Решение по делу № 2-320/2022 от 02.08.2022

                                                                                             Дело

УИД 16RS0-51

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                       п.г.т.Уруссу

Ютазинский районный суд Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи ШагФИО7,

при секретаре ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Татарского природоохранного межрайонного прокурора к Индивидуальному предпринимателю – главе Крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Стярле» о присуждении к исполнению обязанности по приведению земельного участка в надлежащее экологическое состояние,

установил:

Татарский природоохранный межрайонный прокурор обратился с заявлением к Индивидуальному предпринимателю – главе Крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 о присуждении к исполнению обязанности по приведению земельного участка в надлежащее экологическое состояние.

В обоснование заявления указано, что прокуратурой совместно со специалистами Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан проведена проверка соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при использовании земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 16:02:160102:33 в Азнакаевском муниципальном ФИО3.

В рамках проверки специалистами Приикского территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов РТ проведен осмотр вышеуказанного земельного участка, в ходе которого выявлено несанкционированное размещение отходов на почве, а именно: строительный мусор от разборки зданий, отходы от жилищ несортированный, лом бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме, древесные отходы от сноса и разборки зданий, общая площадь составила 2350 кв.м., объем 750 куб.м.

Согласно сведениям ЕГРН на основании договора аренды земельного участка № У-1-РТ:01:01:00031, выданного ДД.ММ.ГГГГ, договора уступки прав аренды земельного участка, выданного ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок используется КФХ «ФИО1» ИНН 164307226542, ОГРНИП .

Прокурор просил признать бездействие ответчика, выразившееся в несоблюдении природоохранного законодательства при использовании земельного участка, незаконным; обязать ответчика в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на земельном участке с кадастровым номером 16:02:160102:33.

Представитель истца – помощник прокурора Ютазинского ФИО3 Республики Татарстан ФИО6 иск в судебном заседании требования иска поддержала по изложенным в нем основаниям.

Представитель ответчика ФИО13, действующая на основании доверенности, просила в иске отказать, указав, что истцом не доказаны обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Ответчику при заключении договора аренды уступки прав аренды земельного участка, не было известно о том, что на земельном участке имеются объекты, не снятые с регистрационного учета недвижимости. Полагала, что ИП ФИО1 является ненадлежащим ответчиком.

Представитель ответчика ООО «Стярле» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица - Министерства экологии и природных ресурсов ФИО7 просила иск удовлетворить.

Представитель третьего лица - ФИО2 имущественных и земельных отношений Азнакаевского муниципального ФИО3 ФИО8 письменным заявлением просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ФИО2, иск удовлетворить.

Представитель третьего лица – Исполнительного комитета Азнакаевского муниципального ФИО3 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определены основные принципы охраны окружающей среды, в том числе соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления.

Пунктом 1 ст. 51 этого же Закона, отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В силу ст. 13 Земельного кодекса РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы, а также выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Пунктом 1 ст. 77 Земельного кодекса РФ установлено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В соответствии с п. 1 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации, сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Приказом Министерства охраны окружающей и природных ресурсов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству утверждены Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы (далее - Основные положения).

Пунктом 11 Основных положений определено, что проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, осуществляется на основании выданных разрешений.

В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса РФ применительно к вопросам исполнения земельного законодательства, гражданские права и обязанности возникают у лица из актов государственных органов, которые предусмотрены в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, а также из договоров и подлежат государственной регистрации в установленном порядке.

Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на сохранении целевого использования земельных участков.

В соответствии со ст. 6 вышеназванного закона собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту.

Судом установлено, что в рамках проведенной истцом с привлечением специалистов Приикского территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов РТ проверки соблюдения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства на земельном участке с кадастровым номером 16:02: 160102:33 выявлен факт несанкционированного размещения отходов на почве, а именно: на данном земельном участке разбросан строительный мусор от разборки зданий, отходы от жилищ несортированный, лом бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме, древесные отходы от сноса и разборки зданий, общая площадь составила 2350 кв.м., объем 750 куб.м.

Данный факт подтверждается письмом Министерства экологии и природных ресурсов в адрес прокурора Татарской природоохранной межрайонной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ с приложенными фотоматериалами.

Указанный факт также нашел свое подтверждение в ходе осмотра земельного участка с кадастровым номером 16:02:160102:33 заместителем председателя МКУ «ФИО2 имущественных и земельных отношений Азнакаевского муниципального ФИО3 РТ» ФИО9, о чем составлен акт административного обследования объекта земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ .

Проверкой, проведенной специалистами Приикского территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов РТ ФИО10 и ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ, подтвержден факт захламления спорного земельного участка строительным мусором и бытовыми отходами.

Согласно сведениям ЕГРН на основании договора аренды земельного участка № У-1-РТ:01:01:00031, выданного ДД.ММ.ГГГГ, договора уступки прав аренды земельного участка, выданного ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок используется КФХ «ФИО1» (ИНН 164307226542, ОГРНИП ).

Как следует из договора уступки прав аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Стярле» уступил, а КФХ ФИО1, приняла права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка № У-1-РТ:01:01:00031 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Исполнительным комитетом Азнакаевского муниципального ФИО3 РТ и ООО «Стярле», в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:02:160102:33, расположенного по адресу: РТ, Азнакаевский муниципальный ФИО3, Верхнестярлинское сельское поселение, <адрес>, площадью 50155 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: предназначенных для сельскохозяйственного производства.

ДД.ММ.ГГГГ между сторонами подписан акт приема-передачи земельных участков. Как следует из п. 2 акта, с ИП - Глава КФХ ФИО1 по результатам фактического приема земельных участков удовлетворена его качественным состоянием, каких-либо претензий не имеет.

Таким образом, судом установлено, что со стороны арендатора земельного участка – Главы КФХ ФИО1 длительное время имеет место непринятие мер по организации устранения свалки строительного мусора от разборки зданий, отходов от жилищ несортированного, лома бетонных изделий, отходов бетона в кусковой форме, древесных отходов от сноса и разборки зданий строительных и иных отходов на земельном участке с кадастровым 16:02:160102:33.

В связи с изложенным, требование Татарского природоохранного межрайонного прокурора о признании бездействия ответчика, выразившееся в непринятии мер по ликвидации незаконной свалки отходов незаконным следует признать обоснованным.

Истцом заявлено требование о присуждении к исполнению обязанности по приведению земельного участка в надлежащее экологическое состояние.

Согласно ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) ФИО4 за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В силу ч.1 ст. 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему ФИО4, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно п.4 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе захламления земель.

Ч. 2 ст. 616 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что Арендатор обязан поддерживать ФИО4 в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание ФИО4, если иное не установлено законом или договором аренды.

В связи с изложенным требования истца о возложении на ответчика обязанности в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на земельном участке с кадастровым номером 16:02:160102:33, также являются обоснованными и удовлетворяются судом.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Татарского природоохранного межрайонного прокурора к Индивидуальному предпринимателю – главе Крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 о присуждении к исполнению обязанности по приведению земельного участка в надлежащее экологическое состояние удовлетворить.

Признать бездействие КФХ «ФИО1» (ИНН 164307226542, ОГРНИП ), выразившееся в несоблюдении природоохранного законодательства при использовании земельного участка, незаконным.

Обязать КФХ «ФИО1» (ИНН 164307226542, ОГРНИП ) в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на земельном участке с кадастровым номером 16:02:160102:33 по адресу: <адрес>, Азнакаевский муниципальный ФИО3, Верхнестярлинское сельское поселение, <адрес>.

В иске к обществу с ограниченной ответственностью «Стярле» отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме в Верховный Суд Республики Татарстан через суд, вынесший решение.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

                                      Судья:    подпись                      ШагФИО7

Копия верна.                 Судья:

Подлинный судебный акт подшит в деле

(УИД 03RS0-51)

Ютазинского районного суда Республики Татарстан

2-320/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Татарский природоохранный межрайонный прокурор
Ответчики
Халатян Рената Сергеевна
ООО "Стярле"
Другие
исполнительный комитет Азнакаевского муниципального района РТ
Министерство экологии и природных ресурсов РТ
Вахитова Айгуль Альфировна
Оганнисян Роман Игорьевич
палата имущественных и земельных отношаений Азнакаевского муниципального района
Суд
Ютазинский районный суд Республики Татарстан
Судья
Шагвалиева Эльмира Тимергалиевна
Дело на странице суда
utazinsky.tat.sudrf.ru
02.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.08.2022Передача материалов судье
08.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.08.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.09.2022Предварительное судебное заседание
29.09.2022Судебное заседание
30.09.2022Судебное заседание
14.10.2022Судебное заседание
20.10.2022Судебное заседание
08.11.2022Судебное заседание
14.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее