Дело №
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
01 марта 2017 года <адрес> край
Бикинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Лавенецкой Н.Ю.
при секретаре ФИО2
с участием помощника Бикинского городского прокурора ФИО5, представителя ответчика - администрации Бикинского муниципального района <адрес> ФИО3, действующей на основании доверенности от <дата>., представителя третьего лица Управления образования администрации Бикинского муниципального района <адрес> ФИО4, действующей на основании доверенности от <дата>,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бикинского городского прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению основной общеобразовательной школе сельского поселения «<адрес>» Бикинского муниципального района <адрес>, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению основной общеобразовательной школе <адрес> муниципального района <адрес>, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению основной общеобразовательной школе № <адрес> муниципального района <адрес>, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению основной общеобразовательной школе № <адрес> муниципального района <адрес>, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению основной общеобразовательной школе № <адрес> муниципального района <адрес>, Администрации Бикинского муниципального района <адрес>, Министерству образования и науки <адрес>, Министерству финансов <адрес> о возложении обязанности по оборудованию образовательных учреждений стрелковым тиром или местом для стрельбы (электронным стрелковым тренажером),
У С Т А Н О В И Л:
Бикинский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению основной общеобразовательной школе сельского поселения «<адрес>» Бикинского муниципального района <адрес>, Администрации Бикинского муниципального района <адрес> о возложении обязанности по оборудованию образовательных учреждений стрелковым тиром или местом для стрельбы (электронным стрелковым тренажером).
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что Бикинской городской прокуратурой осуществляется надзор за соблюдением норм федерального законодательства на территории Бикинского муниципального района. При осуществлении надзора выявлены нарушения требований федерального законодательства о военно-патриотическом воспитании молодежи в деятельности МБОУ ООШ сельского поселения «<адрес>». Во исполнение постановления Правительства РФ от <дата>. № «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе» совместным приказом Министра обороны РФ №, Минобрнауки РФ № от <дата> утверждена Инструкция об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах. Согласно п. 14 указанной Инструкции в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер). Проведенной проверкой установлено, что в МБОУ ООШ сельского поселения «<адрес>» отсутствует стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер). Выявленные факты нарушают право учащихся на образование гарантированное Конституцией РФ.
Бикинский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с аналогичными исками к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению основной общеобразовательной школе <адрес> муниципального района <адрес>, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению основной общеобразовательной школе № <адрес> муниципального района <адрес>, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению основной общеобразовательной школе № <адрес> муниципального района <адрес>, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению основной общеобразовательной школе № <адрес> муниципального района <адрес>, Администрации Бикинского муниципального района <адрес>.
Определением Бикинского городского суда <адрес> от <дата>. гражданские дела по искам Бикинского городского прокурора к МБОУ ООШ сельского поселения «<адрес>», МБОУ ООШ Оренбургского сельского поселения, МБОУ ООШ № <адрес>, МБОУ ООШ № <адрес>, МБОУ ООШ № <адрес>, Администрации Бикинского муниципального района <адрес> объединены в одно производство.
Определением Бикинского городского суда <адрес> от <дата> по данному делу в качестве соответчиков привлечены Министерство образования и науки <адрес>, Министерство финансов <адрес>.
В судебном заседании помощник Бикинского городского прокурора ФИО5 исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации Бикинского муниципального района <адрес> ФИО3 исковые требования не признала. Пояснила, что требование прокурора основано на Приказе Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ от <дата>. №. Вышеуказанным приказом утверждена инструкция об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах. МБОУ ООШ сельского поселения «<адрес>», МБОУ ООШ <данные изъяты> МБОУ ООШ № <адрес>, МБОУ ООШ № <адрес>, МБОУ ООШ № <адрес>, не являются образовательными учреждениями среднего (полного) общего образования, профессионального и среднего профессионального образования. Следовательно, вышеуказанная инструкция в данном случае применению не подлежит. По указанным основаниям просила в удовлетворении исковых требований Бикинскому городскому прокурору отказать.
В судебном заседании представитель Управления образования администрации Бикинского муниципального района <адрес> ФИО6, с доводами представителя администрации Бикинского муниципального района согласилась, просила в удовлетворении исковых требований Бикинского городского прокурора отказать.
В судебное заседание не явились представители ответчиков МБОУ ООШ сельского поселения «<адрес>», МБОУ ООШ <данные изъяты>, МБОУ ООШ № <адрес>, МБОУ ООШ № <адрес>, МБОУ ООШ № <адрес>. О месте и времени рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В судебное заседание не явился представитель ответчика Министерства образования и науки <адрес>, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть без его участия, представил отзыв, согласно которому Министерство образования исковые требования не признает в полном объеме. В соответствии с частью 2 Федерального закона от <дата> № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № утверждено Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе. Согласно статьям 12, 13, 14 Закона о военной службе с учетом уточнений, содержащихся в пунктах 3, 5, 18 Положения о подготовке, получение начальных знаний в области обороны, подготовка по основам военной службы и военно- патриотическое воспитание проводятся, в том числе в образовательных учреждениях основного общего образования, среднего общего образования. Абзацем 3 части 1 Положения о подготовке установлено, что финансирование подготовки граждан к военной службе в целом осуществляется за счет средств Федерального бюджета. Частью 3 статьи 14 Закона о военной службе устанавливается, что финансирование деятельности по военно-патриотическому воспитанию граждан осуществляется за счет средств Федерального бюджета. Системный анализ приведенных выше норм права позволяет сделать однозначный вывод о том, что финансовое обеспечение всех мероприятий, предусмотренных Инструкцией, следовательно, в том числе по созданию в учебных заведениях учебно-материальной базы, предусмотренной пунктом 14 Инструкции, является расходным обязательством Российской Федерации. Принимая во внимание, что требования к оснащению учебно-материальной базы носят рекомендательный характер, а ее формирование должно соответствовать требованиям стандарта среднего общего образования, учитывая также, что изучение основ технической и прикладной физической подготовки, в том числе, упражнение на специальных снарядах, изучения оружия, занятия в стрелковом тире, преодоление полос препятствий входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ на профильном уровне в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта среднего образования по основам безопасности жизнедеятельности, а изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» осуществляется в Учреждениях на базовом уровне, оснований для оборудования Учреждений стрелковым тиром или местом для стрельбы, не имеется. В связи с чем, просит отказать в удовлетворении иска Бикинского городского прокурора в полном объеме.
В судебное заседание не явился представитель ответчика Министерства финансов <адрес>, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть без его участия, представил отзыв, согласно которому Министерство финансов <адрес> с заявленными исковыми требованиями не согласно. Частью 1 статьи 1 Федерального закона от <дата> № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - №-Ф3) составной частью воинской обязанности граждан Российской Федерации является обязательная подготовка к военной службе. Статьей 12 №-Ф3 предусмотрено, что федеральными государственными образовательными стандартами среднего общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны. Поскольку порядок подготовки граждан к военной службе определятся Правительством Российской Федерации <дата> за номером 1441 постановлением утверждено положение "Об утверждении положения о подготовке граждан российской федерации к военной службе". Пунктом 4 Положения предусмотрена подготовка граждан Российской Федерации к военной службе, а именно граждан мужского пола получение знаний в области обороны в соответствии с примерной программой обучения, согласованной с министерством Обороны Российской Федерации.
В силу пункта 5 Положения подготовка по основам военной службы предусматривается для граждан мужского пола и проводится в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования в течение последних 2 лет обучения и в учебных пунктах.
Вместе с тем, в пункте 6 Положения о подготовке к военной службе закреплено, что подготовка граждан по основам военной службы проводится в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Согласно, свидетельств об аккредитации образовательных учреждений: МБОУ ООШ № <адрес> от <дата> №, МБОУ ООШ сельского поселения "<адрес>" от <дата> №, МБОУ ООШ № <адрес> от <дата> №, МБОУ ООШ № <адрес> от <дата> №, МБОУ ООШ <данные изъяты> от<дата> № данные учебные учреждения являются образовательными учреждениями начального и основного общего образования. Приказом министерства образования <адрес> от <дата> № "Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для учреждений среднего (полного) общего образования <адрес>" утвержден базисный план и примерные планы учебных учреждений.
Согласно базисного учебного плана для учебного учреждения среднего (полного) общего образования <адрес> "Основы безопасности жизнедеятельности" изучаются на базовом уровне в 10 и 11 классах в количестве 70 часов. Основываясь на вышеизложенном к данным школам не могут быть применены требования с которыми прокурор обратился в суд, поскольку данные учебные учреждения не осуществляют среднее (полное) образование в соответствии с образовательным стандартом среднего (полного) общего образования. По указанным причинам, считают, что нет правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Выслушав объяснения прокурора, представителя ответчика Администрации Бикинского муниципального района <адрес>, Управления образования администрации Бикинского муниципального района <адрес>, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 1 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Согласно положениям п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита охраняемых законом интересов общества и государства.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступное бесплатное дошкольное образование, основное общее и среднее профессиональное в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Российская Федерация устанавливает федеральные государственные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Федеральный закон от <дата> №-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" регулирует отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование. Законом установлены правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в области образования, общие правила функционирования системы образования, положение участников отношений в сфере образования.
Частью 3 статьи 5 №- ФЗ гарантированы общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от <дата> № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" составной частью воинской обязанности граждан Российской Федерации является обязательная подготовка к военной службе.
Согласно статье 11 №-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе" в число элементов обязательной подготовки граждан к военной службе входит: получение начальных знаний в области обороны; подготовка по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций; военно-патриотическое воспитание; подготовка по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата; медицинское освидетельствование.
Статьей 12 Ф3 "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрено, что федеральными государственными образовательными стандартами среднего общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны.
Согласно ст. 13 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", до призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования. Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных организаций в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы предусматривает проведение с такими гражданами учебных сборов.
Порядок подготовки граждан к военной службе определятся Правительством Российской Федерации <дата> за № постановлением утверждено положение "Об утверждении положения о подготовке граждан российской федерации к военной службе".
Пунктом 4 Положения предусмотрена подготовка граждан Российской Федерации к военной службе, а именно граждан мужского пола получение знаний в области обороны в соответствии с примерной программой обучения, согласованной с министерством Обороны Российской Федерации.
В силу пункта 5 Положения подготовка по основам военной службы предусматривается для граждан мужского пола и проводится в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования в течение последних 2 лет обучения и в учебных пунктах.
Вместе с тем, в пункте 6 Положения о подготовке к военной службе закреплено, что подготовка граждан по основам военной службы проводится в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
В совместном приказе министра обороны Российской Федерации и министра образования и науки Российской Федерации от <дата> №, в пункте 13 его Приложения конкретизировано, что подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в рамках предмета "Основы безопасности жизнедеятельности".
Пунктом 14 Инструкции предусмотрено, что в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов.
Приказом министерства образования Российской Федерации от <дата> № утвержден федеральный компонент государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
В соответствии с абзацем 8 Общих положений Части II "Среднее (полное) общее образование" Федерального компонента учебные предметы федерального компонента представлены на двух уровнях - базовом и профильном.
Изучение основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни; государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
- воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества;
- развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении здорового образа жизни;
- овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
Стандартом среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности Части II "Среднее (полное) общее образование" Федерального компонента установлен обязательный минимум содержания основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне среднего (полного) общего образования, согласно которому по направлению "Основы обороны государства и воинской обязанности" должны быть изучены: основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации; порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу; основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе, основные виды военнопрофессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы, требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника, а так же владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; владеть навыками в области гражданской обороны; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Стандартом среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности Части II "Среднее (полное) общее образование" Федерального компонента установлен также обязательный минимум содержания основ безопасности жизнедеятельности на профильном уровне среднего (полного) общего образования.
Изучение основ безопасности жизнедеятельности на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на получение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; об основах обороны государства, о порядке подготовки граждан к военной службе, призыва и поступления на военную службу, прохождения военной службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы; овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим; развитии качеств личности (эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, готовности к перегрузкам, умения действовать в условиях физического и психологического напряжения и др.), необходимых гражданину для прохождения военной службы по призыву или контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации или других войсках, воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; уважения к героическому наследию России, ее государственной символике; патриотизма и чувства долга по защите Отечества.
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на профильном уровне ученик должен понимать: основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания; основные задачи и структуру государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; основы российского законодательства о защите Отечества и воинской обязанности граждан; основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы; нормы международного гуманитарного права; назначение и боевые свойства личного оружия; средства массового поражения и их поражающие факторы; защитные сооружения гражданской обороны и правила их использования; правила приема в образовательные учреждения военного профессионального образования, МВД России, ФСБ России, МЧС России; правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств).
Из изложенного видно, что в обязательный минимум содержания основных образовательных программ федерального компонента стандартов основного общего образования базового уровня среднего (полного) образования по основам безопасности жизнедеятельности не включены занятия по изучению и освоение приемов и правил стрельбы, занятия по выполнению начальных упражнений стрельбы.
Наличие стрелковых тиров или мест для стрельбы не входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ федерального компонента стандартов основного общего образования базового уровня среднего (полного) образования по основам безопасности жизнедеятельности.
Системный анализ Федерального компонента и Инструкции (пункты 13, 14) позволяют сделать однозначный вывод о том, что нормативные требования материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, в том числе по оборудованию предметных кабинетов учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, стрелковыми тирами или местами для стрельбы, соотносятся с изучением предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" на профильном уровне.
