Решение от 25.11.2024 по делу № 2-4605/2024 от 02.09.2024

УИД 03RS0006-01-2024-006005-55

Дело № 2-4605/2024

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 ноября 2024 года                             город Уфа

Орджоникидзевский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Урамовой Г.А.,

при секретаре Абдульмановой Г.З.,

с участием представителя истца Байдугановой Н.С. – Антюховой А.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьих лиц Администрации ГО г. Уфа, УЗИО Администрации ГО г. Уфа – Мустафина Ч.С., действующего на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Байдугановой Н.С. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Байдуганова Н.С. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации.

В обоснование иска указано, что истец Байдуганова Н.С. является членом Садоводческого некоммерческого товарищества «Нефтяник-1», имеет во владении и пользовании земельный участок , общей площадью 615 кв.м., расположенный в данном СНТ, открыто и добросовестно им пользуется. Исправно уплачивает членские и целевые взносы, задолженность отсутствует, споров со смежными землепользователями не имеет.

В настоящее время у истца возникла необходимость оформить в порядке приватизации право собственности на указанный земельный участок.

ДД.ММ.ГГГГг. истец обратилась в Минземимущество РБ (Управление по городу Уфе и Уфимскому району) с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность указанного земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка, подготовленную кадастровым инженером и иных требуемых документов. Согласно подготовленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории квартала, участок истца имеет следующий условный

Письмом от 02.08.2023г. Минземимущество РБ отказало истцу в предварительном согласовании предоставления земельного участка со ссылкой на п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, ввиду того, что испрашиваемый земельный участок частично расположен на территории общего пользования в границах красных линий.

Истец считает, что невозможность зарегистрировать в установленном законом порядке право собственности на указанный земельный участок нарушает его имущественные права, ограничивая правомочия по владению, пользованию и распоряжению указанным имуществом.

Согласно архивной выписке из решения Исполнительного Комитета Черниковского городского Совета депутатов трудящихся гор. Черниковска Башкирской АССР №92 от 21.12.1950 г., за коллективом рабочих и служащих Ордена Ленина Уфимского нефтеперерабатывающего завода утвержден земельный участок площадью 11,0 га под разведение плодоягодного сада на основе устава товарищества садоводов УНПЗ, утвержденного Горисполкомом 06.09.1949 г. №64.

Решением исполнительного комитета городского Совета депутатов трудящихся от 21.12.1950 г. № 92 постановлено: во исполнение решения исполкома городского Совета депутатов трудящихся от 06.09.1949г. № 64 «Об отводе коллективу рабочих и служащих ОЛ УНПЗ земельного участка под плодоягодный сад размером 11,0 га, считать закрепленным за ними участок фактического пользования на площади 11,0 га в границах, как указано на прилагаемой выкопировке.

04.11.1958 г. главным архитектором города Уфа совместно с Председателем общества садоводов ОЛ УНПЗ коллективного сада № 1 был составлен и подписан акт об отводе границ участка и красных линий в натуре и схематический чертеж участка коллективного сада № 1 ОЛ УНПЗ площадью 6,24 га в районе <адрес>

Согласно генеральному плану, согласованному с соответствующим службами, земельные участки под ведение садоводства были выделены еще в 1949 году.

Согласно исторической справке председателя правления СНТ «Нефтяник-1» Фазлиуллиной Р.К., старое полное название садового товарищества: «Нефтяник 1 коллективный сад № 1 Ордена Ленина УНПЗ». В связи с тем, что завод отказался от садов в период с 1985 по 1990 годы, и передал садоводческие товарищества в ведение администрации города Уфы, название «Нефтяник 1 коллективного сада № 1 ордена Ленина УНПЗ» потеряло свое значение и при получении архивных документов название сократилось до «Нефтяник-1». В настоящее время зарегистрирован как СНТ «Нефтяник-1».

Действующий Устав СНТ «Нефтяник-1» содержит указание на то, что оно создано без ограничения срока деятельности на основании решения Исполнительного комитета Уфимского городского совета депутатов трудящихся № 266 от 04.11.1958 г., а также содержит сведения, что садовые земельные участки и земли общего пользования составляют площадь в 6,24 га, что соответствует площади, отводимой саду в 1958 году. Таким образом, СНТ «Нефтяник-1» является правопреемником «Нефтяник 1 коллективного сада № 1 ордена Ленина УНПЗ».

