Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 ноября 2021 года г. Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Лось М.В.,
при секретаре Непомилуевой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4432/2021 по иску ФИО2 к администрации Ангарского городского округа о признании членом семьи нанимателя, об обязании заключить договор социального найма
УСТАНОВИЛ:
Обратившись в суд с иском истец указала, что ФИО3 и членам его семьи по ордеру № от ** было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: ..., ... ..., ....
В ордер были включены: супруга – ФИО2, сын- ФИО12, сын-ФИО9, дочь – ФИО13
** ФИО3 был заключен договор найма жилого помещения по адресу: ..., ....
В 2010 году её муж -ФИО3 пропал без вести. Она с детьми осталась проживать в указанном жилом помещении, в котором проживает до настоящего времени.
Решением Ангарского городского суда ... от ** ФИО3 признан умершим.
В настоящее время в жилом помещении на регистрационном учете состоят сыновья: ФИО4, ФИО5.
Она несет расходы по содержанию жилого помещения, оплачивает содержание жилья и коммунальные услуги, выполняет обязанности нанимателя жилого помещения.
Просит признать ФИО6 членом семьи нанимателя ФИО3;
Возложить на администрацию Ангарского городского округа обязанность заключить с ФИО6 договор социального найма на квартиру, расположенную по адресу: ..., ..., ..., общей площадью 66 кв.м., в том числе жилой 39,9 кв.м., включив в договор социального найма в качестве членов семьи нанимателя ФИО4, ФИО5.
В судебное заседание истец представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие. На иске настаивает.
Представитель истца ФИО11, действующая на основании доверенности, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, на иске настаивала.
Представитель ответчика - администрации Ангарского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще. Представителем ответчика на рассмотрение дела представлено письменное возражение по заявленному иску.
Третьи лица - ФИО5, ФИО13, ФИО14, ФИО10, в судебное заседание представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. Требования истца поддержали, просили иск удовлетворить.
Третье лицо ФИО4 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО3 на основании ордера от ** № литера К, являлся нанимателем квартиры по адресу: ..., ..., ....
Согласно ордеру в качестве членов его семьи в ордер включены: супруга – ФИО2, сын- ФИО5, сын- ФИО12. сын- ФИО9, дочь –ФИО13
** между ЖЭК № и ФИО3 заключен договор найма жилого помещения, по которому наймодатель передал нанимателю и членам его семьи в бессрочное пользование жилое помещение, общей площадью 66,0 кв.м., в том числе жилой 39,9 кв.м., расположенное по адресу: ..., ..., ....
Согласно Выписке из реестра муниципального имущества Ангарского городского округа № от ** спорное жилое помещение находится в собственности муниципального образования Ангарский городской округ с **, с отнесением его к специализированному (служебному) фонду.
Член семьи нанимателя ФИО9 переменил фамилию и отчество, после чего является ФИО4, о чем свидетельствует запись акта о перемене имени № от **.
Решением Ангарского городского суда ... от ** ФИО3 признан умершим. Решение суда вступило в законную силу **.
В настоящее время на регистрационном учёте в квартире состоит истец – ФИО6, ** года рождения, ФИО4, ** года рождения, ФИО5, ** года рождения, что подтверждается справкой КУМИ АГО № от **.
В представленных возражениях представитель ответчика указала на то обстоятельство, что истец на учете нуждающихся в жилом помещении не состоит, в соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся.
В силу ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В силу части 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма (часть 2).
Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения (часть 3).
Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма (часть 4).
В соответствии с частью 1 статьи 70 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы.
Вселение в жилое помещение граждан в качестве членов семьи нанимателя влечет за собой изменение соответствующего договора социального помещения в части необходимости указания в данном договоре нового члена семьи нанимателя.
В соответствии со статьей 71 Жилищного кодекса Российской Федерации временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма.
Из разъяснений, изложенных в пунктах 24 - 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ** N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что согласно части 2 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности независимо от того, вселялись ли они в жилое помещение одновременно с нанимателем или были вселены в качестве членов семьи нанимателя впоследствии. Члены семьи нанимателя имеют, в частности, следующие права: бессрочно пользоваться жилым помещением (часть 2 статьи 60 ЖК РФ); сохранять право пользования жилым помещением в случае временного отсутствия (статья 71 ЖК РФ); участвовать в решении вопросов: переустройства и перепланировки жилого помещения (пункт 5 части 2 статьи 26 ЖК РФ), вселения в установленном порядке в жилое помещение других лиц (статья 70 ЖК РФ), обмена жилого помещения (статья 72 ЖК РФ), сдачи жилого помещения в поднаем (статья 76 ЖК РФ), вселения временных жильцов (статья 80 ЖК РФ), переселения в жилое помещение меньшего размера (статья 81 ЖК РФ), изменения договора социального найма (статья 82 ЖК РФ), расторжения договора социального найма (часть 2 статьи 83 ЖК РФ) (пункт 24).
Из положений вышеприведенных правовых норм следует, что лицо приобретает равное с нанимателем право пользования жилым помещением в случае его вселения в качестве члена семьи нанимателя с соблюдением предусмотренных законом условий.
Разрешая споры, связанные с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации. К ним относятся: а) супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним; б) другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
К другим родственникам при этом могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так и нисходящей линии.
Под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.
Для признания других родственников и нетрудоспособных иждивенцев членами семьи нанимателя требуется также выяснить содержание волеизъявления нанимателя (других членов его семьи) в отношении их вселения в жилое помещение: вселялись ли они для проживания в жилом помещении как члены семьи нанимателя или жилое помещение предоставлено им для проживания по иным основаниям (договор поднайма, временные жильцы). В случае спора факт вселения лица в качестве члена семьи нанимателя либо по иному основанию может быть подтвержден любыми доказательствами (статья 55 ГПК РФ) (пункт 25).
По смыслу находящихся в нормативном единстве положений статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 70 Жилищного кодекса Российской Федерации, лица, вселенные нанимателем жилого помещения по договору социального найма в качестве членов его семьи, приобретают равные с нанимателем права и обязанности при условии, что они вселены в жилое помещение с соблюдением предусмотренного частью 1 статьи 70 Жилищного кодекса Российской Федерации порядка реализации нанимателем права на вселение в жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи.
Частью 2 статьи 82 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что дееспособный член семьи нанимателя с согласия остальных членов своей семьи и наймодателя вправе требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя. Такое же право принадлежит в случае смерти нанимателя любому дееспособному члену семьи умершего нанимателя.
Эти положения воспроизводят (применительно к договору социального найма) нормы пункта 2 статьи 686 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае смерти нанимателя или его выбытия из жилого помещения договор продолжает действовать на тех же условиях, а нанимателем становится один из граждан, постоянно проживающих с прежним нанимателем, по общему согласию между ними. Если такое согласие не достигнуто, все граждане, постоянно проживающие в жилом помещении, становятся сонанимателями.
Таким образом, положения пункта 2 статьи 686 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу пункта 3 статьи 672 указанного Кодекса применимы и к договору социального найма жилого помещения, поскольку иное не предусмотрено жилищным законодательством.
Приведенные нормы в их взаимосвязи указывают на то, что в случае, если после смерти нанимателя, а также его выезда в другое место жительства в жилом помещении остаются проживать члены его семьи, договор социального найма не признается расторгнутым и продолжает действовать на тех же условиях, при этом нанимателем признается один из проживающих или все проживающие признаются сонанимателями. По смыслу части 3 статьи 83 Жилищного кодекса Российской Федерации договор социального найма признается расторгнутым лишь в том случае, если из жилого помещения выехал как сам наниматель, так и члены его семьи, т.е. оно освобождено.
Разрешая исковые требования, оценив представленные доказательства, свидетельствующие о том, что истец ФИО2 – супруга нанимателя, а также ФИО4, ФИО5,- дети нанимателя, были вселены в жилое помещение на основании ордера совместно с нанимателем, с которым совместно проживали, вели общее хозяйство, продолжают проживать в настоящее время, суд приходит выводу об обоснованности заявленных ФИО2 требований о признании ее членом семьи нанимателя ФИО3, признанного умершим на основании решения Ангарского городского суда ... от **, и об обязании заключить договор социального найма жилого помещения.
В соответствии с п. 3 ст. 672 Гражданского кодекса Российской Федерации договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством. К такому договору применяются правила статей 674, 675, 678, 680, пунктов 1 - 3 статьи 685 Кодекса. Другие положения данного Кодекса применяются к договору социального найма жилого помещения, если иное не предусмотрено жилищным законодательством.
В силу п. 4 ст. 672 Гражданского кодекса Российской Федерации договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования заключается по основаниям, на условиях и в порядке, которые предусмотрены жилищным законодательством. К такому договору применяются правила частей первой и второй статьи 678, пункта 3 статьи 681 и статьи 686 Кодекса. Другие положения данного Кодекса применяются к договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, если иное не предусмотрено жилищным законодательством.
Статьей 13 Федерального закона от ** N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (до **), состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО2 к администрации Ангарского городского округа о признании членом семьи нанимателя, об обязании заключить договор социального найма, удовлетворить.
Признать ФИО6 членом семьи нанимателя ФИО3.
Возложить на администрацию Ангарского городского округа обязанность заключить с ФИО6 договор социального найма на квартиру, расположенную по адресу: ..., ..., общей площадью 66 кв.м., в том числе жилой 39,9 кв.м., включив в договор социального найма в качестве членов семьи нанимателя ФИО4, ФИО5.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в Иркутский областной суд, через Ангарский городской суд ..., в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.В. Лось
В окончательной форме решение изготовлено 10.12.2021.