Дело № 2-619/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ г. Кашира Московской области
Каширский городской суд Московской области
в составе: председательствующего судьи Леоновой С.М.,
при секретаре судебного заседания Токмаковой В.А.,
а также с участием истца Голевой Е.А., представителя ответчика ГУ-УПФР № 35 по г. Москве и Московской области по доверенности Кузьмичевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-619/2020 по иску Голевой <данные изъяты> к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 35 по г. Москве и Московской области о защите пенсионных прав,
установил:
Истец Голева Е.А. обратилась с указанным иском к ответчику ГУ-УПФР № 35 по г. Москве и Московской области и просит суд: признать незаконным решение об отказе в установлении пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика включить в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью периоды трудовой деятельности: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности директора ГУ МО «<данные изъяты>»; обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец, ссылаясь на нормы материального права, указанные в иске, мотивирует свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии, так как выработала педагогический стаж 25 лет. Решением от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, так как нет требуемого льготного (педагогического) стажа 25 лет. Согласно данным о стаже ответчиком приняты к учету льготного стажа следующие периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 л. 11 м. 23 дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 л. 02 мес. 08 дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 л. 03 м. 27 дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 л. 02 мес. 07 дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 л. 02 мес. 07 дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 л. 02 мес. 19 дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 л. 06 мес. 00 дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 л. 10 мес. 04 дн), ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 л. 02 мес. 04 дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 л. 00 мес. 30 дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02 г. 00 мес. 25 дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 л. 05 мес. 06 дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 л. 00 мес. 27 дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 л. 00 мес. 23 дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 л. 04 мес. 19 дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 л. 09 мес. 26 дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 л. 06 мес. 01 дн.) в должности учителя школы №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (7 лет 03 мес. 13 дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 л. 04 м. 11 дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 л. 03 мес. 26 дн.) в должности учителя школы №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 л. 11 мес. 29 дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности директора МБОУ «<данные изъяты>». Таким образом, ответчиком принято для льготного стажа только 24 года 06 месяцев 18 дней. С решением об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости истец не согласна, так как считает его незаконным, поскольку не принят к зачету стаж ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 л. 08 мес. 12 дн.) в должности директора в ГУ МО «<данные изъяты>». Полагает, что спорный период работы должен быть включен в ее педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости. Должность «Директор» предусмотрена п. 1 раздела «Наименование должностей» Списка №781, а учреждение - ГУ МО «<данные изъяты>» предусмотрен п. 1.13 Списка учреждения социального обслуживания: реабилитационный центр для несовершеннолетних. Поскольку истец в спорный период времени работала в должности директора ГУ МО «<данные изъяты>», и учитывая, что и должность и учреждение, предусмотрены Списком, то к спорным правоотношениям применим п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781, в соответствии с которым периоды работы в учреждениях социального обслуживания, указанных в п. 1.13 раздела «Наименование учреждений» Списка засчитываются в стаж работы при условии выполнения суммарно по основному и другим местам работы нормы рабочего времени педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы должностной оклад, независимо от времени, когда выполнялась эта работа. В указанный период она работала на полную ставку. Закон не связывает возникновение права на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» именно только с преподавательской деятельностью в качестве учителя. По условиям трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ истцу был установлен ненормированный рабочий день при нормальной продолжительности рабочего времени 40 часов в неделю и основной отпуск продолжительностью 56 календарных дней. Считает, что отпуск в размере 56 календарных дней подтверждает, что спорный период времени должен быть включен в педагогический стаж, так как в соответствии со ст. 334 ТК РФ педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством Российской Федерации, в то время как работникам других профессий в соответствии со ст. 115 ТК РФ ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Все сказанное свидетельствует о выполнении истцом в полном объеме нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы должностного оклада. Из Устава ГУ МО «<данные изъяты>» следует, что Центр создан с целью оказания социальной, психологической, юридической, педагогической и других видов помощи несовершеннолетним детям, для профилактики безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних, а также социальной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Видом деятельности Центра являются в том числе обучение и воспитание несовершеннолетних по соответствующим образовательным программам. Считает, что спорные периоды работы должны быть включены в ее педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости и следовательно она имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости (л.д. 6-7 - исковые требования).
Истец Голева Е.А. в судебном заседании исковые требования, и доводы, изложенные в иске, поддержала в полном объеме и просила иск удовлетворить, считает, что спорный период подлежит включению в педагогический стаж, в соответствии с действующим законодательством и пенсия должна быть назначена именно с момента обращения с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика ГУ УПФР № 35 по г. Москве и Московской области просила отказать в удовлетворении заявленных истцом исковых требований, решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости считает законным и обоснованным, поскольку истцом не выработан специальный педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости. Учреждением за спорный период не было представлено сведений, о лицах, которые осуществляют педагогическую деятельность. Кроме того в ходе камеральной проверки, также не было представлено документов, свидетельствующих о том, что истцом осуществлялась педагогическая деятельность.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в ГУ-УПФР № 35 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (заявление Голевой Е.А.).
Решением ГУ-УПФР № 35 по г. Москве и Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № Голевой Е.А. было отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого льготного стажа 25 лет. Для досрочного назначения страховой пенсии по старости учтено 24 г. 06 мес. 18 дн. При этом указано, что ответчиком не учтены периоды, так как не подтверждено выполнение основных должностных обязанностей, связанных с педагогической деятельностью в учреждениях для детей: курсы - 00 л. 00 м. 04 дн., учебные отпуска - 00 л. 02 м. 29 дн., нахождение в административных отпусках без сохранения заработной платы - 00 л. 00 м. 12 дн., по выписке из лицевого счета - 00 л. 00 м. 02 дн., не подтверждена педагогическая деятельность - 00 л. 08 м. 12 дн. - ГКУ СО МО «<данные изъяты>»» (л.д. 9).
Из данных о стаже усматривается, что периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 л. 08 мес. 12 дн.) в должности директора в ГУ МО «<данные изъяты>» посчитаны как периоды работы в обычных условиях (л.д. 10-12).
Копией трудовой книжки, справкой № исх. от ДД.ММ.ГГГГ, копией приказа №-КТ от ДД.ММ.ГГГГ, копией трудового договора подтверждается, что Голева Е.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 л. 08 мес. 12 дн.) работала в должности директора в ГУ МО «<данные изъяты>». Из трудовой книжки также усматривается, что истец осуществляла педагогическую деятельность, которая ответчика включена в специальный стаж (л.д. 13, 16, 17-31, 32-35).
Согласно справки, уточняющей условия работы, дающие права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, лечебную деятельность по охране труда здоровья населения государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения ГУ МО «<данные изъяты>» переименовано в ГБУСО МО «<данные изъяты>» и переименовано в ГКУСО МО «<данные изъяты>» (л.д. 14-15).
Из должностных обязанностей, утвержденных приказом Министерства социальной защиты населения Правительства Московской области от 07.02.2006 №25-к следует, что в обязанности директора ГУ МО «<данные изъяты>», подведомственного Министерству социальной защиты населения Московской области входит обеспечивать строгое соблюдение законности в деятельности учреждения; создавать условия для полноценной защиты прав и законных интересов детей и подростков; осуществлять техническое оснащение учреждения современными средствами реабилитации воспитанников, внедрять прогрессивные формы и методы работы по обслуживанию детей и подростков; целенаправленно расходовать бюджетные ассигнования; проводить мероприятия по привлечению внебюджетных средств на укрепление материально-технической базы учреждения и улучшение условий содержания детей и подростков; планировать мероприятия жизнедеятельности детей, разрабатывать годовые, квартальные, месячные, недельные планы; проводить мероприятия по выявлению детей, нуждающихся в экстренной социальной помощи; защищать имущественные интересы учреждениях и детей в суде, арбитраже, органах государственной власти и управления; принимать меры по обеспечению учреждения квалифицированными кадрами, развитию их профессиональных знаний и опыта, безопасности труда; организовывать работу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений учреждения как между собой, так и с управлениями и отделами Министерства; решать оперативные вопросы в пределах совей компетенции, определенной Уставом учреждения, касающейся финансово-экономической и производственно-хозяйственной деятельности учреждения; организовывать противопожарную безопасность и проведение первоочередных мероприятий на случай чрезвычайных ситуаций; распределять обязанности между заместителями. Из инструкции также следует, что директор обязан в том числе обеспечивать организацию занятий, кружков, секций, творческих групп.
Согласно Акта камеральной проверки достоверности сведений о периодах работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение Голевой Е.А. в должности директора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГКУ СО МО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ №, списки работников, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с педагогической деятельностью, указанной организацией не предоставлялись. Индивидуальные сведения персонифицированного учета о стаже застрахованных лиц предоставлялись на работников Центра «<данные изъяты>» без кода «Выслуга». Проверкой установлено, что наименование учреждения соответствует Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Центр «<данные изъяты>» в соответствии со своими основными видами деятельности является учреждением социальной защиты населения. Однозначно, назвать его учреждением только для детей нельзя, так как специалисты оказывают комплекс социальных услуг семьям с детьми и женщинам, находящимся в кризисном состоянии, и отнести весь этот комплекс услуг только к педагогической деятельности нет основания.
Подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В силу части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "м" пункта 1, пунктом 3 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется, в том числе, Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (далее по тексту - Список), а исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением, в том числе Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (далее по тексту - Правила).
Должность истца - директора предусмотрена в п. 1 раздела "Наименование должностей" Списка.
Пунктом 1.13 указанного раздела "Наименование учреждений" Списка предусмотрены учреждения социального обслуживания: социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке засчитываются в стаж независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы, за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
Пунктом 5 указанных Правил установлено, что периоды работы в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" списка, в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка, а также периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
Из изложенных нормативных положений следует, что устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Исходя из анализа должностной инструкции директора ГУ МО «<данные изъяты>», суд приходит к выводу, что работа по этой должности непосредственно не связана с образовательным (воспитательным) процессом.
Таким образом, условие о том, что работа в должности директора должна быть непосредственно связана с образовательным (воспитательным) процессом, не соблюдено.
Часть 3 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, в отношении педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, в отношении иных педагогических работников.
Как следует из материалов дела, работая в должности директора, истец не вела педагогическую деятельность с педагогической нагрузкой. При таких обстоятельствах отсутствие у истца требуемой нормы педагогической нагрузки свидетельствует о невозможности зачета спорных периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку с учетом периодов, засчитанных ответчиком в бесспорном порядке, специальный стаж истца на дату обращения за указанной пенсией составил менее 25 лет, оснований для назначения пенсии с даты обращения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Голевой <данные изъяты> к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 35 по г. Москве и Московской области о защите пенсионных прав, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Каширский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме - ДД.ММ.ГГГГ.
Федеральный судья С.М. Леонова