Дело № 2-1633/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 февраля 2018 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Паншина Д.А.,
при секретаре Мусеевой Е.С.,
с участием представителя истца Курыдкашина И.Ф.,
представителя ответчика Хозяиновой Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Даниловой Т.А. к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании нуждающейся в жилом помещении, предоставлении жилья,
у с т а н о в и л :
Данилова Т.А. обратилась в суд с иском (с учетом уточнения) к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма; предоставлении вне очереди на состав семьи из ... человека на условиях социального найма благоустроенного жилого помещения на территории г. Сыктывкара, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей и жилой площадью не менее ... кв.м.
В судебном заседании представитель Даниловой Т.А. на иске настаивал.
Представитель администрации МО ГО «Сыктывкар» с иском не согласилась.
Иные лица участия в судебном заседании не приняли.
Заслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
Установлено, что жилое помещение по адресу: ... принадлежит на праве собственности Даниловой Т.А. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ** ** ** (запись в ЕГРП от ** ** **
В указанном жилом помещении в настоящее время сохраняет регистрацию по месту жительства лишь истица (с ** ** **).
Согласно заключению межведомственной комиссии № 447 от 15.09.2017 по результатам обследования были выявлены основания для признания жилого помещения по адресу: ... непригодным для проживания.
Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 26.10.2017 №10/3665 указанное жилое помещение признано непригодным для проживания; Комитету жилищной политики администрации МО ГО «Сыктывкар» предписано предложить проживающим в данном жилом помещении гражданам жилые помещения маневренного фонда, предназначенные для временного проживания.
Администрацией МО ГО «Сыктывкар» было предложено для временного проживания жилое помещение маневренного фонда, расположенное в здании по адресу: ..., от чего Данилова Т.А. отказалась (заявление от 16.11.2017).
Многоквартирный жилой дом по адресу: ... аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в установленном порядке не признан и не включен в адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
С 06.12.2017 Данилова Т.А. была принята администрацией МО ГО «Сыктывкар» на учет в рамках Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» по категории «лица, проживающие в ветхом и аварийном жилищном фонде, в помещениях, не отвечающих установленным для жилых помещений требованиям и признанных в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47» с составом семьи из одного человека.
Согласно положениям частей 1 и 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным указанным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном указанным Кодексом порядке. При этом малоимущими гражданами в целях данного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане:
- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу положений ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных указанным Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 данного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
При этом частями 3 и 4 указанной статьи предусмотрено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
Порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи (далее – среднедушевой доход семьи или доход одиноко проживающего гражданина), и стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, с целью признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Республике Коми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, определяется Законом Республики Коми от 10.11.2005 №119-рз «О порядке признания граждан малоимущими для предоставления им по договора социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Республике Коми».
Основания, при наличии которых граждане Российской Федерации могут быть признаны нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в Республике Коми, порядок определения органами местного самоуправления в Республике Коми дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей или одиноко проживающего гражданина (далее – среднедушевой доход граждан или доход одиноко проживающего гражданина) и стоимости подлежащего налогообложению их имущества (далее – стоимость имущества), а также порядок установления максимального размера дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей или одиноко проживающего гражданина и стоимости подлежащего налогообложению их имущества, установлены Законом Республики Коми от 28.12.2015 № 138-РЗ «О вопросах, связанных с признанием граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в Республике Коми».
С учетом положений ст. 49 Жилищного кодекса РФ и Законов Республики Коми от 10.11.2005 № 119-рз и от 28.12.2015 № 138-РЗ решения о признании гражданина малоимущим для целей предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма, принимаются органом местного самоуправления.
К компетенции суда решение данных вопросов не отнесено. Суд не вправе подменять полномочия органа местного самоуправления при решении указанного вопроса.
При этом гарантией соблюдения прав заинтересованных лиц при решении такого рода вопросов служит возможность обжалования в судебном порядке решения органа местного самоуправления об отказе в признании гражданина малоимущим для целей предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и/или решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма, а также действий (бездействия) указанных органов по принятию такого рода решений (с 15.09.2013 – глава 22 Кодекса административного судопроизводства РФ, до 15.09.2013 – глава 25 Гражданского процессуального кодекса РФ).
В администрацию МО ГО «Сыктывкар» истица за признанием ее малоимущей для целей предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и/или за принятием ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма, не обращалась. На указанном учете истице на состоит и не состояла ранее.
Предусмотренных ст. 2 Закона Республики Коми от 10.11.2005 № 119-РЗ документов и сведений (в том числе: документы, подтверждающие доходы истицы за последние двенадцать месяцев, предшествующих месяцу подачи запроса; документы из органов, осуществляющих государственный учет и регистрацию недвижимого имущества и сделок с ним, и органов, осуществляющих регистрацию транспортных средств, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности истицы имущества, подлежащего налогообложению, либо документы из налоговых органов, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности истицы имущества, подлежащего налогообложению; копии правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности истицы на имущество, подлежащее налогообложению; копии документов из налоговых органов, подтверждающих сведения о стоимости принадлежащего на правах собственности истицы налогооблагаемого недвижимого имущества; документы, подтверждающие кадастровую стоимость земельных участков, а до ее определения – их нормативную цену.
Постановлением главы администрации МО «Город Сыктывкар» от ** ** ** № ... установлен размер стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Такой размер не должен превышать сумму величины прожиточного минимума в среднем на душу населения по южной природно-климатической зоне Республики Коми (в четвертом квартале 2017 года – 11 989 рублей) в 15 раз, то есть 179 835 рублей.
При этом в ходе рассмотрения дела установлено, что истице на праве собственности, помимо занимаемого жилого помещения, принадлежат земельный участок площадью ... кв.м и нежилое здание площадью ... кв.м, расположенные по адресу: ...
Копий документов из налоговых органов, подтверждающих сведения о стоимости принадлежащих истице жилого помещения и нежилого здания, суду не представлено. Согласно содержащимся в ЕГРН сведениям кадастровая стоимость жилого помещения по адресу: ... и нежилого здания по адресу: ... используемая в настоящее время для целей налогообложения, составляет .... и ...., соответственно. Кадастровая стоимость принадлежащего истице земельного участка при этом составляет ...
С учетом изложенного, в настоящее время предусмотренных законом оснований для признания истицы в судебном порядке нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не имеется.
В силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 данной статьи случаев.
Часть 2 указанной предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
- гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
- гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 данного Кодекса перечне.
Исходя из положений статей 49, 52 и 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, указанным в ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, принятым в установленном порядке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Истица на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в установленном порядке не принималась, малоимущей для постановки на такой учет истица также не признавались.
Указанное является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований истицы о предоставлении жилого помещения.
Кроме того, жилищные права собственника жилого помещения, связанные с непригодностью жилья для проживания, подлежат реализации в порядке ст. 32 Жилищного кодекса РФ и лишь при признании в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
При этом многоквартирный жилой дом по адресу: ... аварийным и подлежащим сносу в установленном порядке не признан.
Кроме того, признание жилого дома аварийным и подлежащим сносу не влечет само по себе у администрации МО ГО «Сыктывкар» обязанности по обеспечению собственников помещения в таком доме и членов их семьи жилыми помещениями, предоставляемым по договорам социального найма.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Даниловой Т.А. к администрации МО ГО «Сыктывкар» о предоставлении ей вне очереди на состав семьи из ... человека на условиях социального найма благоустроенного жилого помещения на территории г.Сыктывкара, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей и жилой площадью не менее ... кв.м, не основаны на законе и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований Даниловой Т.А. к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании Даниловой Т.А. нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма; предоставлении вне очереди на состав семьи из ... человека на условиях социального найма благоустроенного жилого помещения на территории г. Сыктывкара, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей и жилой площадью не менее ... кв.м, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарской городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья - Д.А. Паншин