В судебном заседании установлено, что согласно, свидетельств об аккредитации образовательных учреждений: МБОУ ООШ № <адрес> от <дата> №, МБОУ ООШ сельского поселения "<адрес>" от <дата> №, МБОУ ООШ № <адрес> от <дата> №, МБОУ ООШ № <адрес> от <дата> №, МБОУ ООШ Оренбургского сельского поселения от<дата> № данные учебные учреждения является образовательными учреждениями начального и основного общего образования.
МБОУ ООШ Оренбургского сельского поселения разработана рабочая программа по ОБЖ для 5-9 классов на <дата> учебный год. Как следует из программы, в учебном плане основного общего образования в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования впервые вводиться обязательное изучение учебного предмета ОБЖ для учащихся 7-9 классов, 5-6 класс из части, формируемой участниками образовательного процесса. На изучение предмета отводиться 174 часа, из них: 5 класс – 35 часов (1 час в неделю); 6 класс – 35 часов (1 час в неделю); 7 класс – 35 часов (1 час в неделю); 8 класс – 35 часов (1 час в неделю); 9 класс – 34 часов (1 час в неделю).
Согласно рабочей программы по учебному предмету ОБЖ МБОУ ООШ № <адрес> края (5-9 классы) на <дата> учебный год, программа рассчитана на 35 учебных часа в год в каждом классе, в неделю – 1 час.
Согласно рабочей программы ОБЖ МБОУ ООШ № <адрес> муниципального района <адрес>, На изучение предмета в 7 классе отводиться 34 часа (1 час в неделю); 8 класс – 34 часа (1 час в неделю); 9 класс – 34 часа (1 час в неделю).
Согласно рабочей программы ОБЖ МБОУ ООШ сельского поселения «<адрес>» для 8-9 классов, на изучение предмета отводиться 1 час в неделю (всего 34 часов).
Доводы Бикинского городского прокурора основаны на п. 14 Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной Приказом Минобороны РФ и Министерства образования и науки № от 24.02.2010г., которым определено, что в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии, с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствия, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).
Однако в п. 13 Инструкции, обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» - образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования; в рамках дисциплины «безопасность жизнедеятельности» в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования.
Таким образом п. 13 указанной Инструкции разделены образовательные учреждения среднего (полного) общего образования и образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Федеральным государственным образовательным стандартом Минобразования РФ от 24.02.2010г. не установлены требования к созданию учебно-материальной базы по основам безопасности жизнедеятельности.
Различными приказами Министерства образования и науки РФ утверждены и введены в действие федеральные государственные стандарты начального и среднего профессионального образования по целому ряду специальностей. В этих федеральных государственных образовательных стандартах в перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений включен стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Таким образом, в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования создание и оборудование стрелковых тиров или мест для стрельбы (электронных стрелковых тренажеров) не требуется, поскольку такое требование не установлено федеральным государственным стандартом начального общего, основного-общего и среднего (полного) общего образования.
Требование умения вести стрельбу из автомата по неподвижной цели предъявляется к выпускникам образовательных учреждений среднего (полного) общего образования освоившим программу основ безопасности жизнедеятельности на профильном уровне.
Помимо этого, иск прокурором предъявлен к МБОУ ООШ сельского поселения «<адрес>», МБОУ ООШ <данные изъяты>, МБОУ ООШ № <адрес>, МБОУ ООШ № <адрес>, МБОУ ООШ № <адрес>, со ссылкой на Инструкцию № от <дата>., которая регламентирует обучению начальным знаниям в области обороны в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, начального профессионального и среднего профессионального образования. Указанные школы к таким учреждениям не относятся, так как являются основными общеобразовательными школами и реализуют образовательные программы основного общего образования только с 1 по 9 класс включительно.
При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования Бикинского городского прокурора удовлетворению не подлежат, поскольку учащимся предоставлен гарантированный необходимый уровень подготовки по основам воинской службы.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Бикинского городского прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению основной общеобразовательной школе сельского поселения «<адрес>» Бикинского муниципального района <адрес>, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению основной общеобразовательной школе <адрес> муниципального района <адрес>, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению основной общеобразовательной школе № <адрес> муниципального района <адрес>, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению основной общеобразовательной школе № <адрес> муниципального района <адрес>, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению основной общеобразовательной школе № <адрес> муниципального района <адрес>, Администрации Бикинского муниципального района <адрес>, Министерству образования и науки <адрес>, Министерству финансов <адрес> о возложении обязанности по оборудованию образовательных учреждений стрелковым тиром или местом для стрельбы (электронным стрелковым тренажером) – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в <адрес>вой суд в апелляционном порядке через Бикинский городской суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.Ю. Лавенецкая
Решение принято в окончательной форме <дата>.