Решение по делу № 2а-2029/2020 от 09.09.2020

Дело №2а-2029/2020

УИД 91RS0022-01-2020-002832-60

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 октября 2020 года                                                                  город Феодосия

Феодосийский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Глуховой И.С., при секретаре Мурко Е.В., с участием представителя административного истца Нафонайлова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Куприяновой Ю.В. к Администрации города Феодосии Республики Крым, заинтересованное лицо МКУ «Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым» о признании постановления незаконным, обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Куприянова Ю.В. через своего процессуального представителя обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Феодосии Республики Крым, заинтересованное лицо МКУ «Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым» о признании постановления незаконным, обязании совершить определенные действия, мотивируя тем, что с ДД.ММ.ГГГГ Куприянова Ю.В. является членом СТ «ФИО11», в пользование которой предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> Будучи гражданином Российской Федерации, ДД.ММ.ГГГГ между Куприяновой Ю.В. и Феодосийским городским советом заключен договор аренды земельного участка сроком до ДД.ММ.ГГГГ.

Через своего представителя обратилась с заявлением о предоставлении в собственность данного садового земельного участка на основании Федерального закона №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса» и статьи 20 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года №66-ЗРК/2015.

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией города Феодосии Республики Крым вынесено постановление , которым отказано истцу в предоставлении земельного участка на основании пункта 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации: представление земельного участка на заявленном виде прав не допускается. При этом земельный участок не соответствует требованиям, установленным в пункте 2.7 статьи 3 Федерального закона №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса».

Полагая, что оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы административного истца, обращаясь с иском в суд, просит признать незаконным и отменить постановление Администрации города Феодосии Республики Крым «Об отказе в предоставлении земельного участка в собственность без торгов» Куприяновой Ю.В. от ДД.ММ.ГГГГ . Обязать Администрацию города Феодосии Республики Крым повторно рассмотреть заявление Куприяновой Ю.В. о предоставлении в собственность без торгов земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый .

Административный истец Куприянова Ю.В. в судебное заседание не явилась, направила своего представителя Нафонайлова А.В., действующего на основании нотариальной доверенности, который заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить исковые требования, по основаниям, изложенным в иске, пояснил суду, что ответчик препятствует в оформлении права собственности на земельный участок.

Административный ответчик Администрация города Феодосии Республики Крым в судебное заседание своего представителя не направил, письменной позиции по делу не представил, ходатайств, заявлений суду не направил.

Заинтересованное лицо МКУ «Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым» также при надлежащем извещении в судебное заседание своего представителя не направило, причин неявки суду не сообщило, ходатайств, заявлений не предоставило.

Информация о слушании административного дела заблаговременно размещена на Интернет-сайте суда.

В соответствии со статьей 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Суд явку лиц, участвующих в деле, обязательной не признал.

Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.

Суд, заслушав пояснения представителя административного истца, изучив материалы административного дела, и, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

В соответствии со статьями 45, 46 Конституции Российской Федерации, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В ходе судебного разбирательства установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ административный истец Куприянова Ю.В. является членом СТ «ФИО9», переименованного в СНТ «ФИО10», и имеет право пользования земельным участком , расположенным по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., что подтверждается членской книжкой б/н и справкой, выданной председателем СПК ФИО12» от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ составлен Акт установления границ земельного участка в натуре для ведения садоводства гражданке Российской Федерации Куприяновой Ю.В.

ДД.ММ.ГГГГ Феодосийским городским советом Автономной Республики Крым 15 сессии 6 созыва принято решение об утверждении технической документации по землеустройству по составлению документов, удостоверяющих право на земельный участок гражданке Российской Федерации для ведения индивидуального садоводства, код целевого использования -1.2, Куприяновой Ю.В. передать в аренду на срок до ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> га., кадастровый , в том числе по угодьям: земли сельскохозяйственного назначения, в том числе многолетние насаждения <данные изъяты> га, за счет земель не переданных в собственность или постоянное пользование, входящих в категорию земель сельскохозяйственного назначения в границах г.Феодосии.

ДД.ММ.ГГГГ составлен Акт приема – передачи земельного участка.

Решением Феодосийского городского совета Автономной Республики Крым 16 сессии 6 созыва от ДД.ММ.ГГГГ продлен срок действия пунктов 4,11.2 решения 15 сессии городского совета 5 созыва от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельных участков гражданам (Куприянова Ю.В.) до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с действующим законодательством Украины, административный истец Куприянова Ю.В., являясь гражданином Российской Федерации, на основании решения 15 сессии 5 созыва Феодосийского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ , заключила договор аренды земли б/н с Феодосийским городским советом до ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированный в Феодосийском городском отделе Крымского филиала ГП «Центр государственного земельного кадастра при Госкомземе Украины», о чем в Государственном реестре земель произведена запись от ДД.ММ.ГГГГ за . Определен расчет размера арендной платы.

