Решение по делу № 2а-781/2020 от 09.01.2020

УИД 22RS0067-01-2020-000509-64

№ 2а-781/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Барнаул 04 марта 2020 года

Октябрьский районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Герлах Н.И.,

при секретаре Руф Е.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Исламовой Марины Темирзяновны к Министерству юстиции Российской Федерации об оспаривании распоряжения органа государственной власти,

УСТАНОВИЛ:

Исламова М.Т. обратилась в суд с административным исковым заявлением об отмене распоряжения Министерства юстиции РФ -рн от ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на то, что в настоящее время отбывает наказание по приговору Индустриального районного суда г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Министерства юстиции РФ ее пребывание на территории РФ признано нежелательным. С данным распоряжением не согласна, полагает его необоснованным, поскольку она с ноября 1991 года проживает на территории РФ, в настоящее время на территории РФ проживает ее брат Переходин А.В., отец Исламов Т.Г. и супруг Шандыбин А.Н., а в Республике Казахстан она не имеет места жительства и родственников, не владеет казахским языком. Полагает, что распоряжение нарушает ее права, предусмотренные ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В судебное заседание административный истец не явилась, отбывает наказание в ФКУ ИК-11 УФСИН России по Алтайскому краю, извещена о месте и времени слушания дела, расписка имеется, ходатайств не поступало.

Представитель административного ответчика Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) по доверенности Фофанова М.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, указывая, что распоряжение Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ принято законно и обоснованно, уполномоченным органом и в соответствии с действующим порядком.

Суд, с учетом мнения представителя административного ответчика, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие Исламовой М.Т.

Выслушав представителя административного ответчика Фофанову М.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Исламова М.Т., ДД.ММ.ГГГГ г.р. является лицом без гражданства. Указанные обстоятельства подтверждаются заключением о проверки принадлежности к гражданству РФ от ДД.ММ.ГГГГ, сообщениями УФМС по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно, на отношения, участником которых она является, распространяется Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), который определяет правовое положение иностранных граждан (лиц без гражданства) в Российской Федерации, а также регулирует отношения между ними, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в том числе в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан (лиц без гражданства) в Российской Федерации.

Российская Федерация как самостоятельное государство, обладая суверенитетом, воспользовалась своим правом ограничивать пребывание на своей территории иностранных граждан, приняв Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон N 114-ФЗ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 27 Федерального закона N 114-ФЗ, въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если: иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.

На основании части 4 статьи 25.10 Федерального закона N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)". Порядок принятия, приостановления действия и отмены решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такое решение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством Юстиции Российской Федерации принято распоряжение о нежелательном пребывании (проживании) в Российской Федерации Исламовой М.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки Казахской ССР, являющейся лицом без гражданства. Распоряжение принято в соответствии с частью 4 статьи 25.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".

Установлено, что приговором Индустриального районного суда г.Барнаула Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ Исламова М.Т. осуждена по части 3 статьи 30, пункту «б» части 2 статьи 228.1, части 1 статьи 30, пункту «г» части 3 статьи 228.1, части 3 статьи 30, пунктам «а,б» части 2 статьи 228.1, части 2 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации к 8 годам 6 месяцам лишения свободы, направлена для отбывания наказания в исправительную колонию общего режима.

Принимая во внимание положения Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 199 "Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такое решение" (в редакции действующей на момент принятия решения на ДД.ММ.ГГГГ) и п.п.33 п.7 Положения о Министерстве юстиции РФ, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции действующей на момент принятия решения на ДД.ММ.ГГГГ), суд установил, что распоряжение -рн от ДД.ММ.ГГГГ о нежелательном пребывании (проживании) в Российской Федерации Исламовой М.Т. вынесено уполномоченным на то органом, поскольку именно Минюст России по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ являлся федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

Как усматривается из содержания вышеприведенного распоряжения Минюста РФ -рн от ДД.ММ.ГГГГ, основанием его вынесения явились данные, связанные с осуждением Исламовой М.Т. по приговору Индустриального районного суда г.Барнаула Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ.

Инструкцией о порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, утвержденной Приказом Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 171, предусмотрено, что администрация учреждения, исполняющего наказание: а) при наличии указанных в законе оснований оформляет в отношении иностранного гражданина, осужденного за совершение умышленного преступления, за 6 месяцев до его освобождения, в том числе возможного условно-досрочного, либо в течение 3 дней после возбуждения ходатайства о досрочном освобождении по иным основаниям, предусмотренным законом, опросный лист (приложение 1), заключение о необходимости принятия решения о нежелательности его пребывания (проживания) на территории России (приложение 2) и направляет эти документы в установленном порядке в Федеральную службу исполнения наказаний (далее - ФСИН России) через ее территориальные органы вместе с копиями вводной и резолютивной частей приговора, других судебных решений, а также иных документов, на которые делаются ссылки в заключении; б) знакомит под роспись осужденного иностранного гражданина с распоряжением Минюста России о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации и приобщает копию указанного распоряжения к личному делу осужденного.

Территориальный орган ФСИН России: а) утверждает заключение администрации учреждения, исполняющего наказание, заверяет печатью установленного образца и направляет документы в центральный аппарат ФСИН России; б) направляет копию распоряжения Минюста России о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в учреждение, исполняющее наказание, для ознакомления осужденного.

