Решение по делу № 2-2614/2016 от 29.11.2016

Дело № 2-154/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ г. Кашира

    Каширский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Фоминой Т.А.,

при секретаре судебного заседания Апаровой Е.Б.,

с участием истца Летуновской Е.С.,

представителя ответчика Министерства социального развития Московской области в лице Каширского управления социальной защиты населения по доверенности Буриковой Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Летуновской <данные изъяты> к Министерству социальной защиты населения Московской области о признании отказа в выдаче удостоверения многодетной семьи незаконным, признании семьи многодетной и обязании выдать удостоверение,

у с т а н о в и л:

Истец обратился в суд с указанным иском к ответчику, ссылаясь на то, что с является матерью трех детей – ФИО12 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО13. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО14 ДД.ММ.ГГГГ рождения, которые проживают вместе с истцом по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ г. истце обратилась к ответчику с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи, в ДД.ММ.ГГГГ г. получила отказ в связи с тем, что не все члены семьи зарегистрированы в Московской области. Считает, что данное решение является незаконным и необоснованным и грубо нарушает её права и права несовершеннолетних детей. Удостоверение выдается родителям (законным представителям), состоящим в браке, либо одному из родителей (законному представителю), с которым проживают дети. Как следует из представленных документов, дети зарегистрированы по местам жительства отцов: ФИО15<адрес>, ФИО16 <адрес> ФИО17<адрес>. Несмотря на то, что дети зарегистрированы по месту жительства отцов, все они проживают с истцом. ФИО18 обучается в МБОУ <данные изъяты> с ее отца на содержание ребенка взысканы алименты. ДД.ММ.ГГГГ между ФИО19 и истцом заключено соглашение, согласно которому местом жительства ФИО41 было установлено – место жительства истца. При обращении с заявлением истцом представлены все необходимые документы признании статуса многодетной семьи и выдаче удостоверения. Считает, что довод ответчика, изложенный в отказе, об отсутствии регистрации ФИО20 в <адрес> не дает оснований для установления статуса многодетной семьи Московской области нельзя признать обоснованным и соответствующим действующему законодательству. В обосновании своих доводов ссылается на положения Закона Московской области от ДД.ММ.ГГГГ г. № Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ. № «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», Постановление Московской области от ДД.ММ.ГГГГ г. №

Истец в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме. Дополнительно уточнила наименование ответчика, которого просит считать Министерством социального развития Московской области. Также пояснила, что квартира, где она зарегистрирована по адресу: <адрес>, является двухкомнатной и находится в долевой собственности, у нее, её родителей и брата. Фактически не проживаю по данному адресу, поскольку стесненные условия. Однако, дети, в том числе ФИО21 проживают вместе с ней по адресу: <адрес>. Между истцом и отцом ФИО22 подписано соглашение об установлении место жительства ребенка на территории <адрес>. Дочь посещает общеобразовательную школу в <адрес>, также состоит на учете в поликлинике <адрес>. Считаю, отказ ответчика незаконным, т.к. в настоящее время лишена возможности получить статус многодетной семьи, несмотря на наличие трех несовершеннолетних детей.

Представитель Министерства социального развития Московской области в судебном заседании иск не признала, представила письменные возражения по существу заявленных требований, которые поддержала в судебном заявлении. Также пояснила, что отказ в предоставлении истцу статуса многодетной матери законен. Местом жительством и регистрации ФИО23 является <адрес>, в связи с чем истец в настоящее время лишен возможности получить статус многодетной семьи. В документах, которые были представлены истцом не было соглашения о месте жительстве ФИО24 В соответствии с п. 3 Порядка, предусмотрено обязательное предоставление документа, подтверждающие проживание родителя и детей на территории Московской области, чего сделано не было. Решение об отказе в выдаче удостоверения обоснованное и законное.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям:

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам.

Указом Президента Российской Федерации N 431 от 5 мая 1992 года "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен постановлено:

1. Правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга:

а) определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона;

б) установить для многодетных семей:

скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории;

бесплатную выдачу лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет;

бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий (кроме такси)), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ;

прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь;

бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений;

бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств;

один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок;

в) оказывать необходимую помощь многодетным родителям, желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства, малые предприятия и другие коммерческие структуры, обеспечивать выделение для этих целей земельных участков, а также предоставлять льготы по взиманию земельного налога и арендной платы в виде полного или частичного освобождения от налога на определенный срок либо понижения ставок налога; предоставлять безвозмездную материальную помощь либо беспроцентные ссуды для возмещения расходов на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства; предусматривать полное или частичное освобождение от уплаты регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

г) обеспечить первоочередное выделение для многодетных семей садово-огородных участков. Указ действует в редакции Указа Президента РФ от 25.02.2003 N 250.

В силу статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов:

24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан.. .имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей) (пункт 2).

В силу статьи 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Согласно Закону Московской области от 12.01.2006 г. № 1/2006-03 "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" меры социальной поддержки предоставляются многодетным семьям, имеющим место жительства в Московской области на основании удостоверения многодетной матери (отца) (п. 4 ст. 21).

На основании ст. 2 Закона многодетная семья - семья, воспитывающая трех или более несовершеннолетних детей.

Постановлением Правительства Московской области от 11.03.2016 г. № 178/7 утвержден Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи, в соответствии с условиями которого удостоверение выдается территориальным структурным подразделением Министерства социального развития Московской области (далее - Подразделение) или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящим в зарегистрированном браке, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц). Для получения удостоверения заявитель представляет в Подразделение или в МФЦ по месту жительства заявление о выдаче удостоверения с приложением следующих документов: копия паспорта заявителя (супруга, супруги) или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации (с предъявлением подлинника); копии свидетельств о рождении детей (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц) (с предъявлением подлинников); документ, подтверждающий место жительства заявителя и детей (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц) в Московской области, если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность; копия свидетельства о заключении (расторжении) брака (с предъявлением подлинника); фотография заявителя (супруга, супруги) размером 3 x 4 см.

Из свидетельств о рождении следует, что Летуновская (<данные изъяты>) Е.С. является матерью несовершеннолетних детей: ФИО27, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО26, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО28 ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 11,12,13).

Несовершеннолетние дети зарегистрированы по следующим адресам: ФИО29<адрес>, ФИО30<адрес>, ФИО31<адрес> (л.д. 14,16,17).

Между ФИО32 и Летуновской Е.С. ДД.ММ.ГГГГ подписано нотариальное соглашение об установлении места жительства ребенка – ФИО34, а именно место жительство матери – жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д. 19).

Справками из общеобразовательных и медицинских учреждений подтверждается, что фактически ФИО35 проживает на территории городского округа <адрес> (л.д.20-23), где получает необходимое социальное обслуживание и образование.

В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Из анализа положений статей 2 и 3 названного Федерального закона следует, что регистрация осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод и исполнения обязанностей. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 6 октября 2008 г. N 619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.

Суд приходит к выводу, что поставка в зависимость от регистрации гражданина органами регистрационного учета по месту жительства в Московской области существенным образом ограничивает право граждан не только на получение указанных мер социальной поддержки граждан, проживающих в Московской области, но и на сам факт признания их многодетной семьей.

Однако, как следует из Указа Президента Российской Федерации № 431 от 5 мая 1992 г. "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", такая обязанность у субъекта Российской Федерации возникает в силу названного федерального нормативного правового акта. Учитывая, что нормативный правовой акт в форме закона представительным органом государственной власти Российской Федерации не принят, правоотношения в сфере установления статуса многодетных семей на территории Российской Федерации и меры по их социальной поддержке регламентированы Указом Президента Российской Федерации в порядке опережающего регулирования и, как указывал неоднократно Конституционный Суд Российской Федерации, в такой ситуации, до принятия соответствующего закона нормы Указа применяются для регулирования указанных правоотношений на всей территории Российской Федерации.

Между тем на территории Московской области гарантированные Указом Президента Российской Федерации меры социальной поддержки семьям, имеющим детей, могут быть реализованы только лицами, зарегистрированными органами регистрационного учета по месту жительства в Московской области. Более того, оформление и выдача удостоверения многодетной семьи лицам, проживающим постоянно на территории Московской области, также возможна только при наличии регистрации по месту жительства на территории субъекта, что недопустимо при наличии федерального законодательства об обязанности субъекта определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона, но не устанавливающего такого критерия отнесения граждан к данной категории как регистрация органами регистрационного учета по месту жительства.

С учетом представленных истцом доказательств суд приходит к выводу, что фактическим местом проживания несовершеннолетней ФИО36 является территория городского округа Кашира Московской области, то есть право истца на получение удостоверения многодетной матери должно быть реализовано субъектом Российской Федерации по месту фактического проживания Министерством социальной защиты населения Московской области. Регистрация несовершеннолетней ФИО37 в г. Москве не может являться препятствием для получения социальных гарантий многодетной семье.

Таким образом, отказ Каширского управления социальной защиты населения от ДД.ММ.ГГГГ г. № является незаконным и необоснованным. Наличие трех несовершеннолетних детей у истца позволяет признать её многодетной матерью, в связи с чем подлежит выдаче соответствующее удостоверение.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковое заявление Летуновской <данные изъяты> удовлетворить.

    Признать отказ Каширского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области в выдаче удостоверения многодетной семьи незаконным.

    Признать семью, членами которой являются мать – Летуновская <данные изъяты> и несовершеннолетние дети – ФИО38 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО39 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО40ДД.ММ.ГГГГ года рождения – многодетной семьей.

    Обязать Каширское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области выдать Летуновской <данные изъяты> удостоверения многодетной семьи.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Каширский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.

Федеральный судья: Т.А. Фомина

2-2614/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Летуновская Е.С.
Ответчики
министерство социальной защиты населения
Суд
Каширский городской суд Московской области
Дело на странице суда
kashira.mo.sudrf.ru
29.11.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.11.2016Передача материалов судье
02.12.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.12.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.12.2016Подготовка дела (собеседование)
27.12.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.01.2017Судебное заседание
31.01.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.02.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее