Дело № 33а-9403/2018
Судья Брагин Ю.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь 03 сентября 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Кустовой И.Ю.,
судей Копылова-Прилипко Д.А., Овчинниковой Н.А.,
при секретаре Рогатневой А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Администрации Суксунского муниципального района Пермского края и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края на решение Суксунского районного суда Пермского края от 07 июня 2018 г., которым постановлено:
«административные исковые требования Мангилевой Аллы Михайловны к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Пермского края, Министерству по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края об оспаривании решений указанных органов государственной власти, возложении на Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края обязанности по устранению допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов Мангилевой Аллы Михайловны удовлетворить.
Признать решение Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 11.01.2018 № СЭД-25-03.2-01-8 о нецелесообразности перевода земельного участка из одной категории в другую, даче рекомендации об отказе в удовлетворении заявленного Мангилевой Аллой Михайловной ходатайства о таком переводе и решение Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края от 16.01.2018 № СЭД-31-02-2-2-32 об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую незаконными, нарушающими права, свободы и законные интересы Мангилевой Аллы Михайловны.
Обязать Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края, Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения ходатайства Мангилевой Аллы Михайловны от 10 апреля 2017 г. о переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края, Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края в пользу Мангилевой Аллы Михайловны в возмещение расходов по оплате государственной пошлины по 150 рублей».
Заслушав доклад судьи Копылова-Прилипко Д.А., объяснения представителя Мангилевой А.М. - Фроловой Л.В., изучив материалы дела, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Мангилева А.М. (далее по тексту, также – Заявитель) обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными заключения от 11.01.2018 г. Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края, о направлении информации по межведомственному запросу, решения от 16.01.2018 г. Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края об отказе в переводе земельного участка из одной категории земель в другую; просит устранить допущенное нарушение прав путем принятия акта о переводе земельного участка.
Требования обоснованы тем, что 25.07.2014 г. Мангилева А.М. приобрела земельный участок сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером **. В результате раздела указанного земельного участка, 07.10.2016 г. за Мангилевой А.М. зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером **, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование – для сельскохозяйственного производства, площадью 12735 кв.м., расположенный по адресу: **** (далее по тексту – ЗУ:**). В соответствии программой развития территории, которая отражена и закреплена в Генеральном плане Ключевского сельского поселения Суксунского муниципального района Пермского края, утверждённого решением Совета депутатов Клюевского сельского поселения от 23.09.2014 г. № 79, ЗУ:**, расположенный вдоль автодороги общего пользования федерального значения Пермь-Екатеринбург с целью размещения объектов придорожного сервиса предусмотрено перевести из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения. В целях перевода земельного участка Заявитель обращалась в Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края с соответствующим ходатайством. Решением от 16.01.2018 г. в удовлетворении ходатайства отказано, со ссылкой на заключение Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 11.01.2018 г. по тем основаниям, что федеральными законами установлено ограничение перевода земельного участка. В заключении Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 11.01.2018 г. указано, что перевод земельного участка нецелесообразен, так как ЗУ:** относится к сельскохозяйственным угодьям, также не представлено доказательств того, что объекты придорожного сервиса не могут размещены в другом месте. Мангилева А.М. полагает, что данные решения являются незаконными, поскольку все необходимые документы для перевода земельного участка были предоставлены, ЗУ:** к числу сельскохозяйственных угодий, к особо ценным сельскохозяйственным угодьям не относится. Испрашиваемое целевое назначение земельного участка соответствует градостроительной документации. В заключении Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края не указаны конкретные факты, в соответствии с которым, ЗУ:** ограничен в обороте. Состав документов, которые должны быть приложены к ходатайству, не предусматривает предоставление какого-либо документа, подтверждающего отсутствие иных вариантов размещения объектов, связанных с несельскохозяйственными нуждами.
Судом постановлено выше приведенное решение, об отмене которого в апелляционных жалобах просят Администрации Суксунского муниципального района Пермского края и Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края.
Администрация Суксунского муниципального района Пермского края указывает, что Генеральный план Ключевского сельского поселения не предусматривает перевод именно земельного участка Мангилевой А.М. из состава земель сельскохозяйственного назначения. Генеральный план не предусматривает и никогда не предусматривал размещение на территории ЗУ:** объектов придорожного сервиса. Данный земельный участок расположен за границами населённых пунктов и в таком случае, объекты придорожного сервиса могут размещаться на землях транспорта, к которым ЗУ:** не относится. Сам земельный участок расположен вдоль автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-242 Пермь-Екатеринбург на км 150+900 справа, в пределах придорожной полосы и с учётом требований законодательства о безопасности дорожного движения объекты придорожного сервиса не могут быть размещены на земельном участке Мангилевой А.М. То обстоятельство, что указанные выводы в решениях Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края и Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края не содержатся, не означает об отсутствии нарушения прав, свобод и законных интересов заинтересованных лиц. Оспариваемыми решениями органов государственной власти права, свободы и законные интересы Мангилевой А.М. не нарушены. Кроме того, факт невозможности размещения объектов придорожного сервиса подтверждается и Правилами землепользования и застройки Ключевского сельского поселения, утвержденными решением Совета Депутатов Ключевского сельского поселения от 27.10.2014 г. № 82 (далее по тексту – ПЗиЗ)
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края, ссылается на то, что согласно ПЗиЗ, предлагаемый к переводу земельный участок относится к сельхозугодиям. Организация на таком земельном участке объектов придорожного сервиса не может быть отнесена ни к одному из исключительных случаев, перечисленных в статье 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее по тексту – Закон № 172-ФЗ). Судом произведено произвольное толкование отдельных формулировок решения Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 11.01.2018 г., это решение права, свободы и законные интересы Мангилевой А.М. не нарушает.
Мангилева А.М. в судебное заседание не явилась, направила представителя, которая поддержала письменные возражения относительно апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещённые о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представителей не направили, Министерством по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края представлен письменный отзыв, в котором апелляционные жалобы поддержаны.
Проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного орган а, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи земельного участка сельскохозяйственного назначения от 25.07.2014 г., за Мангилевой А.М. 07.10.2016 г. зарегистрировано право собственности на земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование: для сельскохозяйственного производства, площадью 12735 кв.м., расположенный по адресу: Пермский край, Суксунский р-н., в границах Ключевского сельского поселения, урочище «Шиловская перемена», кадастровый номер ** /т.1 л.д.11/.
С целью размещения на ЗУ:** объектов придорожного сервиса (автостоянка, шиномонтаж, кафе) 10.04.2017 г. Мангилева А.М. обратилась в Правительство Пермского края с ходатайством о переводе ЗУ:** из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения /т.1 л.д.130/.
Письмом (заключением) от 07.06.2017 г. № СЭД-25-03.1-02-183 Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края сообщило Министерству по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края о том, что находит недопустимым перевод земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности. ЗУ:** является ценным с точки зрения ведения сельскохозяйственного производства, в этой связи перевод земельного участка нецелесообразен.
Решением Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края от 07.06.2017 г. № СЭД-П31-02-2-16-218 Мангилевой А.М. отказано в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка.
Решение Суксунского районного суда Пермского края от 15.09.2017 г. решение Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края, изложенное в письме от 07.06.2017 г. № СЭД-25-03.1-02-183 и решение Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края, изложенное в письме от 07.06.2017 г. признаны незаконными, на данные органы власти возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Мангилевой А.М. от 10.04.2017 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 13.12.2017 г. решение Суксунского районного суда Пермского края от 15.09.2017 г. оставлено без изменения.
По результатам повторного рассмотрения ходатайства Заявителя, письмом (заключением) от 11.01.2018 г. № СЭД-25-03.2-01-8 /т.1 л.д.8-9/ Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края сообщило Министерству по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края о том, что находит нецелесообразным перевод земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, поскольку, согласно ПЗиЗ, земельный участок административного истца относится к сельхозугодиям, а также в связи с тем, что Заявителем к ходатайству не приложено доказательств невозможности размещения объектов придорожного сервиса в другом месте (не на ЗУ:**).
Решением Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края от 16.06.2018 г. № СЭД-31-02-2-2-32 /т.1 л.д.10/ Мангилевой А.М. отказано в переводе земельного участка из одной категории земель в другую.
Признавая незаконными решение (заключение) Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 11.01.2018 г. и решение Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края от 16.06.2018 г., суд исходил из того, что само по себе отнесение земельного участка к сельхозугодиям не означает невозможность его перевода из земель одной категории в другую. Все необходимые документы Мангилевой А.М. были представлены.
Судебная коллегия считает возможным согласиться с выводом суда об отсутствии правовых оснований для признания законными и не нарушающими права и интересы Заявителя, оспариваемых решений указанных министерств.
Так, согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 8 ЗК РФ, перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок перевода земель из одной категории в другую установлен Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее по тексту – Закон № 172-ФЗ).
Как установлено частью 1 статьи 2 Закона № 172-ФЗ, для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Постановлением Правительства Пермского края от 29.09.2008 г. № 464-п «Об утверждении формы ходатайства о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, и состава документов, прилагаемых к ходатайству» (далее по тексту – Постановление № 464-п) установлено что: соответствующие ходатайства направляются в Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края; одним из документов для принятия решения о переводе земельного участка является заключение Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края о целесообразности перевода земель сельскохозяйственного назначения или об отсутствии (наличии) в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земельного участка из одной категории в другую либо запрета на такой перевод; указанное заключение запрашиваются Министерством по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края самостоятельно.
По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (часть 4 статьи 3 Закона № 172-ФЗ).
В силу статьи 4 Закона № 172-ФЗ, перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае: 1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод; 2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; 3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Таким образом, отсутствие документа в составе представленного Мангилевой А.М. пакета, подтверждающего невозможность размещения объектов не на земельном участке, не является основанием к отказу в переводе земельного участка из одной категории в другую.
В случае, если к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства, заявление Мангилевой А.М., в силу пункта 2 части 2 статьи 3 Закона № 172-ФЗ подлежало оставлению без рассмотрения.
Как правильно отметил суд, состав представленного Заявителем 10.04.2017 г. пакета документов, отвечает требованиям закона.
При этом, судебная коллегия принимает во внимание, что ранее решением Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края от 07.06.2017 г. № СЭД-П31-02-2-16-218 Мангилевой А.М. уже было отказано в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка. Данный отказ признан судом незаконным.
Относительно решения (заключения) Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края, судебная коллегия соглашается с выводом суда о его (решении) немотивированности в части вывода о невозможности перевода ЗУ:**.
Особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию установлены статьёй 7 Закона № 172-ФЗ, часть 1 которой, указывает, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях. Далее перечислены эти исключительные случаи.
При этом, согласно решению (заключению) Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края, отнесение ЗУ:** к сельскохозяйственным угодьям подтверждено Правилами землепользования и застройки Ключевского сельского поселения, утвержденными решением Совета Депутатов Ключевского сельского поселения от 27.10.2014 г. № 82.
Вместе с тем, сам земельный участок находится за пределами населённого пункта, согласно кадастровому паспорту ЗУ:** относится к категории земель – для сельскохозяйственного использования, разрешённое использование – для сельскохозяйственного производства /т.1 л.д.104/.
Пунктом 2 статьи 77, пунктом 1 статьи 79 ЗК РФ, установлено, что в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В соответствии с описанием вида разрешённого использования земельного участка, согласно Приказу Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», на земельных участках по виду разрешённого использования - для сельскохозяйственного производства, предусмотрено размещение машинно-транспортных и ремонтных станций, ангаров и гаражей для сельскохозяйственной техники, амбаров, водонапорных башен, трансформаторных станций и иного технического оборудования, используемого для ведения сельского хозяйства. Размещение сельскохозяйственных угодий на таких землях не предусмотрено.
Кроме того, Градостроительный кодекс РФ определяет градостроительное зонирование, как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения
В этой связи, ссылки Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края на Правила землепользования и застройки Ключевского сельского поселения, утвержденные решением Совета депутатов Ключевского сельского поселения от 27.10.2014 г. № 82, не могут быть приняты во внимание, на что обращалось внимание ответчиков ещё в апелляционном определении судебной коллегии по административным делам от 13.12.2017 г., однако, данные обстоятельства учтены не были.
В этой связи, судом обосновано признано незаконными решение Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края, решение Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края и на которые возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Мангилевой А.М.
Доводы апелляционных жалоб и возражений них, которые не были предметом рассмотрения ходатайства Мангилевой А.М. органами власти, не могут быть приняты во внимание, поскольку, как верно отметил суд, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения (пункт 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»).
Выводы суда первой инстанции являются правильными и обоснованными, оснований для их переоценки не имеется. Судебный акт требованиям ст. 180 КАС Российской Федерации соответствует, нарушений норм материального и (или) процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения районного суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Суксунского районного суда Пермского края от 07 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации Суксунского муниципального района Пермского края и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: