Дело № 2а-2707/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(полный текст)
15 октября 2021 года город Севастополь
Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи – Григорьевой У.С.,
при секретаре – Луциве И.Н.
с участием представителя административного истца – Малишевской В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Севастополе административное дело по административному исковому заявлению Фоминой ФИО6 к Департаменту капитального строительства города Севастополя, заинтересованное лицо – Государственное унитарное предприятие города Севастополя «Бюро технической инвентаризации», об оспаривании решения об отказе в заключении договора приватизации,
установил:
20.08.2021 Фомина Н.П. обратилась в суд с административным иском, в котором просит: признать незаконным решение Департамента капитального строительства города Севастополя от 26 мая 2020 года об отказе в заключении договора о передаче в собственность Фоминой Н.П. жилого помещения по адресу: г. Севастополь, ул. Инженерная, д. 49, кв. 4, площадью 61,2 кв.м.; обязать административного ответчика заключить с Фоминой Н.П. договор о передаче в собственность жилого помещения по адресу: <адрес>
В обоснование административного искового заявления, указывает, что является нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>, площадью 61,2 кв.м. За время использования жилого помещения за собственный счет, административным истцом до 2014 года самовольно выстроена пристройка, в результате чего жилая площадь увеличилась до 42,3 кв.м., а общая – 82,3 кв.м., подключены коммуникации. Документы, подтверждающие введение в эксплуатацию не сохранились. Административным ответчиком отказано в передаче в собственность указанного жилого помещения. Данное решение административный истец считает незаконным и необоснованным, в связи с чем, обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.
Административный истец в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, обеспечила явку своего представителя.
Представитель административного истца в судебном заседании исковые требования поддержала, по основаниям, указанным в иске, просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, представил суду возражения, в которых в удовлетворении административного иска просит отказать, дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
С учетом мнения участников процесса, положений ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ), надлежащего извещения заинтересованных лиц по делу, а также срока рассмотрения административного дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, заслушав пояснения представителя административного истца, изучив материалы дела, считает, административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела судом установлено, что Фомина Н.П. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 61,2 кв.м., жилой площадью 18,1 кв.м. на основании договора социального найма жилого помещения №ДСН/18-624 от 27.07.2018.
Как следует из материалов дела, в указанном жилом помещении проведена реконструкция в виде выстроенных пристроек, в результате которой чего жилая площадь увеличилась до 42,3 кв.м., а общая – 82,3 кв.м.
В материалах ГУПС «БТИ» имеются соответствующие сведения.
Согласно решению об отказе в предоставлении государственной услуги от 19.05.2020, административному истцу отказано в заключении договора о передаче в собственность вышеуказанного жилого помещения, поскольку было установлено, что в жилом помещении проведена перепланировка, реконструкция, документ подтверждающие законность данной перепланировку не представлены.
Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч.2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административного исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительства.
По общему правилу разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка (часть 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов
При самовольном изменении первоначального объекта недвижимости посредством пристройки к нему дополнительных помещений право собственника может быть защищено путем признания этого права в целом на объект собственности в реконструированном виде, а не на пристройку к первоначальному объекту недвижимости.
Пристройка к жилому дому либо квартире не является самостоятельным объектом недвижимого имущества. В случае возведения пристройки к уже существующему жилому дому, зарегистрированному на праве собственности за гражданином, следует учитывать, что первоначальный объект права собственности при этом изменяется, а самовольная пристройка не является самостоятельным объектом права собственности. При возведении жилой пристройки увеличивается общая площадь всего жилого дома, следовательно, изменяется объект права собственности, который отличается от первоначального размерами, планировкой и площадью. Новым объектом собственности является жилой дом либо квартира, включающие самовольно возведенные части (Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством", утвержденный Президиумом Верховного суда Российской Федерации 19.03.2014).
Согласно п. 28 Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" положения статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.
В силу положений статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительства. Для получения разрешения на строительство заявителю надлежит представить, в том числе, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Вместе с тем, реконструкция спорного помещения осуществлена ответчиком в отсутствие необходимой разрешительной документации.
В соответствии со статьей 209 ГК РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно статье 1 ЖК РФ, граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В соответствии со статьей 2 ЖК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: 6) обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
Безопасность жилища, обеспечение восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечение сохранности жилищного фонда и использование жилых помещений по назначению являются принципами жилищного законодательства (ст. 1 ЖК РФ).
Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Как следует из представленных материалов дела, административным истцом при обращении к административному ответчику не представлено надлежащих и допустимых доказательств сохранения жилого помещения в реконструированном виде. При таких обстоятельствах, административным ответчиком выдано обоснованное решение об отказе в предоставлении государственной услуги, при этом иных оснований для отказа не указано.
В ходе рассмотрения настоящего дела, административным истцом также не представлено надлежащих и допустимых доказательств сохранения спорного жилого помещения в реконструированном виде.
Таким образом, из представленных доказательств, судом не усматривается противоправность действий административного ответчика в части принятия оспариваемого решения, в связи с чем суд считает необходимым в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.
В силу ст. 111 КАС РФ в связи с отказом в иске судебные расходы возмещению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд,
решил:
Административное исковое заявление Фоминой ФИО6 к Департаменту капитального строительства города Севастополя, заинтересованное лицо – Государственное унитарное предприятие города Севастополя «Бюро технической инвентаризации», об оспаривании решения об отказе в заключении договора приватизации – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Нахимовский районный суд города Севастополя.
Решение в окончательной форме изготовлено 29 октября 2021 года.
Председательствующий У.С. Григорьева