Дело №2-515/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ. г. Пермь
Индустриальный районный суд г. Перми в составе
председательствующего судьи Ждановой О.В.
с участием представителя истца Меликсетян А.Г. – Кузнецовой Е.А., действующей на основании доверенности,
при секретаре Баскаль В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Меликсетян А. Г. к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с иском к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В обоснование исковых требований указано следующее, что Меликсетян А.Г. обратился с заявлением в Департамент земельных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ № о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта - для строительства универсальной детской игровой площадки открытого типа и озеленения территории, по адресу: <адрес>, площадью 4697,06 кв.м., испрашиваемое право - аренда.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ответчик отказал в выборе указанного земельного участка.
Согласно п. 1 ст. 28 Земельного кодекса РФ истец может приобрести право аренды на земельный участок в порядке, предусмотренном ст.ст. 30, 31, 32 Земельного кодекса РФ. Ответчик данное право не признает, считает, что истец не имеет права на получение испрашиваемого земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта.
В связи с наличием спора о праве на получение земельного участка в аренду по процедуре предварительного согласования места размещения объекта истец обратился с настоящим иском.
Согласно ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
без предварительного согласования мест размещения объектов;
с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Исполнительный орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (ст. 31 ЗК РФ).
Истец предоставил все необходимые в соответствии со ст. 31 ЗК РФ документы для выбора ответчиком земельного участка, однако, в установленном порядке ответчик не обеспечил выбор испрашиваемого земельного участка.
Согласно Решению Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 210 "О департаменте имущественных отношений администрации города Перми и департаменте земельных отношений администрации города Перми" департамент земельных отношений администрации города Перми является функциональным органом администрации города Перми. Департамент является юридическим лицом, имеет в своем оперативном управлении обособленное имущество, самостоятельный баланс, лицевой счет в департаменте финансов администрации города Перми, печать со своим полным наименованием и изображением герба города Перми, а также соответствующие печати, штампы, бланки.
Как следует из указанного выше решения, Департамент не является органом местного самоуправления, следовательно, его ненормативные акты, действия, бездействия не могут быть обжалованы в порядке гл. 25 ГПК РФ, в порядке которой обжалуются деяния органов местного самоуправления. Данная позиция подтверждается, например, Определением Верховного Суда РФ от 18.02.2010 N 16-В10-4.
На основании изложенного истце просит обязать Департамент земельных отношений администрации города Перми обеспечить ему выбор земельного участка и предварительное согласование места размещения объекта - для строительства универсальной детской игровой площадки открытого типа и озеленения территории, по адресу: <адрес>, площадью 4697,06 кв.м. в аренду.
Определением Индустриального районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, был привлечен Департамент градостроительства и архитектуры Администрации г. Перми.
Истец в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, своевременно и в соответствии со ст. 113 ГПК РФ. В заявлении, адресованном суду, просил дело рассмотреть в его отсутствии, с участием его представителя, на исковых требованиях настаивает.
Представитель истца Кузнецова Е.А. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что истцу выдали письмо о рассмотрении обращения, а не решение. Решением Городской Думы предусмотрена возможность строительства универсальной детской площадки, допускалась процедура без проведения торгов. В ответе на заявление истцу было указано о необходимости проведения торгов. Таким образом, представитель истца считает, что нарушено право истца на приобретение земельного участка в порядке договора аренды. В Департамент градостроительства и архитектуры истец не обращался, потому что на тот момент не был предусмотрен порядок, как нужно действовать при проведении торгов. На момент ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрено было проведение торгов для размещение детской площадки.
Представитель Департамента земельных отношений администрации г. Перми в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела Департамент земельных отношений Администрации г. Перми извещался надлежащим образом, своевременно и в соответствии со ст. 113 ГПК РФ. Согласно письменного отзыва на исковое заявление, направленного ранее, Департамент земельных отношений Администрации г. Перми исковые требования Меликсетяна А.Г. не признает по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию, в том числе с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта начинается с выбора земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, и заканчивается принятием решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 ЗК РФ). Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 ЗК РФ). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6 ст. 31 ЗК РФ). Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (п. 8 ст. 31 ЗК РФ).
На территории города Перми условия предоставления земельных участков для целей, связанных со строительством, а также под существующие объекты капитального строительства и объекты, связанные с их обслуживанием, регламентированы Положением о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 № 315.
Предоставление земельных участков в аренду с предварительным согласованием места размещения объектов осуществляется: на основании заявления лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка; при наличии положительных заключений соответствующих функциональных органов администрации города Перми; при условии предварительной публикации сообщения о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, согласованного к размещению объекта капитального строительства (пункт 4.3 Положения).
Также утвержден Регламент взаимодействия Департамента с функциональными и территориальными органами администрации города Перми при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов (постановление Администрации г. Перми от 12.11.2009N 857).
В соответствии с разделом 3 указанного регламента Департамент в течение 5 календарных дней с даты поступления заявления физического или юридического лица о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта: в случае отсутствия нарушения прав третьих лиц направляет запрос с копиями заявления и документов, приложенных к нему, для подготовки заключения о возможности размещения объекта в обязательном порядке в следующие функциональные и территориальные органы: Управление по экологии и природопользованию администрации города Перми, Департамент градостроительства архитектуры города Перми, Управление внешнего благоустройства администрации города Перми, территориальный орган администрации города Перми, на территории которого находится указанный земельный участок; направляет копии заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта для подготовки заключений о возможности размещения объекта в те функциональные органы, в компетенцию которых входит размещение указанного в заявлении объекта.
Наряду с функциональными и территориальными органами Администрации города Перми, указанными в пункте 3.1.2 настоящего Регламента, в течение 5 календарных дней с даты регистрации заявления направляет запросы с копиями заявления и документов, приложенных к нему, для подготовки заключений в: комитет по физической культуре и спорту Администрации города Перми (далее - КФКиС) - в случае выбора земельного участка для строительства объектов физической культуры и массового спорта, имеющих общественное значение для городского округа.
В соответствии с п. 4.1 Регламента Департамент в течение 5 календарных дней рассматривает заявления физических и юридических лиц о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта с учетом поступивших заключений и принимает решение об оформлении акта выбора земельного участка либо об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
По результатам рассмотрения поступивших заключений Департамент в течение 5 календарных дней оформляет акт о выборе земельного участка для строительства по форме согласно приложению № 5 к Регламенту и выдает его заявителю для проведения согласования или подготавливает ответ об отказе в предварительном согласовании места размещения и направляет его заявителю (п. 4.2. Регламента). Департамент принимает решение об оформлении акта выбора земельного участка с указанием условий, содержащихся в заключениях функциональных и территориальных органов (п. 4.3. Регламента).
Ответ об отказе в выборе земельного участка предварительном согласовании места размещения объекта подготавливается при невозможности размещения объекта согласно выводам, содержащимся в заключениях, представленных в соответствии с п.п. 3.2. и 3.3 настоящего Регламента.
Пунктом 3.3. Регламента установлено, что заключения, подготовленные поименованными в пункте 3.1.3 настоящего Регламента органами, согласовываются курирующим заместителем главы администрации города, главой администрации города Перми в случае выбора земельного участка для строительства: объектов социально-культурного назначения, имеющих общественное значение для городского округа.
ДД.ММ.ГГГГ в департамент поступило заявление Меликсетяна А.В. о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещении универсальной детской игровой площадки открытого типа и озеленения территории по адресу: <адрес> площадью 4697,06 кв.м., испрашиваемое право - аренда.
В соответствии с приведенными нормами, Департаментом по обращению заявителя были запрошены заключения функциональных и территориального органа о возможности выбора земельного участка, после получения заключений заявление было рассмотрено и ДД.ММ.ГГГГ приято решение о невозможности оформления акта о выборе по следующим основаниям.
В п. 4.2 Положения (в ред. от 25.09.2012) определены виды предварительного согласования места размещения объектов: в т.ч. для строительства объектов социально- культурного назначения (объекты образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и массового спорта), имеющих общественное значение для городского округа.
Перечень целей, для которых может быть предоставлен земельный участок в порядке ст. 31 ЗК РФ, является исчерпывающим.
Согласно п. 4.2. Положения объект недвижимости, для размещения которого испрашивается земельный участок, не входит в установленный перечень.
Кроме того, Меликсетян А.Г. испрашивал земельный участок под строительство универсальной спортивной площадки благоустройство территории в порядке ст. 31 ЗК РФ.
Однако, пунктами 2.12.11, 2.12.13 Приказа Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 N 613 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований" установлено, что спортивные площадки предназначены для занятий физкультурой и спортом всех возрастных групп населения, их рекомендуется проектировать в составе территорий жилого и рекреационного назначения, участков спортивных сооружений, участков общеобразовательных школ. Как правило, обязательный перечень элементов благоустройства территории на спортивной площадке включает: мягкие или газонные виды покрытия, спортивное оборудование. Рекомендуется озеленение и ограждение площадки. Площадки рекомендуется оборудовать сетчатым ограждением высотой 2,5 - 3 м., а в местах примыкания спортивных площадок друг к другу - высотой не менее 1,2 м.
Таким образом, спортивная площадка является элементом благоустройства территории муниципального образования либо определенного земельного участка и не отвечает понятию самостоятельной вещи либо объекта недвижимого имущества (ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С учетом этого, порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещены объекта, установленный ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, неприменим для случаев благоустройства территории или конкретного земельного участка, в том числе с элементами спортивной площадки.
В соответствии с пунктом 1.2. ст. 30 ЗК РФ орган местного самоуправления вправе установить перечень случаев, когда предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется исключительно на торгах.
Решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта подготавливается в соответствии с п. 4.2. Регламента взаимодействия Департамента земельных отношений администрации города Перми с функциональными и территориальными органами администрации города Перми при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов, утвержденного постановлением администрации г. Перми от 12.11.2009 № 857 (ред. от 01.07.213), при невозможности размещения объекта согласно выводам, содержащимся, в том числе, в заключении ДГА.
В соответствии с ч. 1 ст. 256 Гражданского процессуального Кодекса РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Представитель ответчика полагает, что поскольку в данном случае рассматривается отказ Департамента, дело подлежит рассмотрению в порядке гл. 25 ГПК РФ.
Кроме того, представитель ответчика полагает, что истцом пропущен срок на восстановление нарушенного права.
На основании изложенного представитель ответчика просит отказать в удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.
Представитель третьего лица Департамента градостроительства и архитектуры Администрации г. Перми в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, своевременно и в соответствии со ст. 113 ГПК РФ. В письменных возражениях, направленных ранее, позицию ответчика Департамента земельных отношений Администрации г. Перми поддержал в полном объеме, просил в удовлетворении исковых требований истцу отказать в полном объеме.
Заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Пунктом 1 ст. 3 ГПК РФ предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем:
признания права;
восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;
признания недействительным решения собрания;
(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 302-ФЗ)
признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
самозащиты права;
присуждения к исполнению обязанности в натуре;
возмещения убытков;
взыскания неустойки;
компенсации морального вреда;
прекращения или изменения правоотношения;
неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;
иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец Меликсетян А.Г. обратился в Департамент земельных отношений Администрации г. Перми с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании размещения объекта для строительства универсальной детской площадки открытого типа и озеленения территории по адресу: <адрес>, примерной площадью 4697,06 кв.м. на праве аренды (л.д. 6).
К указанному заявлению были приложены все необходимые документы (л.д. 7-9).
ДД.ММ.ГГГГ истцу Департаментом земельных отношений Администрации г. Перми было выдано письмо о рассмотрении обращения №. В поименованном письме истцу было указано, что п. 4.2 Решения Пермской городской Думы от 28.10.2008 № 315 установлен исчерпывающий перечень объектов, в отношении которых осуществляется предварительное согласование места размещения объекта. Объект недвижимости, для размещения которого испрашивается земельный участок, не входит в установленный перечень. Таким образом, предоставление земельного участка для указанной цели возможно только на торгах. Решения о формировании земельных участков для строительства, предоставляемых на торгах (конкурсах, аукционах), принимается в соответствии с компетенцией Департамента градостроительства и архитектуры (далее – ДГА). Следовательно, для решения вопроса о формировании земельного участка на торги необходимо обратиться в ДГА (л.д. 10-11).
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ (в ред., действующей на 06.11.2012) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 и ч. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Частью 5 и 6 ст. 31 ЗК РФ предусмотрено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Согласно ч. 8 и ч. 9 ст. 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.
Исходя из анализа указанных выше норм следует, что по заявлению гражданина о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта органом местного самоуправления должно быть принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта либо об отказе в размещении объекта, которое может быть обжаловано в суд.
Департамент земельных отношений Администрации г. Перми считает, что заявление истца было рассмотрено, о чем принято решение в виде письма от ДД.ММ.ГГГГ №.
Указанным письмом Департамент земельных отношений Администрации г. Перми фактически отказал истцу в выборе спорного земельного участка и в предварительном согласовании места размещения объекта.
При этом истец с требованием в порядке ч. 9 ст. 31 ЗК РФ об оспаривании указанного решения Департамента не обращался, в рамках рассматриваемого гражданского дела такого требования истцом также не было заявлено, что подтверждается пояснениями представителя истца, данными в ходе судебного заседания.
Таким образом, в ходе рассмотрения данного гражданского дела установлено, что Департаментом земельных отношений Администрации г. Перми по заявлению истца о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта принято решение, которое на сегодняшний день не оспорено, не признано незаконным и не отменено.
Учитывая изложенное, суд считает, что исковые требования истца о возложении на Департамент земельных отношений Администрации г. Перми обязанности обеспечить выбор спорного земельного участка и предварительное согласование места размещения спорного объекта не подлежат удовлетворению.
Довод истца о том, что ответчик не обеспечил выбор испрашиваемого земельного участка не может быть принят судом, поскольку исходя из письма от ДД.ММ.ГГГГ № и письменного отзыва Департамент земельных отношений Администрации г. Перми считает, что принято решение как об отказе в выборе земельного участка, так и об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта.
Учитывая, что истцом искового требования об оспаривании указанного решения не заявлено, а также, учитывая положения ст. 196 ГПК РФ, согласно которой суд принимает решение только по заявленным требованиям, суд приходит к выводу, что правовая оценка решению Департамента земельных отношений Администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ № в рамках рассматриваемого спора не может быть дана.
Кроме того, суд считает, что истцом пропущен срок обращения в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласо ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В соответствии с п. 24 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2
(ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
Таким образом, исходя из материалов дела, истцу о бездействии Департамента земельных отношений Администрации г. Перми и нарушении его законных прав и свобод стало известно ДД.ММ.ГГГГ
С исковыми требованиями истец обратился лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском трехмесячного срока.
В пункте 9 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" дано следующее разъяснение, судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).
Поскольку требование об оспаривании бездействия органа местного самоуправления вытекает из публичных правоотношений, соответственно подлежит применению предусмотренный ч. 1 ст. 256 ГПК РФ срок для обращения в суд за защитой нарушенного права.
Таким образом, поскольку пропуск срока для обращения в суд является самостоятельным основаниям для отказа в удовлетворении исковых требований, доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска указанного срока, истцом суду не представлено, соответственно исковые требования Меликсетяна А.Г. не подлежат удовлетворению дополнительно и по данному основанию.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Меликсетяна А. Г. к Департаменту земельных отношений Администрации г. Перми о возложении обязанности обеспечить выбор земельного участка и предварительное согласование места размещения объекта – для строительства универсальной детской игровой площадки открытого типа и озеленения территории по адресу: <адрес>, площадью 4697,06 кв.м. в аренду – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в течение месяца с момента принятия решения в полном объеме через Индустриальный районный суд г. Перми.
Федеральный судья: О.В. Жданова