Центральный аппарат ФСИН России: а) обеспечивает контроль за территориальными органами ФСИН России в части сроков подготовки и качества исполнения ими представляемых документов; б) проверяет наличие оснований, препятствующих принятию решения о нежелательности пребывания (проживания), при необходимости запрашивает дополнительные документы, в том числе заключения Федеральной миграционной службы о наличии либо отсутствии у лица российского гражданства; в) по результатам рассмотрения документов, но не позднее чем за 3 месяца до предстоящего освобождения иностранного гражданина или лица без гражданства направляет в Департамент международного права и сотрудничества Минюста России представление о необходимости принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (приложение N 3) с приложением необходимых документов; г) направляет копию распоряжения Минюста России о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в адрес территориального органа ФСИН России.

Департамент международного права и сотрудничества Минюста России на основе представленных ФСИН России документов: а) готовит проект распоряжения Минюста России о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (приложение N 4); б) возвращает документы во ФСИН России для дополнительной проверки и подготовки необходимых документов; в) в случае несогласия с представлением Федеральной службы исполнения наказаний готовит заключение по документам ФСИН России о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (приложение N 5) и представляет его в установленном порядке на подпись заместителю Министра, курирующему данное направление деятельности.

Департамент международного права и сотрудничества Министерства юстиции Российской Федерации направляет в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами безопасности, информацию (представление) об издании распоряжения Минюста России о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства для ведения учета лиц, которым въезд в Российскую Федерацию не разрешен.

Такая же информация направляется в Федеральную миграционную службу в целях исключения возможности нахождения указанной категории лиц на территории Российской Федерации после освобождения из мест лишения свободы и оперативного принятия мер по их депортации за пределы России.

Оспариваемое распоряжение Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ о нежелательном пребывании (проживании) в Российской Федерации Исламовой М.Т. принято в соответствии с порядком, установленным вышеназванной Инструкцией.

Как было указано ранее, приговором Индустриального районного суда г.Барнаула Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ Исламова М.Т. была осуждена по части 3 статьи 30, пункту «б» части 2 статьи 228.1, части 1 статьи 30, пункту «г» части 3 статьи 228.1, части 3 статьи 30, пунктам «а,б» части 2 статьи 228.1, части 2 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации к 8 годам 6 месяцам лишения свободы, отбывает наказание до настоящего времени.

ДД.ММ.ГГГГ ФКУ ИК-11 УФСИН России по Алтайскому краю оформило опросный лист и в ДД.ММ.ГГГГ заключение о необходимости принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) на территории России в отношении Исламовой М.Т. и направило эти документы в ФСИН России, которое в свою очередь ДД.ММ.ГГГГ составило представление о необходимости принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации лица без гражданства Исламовой М.Т., подлежащей освобождению из мест лишения свободы и направило его в Минюст России.

Согласно заключению начальника ФКУ ИК-11 УФСИН России по Алтайскому краю от мая 2019 года и представлению УФСИН России в Минюст России от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации лица без гражданства Исламовой М.Т., подлежащей освобождению из мест лишения свободы, административный истец за время пребывания на территории России совершила особо тяжкие преступления, ранее неоднократно судима, создала реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации. За период отбывания наказания в местах лишения свободы охарактеризована отрицательно.

Таким образом, судом достоверно установлено и не опровергается материалами дела, что Исламова М.Т., ДД.ММ.ГГГГ уроженка Казахской ССР, являясь лицом без гражданства, пребывая на территории Российской Федерации, лояльности к правопорядку Российской Федерации не проявляла и законы Российской Федерации не соблюдала, на территории Российской Федерации ею совершены умышленные преступления против здоровья населения и общественной нравственности, связанные с незаконным оборотом наркотиков,относящиеся к категории особо тяжких, на момент рассмотрения дела судимость по приговору от ДД.ММ.ГГГГ не погашена.

Поскольку совершенные Исламовой М.Т. преступления, характеризуются повышенной степенью общественной опасности, а наличие непогашенной судимости за совершение на территории Российской Федерации тяжкого и особого тяжкого преступления является основанием, препятствующим иностранному гражданину или лицу без гражданства в получении вида на жительство, разрешения на временное проживание, а также гражданства Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 7, пункт 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", часть 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации"), является основанием к закрытию въезда в РФ, суд приходит к выводу, что решение Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) административного истца в Российской Федерации со всей очевидностью является законным и обоснованным с учетом степени опасности деяния заявителя и не противоречит правовой позиции Европейского Суда по правам человека, согласно которой признается оправданным вмешательство в семейную жизнь в случае осуждения лица за телесные повреждения, грабеж, преступления, связанные с наркотиками (решение от ДД.ММ.ГГГГ "Бугханеми (Boughanemi) против Франции").

В качестве довода незаконности оспариваемого распоряжения Исламова М.Т. ссылалась на наличие близких родственников, проживающих на территории РФ, а также ее длительное проживание на территории РФ.

Оценивая данные доводы, суд принимает во внимание, что в силу статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. При этом не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Однако, в силу пункта 3 статьи 12 Международного пакта от 16 декабря 1966 года о гражданских и политических правах и пункта 3 статьи 2 Протокола N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Страсбург 16 сентября 1963 года) право пребывания на территории суверенного государства может быть ограничено последним в случаях, предусмотренных законом, необходимых для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других лиц.

Реализуя нормы международного права, Конституция Российской Федерации также предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3).

Из этого же исходит и Конституционный Суд Российской Федерации, отмечая, что непогашенная или неснятая судимость служит основанием для оценки личности и совершенных ею преступлений как обладающих повышенной общественной опасностью, и поэтому предполагает применение в отношении лиц, имеющих судимость, возможность закрепления федеральным законом определенных дополнительных обременений, сохраняющихся в течение разумного срока после отбывания уголовного наказания, которые обусловлены в том числе общественной опасностью таких лиц, адекватны ей и связаны с обязанностью нести ответственность за виновное поведение (постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 3-П "По делу о проверке конституционности положений Уголовного кодекса Российской Федерации, регламентирующих правовые последствия судимости лица, неоднократности и рецидива преступлений, а также пунктов 1 - 8 постановления Государственной Думы от ДД.ММ.ГГГГ "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" в связи с запросом Останкинского межмуниципального (районного) суда города Москвы и жалобами ряда граждан").

При рассмотрении дела не установлено, что на территории РФ проживают близкие родственники Исламовой М.Т., с которыми у нее установлена стойкая семейная связь. Так, мать административного истца Исламова М.Ф. умерла, местожительство отца Исламова Т.Г. ей неизвестно, а ее брат Исламов В.Т. проживает в Республике Казахстан.

Доказательств того, что Переходин А.В. является ее братом суду не представлено, также не представлено доказательств наличия между ними стойкой семейной связи, при том, что данный гражданин РФ, со слов Исламовой М.Т. в объяснении от ДД.ММ.ГГГГ, является двоюродным братом.

Кроме того, исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 5 марта 2014 года N 628-О, семья и семейная жизнь, относясь к ценностям, находящимся под защитой Конституции Российской Федерации и международных договоров России, не имеют, однако, безусловного во всех случаях преимущества перед другими конституционно значимыми ценностями, а наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от законных и действенных принудительных мер в сфере миграционной политики, соразмерных опасности миграционных правонарушений (особенно массовых) и практике уклонения от ответственности.

Таким образом, само по себе наличие родственников у иностранного гражданина, проживающих в Российской Федерации, не влечет в безусловном порядке признание принудительных мер в сфере миграционной политики, принятых в отношении нее, нарушающими право на уважение его личной и семейной жизни, поскольку такие меры направлены на защиту интересов государства через принятие соответствующих мер органами государственной власти в отношении лица без гражданства, пребывающего в Российской Федерации и нарушающего порядок пребывания.

Исламова М.Т. имеет непогашенную судимость за совершение особо тяжких преступлений, данное обстоятельство является основанием для оценки ее поведения, как представляющего общественную опасность, и в таком случае при принятии решения о нежелательности пребывания, необходимо отдать приоритет интересам Российской Федерации, здоровью и безопасности населения страны.

Оценивая данные обстоятельства, суд полагает, что распоряжение принято с учетом степени общественной опасности совершенных административным истцом преступлений, исходя из приоритета интересов населения Российской Федерации, чья безопасность не может быть поставлена в зависимость от наличия у иностранного гражданина, имеющего непогашенную судимость за совершение преступления, семейных связей в Российской Федерации и ее нежелания покидать страну.

Длительное проживание Исламовой М.Т. на территории РФ, в том числе и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ничем не подтверждено и само по себе не преодолевает установленные законом основания для принятия оспариваемого решения.

При изложенных обстоятельствах у государственного органа имелись достаточные основания для вынесения соответствующего распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ о нежелательности пребывания (проживания) Исламовой М.Т. в Российской Федерации, в связи с чем, суд приходит к выводу о признании распоряжения соответствующим нормативно-правовым актам.

Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5770-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, принято уполномоченным государственным органом, в соответствии с действующим порядком принятия таких решений, а также, что принимая оспариваемый акт, государственный орган руководствовался нормами как национального законодательства, так и международного права, и с учетом интересов населения Российской Федерации, оснований для признания оспариваемого решения незаконным и его отмене у суда не имеется, а потому в удовлетворении административных исковых требований Исламовой М.Т. следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Исламовой Марины Темирзяновны к Министерству юстиции Российской Федерации об оспаривании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Барнаула.

Председательствующий Н.И. Герлах

Мотивированное решение изготовлено 11.03.2020

2а-781/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Исламова Марина Темирзяновна
Ответчики
Министерство юстиции Российской Федерации
Суд
Октябрьский районный суд г. Барнаул
Судья
Герлах Надежда Ивановна
Дело на сайте суда
oktabrsky.alt.sudrf.ru
09.01.2020Регистрация административного искового заявления
10.01.2020Передача материалов судье
10.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
07.02.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
12.02.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
12.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.03.2020Судебное заседание
11.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.03.2020Дело оформлено
04.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее