УИД 29RS0016-01-2023-000626-58
Строка 156г; госпошлина 0 руб.
Судья Склеймина Н.В. 8 октября 2024 г.
Докладчик Мананникова Т.А. | Дело № 33-7901/2024 | г. Архангельск |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Мананниковой Т.А.,
судей Жироховой А.А., Романовой Н.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО12
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-442/2024 по иску прокурора города Новодвинска к администрации городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» о возложении обязанности обеспечить земельные участки, выделенные под индивидуальное жилищное строительство, водоснабжением по апелляционной жалобе ответчика администрации городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» на решение Новодвинского городского суда Архангельской области от 19 июня 2024 г.
Заслушав доклад судьи Мананниковой Т.А., судебная коллегия
установила:
прокурор города Новодвинска в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к администрации городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» (далее - Администрация) о возложении обязанности обеспечить земельные участки, выделенные под индивидуальное жилищное строительство, водоснабжением.
В обоснование требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой города проверки по обращениям ФИО17., ФИО18 o бездействии органов местного самоуправления в вопросе обеспечения земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного строительства, объектами дорожной и инженерной инфраструктуры выявлены допущенные Администрацией нарушения законодательства o водоснабжении. Установлено, что на территории города в кадастровом квартале 29:26:010501 сформированы земельные участки c разрешенным видом использования «для строительства индивидуального жилого дома»: № В кадастровом квартале 29:26:010502 сформированы следующие земельные участки c разрешенным видом использования «для строительства индивидуального жилого дома»: 29:26:010502:757, 29:26:010502:763, 29:26:010502:991. Согласно генеральному плану муниципального образования «Город Новодвинск», утвержденному решением Городского Совета депутатов МО «Город Новодвинск» от 18 июня 2014 г. № 48, все указанные выше земельные участки расположены в территориальной зоне Ж.1 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами». Ссылаясь на действующее законодательство, полагает, что на органы местного самоуправления городских округов возложена обязанность по организации водоснабжения населения и водоотведения. Предоставив значительное количество земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, Администрацией в нарушение требований закона должных мер по обеспечению водоснабжением проживающих на них граждан не принято. При отсутствии централизованной системы холодного водоснабжения вопрос об организации нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоза питьевой воды Администрацией не решен.
Уточнив исковые требования, истец просил возложить на администрацию городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» обязанность в течение шести месяцев c момента вступления решения суда в законную силу обеспечить земельные участки, выделенные под индивидуальное жилищное строительство в кадастровом квартале 29№ водоснабжением в соответствии c требованиями действующего законодательства.
Решением Новодвинского городского суда Архангельской области от 27 июля 2023 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 31 октября 2023 г., исковые требования прокурора города Новодвинска удовлетворены. На Администрацию в течение восемнадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу возложена обязанность обеспечить земельные участки, выделенные под индивидуальное жилищное строительство, в кадастровом квартале № в кадастровом квартале № водоснабжением в соответствии c требованиями действующего законодательства.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 1 апреля 2024 г. решение Новодвинского городского суда Архангельской области от 27 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 31 октября 2023 г., отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела в суде первой инстанции прокурор вновь заявил об уточнении исковых требований, просил возложить на Администрацию обязанность в течение шести месяцев c момента вступления решения суда в законную силу обеспечить земельные участки, выделенные под индивидуальное жилищное строительство, в кадастровом квартале № водоснабжением путем подвоза воды, а также в течение восемнадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обязанности обеспечить земельные участки в кадастровом квартале №) централизованными сетями водоснабжения.
Ответчик с иском не согласился, полагая, что исполнил обязанность по обеспечению водоснабжением земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в соответствии с нормами действующего законодательства.
Третье лицо Министерство строительства и архитектуры Архангельской области в письменном мнении на исковое заявление указало, что обязанность органа местного самоуправления по организации на территории городского округа обеспечения жителей коммунальной инфраструктурой, в том числе водоснабжением и водоотведением, установлена законодательно, сообщив, что проект строительства водопровода на территории кадастрового квартала 29:26:010501 отсутствует.
Третьи лица Министерство финансов Архангельской области, Управление Федерального казначейства по Архангельской области, акционерное общество «СЕТИ» отношения к иску не выразили.
Решением суда исковые требования прокурора города Новодвинска к Администрации удовлетворены частично. На Администрацию возложена обязанность обеспечить выделенные земельные участки под индивидуальное жилищное строительство в кадастровом квартале № водоснабжением в течение восьми месяцев c момента вступления решения суда в законную силу, путем подвоза воды, а также в течение двадцати четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить земельные участки в кадастровом квартале № в кадастровом квартале № водоснабжением путем обеспечения централизованными сетями водоснабжения.
В удовлетворении исковых требований прокурора города Новодвинска к Администрации о возложении обязанности обеспечить земельные участки, выделенные под индивидуальное жилищное строительство, водоснабжением в части установления срока исполнения отказано.
С данным решением не согласился ответчик, подав апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в иске. Вновь указывает, что Администрация исполнила в полном объеме обязанности по обеспечению водоснабжением земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в соответствии с нормами действующего законодательства. Суд не учел то обстоятельство, что основанием приобретения спорных земельных участков являются результаты аукциона или иные основания, не связанные с предоставлением мер социальной поддержки граждан на бесплатное приобретение земельного участка, что исключает обязанность Администрации по организации водоснабжения в связи с осведомленностью заинтересованных лиц о технических условиях подключения к сетям инженерно-технического обеспечения. Граждане, получившие спорные земельные участки, были осведомлены о технических условиях подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, либо об отсутствии таковых до проведения аукциона и заключения договора, должны были проявить должную степень внимательности и осмотрительности при заключении договора, либо отказаться от его заключения на предложенных условиях, поэтому справедливым будет являться возложение обязанности несения дополнительных финансовых затрат, связанных с водоснабжением приобретенных участков, на самих граждан. В отношении земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в аренде, выдан ордер № 27 декабря 2022 г. на проведение земляных работ для прокладки водопровода от существующего колодца, что свидетельствует о намерении гражданина самостоятельно обеспечить водоснабжение принадлежащего ему объекта.
Положения Федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О водоснабжении и водоотведении» не являются основанием для возложения на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению водоснабжения до конкретного земельного участка, в том числе при отсутствии водоснабжения на момент приобретения такого земельного участка. Решение вопросов повышения уровня благоустройства относится к полномочиям органа местного самоуправления, которые они решают самостоятельно и только в пределах средств местного бюджета. Генеральный план ГО «Город Новодвинск», материалы по обоснованию плана в текстовом формате и в виде карт размещены в федеральной государственной информационной системе территориального планирования. Генеральный план принят для его реализации до 2040 года в пределах средств местного бюджета и соответствующих программ, финансируемых из местного бюджета. При этом генеральным планом предусмотрено сохранение, в том числе, децентрализованной системы водоснабжения. Ответчик также указывает, что граждане, в интересах которых подано исковое заявление, не относятся к категории лиц, перечисленных в статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), а, следовательно, прокурор не уполномочен на предъявление спорных требований. Судья неверно излагает фактические обстоятельства дела, указывая, что часть земельных участков принадлежит многодетным семьям. Данные обстоятельства не нашли подтверждения в ходе судебного разбирательства. Судом не установлено, чьи конкретно права нарушены. Суд определил конкретный способ исполнения решения, что ограничивает право органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий. Кроме того, судебное решение должно быть конкретным и исполнимым, окончательно разрешающим спор (постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении»). Отсутствие бюджетных средств не позволит исполнить решение суда в установленные сроки.
Суд апелляционной инстанции, проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав прокурора Мошникову З.Н., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, исследовав имеющиеся в деле доказательства, приходит к следующему.
Разрешая иск прокурора, суд первой инстанции, установив, что до настоящего времени земельные участки, указанные в исковом заявлении и в дополнении к нему, в пределах кадастровых кварталов 29:26:010501 и 29:26:010502, не обеспечены объектами инженерной инфраструктуры: отсутствует холодное водоснабжение, вопрос подвоза питьевой воды не разрешен, тариф на подвоз не установлен, пришел к выводу, что отсутствие необходимой инфраструктуры на земельных участках препятствует их использованию по назначению и нарушает права лиц, которым они предоставлены. Определяя срок исполнения решения, суд исходил из объема необходимых мероприятий и реальности сроков их выполнения.
Судебная коллегия с выводами суда согласиться не может по следующим основаниям.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления), устанавливая государственные гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, а также общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы его организации, определяет и нормативную основу компетенции муниципальных образований, включая определение вопросов местного значения и их дифференциацию по видам муниципальных образований.
В числе вопросов местного значения городского округа в части 1 статьи 16 вышеуказанного закона закреплены, в частности, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4).
При этом, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, выявляя конституционно-правовую природу статьи 16 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, следует учитывать, что направления деятельности администраций городских округов выражены в правовых нормах общего характера, поэтому содержание такой деятельности, включая конкретные способы, методы, средства решения вопросов местного значения, должно раскрываться во взаимосвязи с положениями специального отраслевого, в том числе бюджетного, законодательства. Понятие «организация», используемое для целей определения вопросов местного значения, подразумевает необходимость решения органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера, в том числе регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организованно-властного воздействия, в целях реализации системы мер жизнеобеспечения населения в конкретной сфере и гарантирования соответствующих публично значимых услуг. Термин «организация» в любом случае не может трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности, поскольку в противном случае допускалась бы как возможность произвольного возложения на муниципальные образования публично-правовых обязательств, так и возможность выхода муниципальных образований за пределы своей компетенции. Поэтому содержательное наполнение компетенции муниципальных образований, определяемое указанным термином, не может раскрываться в отрыве от содержания компетенции иных территориальных уровней публичной власти, а также вне связи с обязанностями, которые могут быть возложены на участников гражданского оборота с учетом особенностей той или иной сферы отношений.
Таким образом, основной целью местного самоуправления является удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. При этом названные законоположения, прямо отсылающие к отраслевому законодательству, предполагают лишь определенную степень участия городских округов в реализации соответствующих публичных задач и не ограничивают органы местного самоуправления в определении оптимальных вариантов их решения, в частности с учетом существующих финансовых возможностей муниципального образования.
В системе действующего на уровне Российской Федерации законодательного регулирования не установлен специальный порядок обеспечения объектами инфраструктуры земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, при их предоставлении в собственность гражданам на основании аукциона или по иным основаниям, не связанным с предоставлением мер социальной поддержки граждан.
Между тем, как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, местный бюджет не существует изолированно, а является составной частью финансовой системы Российской Федерации; недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации, в абзаце третьем пунктов 1 и 3 его статьи 86, а также статьях 129 и 135 (постановление от 17 июня 2004 г. № 12-П; определения от 12 апреля 2005 г. № 142-О, от 13 июня 2006 г. № 194-О, от 2 ноября 2006 г. № 540-О и от 10 октября 2013 г. № 1591-О).
Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации актуальна и при решении вопросов, связанных с объективной невозможностью органов местного самоуправления за счет собственных финансовых средств обеспечить в полной мере соблюдение требований, предъявляемых к наличию объектов необходимой инфраструктуры на земельных участках, передаваемых в собственность гражданам бесплатно в качестве меры государственной поддержки в случаях, установленных субъектом Российской Федерации. Конкретные формы финансового покрытия таких расходов в рамках межбюджетных отношений и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке, а для разрешения возможных разногласий могут быть использованы судебные процедуры.
Исходя из приведенных выше положений закона и его смысла, выявленного Конституционным Судом Российской Федерации, организация муниципальным образованием обеспечения необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой должна осуществляться в отношении граждан, которым фактически предоставлены земельные участки в качестве меры социальной поддержки.
В настоящем споре не установлено, что земельные участки предоставлены в качестве меры социальной поддержки. Все перечисленные прокурором в иске земельные участки были приобретены у муниципального образования по договорам купли-продажи либо по договорам аренды. При этом часть участков была первоначально передана гражданам, осуществлявшим строительство индивидуальных жилых домов на территории земельного участка, выделенного ТИЗ «Оптимист», которое должно было обеспечить инфраструктуру товарищества.
Условия предоставления земельных участков, их обеспечение инфраструктурой, в том числе, водоснабжением были гражданам известны, что следует из обращений Елисеева H.A., Рябинина B.A. в органы прокуратуры.
Суд первой инстанции в обоснование решения об удовлетворении иска ошибочно указал, что земельный участок с кадастровым номером № передан многодетной семье. В данном случае суд не учел, что участок передан не муниципальным образованием в качестве меры социальной поддержки, а физическим лицом по договору купли-продажи.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416 «О водоснабжении и водоотведении» водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (пункты 71, 74) в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, муниципального округа, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории по минимальным нормам.
По информации управления инфраструктурного развития и жилищно-коммунального хозяйства Администрации территория <адрес> обеспечена централизованными сетями водоснабжения, а также имеется техническая возможность подключения жилых домов к сетям водоснабжения путем технического присоединения на платной основе по утвержденным тарифам.
Также в целях организации водоснабжения постановлением Администрации от 7 сентября 2022 г. № 847-па утверждено положение об организации подвоза воды населению отдельных территорий с индивидуальной жилой застройкой в границах муниципального образования «Город Новодвинск», где отсутствует иная возможность организации водоснабжения.
С целью установления тарифа по подвозу питьевой воды населению отдельных территории с индивидуальной жилой застройкой администрацией сделан вопрос в ОВМ ОМВД России «Приморский» о количестве зарегистрированных и проживающих граждан в жилых домах, расположенных на земельных участках. Направлено предложение в ООО «РВК Архангельск» и АО «Сети» о возможности организации водоснабжения и установлению тарифа по подвозу питьевой воды населению.
По сообщению ответчика в настоящее время от АО «Сети» поступили расчетные и обосновывающие материалы для установления тарифа по подвозу питьевой воды населению отдельных территории в индивидуальной жилой застройкой для согласования направления заявки в агентство по тарифам и ценам Архангельской области. Документы находятся на рассмотрении.
Таким образом, как правильно указал ответчик, действия, направленные на обеспечение водоснабжением земельных участков, им совершены. Иным образом обеспечить водоснабжение обозначенных прокурором земельных участков орган местного самоуправления возможности не имеет.
Ошибочно полагать, что администрация городского округа обязана обеспечить водоснабжение конкретного земельного участка. Таких обязанностей ни Закон об общих принципах организации местного самоуправления, ни Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» не содержит, в том числе при отсутствии водоснабжения на момент приобретения такого земельного участка.
Решение вопросов повышения уровня благоустройства относится к полномочиям органа местного самоуправления, которые они решают самостоятельно и в пределах средств местного бюджета. Генеральный план городского округа принят для его реализации до 2040 года, при этом планом предусмотрено сохранение, в том числе, децентрализованной системы водоснабжения.
По информации ответчика в бюджете округа не имеется денежных средств на реализацию мероприятий по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой. Реализация мероприятий по строительству сетей запланирована на срок до 2040 года. По сообщению Администрации бюджетные ассигнования на данные цели не предусмотрены бюджетом муниципального образования на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов. В связи с высокой стоимостью строительство таких объектов невозможно осуществить без привлечения средств областного или федерального бюджета. С этой целью Администрацией после разработки обоснования инвестиций с целью получения субсидии на софинансирование реализации данных мероприятий в адрес министерства строительства и архитектуры Архангельской области будет направлена заявка на включение объектов в областную адресную инвестиционную программу.
Как правильно отмечено в апелляционной жалобе, органы местного самоуправления вправе самостоятельно выбирать способ исполнения своих обязательств, с учетом конкретных обстоятельств и финансовых возможностей. Заявленный прокурором иск указанного не учитывает, следовательно, не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Новодвинского городского суда Архангельской области от 19 июня 2024 г. отменить, принять по делу новое решение, которым в иске прокурору города Новодвинска к администрации городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» о возложении обязанности обеспечить земельные участки, выделенные под индивидуальное жилищное строительство, водоснабжением отказать.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21 октября 2024 г.
Председательствующий | Т.А. Мананникова |
Судьи | А.А. Жирохова Н.В. Романова |