Дело № 2-7567/2023
50RS0<№ обезличен>-77
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 ноября 2023 г. г.о. Химки <адрес>
Химкинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Демидова В.Ю.,
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Администрации г.о. Химки <адрес> о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в суд с иском к Администрации г.о. Химки о признании права собственности в порядке бесплатной приватизации на жилое помещение по адресу: <адрес>, г. Химки, ул. Молодежная, д. 4, кв. 95.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации.
В исковом заявлении и в судебном заседании представитель истцов пояснил, что ФИО1 и члены его семьи ФИО3 (супруга) и ФИО2 (сын) были вселены в спорное помещение по ордеру на служебное жилое помещение № 732 от <дата>, выданного на основании Постановления Главы администрации <адрес> № 1013 от <дата>. С момента вселения и по настоящее время истцы проживают в указанном помещении, постоянно зарегистрированы в нем.
В настоящее время дом, в котором находится спорное жилое помещение, передан в муниципальную собственность, в связи с чем утратил статус общежития, а лица, вселившиеся в него на законных основаниях приобрели права нанимателей.
Обращение истцов в Администрацию с заявлением о передаче квартиры в собственность в порядке бесплатной приватизации оставлено без удовлетворения, отказ мотивирован тем, что вышеуказанная квартира не внесена в реестр муниципальной собственности.
Представитель ответчика полагал отказ в приватизации законным, иск подлежащим отклонению на том основании, что спорная квартира в муниципальную собственность в установленном порядке не передавалась.
Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации надлежащим образом извещен, представитель в судебное заседание не явился, возражений по иску не заявлял. На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя указанной организации.
Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В подтверждение законности вселения истцов в спорную квартиру суду представлен ордер № 732 от <дата> на служебное жилое помещение, выданный ФИО1 на основании Постановления Главы администрации <адрес> № 1013 от <дата>. Одновременно с ФИО1 были вселены члены его семьи – супруга и сын. В ордере указано, что служебное жилое помещение предоставляется в доме в/ч 11161, где ФИО1 на дату выдачи ордера работал в должности газосварщика.
Таким образом, вселение истцов в спорную квартиру было осуществлено на законных основаниях.
Как следует из представленной суду выписки из домовой книги истцы с <дата> и по настоящее время постоянно зарегистрированы по месту жительства в спорной квартире.
По сообщениям ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны РФ», данным по обращению истцов и по адвокатскому запросу, войсковая часть 11161 расформирована на основании приказа командира в/ч 10892 от <дата> № 054, книги алфавитного учета гражданского персонала, ликвидационный акт о расформировании, переформировании на хранение в архив не передавались, местонахождение документов не известно. В исторической справке войсковой части 1116<дата>-1995 гг. сведений о передачи жилищного фонда войсковой части 11161 (в том числе квартиры по адресу: г. Химки, ул. Молодежная, д. 4, кв. 95) в муниципальную или иную собственность не имеется. Приказы командира войсковой части 1116<дата>-1995 гг., личные карточки (форма Т-2) рабочих и служащих войсковой части 1116<дата>-1995 гг., документация по жилищным вопросам (получение жилья, договора соцнайма и т. д.) войсковой части 11161 на хранение в ЦА МО не поступали.
Федеральным законом от <дата> № 4199-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» в ст. 18 названного Закона были внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление приемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.
Статьей 9 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» действовавшего до <дата>, было предусмотрено, что при ликвидации организаций, имеющих ведомственный жилищный фонд, этот жилищный фонд подлежал передаче в ведение правопреемников таких организаций, а при их отсутствии - в ведение органов местного самоуправление с сохранением всех жилищных прав проживающих граждан.
Как следует из положений ст. 14, ч. 2 ст. 50 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», жилищный фонд социального использования должен находиться в собственности поселения, на территории которого он расположен.
Согласно п. 1 приложения № 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от <дата> № 3020-1 объектами, относящимися к муниципальной собственности, являются объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, в том числе жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам.
В силу п. 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от <дата> № 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении № 3 к данному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Таким образом, в силу закона спорное жилое помещение, находившееся в ведении ликвидированной (расформированной) в/ч 11161, подлежало при ее расформировании передаче в муниципальную собственность, в силу закона должна рассматриваться как объект муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли право муниципальной собственности в установленном порядке.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от <дата> № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в зданиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и использовались в качестве общежитий или служебных жилых помещений, и не были переданы в ведение органов местного самоуправления в результате изменения формы собственности или ликвидации указанных предприятий или учреждений, если эти жилые помещения предоставлены гражданам на законных основаниях до даты изменения формы собственности или ликвидации указанных предприятий или учреждений, применяются нормы главы 35 Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре найма, за исключением ст. 672, п. 2 ст. 674, ст. 683 и 684, п. 1 ст. 687 ГК РФ, а также правила о расторжении краткосрочного договора найма абз. 2 п. 2 ст. 687 ГК РФ. К отношениям по пользованию жилыми помещениями, указанными в настоящей части, также применяются нормы ч. 2 ст. 60, частей 2 и 3 ст. 83, ч. 1 ст. 154, частей 1 - 5, 9.1 - 13 ст. 156, статей 157 и 159 ЖК РФ.
Как следует из выписки из ЕГРН и объяснений представителя Администрации г.о. Химки, спорная квартира не принята в муниципальную собственность и не учтена в составе ни одного из видов жилищного фонда, установленных ч. 2 ст. 19 ЖК РФ. Данное обстоятельство объективно создает препятствия для реализации истцами, занимающими данное жилое помещение, их прав, предусмотренных жилищным законодательством. С учетом того, что передача спорного жилого помещения в муниципальную собственность при ликвидации прежнего собственника была обязательна в силу закона, отсутствие документального оформления указанной передачи не может служить ограничением их жилищных прав истцов, вселившихся в квартиру на законных основаниях.
В соответствии с положениями ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно ст. 2 Закона РФ от <дата> № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Ст. 4 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не предусмотрена возможность приватизации служебных жилых помещений, однако Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и <дата> г. (вопрос 21), разъяснил, что факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
При передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность в соответствии с положениями ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Таким образом, служебные жилые помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации.
Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от <дата> № 8 требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
В силу прямого указания закона спорная квартира утратила статус служебной, истцы, вселенные и проживающие в ней на законных основаниях на условиях социального найма, имеют право на ее приватизацию.
Согласно представленным справкам и уведомлениям истцы ранее в приватизации не участвовали, жилых помещений в собственности не имеют.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО1, ФИО2, ФИО3 – удовлетворить.
Признать за ФИО1, ФИО2, ФИО3 право собственности в равных долях по 1/3 доле каждому в порядке приватизации на квартиру № 95 площадью 65,1 кв.м. по адресу: <адрес>, г. Химки, ул. Молодежная, д. 4.
Решение суда, вступившее в законную силу, является основанием для осуществления государственной регистрации за ФИО1, ФИО2, ФИО3 права собственности на квартиру в равных долях по 1/3 доле каждому.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Химкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено <дата> г.
Судья В.Ю. Демидов