Дело № 2-1168/2022
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Добрянка 26 октября 2022 года
Добрянский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Абдулиной Е.Б.
при секретаре судебного заседания Пушиной Ю.С.
с участием представителя истца заместителя прокурора г.Добрянки Бодиной Т.В.
соистца Десятковой Е.С.
представителя ответчика Администрации Добрянского городского округа Куликовой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Добрянки, действующего в интересах Десятковой Екатерины Сергеевны, к Администрации Добрянского городского округа Пермского края о предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор г.Добрянки (далее - истец), действующий в интересах Десятковой Е.С., обратился в Добрянский районный суд Пермского края с иском к Администрации Добрянского городского округа о предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда.
Требования мотивированы тем, что Десяткова Е.С. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать – ФИО2 лишена родительских прав ДД.ММ.ГГГГ, сведения об отце ФИО1 внесены в свидетельство о рождении Десятковой Е.С. со слов матери, отцовство не установлено. На основании приказа Управления имущественных и земельных отношений администрации Добрянского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Десяткова Е.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения. Десяткова Е.С. достигла возраста совершеннолетия, не находится на полном государственном обеспечении, в собственности жилого помещения, пригодного для проживания не имеет.
Уточнив требования, просит суд обязать Администрацию Добрянского городского округа Пермского края предоставить Десятковой Е.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 28 кв.м., находящееся в границах <адрес> (л.д.1-6, 57-58).
Представитель истца - заместитель прокурора г.Добрянки Бодина Т.В., соистец Десяткова Е.С. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика - Администрации Добрянского городского округа Пермского края Куликова Ю.С., действующая на основании доверенности (л.д.54), в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве, указав, что ДД.ММ.ГГГГ Десяткова Е.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. В целях формирования специализированного жилищного фонда Добрянского городского округа финансирование органов местного самоуправления осуществляется за счет средств бюджета <адрес> в форме субвенций. ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Добрянского городского округа и <адрес> заключено соглашение о предоставлении субвенции. Учитывая количество планируемых к приобретению жилых помещений в 2022 году, исходя из выделяемых средств из бюджета <адрес> на указанные цели, предоставление жилого помещения Десятковой Е.С. до конца года не представляется возможным (л.д.44-49).
Представитель третьего лица - ТУ Минсоцразвития Пермского края по Пермскому муниципальному району и Добрянскому городскому округу в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ правосудие осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ч. 1 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Как следует из положений ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования <адрес> однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района, муниципального или городского округа предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом <адрес> (п. 1).
Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются:
1) лицо проживает в <адрес>;
2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма;
3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным (п. 2).
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи:
1) по достижении возраста 18 лет;
2) до достижения возраста 18 лет - в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия;
3) по их заявлению в письменной форме по достижении возраста 18 лет - по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (п. 3).
Жилые помещения предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи лицам в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления <адрес>, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения. Предоставляемое жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5).
Из п. 1.3, п. 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес> по договорам найма специализированных жилых помещений, утв. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, следует, что жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № и должны соответствовать следующим требованиям:
жилое помещение предоставляется в виде жилого дома или квартиры, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес>, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения;
жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности);
жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства (п. 1.3).
В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования <адрес> гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании <адрес>, ближайшем к месту жительства (п. 1.4).
Аналогичная правовая позиция изложена в п. 12 Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № (2016), утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.п. 2.1, 2.2 Порядка предоставления и расходования субвенций, предоставляемых из бюджета <адрес> бюджетам муниципальных районов, городских и муниципальных округов <адрес> для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, финансирование расходов на осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий осуществляется за счет средств бюджета <адрес> в форме субвенций, в том числе за счет средств субсидии из федерального бюджета бюджету <адрес> на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений. Распределение субвенций бюджетам муниципальных образований из бюджета <адрес> утверждается законом о бюджете <адрес> на соответствующий финансовый год по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.
Согласно ст.ст. 1, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПК «Об образовании нового муниципального образования Добрянский городской округ <адрес>» определено, что в соответствии со статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» преобразовать Добрянское городское поселение, Полазненское городское поселение, Висимское сельское поселение, Вильвенское сельское поселение, Дивьинское сельское поселение, Краснослудское сельское поселение, Перемское сельское поселение, Сенькинское сельское поселение, входящие в состав Добрянского муниципального района, путем их объединения, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований, в новое муниципальное образование - Добрянское городское поселение.
Добрянский городской округ <адрес> считается образованным со дня вступления в силу настоящего Закона. Добрянское городское поселение, Полазненское городское поселение, Висимское сельское поселение, Вильвенское сельское поселение, Дивьинское сельское поселение, Краснослудское сельское поселение, Перемское сельское поселение, Сенькинское сельское поселение и Добрянский муниципальный район утрачивают статус муниципальных образований со дня вступления в силу настоящего Закона.
В судебном заседании установлено, что согласно свидетельству о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ родителями Десятковой Екатерины Сергеевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, записаны отец – ФИО1, мать – ФИО2 (л.д.11).
Десяткова Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать ФИО2 решением <данные изъяты> суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав. Из данного решения следует, что на основании справки о рождении Десятковой Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сведения об ее отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка (л.д.40-42).
Согласно приказу ТУ Минсоцразвития Пермского края по Пермскому и Добрянскому муниципальным районам от ДД.ММ.ГГГГ № над несовершеннолетней Десятковой Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной по адресу: <адрес>, установлена опека по договору в связи с ограничением ее матери ФИО2 в родительских правах решением <данные изъяты> суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, опекуном назначена ФИО7, место жительства опекаемой Десятковой Е.С. определено совместно с опекуном ФИО7 по адресу: <адрес> (л.д.10).
По сведениям ТУ Минсоцразвития Пермского края по Пермскому и Добрянскому муниципальным районам от ДД.ММ.ГГГГ, и от ДД.ММ.ГГГГ Десяткова Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до совершеннолетия воспитывалась в семье попечителя ФИО7 Десяткова Е.С. на момент совершеннолетия членом семьи нанимателя, нанимателем либо собственником жилого помещения не являлась (л.д.16, 69).
Десяткова Е.С. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес>, временно была зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> (л.д.17, 20, 31).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 в администрацию Добрянского городского округа подано заявление о включении Десятковой Е.С. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д.8-9).
Приказом Управления имущественных и земельных отношений администрации Добрянского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № Десяткова Е.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (л.д.21).
Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ №, и от ДД.ММ.ГГГГ № сведения о регистрации прав на объекты недвижимости за Десятковой Е.С. в ЕГРН отсутствуют (л.д.18, 52).
Из информации, представленной администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ следует, что Десяткова Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного фонда <адрес> по договорам найма специализированных жилых помещений по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не числится. Десяткова Е.С. зарегистрирована по адресу: <адрес>. Данное помещение принадлежит на праве собственности ФИО2 Договоры социального найма на территории <адрес> с Десятковой Е.С. не заключались, членом семьи нанимателя по договору социального найма Десяткова Е.С. не значится (л.д.19).
Как следует из сведений ГБУ ПК «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ Десяткова Е.С. в приватизации жилья, расположенного на территории <адрес> и в <адрес>, не участвовала (л.д.36, 37).
В ходе рассмотрения дела судом установлено и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что Десяткова Е.С., являясь лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигла возраста 18 лет, жилых помещений на праве собственности не имела и не имеет, жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени не обеспечена.
В судебном заседании также установлено, что в настоящее время Десяткова Е.С., проживает по адресу: <адрес>, на основании договора найма жилого помещения.
В соответствии с п.п. 1.3, 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес> по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, данная социальная гарантия предоставляется по общему правилу по месту жительства лица, которым в силу положений ст. 20 п. 1 ГК РФ является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Как установлено, ФИО3 зарегистрирована на территории <адрес>, проживает в жилом помещении на территории <адрес>, при этом факт невозможности предоставления Десятковой Е.С. жилого помещения по месту жительства в границах данного муниципального образования не доказан, согласие на предоставление жилого помещения на территории всего <адрес> отсутствует.
Таким образом, требования прокурора г.Добрянки, действующего в интересах Десятковой Е.С., о предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда, подлежат удовлетворению.
Обязанность по предоставлению жилого помещения Десятковой Е.С. следует возложить на Администрацию Добрянского городского округа Пермского края в рамках переданных государственных полномочий, поскольку жилое помещение должно быть предоставлено за счет средств бюджета городского округа, субвенции, предоставляемые на жилые помещения детям сиротам, зачисляются в счет средств бюджета городского округа, а затем расходуются на приобретение жилых помещений.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление прокурора г.Добрянки, действующего в интересах Десятковой Екатерины Сергеевны, к Администрации Добрянского городского округа о предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда, - удовлетворить.
Возложить на Администрацию Добрянского городского округа обязанность по предоставлению Десятковой Екатерине Сергеевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 28 квадратных метров, в границах <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Добрянский районный суд Пермского края в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированной части решения.
Председательствующий: подпись
<данные изъяты>
Председательствующий: Е.Б.Абдулина
Секретарь:
Решение не вступило в законную силу.
Секретарь:
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Подлинник решения подшит в деле №.
Гражданское дело № находится в производстве Добрянского районного суда <адрес>.