Испрашиваемый истцом земельный участок с условным кадастровым образован из земельного участка, предоставленного «коллективному саду № 1 ордена Ленина УНПЗ» до введения в действие ФЗ от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», то есть до 25.10.2001 г., ранее уже был поставлен на кадастровый учет в 2013 г. с графическими координатами. Участок образован из земельного участка, выделенного для организации коллективного сада и ведения садоводства

В своем отказе ответчик ссылается на п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ в соответствии с которым, в частную собственность не предоставляются земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами. С данными выводами ответчика истец не согласен в силу следующего.

По смыслу этого определения сам по себе факт утверждения красной линии не придает участку статус участка общего пользования: такие линии лишь ограничивают территории, которые либо уже являются землями общего пользования, либо могут стать ими в перспективе. Отсюда следует вывод: само по себе утверждение красных линий никак не отражается на правовом режиме земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ Главархитектура ответом , на обращение одного из членов СНТ, пояснила следующее: «Генеральным планом ГО г.Уфа РБ, утверждённым решением Совета ГО г. Уфа от 23.03.2022 г. № 12/5 (в редакции от 20.12.2023 г. № 33/5) на территории СНТ «Нефтяник-1» размещение улично-дорожной сети не предусмотрено. В соответствии с ст. 42, 43 ГрК РФ, установление, изменение, отмена красных линий осуществляется исключительно путем разработки и утверждения документации по планировке территории. В настоящее время на территорию квартала, в пределах которого расположено СНТ «Нефтяник-1», проект планировки и проект межевания территории не разрабатывается и не утверждается».

Кроме того, решение Совета городского округа город Уфа РБ от 28.01.2015 г. № 41/6 «О резервировании земель в границах городского округа город Уфа РБ для муниципальных нужд», куда входил и спорный земельный участок истца, признано утратившим силу со всеми изменениями на основании решения Совета городского округа город Уфа РБ от 27.06.2018г. № 28/22.

Спорный земельный участок предоставлен истцу на законных основаниях, земельный участок свободен от притязаний третьих лиц, он не относятся к землям, изъятым из оборота либо ограниченным в обороте, поэтому препятствий для оформления спорного земельного участка в собственность не имеется.

На основании изложенного истец просит признать за Байдугановой Н.С. право собственности на земельный участок , площадью 615 кв.м., (условный номер земельного участка ), расположенный в г.Уфа в СНТ «Нефтяник-1».

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация ГО город Уфа Республики Башкортостан.

Представитель истца Антюхова А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, просила удовлетворить по доводам, изложенным в иске.

Представитель третьих лиц Администрации ГО г. Уфа, УЗИО Администрации ГО г. Уфа – Мустафин Ч.С., действующий на основании доверенностей, в судебном заседании поддержал позицию представителя ответчика, в удовлетворении требований истца просил отказать.

Истец Байдуганова Н.С. в судебное заседание не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представил письменный отзыв, в котором указывает, что с иском не согласен по следующим основаниям: Испрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий. Красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (пункт 11 статьи 1 ГрК РФ), к которым относятся, в том числе автомобильные дороги (пункт 10.1 статьи 1 ГрК РФ). Красные линии па данную территорию установлены до вступления в силу Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ, документация хранится в спецчасти Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации, ГО г. Уфа РБ в виде нанесенных на планшеты красных линий. Установленные красные линии не оспорены и недействующими не признаны. Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и нс подлежат приватизации (пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации). С учетом приведенной правовой позиции, принимая во внимание, что красные линии, проходящие через испрашиваемый земельный участок, не оспорены в установленном порядке и являются действующими заявитель не имеет права на приобретение в собственность земельного участка. Таким образом, наличие в пределах спорного земельного участка территорий общего пользования, планируемое размещение которых предусмотрено генеральным планом, вне зависимости от территориальной зоны является достаточным основанием для отражения соответствующих данных красными линиями в Проектах планировки. На основании изложенного, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в удовлетворении исковых требований просит отказать, в связи с тем, что размер площади испрашиваемого участка менее установленного минимального размера площади земельного участка.

Представитель третьего лица СНТ «Нефтяник-1» Журавлева Е.В. в судебное заседание не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила письменный отзыв, согласно которому СНТ подтверждает, что Байдуганова Н.С. действительно является членом СНТ «Нефтяник-1» с ДД.ММ.ГГГГ, имеет в пользовании земельный участок площадью 615 кв.м. Земельный участок находится в границах СНТ «Нефтяник-1». Границы земельного участка соответствуют местоположению границ земельного участка, фактически используемого садоводом, споров со смежными землепользователями не имеется. Задолженности по членским взносам у Байдугановой Н.С. не имеется. Исковые требования поддерживает, просит удовлетворить и рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя СНТ.

Согласно ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

В связи с чем, суд определил рассмотреть дело в порядке заочного производства, согласно ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав стороны, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. ст. 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

Согласно ч. 1 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.

Согласно п. 2.7 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», до 01.03.2031 г. члены некоммерческих организаций имеют право независимо от даты вступления в членство приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности садовый или огородный земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

земельный участок не предоставлен члену указанной некоммерческой организации;

земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;

по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;

земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

Исходя из положений п. 2.8. ст. 3 указанного выше Федерального закона, в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К этому заявлению прилагаются:

схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная заявителем. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;

протокол общего собрания членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа.

В случае, если ранее ни один из членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанные в абзаце первом настоящего пункта органы самостоятельно запрашивают:

сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, предоставленный указанной некоммерческой организации, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав на недвижимое имущество, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя);

сведения об указанной некоммерческой организации, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц.

В силу ст. 39.1 Земельного кодекса РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что согласно архивной выписке из решения Исполнительного Комитета Черниковского городского Совета депутатов трудящихся гор. Черниковска Башкирской АССР № 92 от 21.12.1950 г., за коллективом рабочих и служащих Ордена Ленина Уфимского нефтеперерабатывающего завода утвержден земельный участок площадью 11,0 га под разведение плодоягодного сада на основе устава товарищества садоводов УНПЗ, утвержденного Горисполкомом 06.09.1949 г. № 64.

Решением исполнительного комитета городского Совета депутатов трудящихся от 21.12.1950 г. № 92 постановлено: во исполнение решения исполкома городского Совета депутатов трудящихся от 06.09.1949г. № 64 «Об отводе коллективу рабочих и служащих ОЛ УНПЗ земельного участка под плодоягодный сад размером 11,0 га, считать закрепленным за ними участок фактического пользования на площади 11,0 га в границах, как указано на прилагаемой выкопировке.

04.11.1958 г. главным архитектором города Уфа совместно с Председателем общества садоводов ОЛ УНПЗ коллективного сада №1 был составлен и подписан акт об отводе границ участка и красных линий в натуре и схематический чертеж участка коллективного сада №1 ОЛ УНПЗ площадью 6,24 га в районе <адрес>.

Согласно генеральному плану, согласованному с соответствующим службами, земельные участки под ведение садоводства были выделены еще в 1949 году.

Согласно исторической справке председателя правления СНТ «Нефтяник-1» Фазлиуллиной Р.К., старое полное название садового товарищества: «Нефтяник 1 коллективный сад №1 Ордена Ленина УНПЗ». В связи с тем, что завод отказался от садов в период с 1985 по 1990 годы, и передал садоводческие товарищества в ведение администрации города Уфы, название «Нефтяник 1 коллективного сада № 1 ордена Ленина УНПЗ» потеряло свое значение и при получении архивных документов название сократилось до «Нефтяник-1». В настоящее время зарегистрирован как СНТ «Нефтяник-1».

Действующий Устав СНТ «Нефтяник-1» содержит указание на то, что оно создано без ограничения срока деятельности на основании решения Исполнительного комитета Уфимского городского совета депутатов трудящихся № 266 от 04.11.1958 г., а также содержит сведения, что садовые земельные участки и земли общего пользования составляют площадь в 6,24 га, что соответствует площади, отводимой саду в 1958 году.

Таким образом, СНТ «Нефтяник-1» является правопреемником «Нефтяник 1 коллективного сада № 1 ордена Ленина УНПЗ».

Испрашиваемый истцом земельный участок с условным кадастровым образован из земельного участка, предоставленного «коллективному саду № 1 ордена Ленина УНПЗ» до введения в действие ФЗ от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», то есть до 25.10.2001 г., ранее уже был поставлен на кадастровый учет в 2013 г. с графическими координатами. Участок образован из земельного участка, выделенного для организации коллективного сада и ведения садоводства.

Таким образом, подтверждено, что СНТ «Нефтяник-1» было создано на базе садоводческого объединения, фактически образованного и приобретшего земли до вступления в силу Федерального закона от 25.10.2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Согласно заключению председателя СНТ «Нефтяник-1», подтвержденной членской книжкой садовода и Выпиской из протокола общего собрания членов СНТ «Нефтяник-1» от ДД.ММ.ГГГГ, Байдуганова Н.С. с указанной даты является членом СНТ «Нефтяник-1», у нее в пользовании находится земельный участок , площадью 615 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов; истец уплачивает регулярно членские взносы, что подтверждается представленным в материалы отзывом председателя СНТ об отсутствии задолженности по уплате членских взносов.

Из схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории квартала , подготовленной кадастровым инженером, усматривается, что испрашиваемый земельный участок с условным полностью находится в границах земель СНТ «Нефтяник-1».

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Минземимущество РБ (Управление по городу Уфе и Уфимскому району) с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность указанного земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка, подготовленную кадастровым инженером и иных требуемых документов. Согласно подготовленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории квартала, участок истца имеет следующий условный

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Минземимущество РБ отказало истцу в предварительном согласовании предоставления земельного участка со ссылкой на п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, ввиду того, что испрашиваемый земельный участок частично расположен на территории общего пользования в границах красных линий.

В материалах дела имеется ответ Главархитектуры г. Уфы от 11.03.2024г., в котором пояснено следующее: Генеральным планом ГО г.Уфа РБ, утверждённым решением Совета ГО г.Уфа от 23.03.2022г. №12/5 (в редакции от 20.12.2023г. №33/5) на территории СНТ «Нефтяник-1» размещение улично-дорожной сети не предусмотрено. В соответствии с ст. 42, 43 ГрК РФ, установление, изменение, отмена красных линий осуществляется исключительно путем разработки и утверждения документации по планировке территории. В настоящее время на территорию квартала, в пределах которого расположено СНТ «Нефтяник-1», проект планировки и проект межевания территории не разрабатывается и не утверждается.

Подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 упомянутого Кодекса.

В данной статье в числе прочих приведены следующие основания для отказа в предоставлении публичного участка в собственность физических и юридических лиц: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6); указанный в заявлении о предоставлении земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17).

Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон.

В абзаце четвертом пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 11 от 24.03.2005 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснено следующее. Суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.

Следовательно, при решении вопроса о возможности предоставления заявителю в собственность земельного участка уполномоченный орган местного самоуправления обязан учитывать содержащиеся в генеральном плане сведения о планируемых к размещению в пределах границ испрашиваемого земельного участка объектах местного значения.

В соответствии с правовой позицией, сформулированной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.10.2017г. по делу № 307-КГ17-5121, при проверке правомерности отказа уполномоченного органа в предоставлении земельного участка в собственность по основаниям, установленным статьями 39.16 и 85 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежат исследованию документы территориального планирования (генеральный план, карты планируемого размещения объектов местного значения).

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации в пункте 27 Обзора судебной практики (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, по смыслу приведенной нормы Земельного кодекса Российской Федерации для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному пунктом 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 25 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.

На основании пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 8 статьи 28 Федерального закона от дата № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Согласно статье 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Под красными линиями понимаются линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Территория, занимаемая улично-дорожной сетью, относится к землям общего пользования транспортного назначения (пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

По смыслу указанных законоположений, а также исходя из разъяснений, изложенных в пункте 19 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 15.11.2017 г., правомерным является отказ в предоставлении в собственность земельного участка, который входит в границы планируемого размещения объектов транспорта, а также автомобильных дорог федерального, регионального, межмуниципального или местного значения.

Порядок подготовки и утверждения градостроительной документации установлены Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 06.04.1998 г. № 18-30 (далее - Инструкция РДС 30-201-98).

Согласно пункту 3.8 Инструкции РДС 30-201-98 красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету, в том числе в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей.

В силу пунктов 4.1 и 4.2 Инструкции РДС 30-201-98 проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки) и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500, 1:1000 и 1:2000. Красные линии разрабатываются в составе: плана красных линий в масштабе исходного проекта и разбивочного чертежа красных линий.

Разделом 5 Инструкции РДС 30-201-98 установлены требования к содержанию по оформлению плана красных линий и разбивочного чертежа красных линий.

План красных линий и разбивочный чертеж красных линий выполняются и оформляются в соответствии с требованиями «Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации» (пункт 5.1 Инструкции РДС 30-201-98).

Разбивочный чертеж красных линий имеет текстовую часть, которая включает в себя в том числе: заголовок с указанием содержания документа (установление, изменение или отмена красных линий); регистрационный номер разбивочного чертежа, который присваивается документу после его утверждения; пояснительную записку, содержащую ссылку на разработанную градостроительную документацию, положенную в основу разбивочного чертежа, а также краткое обоснование установления (изменения, отмены) красных линий; подписи должностных лиц, согласовавших разбивочный чертеж (пункт 5.2 Инструкции РДС 30-201-98).

Таким образом, градостроительным законодательством, допускается возможность нанесения красных линий на карты генерального плана, только совмещенного с проектом детальной планировки.

Документы в виде нанесенных на планшеты красных линий не являются документами проекта детальной планировки, поскольку не соответствуют требованиям Инструкции РДС 30-201-98.

Из пункта 2 статьи 1, части 1 статьи 9, статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что территориальное планирование является долгосрочным планированием развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

К документам территориального планирования муниципальных образований отнесены: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральный план городского округа (пункты 1 и 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Доказательства расположения земельного участка, на приобретение в собственность которого претендует истец, в границах красных линий, в материалы дела не представлены.

Так, Главархитектурой Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан сообщено, что Генеральным планом ГО г. Уфа РБ, утверждённым решением Совета ГО г. Уфа от 23.03.2022г. № 12/5 (в редакции от 20.12.2023 г. № 33/5) на территории СНТ «Нефтяник-1» размещение улично-дорожной сети не предусмотрено.

Красные линии на испрашиваемую территорию отражены в виде нанесенных на планшет опорного плана территории города, что указывает на то, что установленным вышеприведенными правовыми актами уполномоченным органом с соблюдением требований законодательства к форме и виду, процедуре принятия и опубликования не устанавливались красные линии в отношении спорного участка.

Какие-либо решения уполномоченных органов об установлении красных линий с их нанесением на карты генерального плана, совмещенного с проектом детальной планировки и т.п., отсутствуют.

Нанесение красных линий на планшеты не позволяет сделать вывод, что в отношении спорного земельного участка установлены какие-либо ограничения.

Из анализа приведенных выше положений Градостроительного кодекса Российской Федерации следует вывод, что отображение на картах генерального плана местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий, планируемый характер, и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами, то есть сами по себе они не могут служить препятствием осуществления прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Границы таких территорий прорабатываются при подготовке документации по планировке территории, которая предусматривает отображение на соответствующих картах красных линий.

Такое толкование учитывает позицию Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости произвольного установления красных линий уполномоченными органами и необходимости разработки специального проекта красных линий на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий.

Анализ приведенных нормативных правовых актов и изученных судом документов указывает на то, что установленным вышеприведенными правовыми актами уполномоченным органом с соблюдением требований законодательства к форме и виду, процедуре принятия и опубликования не устанавливались красные линии в отношении спорного участка.

Судом также отклоняется довод ответчика о том, что размер площади испрашиваемого участка составляет менее установленного минимального размера площади земельного участка, на основании следующего.

Площадь земельного участка, на который истец просит признать право собственности, составляет 615 кв.м.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденными решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 28.09.2022 № 18/5, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков для ведения садоводства составляют от 400 м. до 800 м.

Согласно статье 5 решения Совета городского округа г. Уфа РБ от 30.06.2021 № 83/7 «Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования городского округа город Уфа Республики Башкортостан» минимальная обеспеченность граждан площадью садового земельного участка - не менее 0,04 га. Величина площади участка может быть изменена в большую сторону в составе проекта застройки территории.

В силу пункта 1 ст. 59 Земельного кодекса Российской Федерации признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.

Учитывая, что спорный земельный участок предоставлен истцу на законных основаниях, земельный участок свободен от притязаний третьих лиц, он не относятся к землям, изъятым из оборота либо ограниченным в обороте, препятствий для оформления спорного земельного участка в собственность не имеется, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░ 615 ░░.░., ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░-1», ░░░ 0277118845.

░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░ 615 ░░.░., ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░-1», ░░░ 0277118845, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░                         ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 06 ░░░░░░░ 2024 ░░░░

2-4605/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Байдуганова Надежда Сергеевна
Ответчики
Министерство земельный и имущественных отношений
Другие
Администрация ГО г. Уфа Республики Башкортостан
Управление земельных и имущественных отношений администрации ГО город Уфа
СНТ "Нефтяник-1"
Суд
Орджоникидзевский районный суд г. Уфы
Дело на сайте суда
ordjonikidzovsky.bkr.sudrf.ru
02.09.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.09.2024Передача материалов судье
06.09.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.09.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.10.2024Подготовка дела (собеседование)
01.10.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
29.10.2024Предварительное судебное заседание
25.11.2024Судебное заседание
06.12.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.12.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
26.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее