Дело №
УИД 16RS0№-51
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ п.г.т.Уруссу
Ютазинский районный суд Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи ШагФИО7,
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Татарского природоохранного межрайонного прокурора к Индивидуальному предпринимателю – главе Крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Стярле» о присуждении к исполнению обязанности по приведению земельного участка в надлежащее экологическое состояние,
установил:
Татарский природоохранный межрайонный прокурор обратился с заявлением к Индивидуальному предпринимателю – главе Крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 о присуждении к исполнению обязанности по приведению земельного участка в надлежащее экологическое состояние.
В обоснование заявления указано, что прокуратурой совместно со специалистами Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан проведена проверка соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при использовании земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 16:02:160102:33 в Азнакаевском муниципальном ФИО3.
В рамках проверки специалистами Приикского территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов РТ проведен осмотр вышеуказанного земельного участка, в ходе которого выявлено несанкционированное размещение отходов на почве, а именно: строительный мусор от разборки зданий, отходы от жилищ несортированный, лом бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме, древесные отходы от сноса и разборки зданий, общая площадь составила 2350 кв.м., объем 750 куб.м.
Согласно сведениям ЕГРН на основании договора аренды земельного участка № У-1-РТ:01:01:00031, выданного ДД.ММ.ГГГГ, договора уступки прав аренды земельного участка, выданного ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок используется КФХ «ФИО1» ИНН 164307226542, ОГРНИП №.
Прокурор просил признать бездействие ответчика, выразившееся в несоблюдении природоохранного законодательства при использовании земельного участка, незаконным; обязать ответчика в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на земельном участке с кадастровым номером 16:02:160102:33.
Представитель истца – помощник прокурора Ютазинского ФИО3 Республики Татарстан ФИО6 иск в судебном заседании требования иска поддержала по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика ФИО13, действующая на основании доверенности, просила в иске отказать, указав, что истцом не доказаны обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Ответчику при заключении договора аренды уступки прав аренды земельного участка, не было известно о том, что на земельном участке имеются объекты, не снятые с регистрационного учета недвижимости. Полагала, что ИП ФИО1 является ненадлежащим ответчиком.
Представитель ответчика ООО «Стярле» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица - Министерства экологии и природных ресурсов ФИО7 просила иск удовлетворить.
Представитель третьего лица - ФИО2 имущественных и земельных отношений Азнакаевского муниципального ФИО3 ФИО8 письменным заявлением просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ФИО2, иск удовлетворить.
Представитель третьего лица – Исполнительного комитета Азнакаевского муниципального ФИО3 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определены основные принципы охраны окружающей среды, в том числе соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления.
Пунктом 1 ст. 51 этого же Закона, отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В силу ст. 13 Земельного кодекса РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы, а также выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 1 ст. 77 Земельного кодекса РФ установлено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В соответствии с п. 1 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации, сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Приказом Министерства охраны окружающей и природных ресурсов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству № утверждены Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы (далее - Основные положения).
Пунктом 11 Основных положений определено, что проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, осуществляется на основании выданных разрешений.
В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса РФ применительно к вопросам исполнения земельного законодательства, гражданские права и обязанности возникают у лица из актов государственных органов, которые предусмотрены в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, а также из договоров и подлежат государственной регистрации в установленном порядке.
Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на сохранении целевого использования земельных участков.
В соответствии со ст. 6 вышеназванного закона собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту.
Судом установлено, что в рамках проведенной истцом с привлечением специалистов Приикского территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов РТ проверки соблюдения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства на земельном участке с кадастровым номером 16:02: 160102:33 выявлен факт несанкционированного размещения отходов на почве, а именно: на данном земельном участке разбросан строительный мусор от разборки зданий, отходы от жилищ несортированный, лом бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме, древесные отходы от сноса и разборки зданий, общая площадь составила 2350 кв.м., объем 750 куб.м.
Данный факт подтверждается письмом Министерства экологии и природных ресурсов в адрес прокурора Татарской природоохранной межрайонной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ № с приложенными фотоматериалами.
Указанный факт также нашел свое подтверждение в ходе осмотра земельного участка с кадастровым номером 16:02:160102:33 заместителем председателя МКУ «ФИО2 имущественных и земельных отношений Азнакаевского муниципального ФИО3 РТ» ФИО9, о чем составлен акт административного обследования объекта земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ №.
Проверкой, проведенной специалистами Приикского территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов РТ ФИО10 и ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ, подтвержден факт захламления спорного земельного участка строительным мусором и бытовыми отходами.
Согласно сведениям ЕГРН на основании договора аренды земельного участка № У-1-РТ:01:01:00031, выданного ДД.ММ.ГГГГ, договора уступки прав аренды земельного участка, выданного ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок используется КФХ «ФИО1» (ИНН 164307226542, ОГРНИП №).
Как следует из договора уступки прав аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Стярле» уступил, а КФХ ФИО1, приняла права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка № У-1-РТ:01:01:00031 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Исполнительным комитетом Азнакаевского муниципального ФИО3 РТ и ООО «Стярле», в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:02:160102:33, расположенного по адресу: РТ, Азнакаевский муниципальный ФИО3, Верхнестярлинское сельское поселение, <адрес>, площадью 50155 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: предназначенных для сельскохозяйственного производства.
ДД.ММ.ГГГГ между сторонами подписан акт приема-передачи земельных участков. Как следует из п. 2 акта, с ИП - Глава КФХ ФИО1 по результатам фактического приема земельных участков удовлетворена его качественным состоянием, каких-либо претензий не имеет.
Таким образом, судом установлено, что со стороны арендатора земельного участка – Главы КФХ ФИО1 длительное время имеет место непринятие мер по организации устранения свалки строительного мусора от разборки зданий, отходов от жилищ несортированного, лома бетонных изделий, отходов бетона в кусковой форме, древесных отходов от сноса и разборки зданий строительных и иных отходов на земельном участке с кадастровым 16:02:160102:33.
В связи с изложенным, требование Татарского природоохранного межрайонного прокурора о признании бездействия ответчика, выразившееся в непринятии мер по ликвидации незаконной свалки отходов незаконным следует признать обоснованным.
Истцом заявлено требование о присуждении к исполнению обязанности по приведению земельного участка в надлежащее экологическое состояние.
Согласно ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) ФИО4 за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу ч.1 ст. 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему ФИО4, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п.4 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе захламления земель.
Ч. 2 ст. 616 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что Арендатор обязан поддерживать ФИО4 в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание ФИО4, если иное не установлено законом или договором аренды.
В связи с изложенным требования истца о возложении на ответчика обязанности в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на земельном участке с кадастровым номером 16:02:160102:33, также являются обоснованными и удовлетворяются судом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Татарского природоохранного межрайонного прокурора к Индивидуальному предпринимателю – главе Крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 о присуждении к исполнению обязанности по приведению земельного участка в надлежащее экологическое состояние удовлетворить.
Признать бездействие КФХ «ФИО1» (ИНН 164307226542, ОГРНИП №), выразившееся в несоблюдении природоохранного законодательства при использовании земельного участка, незаконным.
Обязать КФХ «ФИО1» (ИНН 164307226542, ОГРНИП №) в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на земельном участке с кадастровым номером 16:02:160102:33 по адресу: <адрес>, Азнакаевский муниципальный ФИО3, Верхнестярлинское сельское поселение, <адрес>.
В иске к обществу с ограниченной ответственностью «Стярле» отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме в Верховный Суд Республики Татарстан через суд, вынесший решение.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: подпись ШагФИО7
Копия верна. Судья:
Подлинный судебный акт подшит в деле №
(УИД 03RS0№-51)
Ютазинского районного суда Республики Татарстан