Согласно пункту 1 статьи 213 Гражданского кодекса Российской Федерации в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.

В силу части 1 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Статьей 29 Земельного Кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.

Подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 19 части 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.

На основании Постановления Верховного Совета Автономной Республики Крым от 17 марта 2014 года «О независимости Крыма» Крым провозглашен независимым суверенным государством – Республикой Крым, в которой город Севастополь имеет особый статус.

Согласно части 1 статьи 1 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 года (далее – Договор) Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего Договора.

Частью 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Закон Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" устанавливает порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым (далее - государственная собственность) или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".

В статье 20 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" указано, что до 1 марта 2022 года земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются без проведения торгов в собственность бесплатно, за плату или в аренду: членам садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, созданных до вступления в силу Федерального конституционного закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, которые привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, а также сведения о которых внесены в Единый государственный реестр юридических лиц.

Земельный участок предоставляется членам объединений граждан, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части, независимо от даты вступления в члены указанных объединений в ранее определенных границах или размерах, если данный земельный участок по решению общего собрания членов объединения граждан о распределении земельных участков между его членами распределен данному лицу (члену указанного объединения).

Земельный участок по правилам настоящей статьи предоставляется гражданам Российской Федерации в собственность бесплатно, иностранным гражданам или лицам без гражданства - в аренду или собственность за плату.

В подпункте "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ отражено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 6 Устава муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым к полномочиям Администрации города Феодосии Республики Крым по решению вопросов местного значения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа Феодосия, в порядке, установленном Городским советом.

Постановлением Администрации города Феодосии от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, без торгов» в новой редакции» (далее - Административный регламент).

В рамках административного регламента ДД.ММ.ГГГГ представителями Куприяновой Ю.В., действующими на основании нотариальной доверенности, в Администрацию города Феодосии Республики Крым подано заявление о предоставлении земельного участка в собственность без торгов, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., на основании статьи 20 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» и Федерального закона №137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации», пункта 7 статьи 39.5 ЗК РФ для целей ведения садоводства.

К указанному заявлению были приложены: копия паспорта и доверенности представителя; копии членской книжки и справки СПК «ФИО13»; копия договора аренды земли от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ гражданке Российской Федерации Куприяновой Ю.В. отказано в предоставлении в собственность бесплатно без проведения торгов земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , с видом разрешенного использования – ведение садоводства на основании пункта 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации: предоставление земельного участка на указанном виде прав не допускается.

При этом указано, что согласно подпункту 2.7 статьи Федерального закона №137-ФЗ «О введение в действие земельного кодекса Российской Федерации» до 01 марта 2022 года члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;

по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;

земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

Так как земельный участок не соответствует вышеуказанным условиям, прекратить право аренды и предоставить его в собственность бесплатно не представляется возможным.

В соответствии с пунктом 6.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги, конечным результатом предоставления муниципальной услуги является решение о заключении договора купли-продажи земельного участка; заключении договора аренды земельного участка; заключении договора безвозмездного пользования земельным участком; постановление Администрации о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно; постановление Администрации о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование; об отказе в заключении договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком или принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование (Приложение 6 к Административному регламенту).

Согласно пункту 7 Административного регламента срок предоставления указанной муниципальной услуги не должен превышать 30 дней.

В разделе 9 Административного регламента предоставления муниципальной услуги, предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Республики Крым для предоставления муниципальной услуги.

Согласно пункту 9.1 Административного регламента, в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются:

1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);

2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка;

4) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;

5) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав;

6) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;

7) цель использования земельного участка;

8) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом;

9) реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения;

10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

В пункте 13.1 Административного регламента указан перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги.

Раздел 10 Административного регламента предусматривается исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативно-правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении муниципальной услуги, и которые заявитель вправе представить.

Как следует из пункта 2.8 "Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010-2013 год", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 02 июля 2014 года, для безвозмездной передачи земельного участка в собственность необходимо, чтобы участок находился на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, выделенной до введения в действие Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", и заинтересованное лицо, испрашивающее участок в собственность, являлось членом такого объединения.

В силу предписаний пунктов 2.7 и 2.8 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право до 31 декабря 2020 года независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует установленным законам условиям, на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления.

К обозначенным условиям отнесены следующие: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение; по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

Земельный участок, который образован из указанного в абзаце втором настоящего пункта земельного участка и относится к имуществу общего пользования, предоставляется в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан бесплатно.

На основании пункта 2.10 этой же статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в пункте 2.8 или 2.9 настоящей статьи заявления и документов обязан принять решение о предоставлении в собственность или в аренду указанного в пункте 2.7 настоящей статьи земельного участка либо об отказе в его предоставлении.

Исходя из положений пунктов 2.7 и 2.8 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" правовое значение для разрешения спора имеет то обстоятельство, было ли создано садоводческое объединение до 1 января 2019 года, являлся ли гражданин членом этого объединения, входил ли в состав территории объединения на этот момент испрашиваемый гражданином земельный участок и был ли он распределен гражданину в соответствии с действовавшем в объединении порядком.

Земельным законодательством установлен заявительный порядок переоформления земельного участка, находящегося на праве постоянного (бессрочного) пользования, в аренду или в собственность, что требует обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением с приложением определенного перечня документов.

Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.

Согласно пункту 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", вступившего в силу 23 апреля 1998 года, данный Федеральный закон применяется по отношению ко всем садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, создаваемым на территории Российской Федерации, а также по отношению к ранее созданным садоводческим, огородническим и дачным товариществам и садоводческим, огородническим и дачным кооперативам.

Статьей 14 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ было предусмотрено, что после утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность или на ином вещном праве (ч. 4).

В силу статьи 32 данного Федерального закона, члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вправе приступить к использованию садовых, огородных или дачных земельных участков после выноса в натуру проекта организации и застройки территории такого объединения и утверждения общим собранием его членов (собранием уполномоченных) распределение садовых, огородных или дачных земельных участков между членами такого объединения.

Проект организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения составляется на основании ходатайства его правления; согласовывается с таким объединением, заказавшим данный проект, и утверждается в двухнедельный срок органом местного самоуправления, на территории которого выделен земельный участок (ч.ч.2, 3).

Согласно части 1 статьи 32 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ (в редакции Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ), организация и застройка территории садоводческого или дачного некоммерческого объединения, раздел земельного участка, предоставленного соответствующему объединению, осуществляется на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории.

Статья 14 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ (в редакции Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ) устанавливает особенности предоставления земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 14 указанного закона предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных этой статьей.

Согласно части 3 указанной статьи, земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, действующее законодательство указывает на возможность бесплатного приобретения в собственность земельного участка членом садоводческого или дачного некоммерческого объединения граждан при определенных условиях, которыми являются: создание садоводческого или дачного некоммерческого объединения граждан; членство истца в некоммерческом садовом или дачном объединении; нахождение земельного участка в пределах законного землеотвода садоводческого или дачного объединения; нахождение в пользовании члена садоводческого или дачного некоммерческого объединения индивидуально-определенного садового земельного участка, образованного из земельного участка, предоставленного садоводческому или дачному некоммерческому объединению.

Положениями пунктов 1, 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Учитывая изложенное, основанием для отказа в предоставлении истцу земельного участка в собственность может являться только изъятие земельного участка из оборота или его отнесение к землям, ограниченным в обороте.

Частью 5 статьи 18 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предусмотрено, что членская книжка является документом, подтверждающим членство в садоводческом товариществе.

Из содержания пункта 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" следует, что истец должен был представить документы, подтверждающие свое членство в садоводческом товариществе и предоставление ему в пользование земельного участка.

Таким документом в данном случае является членская книжка истца, свидетельствующая о вступлении его в члены СТ ФИО14» и предоставлении Куприяновой Ю.В. в пользование земельного участка , расположенного в данном садоводческом товариществе. Членская книжка имеет подпись председателя товарищества, заверена печатью организации, в ней отражено, что Куприянова Ю.В. регулярно с ДД.ММ.ГГГГ оплачивает членские и целевые взносы. Названный документ в силу части 5 статьи 18 Федерального закона N 66-ФЗ подлежит выдаче только членам соответствующего садоводческого объединения граждан в течение 3 месяцев со дня приема в члены, следовательно, наличие членской книжки у истца подтверждает его членство в данном товариществе и, соответственно, предоставление ему земельного участка для ведения садоводства.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, спорный земельный участок , площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером расположен в границах СНТ «ФИО15», <адрес>, сведения о регистрации прав отсутствуют, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – садоводство. Сведения об объекте имеют статус «актуальные, ранее учтённые».

Суду не представлено доказательств, что садоводческое товарищество "ФИО16" оформило прав на общий земельный участок.

Вместе с тем, с учетом изложенного выше, а также в соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 05 апреля 2016 года по делу N 78-КГ16-3 и Определении Верховного Суда Российской Федерации от 08 ноября 2016 года по делу N 78-КГ16-37, отсутствие утвержденного проекта границ территории садоводческого некоммерческого объединения не может повлечь отказ в реализации права члена данного некоммерческого объединения на предоставление земельного участка, поскольку такое основание в Законе о садоводческих объединениях отсутствует.

При этом бездействие некоммерческого объединения по оформлению прав на первоначальный земельный участок, само по себе, не может служить препятствием для члена этого объединения в реализации права на получение земельного участка в собственность.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Таким образом, учитывая, что административный истец является членом СТ «Энергетик», созданного до 18 марта 2014 года и перерегистрированного в соответствии с законодательством Российской Федерации в Садоводческое некоммерческое товарищество «ФИО17», спорный земельный участок распределен истцу по решению общего собрания, земельный участок образован в границах отведенного в ДД.ММ.ГГГГ для ведения садоводства СТ «ФИО18», с ДД.ММ.ГГГГ Куприянова Ю.В. законно владеет и пользуется спорным земельным участком как член данного СТ «ФИО19», (ныне СНТ «ФИО20»), сведений о притязаниях на земельный участок со стороны других лиц материалы дела не содержат и административным ответчиком не приведено, земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте, в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд, запрета на предоставление земельного участка в частную собственность федеральный закон не устанавливает, суд приходит к выводу, что Куприянова Ю.В. имеет право приобрести бесплатно в собственность земельный участок в ранее определенных границах или размерах.

Отказ административного ответчика в предоставлении в собственность административного истца земельного участка, по поводу которого возник спор, противоречит приведенным выше нормам закона и установленным обстоятельствам, не содержит нормативного обоснования невозможности предоставления вышеуказанного земельного участка на заявленном виде прав, конкретных обстоятельств, послуживших основанием для отказа, что нарушает права административного истца.

Согласно части 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Анализ положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации свидетельствует о том, что незаконными могут быть признаны такие решения, действия (бездействие), которые нарушают права и свободы гражданина, создают препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, незаконно возлагают на гражданина какую-либо обязанность.

Оспариваемое решение, как следует из его содержания, создаёт препятствия административному истцу к реализации права на получение муниципальной услуги, в связи с чем, данное решение подлежит признанию незаконным.

Частью 11 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В нарушение вышеуказанных норм административным ответчиком допустимых доказательств суду не представлено, законность оспариваемого решения ответчиком не доказана.

Удовлетворяя требования административного иска, суд также принимает во внимание вынесенное ДД.ММ.ГГГГ Администрацией города Феодосии Республики Крым постановление , которым административному истцу уже было отказано в предоставлении в собственность бесплатно без проведения торгов спорного земельного участка по основаниям, предусмотренным пунктом 19 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ: предоставление земельного участка на указанном виде прав не допускается, свидетельствует о создании препятствий административному истцу к реализации права на получение муниципальной услуги.

В соответствии с частью 3 статьи 227 КАС Российской Федерации, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Учитывая положения статьи 227 КАС Российской Федерации, суд считает, что в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов административного истца, на административного ответчика Администрацию города Феодосии Республики Крым следует возложить обязанность повторно рассмотреть заявление Куприяновой Ю.В. о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно для ведения садоводства, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить суду, а также Куприяновой Ю.В. об исполнении решения по административному делу, с учетом установленных обстоятельств.

Административное заявление подано в установленный срок.

В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Таким образом, с Администрации города Феодосии Республики Крым в пользу Куприяновой Ю.В. подлежит взысканию, уплаченная ею сумма госпошлины в размере <данные изъяты> рублей, уплата которой подтверждена документально.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Куприяновой Ю.В. к Администрации города Феодосии Республики Крым, заинтересованное лицо МКУ «Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым» о признании постановления незаконным, обязании совершить определенные действия удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Администрации города Феодосии Республики Крым «Об отказе в предоставлении земельного участка в собственность без торгов» Куприяновой Ю.В. от ДД.ММ.ГГГГ .

Обязать Администрацию города Феодосии Республики Крым повторно рассмотреть заявление Куприяновой Ю.В. о предоставлении в собственность без торгов земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый .

Взыскать с Администрации города Феодосии Республики Крым в пользу Куприяновой Ю.В. в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

Обязать Администрацию города Феодосии Республики Крым в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить Феодосийскому городскому суду Республики Крым, а также административному истцу Куприяновой Ю.В. об исполнении решения суда по административному делу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                                                                  И.С.Глухова

               Решение изготовлено в окончательной форме 09 октября 2020 года.

2а-2029/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Куприянова Юлия Викторовна
Ответчики
Администрация г.Феодосия
Другие
МКУ «Управление имущественных и земельных отношений Администрации г. Феодосии РК"
Нафанайлов Андрей Васильевич
Суд
Феодосийский городской суд Республики Крым
Судья
Глухова Ирина Станиславовна
Дело на сайте суда
feodosiya.krm.sudrf.ru
09.09.2020Регистрация административного искового заявления
09.09.2020Передача материалов судье
09.09.2020Решение вопроса о принятии к производству
14.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.10.2020Судебное заседание
09.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее