. Переданы в частную собственность 170 гражданам Украины – членам ОК «Дачно-строительный кооператив «Статут-Сити» земельные участки, общей площадью 16,6749 га для индивидуального дачного строительства, расположенные в Нахимовском районе города Севастополя южнее ..., с указанием адресов, указанных в адресных справках управления градостроительства и архитектуры городской государственной администрации в соответствии с приложением.
Согласно приложения к указанному распоряжению, в списке лиц, которым передаются земельные участки в частную собственность для индивидуального дачного строительства указан ответчик Савин С.А.
Истец, заявляя требование об истребовании земельного участка из незаконного владения ответчика, ссылался на то, что данный земельный участок выбыл из владения города Севастополя вопреки нормам законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений.
В связи с тем, что спорные правоотношения возникли в период действия законодательства Украины, то к данным правоотношениям применяются нормы права, действовавшие на момент возникновения данных правоотношений.
Статьями 81 и 116 Земельного кодекса Украины (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) определено, что граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти либо органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом либо по результату аукциона.
Согласно ч. 6 ст. 118 Земельного кодекса Украины, граждане, заинтересованные в получении безвозмездно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебного участка) в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указываются целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры, к ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Уполномоченное учреждение рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Проект землеустройства относительно отведения земельного участка разрабатывается по заказу граждан лицами, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, которые оговариваются соглашением сторон. Разработанный проект землеустройства относительно отведения земельного участка подается Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству.
Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства относительно отвода земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.
Суду не предоставлены сведения, документально подтверждающие издание распоряжения Севастопольским городским Советом в пределах предоставленной компетенции о передаче ответчику указанного земельного участка в собственность по его обращению в соответствии с требованиями ст. 116,118 ЗК Украины, поскольку ответчик с самостоятельным заявлением и проектом землеустройства на его земельный участок не обращался.
Кроме того, из ответа ГКУ «Архив города Севастополя» от 23.06.2017г. усматривается, что в распоряжении Архива не имеется заявлений от граждан Украины – членов ОК «ДСК «Статут-Сити» о предоставлении им в собственность земельных участков.
Доказательств того, что существовало заявление от Савина С.А. о предоставлении ему в собственность спорного земельного участка, на основании проекта землеустройства об отводе, адресованного и полученного компетентным органом, суду не представлено.
Соответственно суду не предоставлены решения, связанные с передачей ответчику в собственность, как физическому лицу, земельного участка соответствующим органом государственной власти, либо органом местного самоуправления.
Доводы представителя ответчика о том, что распоряжение земельными участками в данном случае относилось к компетенции СГГА, а не Севастопольского Совета народных депутатов опровергаются ответом по запросу суда Законодательного собрания г. Севастополя о том, что решение Верховной Рады Украины об установлении границ г. Севастополя в порядке ч. 1 ст. 174 Земельного Кодекса Украины не принималось. В то же время ранее границы г. Севастополя были утверждены решением Исполнительного комитета Севастопольского городского Совета от 08.02. 1977 года № 3/93 « О границах районов г. Севастополя». Согласно п.12 Переходных положений Земельного Кодекса Украины до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями( кроме земель, переданных в частную собственность и земель, указанных в абзаце третьем настоящего пункта) в пределах населенных пунктов осуществляли соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов - соответствующие органы исполнительной власти. Как следует из материалов дела спорный земельный участок находится на территории Нахимовского района в границах населенного пункта города Севастополя. Действия же Савина С.А. по оформлению права собственности на спорный земельный участок совершены на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации № 337-р от 16.02. 2010 года.
Согласно статье 23 Федерального Конституционного Закона N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города Федерального значения Севастополя" на территории города федерального значения Севастополя с 18 марта 2014 года действуют законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
В соответствии со ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В соответствии с пп.4 п.2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В связи с тем, что право собственности ответчика на спорный земельный участок признается судом безосновательным, суд считает, что требования Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об истребовании спорного земельного участка в пользу города федерального значения Севастополя, соответствуют абз. 13 ст. 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации и подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика об истечении срока исковой давности по заявленным Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя исковым требованиям исследовался судом.
В соответствии со ст. 301 Гражданского кодекса РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения и к таким исковым требованиям применяется общий срок исковой давности, который в силу ст. 196 Гражданского кодекса РФ составляет три года.
Положениями п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ регламентировано, что если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 ноября 2001 г. N 15, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 ноября 2001 г. N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса РФ об исковой давности", течение срока исковой давности начинается с указанного дня независимо от того, кто обратился за судебной защитой: само лицо, право которого нарушено, либо в его интересах другие лица в случаях, когда закон предоставляет им право на такое обращение.
В пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" также даны руководящие разъяснения о том, что в силу п. 1 ст. 200 ГК РФ срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Согласно п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что течение срока исковой давности по искам в защиту права государственной собственности начинается со дня, когда государство в лице уполномоченного органа узнало или должно было узнать о нарушении его прав как собственника имущества.
Суд полагает не опровергнутыми доводы истца о том, что о нарушении права ему стало известно с момента получения материалов из ГКУ « Архив г. Севастополя» об издании распоряжения № 337-р от 16.02. 2010 года и приложения к нему, а именно 23.06. 2017 года. Таким образом, суд приходит к выводу, что именно с указанной даты истец мог достоверно узнать о нарушении прав города Севастополя, кто является надлежащим ответчиком, а потому именно эту дату и следует считать датой начала течения срока исковой давности, поскольку при формирования Правительства города Севастополя в 2014 году и Департамента по имущественным и земельным отношениям истец не знал и не мог знать о неправомерности выделения в собственность спорного земельного участка.
Иных обстоятельств, которые могли бы повлиять на осведомленность истца о нарушении прав Российской Федерации представителем ответчика суду не предоставлено.
В связи с вышеизложенным суд не принимает во внимание доводы представителя ответчика о пропуске срока исковой давности.
Руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя к Савину ... удовлетворить.
Истребовать в пользу города федерального значения Севастополя из незаконного владения Савина ... земельный участок ..., площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу ..., кадастровый номер ранее присвоенный ..., целевое назначение ( вид разрешенного использования) –для индивидуального дачного строительства.
Взыскать с Савина ... государственную пошлину в размере 300 рублей в доход местного бюджета.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 25 сентября 2017 года.
Судья Нахимовского районного
суда города Севастополя Богаевская Т.С.