56RS0018-01-2019-007974-61
№ 2а-6649/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 ноября 2019 года г.Оренбург
Ленинский районный суд г.Оренбурга в составе председательствующего судьи Пименовой О.А.,
при секретаре Сотникове Н.Ю.,
с участием:
представителя административных истцов Котловской И.И.,
представителя административного ответчика и заинтересованного лица Лесниковой З.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Цабиногиной Н.В., Цабиногина А.А. к администрации города Оренбурга о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Цабиногина Н.В., Цабиногин А.А. обратились в суд с вышеназванным административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия, возложении обязанности. В обоснование указанных требований сослались на то, что они зарегистрированы и проживают по адресу: г. Оренбург, ул. ... Квартира принадлежит им на праве общедолевой собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Дом является многоквартирным домом, так как состоит из трех квартир. Две квартиры, в том числе, и квартира административных истцов, являются собственностью жильцов, а третья квартира принадлежит жильцам по договору социального найма, заключенному с администрацией г. Оренбурга. Указанный дом не подлежит реконструкции, не обеспечивает безопасную для жизни и здоровью людей эксплуатацию объекта, не отвечает требованиям эксплуатационной надежности и не соответствует требованиям действующей нормативной документации, а техническое состояние оценивается как аварийное, о чем свидетельствует заключение эксперта. После получения заключения строительно-технической экспертизы в адрес жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга они направили заявление о проведении обследования и дачи оценки соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным действующему законодательству, а именно ст. 15 ЖК РФ, Постановлению Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47. На заявление жильцов дома 01.02.2018 года (исх. № ...) от начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга пришло сопроводительное письмо с пакетом документов в копиях, а именно: акт обследования помещения № ... от 20.12.2017 года Межведомственной комиссии, заключение об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу от 20.12.2017 года № .... Указанными документами установлено, что дом признан аварийным и подлежит сносу с 20.12.2017 года. Спустя восемь месяцев администрация города Оренбурга вынесла постановление № ... о признании многоквартирного дома по адресу: г. Оренбург, ул. ... аварийным и подлежащим сносу. Согласно п. 2 Постановления установлено, что собственники помещений дома № ... г. Оренбурга должны в срок до 01.01.2019 года произвести снос многоквартирного дома. Пункт 3 Постановления обязывает Управление жилищной политики администрации города Оренбурга в течение 45 дней с даты издания Постановления направить собственникам помещений в многоквартирном доме копию Постановления, требование о сносе до 01.01.2019 года и осуществить мероприятия по отселению жильцов в срок не позднее 31.12.2025 года. 23.08.2018 года в письме исх. № ... начальник Управления жилищной политики администрации города Оренбурга предложил административным истцам до момента переселения из аварийного жилого помещения переселиться в жилое помещение маневренного фонда г. Оренбурга. Согласно письму начальника Управления жилищной политики администрации города Оренбурга от 11.10.2018 года № ... дом № ... г.Оренбурга не включен в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013-2017 годы», так как межведомственной комиссией до 01.01.2012 года аварийным признан не был. После принятия Правительством РФ программы по переселению граждан из домов, признанных аварийными после 01.01.2012 года, будет разработана муниципальная программа с включением в нее многоквартирных домов, признанных аварийными после 01.01.2012 года. Предложено, в соответствии с ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, получить выкупную цену взамен предоставления иного равноценного жилья. Поскольку у административных истцов нет иного жилья, квартира размещена в аварийном доме, состояние которого не обеспечивает безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию дома, в связи с чем они обратились 08.04.2019 года письменно к Главе города Оренбурга о заключении договора о выкупе жилья, с учетом того, что им было предложено получить выкупную цену. 06.05.2019 года № ... на имя административных истцов пришел ответ, где указано на то, что Постановлением Правительства Оренбургской области от 20.03.2019 года №... утверждена областная программа «Переселение граждан из аварийного фонда Оренбургской области» на 2019-2025 г.г., согласно которой дом административных истцов в программу не включен и повторно предложено переселиться в помещение маневренного фонда. Считают, что бездействие административного ответчика по изъятию земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и изъятию жилого помещения в аварийном доме с предоставлением выкупной цены нарушает законные права и интересы административных истцов. Просят признать незаконным бездействие администрации г.Оренбурга, выразившиеся в непринятии мер по изъятию земельного участка, на котором расположен аварийный дом № ... г. Оренбург; обязать административного ответчика осуществить действия по изъятию земельного участка, на котором расположен аварийный дом № ... г. Оренбурга; произвести изъятие земельного участка и изъятие жилого помещения у административных истцов в срок не позднее одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему административному исковому заявлению; обязать административного ответчика выкупить жилье административных истцов в срок не позднее одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании представитель административных истцов Котловская И.И. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила суд удовлетворить. В дополнение указала на то, что согласно судебной практики, предоставление гражданам, занимающим жилые помещения по договорам социального найма в аварийном и подлежащим сносу многоквартирном жилом доме, иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания, не может быть постановлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома, в связи с чем суд может обязать органа местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании ч.2 ст. 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилья (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ).
В судебном заседании представитель административного ответчика и заинтересованного лица Лесникова З.А. возражала против удовлетворения требований административного искового заявления. Пояснила, что постановлением администрации г. Оренбурга от 17.08.2018 года № ... многоквартирный дом № ... признан аварийным и подлежащим сносу, собственникам помещений в срок до 01.01.2019 года указано произвести снос многоквартирного дома. Данное постановление было направлено собственникам в установленный срок. Постановлением администрации г. Оренбурга от 15 марта 2013 года № ... утверждена муниципальная адресная программа переселения граждан аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013-2017 годы, в которую вошли многоквартирные дома, признанные аварийными до 01.01.2012 года. Признанный на основании заключения межведомственной комиссии от 20.12.2017 года № ... аварийным многоквартирный дом по вышеуказанному адресу в указанную программу не вошел. С учетом положений ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. Постановлением Правительства Оренбургской области от 20.03.2019 года № ... утверждена областная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Оренбургской области» на 2019-2025 годы. Постановлением администрации г. Оренбурга от 01.04.2019 года № ... утверждена муниципальная адресная программа переселения граждан аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2019-2025 годы, в которую вошли 20 многоквартирных домов, признанных аварийными в период с 01.01.2012 по 01.01.2017 годы. Однако, многоквартирный дом № ... г. Оренбурга в указанную областную адресную программу не включен, в связи с чем вопрос об изъятии указанного жилого помещения путем выкупа может быть рассмотрен после издания новой областной адресной программы после 2025 года. На основании изложенного, просила в удовлетворении административного искового заявления отказать в полном объеме.
В судебное заседание административные истцы Цабиногина Н.В., Цабиногин А.А., представитель Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга не явились, извещены о дате и времени судебного заседания надлежащим образом.
Суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. ст.150 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
По смыслу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, подлежат удовлетворению при наличии двух условий: если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, ч. 3 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации права и свободы человека и гражданина, в том числе жилищные, могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд урегулирован главой VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Так, согласно ч. 3 ст. 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных п.1 настоящей статьи, должно быть обоснованно решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
Согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч. ч. 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы ч. ч. 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения ч. 4 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Пунктом 49 постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» (далее-Положение) установлено, что на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно- восстановительных работ.
Абзацем 7 пункта 7 Положения установлено, что решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).
Судом установлено, что Цабиногина Н.В., Цабиногин А.А. являются собственниками (на праве общедолевой собственности) квартиры ... г.Оренбурга.
В соответствии с заключением межведомственной комиссии от 20.12.2017 года № ..., многоквартирный жилой дом по адресу: г. Оренбург, ул. ... признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации г. Оренбурга от 17.08.2018 года №... многоквартирный дом № ... признан аварийным и подлежащим сносу, собственникам помещений в срок до 01.01.2019 года указано произвести снос многоквартирного дома; Управлению жилищной политики администрации города Оренбурга в течение 45 дней со дня издания постановления направить собственникам помещений в многоквартирном доме копию постановления, а также требование, предусмотренное ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации; обратиться в Департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга с ходатайством об изъятии земельного участка в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме, в установленный срок не осуществят снос многоквартирного дома; осуществить в соответствии с действующим законодательством мероприятия по отселению граждан в срок не позднее 31.12.2025 года; Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга обеспечить направление настоящего постановления заявителю, а также в Государственную жилищную инспекцию по Оренбургской области.
Указанное постановление и требование было направлено 11.10.2018 года в адрес административных истцов, в котором было разъяснено о том, что невыполнение требования о сносе земельный участок, на котором расположен указанный дом, будет изъят для муниципальных нужд и соответственно будет изъято каждое помещение в указанном доме.
Однако, указанное требование административными истцами в установленный срок исполнено не было.
На основании решения Оренбургского городского Совета от 28.02.2019 года № ... Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга реорганизовано в форме присоединения к нему Управления жилищной политики администрации города Оренбурга.
В соответствии с п.1.5 Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга, утвержденного решением Оренбургского городского Совета от 28.06.2011 года № ..., Управление является правопреемником Управления жилищной политики администрации города Оренбурга в соответствии с передаточным актом.
В ходе рассмотрения дела представителем административного ответчика указано, что Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга во исполнение постановления администрации г. Оренбурга от 17.08.2018 года № ... подготовлено и направлено в адрес Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга ходатайство об изъятии земельного участка под многоквартирным домом для муниципальных нужд.
Как следует из постановления администрации г. Оренбурга от 17.08.2018 года № ... все мероприятия по отселению граждан, проживающих в указанном выше многоквартирном доме, должны быть осуществлены в срок не позднее 31.12.2025 года.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд не усматривает наличие бездействия администрации города Оренбурга по исполнению постановления администрации г. Оренбурга от 17.08.2018 года № ..., поскольку административным ответчиком в течение 45 дней со дня издания постановления направлено собственникам помещений в многоквартирном доме требование о сносе дома; в Департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга направлено ходатайство о принятии решения об изъятии земельного участка под многоквартирным домом для муниципальных нужд.
Кроме того, судом учитывается, что постановлением администрации г.Оренбурга от 17.08.2018 года № ... установлен срок для мероприятий по отселению граждан, проживающих в указанном выше многоквартирном доме, не позднее 31.12.2025 года
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что действия администрации города Оренбурга не противоречат положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлению администрации г. Оренбурга от 17.08.2018 года № ..., соответственно, прав административных истцов не нарушают.
Следовательно, оснований для удовлетворения заявленных Цабиногиной Н.В., Цабиногина А.А. требований не имеется.
Разрешая вопрос о сроке обращения истца в суд с настоящим административным исковым заявлением, суд приходит к тому, что срок на обращение в суд с требованием о признании незаконным бездействия администрации г. Оренбурга, возложении обязанности не пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175,180,227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ -░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 20 ░░░░░░ 2019 ░░░░
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░. ░░░░░:
░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ №2░-6649/2019 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░░░