Судья:Толстых М.М. № 33-10431/2018, А- 2.209
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 июля 2018 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Елисеевой А.Л.
судей Лоншаковой Е.О., Абрамовича В.В.
с участием прокурора Андреева А.И.,
при секретаре Кончаковой М.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лоншаковой Е.О., заявление администрации Богучанского района Красноярского края об отсрочке исполнения решения суда от 14 сентября 2009 года по гражданскому делу иску Красноярского природоохранного прокурора Богучанского района к администрации Богучанского района Красноярского края об обязании организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, вывозимых с населенных пунктов Богучанского района Красноярского края в срок до 01 января 2011 года,
по частной жалобе представителя администрации Богучанского района – Мельниковой А.А.,
на определение Богучанского районного суда Красноярского края от 30 мая 2018 года, которым, постановлено:
«В удовлетворении заявления Администрации Богучанского района Красноярского края об отсрочке исполнения решения Богучанского районного суда Красноярского края от 14 сентября 2009 года, отказать».
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Администрация Богучанского района Красноярского края обратилась в Богучанский районный суд с заявлением об отсрочке исполнения решения Богучанского районного суда Красноярского края от 14 сентября 2009 года, принятого по иску Красноярского природоохранного прокурора Богучанского района к администрации Богучанского района Красноярского края об обязании организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, вывозимых с населенных пунктов Богучанского района Красноярского края в срок до 01 января 2011 года.
Требования мотивированы тем, что указанным решением требования Красноярского природоохранного прокурора удовлетворены. Определением Богучанского районного суда Красноярского края была предоставлена отсрочка исполнения решения суда на срок до 01 августа 2017 года. В установленный срок данное решение не было исполнено и не может быть исполнено в ближайшее время, в связи с тем, что в настоящее время в соответствии с ФЗ от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов отнесена с 01 января 2016 года к полномочиям субъектов РФ. К полномочиям органов местного самоуправления с 01 января 2016 года относится участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов.
13 февраля 2018 года в администрацию Богучанского района поступило письмо из Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края о предоставлении субсидии бюджету муниципального образования Богучанский район на строительство (реконструкцию) объектов размещения отходов подпрограммы «Обращение с отходами на территории Красноярского края».
15 февраля 2018 года администрация Богучанского района на имя Министра экологии и рационального природопользования Красноярского края направила реквизиты для заключения соглашения на предоставление субсидии на корректировку проектной документации на строительство объекта «Полигон ТБО» в с. Богучаны Богучанского района Красноярского края.
14 апреля 2018 года между администраций Богучанского района и Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края подписано соглашение о предоставлении субсидии бюджету муниципального образования Богучанский район на строительство (реконструкцию) объектов размещения отходов подпрограммы «Обращение с отходами на территории Красноярского края» государственной программы «Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов».
На объявление тендерных процедур также необходимо подготовить документацию, которую впоследствии направить в агентство государственного заказа Красноярского края.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством обращением с отходами, в том числе строительством объектов утилизации и переработки отходов, будут заниматься региональные операторы с момента подписания соглашения между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором.
В связи с указанными обстоятельствами просит суд предоставить отсрочку исполнения решения суда сроком до 31 декабря 2018 года.
Судом постановлено приведенное определение.
В частной жалобе представитель администрации Богучанского района – Мельникова А.А. просит отменить определение, ссылаясь на доводы, отраженные в заявлении о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 14 сентября 2009 года. Также указывает, что на данный момент администрации Богучанского района предоставлены денежные средства по техническому заданию на корректировку проектно-сметной документации «Полигон ТКО с. Богучаны, Богучанского района Красноярского края» в размере 13 000 000 рублей. Объявлены тендерные процедуры в Агентство государственного заказа, заявка выставлена на аукцион. По изготовлению технического задания, все документы будут направлены субъекту для организации непосредственно строительства объекта. Считает, что указанные обстоятельства должны быть признаны судом препятствующими исполнению решения суда.
В возражениях на частную жалобу природоохранный прокурор просит в удовлетворении заявления администрации Богучанского района о предоставлении отсрочки исполнения решения суда отказать в полном объеме.
Судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 333 Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации настоящая частная жалоба рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, выслушав заключение прокурора Андреева А.И., полагавшего в удовлетворении частной жалобы отказать, судебная коллегия не находит оснований для отмены определения.
Согласно ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
По ч. 1 ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В силу ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения.
Из материалов дела следует, что Богучанским районным судом Красноярского края 14 сентября 2009 года было вынесено решение по гражданскому делу об удовлетворении исковых требований Красноярского природоохранного прокурора, которым суд решил:
«Исковые требования Красноярского природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию Богучанского района Красноярского края организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, вывозимых с населенных пунктов Богучанского района в срок до 01 января 2011 года».
Впоследствии определением Богучанского районного суда Красноярского края была предоставлена отсрочка исполнения решения суда на срок до 01 августа 2017 года.
Обращаясь с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения, администрация Богучанского района Красноярского края ссылалась на наличие обстоятельств, препятствующих его исполнению. Вместе с тем, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для предоставления отсрочки.
Так, из приведенных выше норм следует, что предоставление рассрочки или отсрочки возможно лишь в отношении неисполненного судебного акта и при наличии обстоятельств, затрудняющих его исполнение.
При этом Гражданский процессуальный кодекс РФ и Федеральный закон РФ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного постановления, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела.
Между тем каких-либо доказательств невозможности исполнения обязанности по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, вывозимых с населенных пунктов Богучанского района Красноярского края, возложенной на администрацию судом, а также доказательств, подтверждающих намерение и возможность исполнить судебное решение в указанный заявителем срок до 31 декабря 2018 года, последним в материалы дела представлено не было, в связи с чем судебная коллегия оснований не согласиться с отказом суда в предоставлении отсрочки не усматривает.
Вопреки доводам частной жалобы возложенная судом обязанность организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, вывозимых с населенных пунктов Богучанского района, не зависит от разработки и утверждения на федеральном и краевом уровне нормативно-правовых актов, направленных на исполнение требований законодательства в сфере обращения с отходами, поскольку из положений Федеральных законов № 89 «Об отходах производства и потребления», № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», следует, что к полномочиям муниципального района и в настоящее время относится обязанность по организации работы на территории района по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов.
Ссылки в частной жалобе на выполнение администрацией мероприятий, направленных на исполнение судебного решения, в том числе указание на то, что администрации Богучанского района предоставлены денежные средства на строительство (реконструкцию) объектов размещения отходов на территории Богучанского района, объявлены тендерные процедуры, заявка выставлена на аукцион о наличии оснований для предоставления отсрочки не свидетельствуют. Данные обстоятельства судебная коллегия не может отнести к исключительным, затрудняющим исполнение судебного акта.
Соглашаясь с выводами суда об отсутствии оснований для предоставления отсрочки, судебная коллегия также учитывает, что ее предоставление должнику неоправданно затянет исполнение судебного решения, учитывая при этом, что решение было вынесено судом в 2009 году и администрации уже предоставлялась отсрочка его исполнения до 01 августа 2017 года, однако до настоящего времени судебный акт должником не исполнен; отдалит реальную защиту нарушенных прав и как следствие приведет к несоблюдению баланса прав и законных интересов сторон, нарушению интересов взыскателя - неопределенного круга лиц, тогда как отсрочка исполнения решения должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Оценив приведенные должником доводы о необходимости отсрочки исполнения решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее предоставления, поскольку они не носят исключительный характер, свидетельствующий о невозможности исполнения судебного акта как на протяжении длительного срока. Кроме того, удовлетворение требований заявителя о предоставлении очередной отсрочки приведет к нарушению прав взыскателя.
При таких обстоятельствах принятое судом первой инстанции определение является законным и обоснованным, оснований для его изменения по доводам частной жалобы не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного определения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Богучанского районного суда Красноярского края от 30 мая 2018 года оставить без изменения, а частную жалобу представителя администрации Богучанского района – Мельниковой А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: