Дело № 11-331/21
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Рыбинский городской суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Капустиной С.В.
при секретаре Клинковой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Рыбинске 28 октября 2021 года апелляционную жалобу на решение мирового судьи судебного участка № 7 Рыбинского судебного района Ярославской области от 13 июля 2021 года по иску ООО «Рыбинская генерация» к Каляеву Николаю Анатольевичу, Каляевой Екатерине Николаевне и Каляевой Ирине Юрьевне о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию и судебных расходов,
которым постановлено:
Взыскать в солидарном порядке с Каляева Николая Анатольевича, Каляевой Екатерины Николаевны, Каляевой Ирины Юрьевны в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Рыбинская генерация» задолженность за потребленную тепловую энергию за период с 1 декабря 2019 г. по 31 марта 2020 г. в размере 18 065 рублей 50 коп., судебные расходы по получению выписки из домовой книги в размере 170 рублей 00 коп., почтовые расходы в размере 130 рублей, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 722 рубля 62 коп.
Суд
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Рыбинская генерация» обратилось к мировому судье судебного участка № 7 Рыбинского судебного района Ярославской области с исковым заявлением о взыскании в солидарном порядке с Каляева Николая Анатольевича, Каляевой Екатерины Николаевны, Каляевой Ирины Юрьевны задолженности за потребленную тепловую энергию за период с 1 декабря 2019 г. по 31 марта 2020 г. в размере 18 065 рублей 50 коп., а также судебных расходов.
Мотивировало исковое требование тем, что ООО «Рыбинская генерация» обеспечивает бесперебойную подачу тепловой энергии к жилому помещению по адресу: <адрес>, собственником которой является Каляев Н.А. В квартире вместе с ним зарегистрированы члены семьи: Каляева Е.Н. и Каляева И.Ю. Свои обязательства по оплате потребленной тепловой энергии ответчики не исполняют.
Мировым судьей вынесено указанное решение.
В апелляционной жалобе Каляева Н.А., Каляевой Е.Н. и Каляевой И.Ю. ставится вопрос об отмене решения суда и удовлетворении исковых требований частично: взыскании задолженности за отопление за 4 месяца в размере 9 352 руб. 80 коп., задолженности за горячую воду за 4 месяца в размере 5 508 руб. 40 коп., об отказе в остальной части иска.
Доводы жалобы сводятся к неправильному применению судом первой инстанции норм материального права.
В апелляционной жалобе ответчики указали, что постановление главы Рыбинского муниципального округа от 28.12.2001 № 2432 «О нормативах потребления жилищно-коммунальных услуг» в размере 0,02 Гкал/кв. м общей площади жилого помещения в месяц в расчете на календарный год, на которое сослался суд первой инстанции, отменено постановлением главы Рыбинского муниципального округа от 21.12.2006 № 1189 и в настоящее время не действует.
В п. 3.2 постановления Правительства Ярославской области от 31.12.2016 № 1135-п сказано, что нормативы, указанные в подпунктах 2.1, 2.2, 2.4 пункта 2 применяются с 01.01.2020.
Суд не дал этим обстоятельствам оценки, сослался на недействующее постановление главы Рыбинского муниципального округа и неверно трактовал сроки действия правительства Ярославской области.
Суд отклонил доводы ответчика Каляева Н.А. об определении площади для расчета по данным паспорта многоквартирного дома, а не по сведениям ООО «Расчетно-процессинговые системы». Суд счел возможным площадь квартир брать по данным ООО, а площадь общего имущества дома - по данным технического паспорта. Данная позиция противоречит требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.
Суд не указал, каким документом был установлен порядок внесения платы - равномерно в течение календарного года, по установленному для этой цели нормативу, без применения коэффициента периодичности К=0,583 (7/12).
Суд не согласился с доводами ответчика Каляева Н.А. об исключении при расчете платы за отопление площади помещений дома, в которых отсутствуют приборы отопления. Делая вывод о невозможности учета в расчетах платы за отопление площадей неотапливаемых помещений, суд нарушил требования постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.
Истец не запрашивал в управляющей компании площади неотапливавемых помещений, в расчетах пользовался не формулами 2(4) и 2(6), как это требует постановление № 354, а формулой 2(1), которая должна использоваться для индивидуального жилого дома, и, таким образом, завышал объем потребленной тепловой энергии.
При определении размера платы за горячее водоснабжение суд сослался на постановление главы Рыбинского муниципального округа от 16.06.2004 № 1319, установившее норматив потребления 3,7 куб. м на 1 человека для жилых домов квартирного типа с централизованным горячим водоснабжением, оборудованных водопроводом, канализацией, газовыми плитами с ванными длиной 1500-1700 мм. Данное постановление отменено постановлением от 21.12.2006 № 1189.
В Постановлении Правительства Ярославской области от 31.12.2016 № 1135-п указан норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в размере 3,17 м3 на 1 человека в месяц. Расчет платы за горячее водоснабжение должен составлять 1 377 руб. 10 коп., как это указано в возражениях на исковое требование от 21.12.2020.
В судебное заседание ответчики Каляев Н.А., Каляева И.Ю. и Каляева Е.Н. не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.
Просили отложить судебное заседание, так как не могут присутствовать по причинам: Каляев Н.А. <данные изъяты>; Каляева И.Ю. не владеет информацией, расчетами никогда не занималась, всеми вопросами, связанными с оплатой за поставленную тепловую энергию, занимался Каляев Н.А.; Каляева Е.Н. много лет не проживает по указанному адресу, живет и имеет временную регистрацию в <адрес>. Также указали, что исковое заявление не получали, поэтому сформировать свою позицию не имели возможности.
Суд определил рассмотреть гражданское дело в отсутствии ответчиков, так как на дату рассмотрения дела доказательств нахождения Каляева Н.А. на стационарном лечении не имелось, названные Каляевой И.Ю. и Каляевой Е.Н. причины неявки в суд уважительными не являются. За период рассмотрения дела мировым судьей с ноября 2020 г. по июль 2021 г. ответчики имели возможность ознакомиться материалами дела.
Представитель истца - ООО «Рыбинская генерация» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще.
Представители третьих лиц - ООО «Управляющая компания «Восток», департамент ЖКХ, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, департамент ЖКХ, транспорта и связи администрации городского округа город Рыбинск, ООО «Расчетно-процессинговые системы» в судебное заседание не явились.
Исследовав материалы дела, обозрев технический паспорт от 19.12.1994, суд приходит к следующему:
ООО «Рыбинская генерация» обеспечивает бесперебойную подачу тепловой энергии к жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>, собственником которой является Каляев Н.А. Согласно выписке из домовой книги, в квартире с Каляевым Г.А. зарегистрированы члены его семьи: Каляева Е.Н. и Каляева И.Ю.
Многоквартирный дом № № по <адрес> в рассматриваемый период не был оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), собственник жилого помещения несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании ч. 3 ст. 31 ЖК РФ дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Согласно ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги у собственника помещения возникает с момента возникновения права собственности на такое помещение.
Согласно п. 1 ст. 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
В соответствии с п. 42 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808, договор теплоснабжения гражданина-потребителя с единой теплоснабжающей организацией считается заключенным с даты подключения его теплопотребляющей установки к системе теплоснабжения.
Оплата энергии, согласно п. 1, 2 ст. 544 ГК РФ, производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (с изменениями) утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Постановления № 354), оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года, то есть - 7/12 либо 12/12.
В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Поскольку многоквартирный дом, в котором проживаю Каляевы, в рассматриваемый период не был оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, то плата за отопление рассчитывается исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 № 1380 «О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 31 декабря 2016 г. вправе принять решение о поэтапном переходе к установлению единых на территории субъекта Российской Федерации нормативов потребления коммунальных услуг в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, при условии утверждения органами государственной власти субъектов Российской Федерации программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов в отдельных категориях многоквартирных домов, предусматривающих в том числе установку приборов учета энергетических ресурсов. В случае принятия такого решения переход к единым на территории субъекта Российской Федерации нормативам потребления коммунальных услуг должен быть завершен не позднее 1 января 2022 г. (п. 2).
Согласно п. 3.2 постановления Правительства Ярославской области от 31.10.2016 № 1135-п «О нормативах потребления коммунальных услуг по отоплению, водоснабжению и водоотведению и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области» на территории муниципальных образований нормативы, указанные в подпунктах 2.1, 2.2, 2.4 пункта 2, применяются с 01.01.2022, за исключением норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории городского округа города Рыбинска.
В п. 2.4 установлены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению с 01.01.2022. До указанной даты действуют нормативы, установленные органами местного самоуправления в Ярославской области.
Так, нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в г. Рыбинске утверждены постановлением главы Рыбинского муниципального округа от 28.12.2001 № 2432 (с изменениями от 21.12.2006) «О нормативах потребления жилищно-коммунальных услуг». Норматив потребления установлен в размере 0,02 Гкал/кв.м общей площади жилого помещения в месяц в расчете на календарный год.
Указанное постановление не отменено и действует до настоящего времени.
Постановление администрации городского округа г. Рыбинск от 21.12.2006 № 1189 «О нормативах потребления коммунальных услуг», на которое ссылаются ответчики, постановлением главы городского округа г. Рыбинск от 19.03.2007 № 27 «Об отмене постановления от 21.12.2006 N 1189» признано недействующим полностью со дня принятия и отменено.
Так как многоквартирный дом № № по <адрес> не оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, то для потребителей услуги установлен порядок равномерной оплаты за отопление в течение календарного года, установленный формулами 2(4) и 2 (6) к п. 42 (1) Правил № 354.
Данные формулы при расчетах истцом применены правильно.
Также истцом правильно определены площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Министерство регионального развития Российской Федерации, как лицо, уполномоченное пунктом 3 Постановления № 354 (в соответствующей редакции) давать разъяснения по применению Правил, утвержденных этим постановлением, в письме от 22.11.2012 № 29433-ВК/19 разъяснило, что используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг значения общей площади жилого помещения (квартиры), нежилого помещения в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в документе, подтверждающем право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме, передаточном акте или ином документе о передаче застройщиком помещения в многоквартирном доме, техническом паспорте жилого помещения (квартиры) или техническом паспорте многоквартирного дома, а значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и ранее действовавшим Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» любой объект недвижимости должен быть внесен в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), который является единственным источником актуальных данных о характеристиках объектов недвижимости и их правообладателях на территории Российской Федерации.
В Единый государственный реестр недвижимости в обязательном порядке вносится площадь каждого объекта недвижимости по кадастровому плану или по документам.
Согласно представленным документам, данные технического паспорта, составленного БТИ, содержали актуальную информацию по состоянию на 19.12.1994. Очевидно в дальнейшем, в ходе приватизации жилых помещений и совершении с ними сделок площади уточнялись (л.д. 164-168). Данные в ЕГРН вносились на основании кадастровых планов по каждому жилому помещению. На основании уточненных размеров площадей ООО «Расчетно-процессинговые системы» производит начисления собственникам жилых помещений оплаты за содержание и ремонт жилья и коммунальные услуги. Никаких споров относительно размеров площадей жилых помещений в многоквартирном доме никто из собственников ни у мирового судьи, ни в Рыбинском городском суде не возбуждал.
Что касается сведений в техническом паспорте 1994 г., то в соответствии с п. 1.5.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, техническая документация длительного хранения должна корректироваться по мере изменения технического состояния, переоценки основных фондов, проведения капитального ремонта или реконструкции и т.п.
При этом в силу п. 1.6 указанных Правил на собственников жилищного фонда или их уполномоченных возложена обязанность по своевременному внесению изменений в исполнительную документацию по планировке помещений, конструктивным элементам и инженерному оборудованию, возникающие в результате ремонтов, реконструкции, модернизации, перепланировки и повышения благоустройства с корректировкой технического паспорта на дома, строения и земельный участок.
Следовательно, собственники помещений в многоквартирном доме в связи с изменением площадей должны за счет собственных средств внести изменения в технический паспорт.
А поскольку они этого не сделали, ООО «Рыбинская генерация» обоснованно руководствуется письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 № 29433-ВК/19.
С учетом уточнения истцом площади машинного отделения лифта расчет ООО «Рыбинская генерация» за отопление является правильным.
Также правильными являются расчеты ООО «Рыбинская генерация» за коммунальную услугу горячее водоснабжение.
Постановление главы Рыбинского муниципального округа от 16.06.2004 № 1319 (с изменениями от 25.12.2006) «О нормативах потребления жилищно-коммунальных услуг» на территории городского округа город Рыбинск действует до настоящего времени.
Как указано выше, постановление администрации городского округа г. Рыбинск от 21.12.2006 № 1189 «О нормативах потребления коммунальных услуг», на которое ссылаются ответчики, постановлением главы городского округа г. Рыбинск от 19.03.2007 № 27 «Об отмене постановления от 21.12.2006 N 1189» признано недействующим полностью со дня принятия и отменено.
Согласно п. 3.2 постановления Правительства Ярославской области от 31.10.2016 № 1135-п «О нормативах потребления коммунальных услуг по отоплению, водоснабжению и водоотведению и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области» на территории муниципальных образований нормативы, указанные в подпунктах 2.1, 2.2, 2.4 пункта 2, применяются с 01.01.2022, за исключением норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории городского округа города Рыбинска.
Подпунктом 2.1 указанного постановления установлены нормативы потребления горячего водоснабжения с 01.01.2022.
На основании изложенного, оснований для изменения решения мирового судьи не имеется, позиция ответчиков основано на неверном толковании норм права.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 7 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 13 ░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░
№